СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Профориентационная деятельность в условиях пандемии СОШ-2019
Дианина Елена Вадимовна,
старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью, Государственный университет управления
E-mail: [email protected];
Статья посвящена изучению профориентационной деятельности во время пандемии COVID-2019. В работе рассматриваются теоретические основы понятия профориентационной деятельности и профориентации, проблемы перехода образования в дистанционный формат вследствие пандемии COVID-2019, влияние пандемии на профориентационную деятельность. Цель данной статьи - выявить проблемы в профориентаци-онной работы во время пандемии и дать рекомендации для усовершенствования профориентационной деятельности. В статье приведены результаты авторского социологического исследования по изучению организации и проведению профо-риентационной работы в условиях дистанционного формата обучения. В статье выявлено неоднозначное влияние пандемии на выбор будущей профессии. А также была установлена заинтересованность молодых людей в проведении профориентации. На основе результатов исследования были разработаны рекомендации по усовершенствованию профориентационной деятельности. Полученные результаты могут использоваться руководством высших и средних учебных заведений, Департаментом образования города Москвы.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная деятельность, старшеклассники, дистанционное обучение, система образования, пандемия.
Пандемия COVID-2019 внесла серьезные изменения во все сферы общественной жизни. Огромное негативное влияние оказала на социально-экономическую сферу, в том числе и на рынок труда. Это повлекло за собой рост безработицы, сокращение рабочих мест. Некоторые эксперты отмечают и положительные моменты пандемии -развитие цифровой образовательной среды. Это проявляется в использовании платформ для дистанционного обучения (ZOOM, Tiams, Skype, WhatsApp и др.), проведения экзаменов в онлайн-формате [6].
Не стало исключением и образование, которое перешло по большей части в онлайн-формат, что вызвало трудности: увеличилась нагрузка как на преподавателей, так и на школьников. Учащимся сложно удерживать внимание в таком формате, что ведет к проблемам усвоения программы. Не все участники образовательного процесса были технически подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Преподаватели вынуждены менять формат проведения занятий, разрабатывать интерактивные материалы для удержания внимания учащихся. А также увеличилась в несколько раз нагрузка на преподавателей. Новые реалии поставили вопрос перед системой образования, в том числе, в организации и проведении профориентационной ориентации.
Рассмотрим более подробно понятия «профориентация» и «профориентационная деятельность». Социологический словарь трактует профессиональную ориентацию как «процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленности о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией» [7]. Следует отметить, что в данной статье профо-риентационная работа рассматривается как центральный элемент профориентационной деятельности. Под профориентационной деятельностью понимается как управляемый процесс, имеющий выраженный социальный характер, направленный на удовлетворение потребностей обучающейся молодежи в профессиональном самоопределении через осознание собственных способностей и возможностей их реализации в соответствии с запросами рынка труда [1]. В свою очередь, профори-ентационная работа определяется как профессиональная ориентация как центральный элемент
сз о
о Л о
о сз о в
профориентационной деятельности, представляющий систему методов и способов подготовки обучающихся старших классов к осуществлению профессионального выбора в соответствии с индивидуальными возможностями, общественными потребностями и спецификой рынка труда.
Существуют несколько взглядов в сфере образования на влияние пандемии на профориен-тационную деятельность старшеклассников. Одни эксперты считают, что старшеклассники стали относится более осмысленно и ответственно к выбору профессионального будущего, они уделяют больше внимания «активному поиску информации о востребованных и интересных для них сферах деятельности» [6].
Однако, другие специалисты отмечают, что эта работа не всегда результативна и, по-прежнему, выбор направления подготовки и вуза носит спонтанный характер, а, тем более, в период пандемии. Об этом могут свидетельствовать результаты исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке Минпросвещения России. По результатам исследования было выявлено, что у 70% старшеклассников недостаточно сформированы представления о своей будущей профессиональной деятельности и только 5% респондентов определились с профессией [4]. Следует отметить, что даже определивших с профессией подростки осуществляют свой выбор только на момент поступления в вуз и не задумываются о востребованности профессии после окончания вуза. Для решения этой проблемы необходимо предоставлять данную информацию обучающимся на специализированных Интернет-ресурсах, так как рынок труда развивается динамично, постоянно появляются новые профессии и отмирают старые.
Так, по данным исследования сайта Glassdoor, проведенным в 2020 году, востребованными профессиями во время пандемии являются специалист по коммуникациям в сфере здравоохранения, аналитик медицинских данных и др. Однако спрос на данные профессии имеет временный характер, связанный именно с пандемией [3].
Однако, согласно ряда экспертных мнений, медицинские профессии будут востребованными и перспективными в течение 10 лет, особенно биоинженер, биофармаколог, биоинформатик, нейропсихолог [2].
Также, по данным исследования сайта Glassdoor, после окончания пандемии может увеличиться спрос на такие профессии, как: антикризисный менеджер, эксперт по цифровой трансформации, программист, эксперт по Big Data, разработчик цифровых продуктов, а также помощник по уходу за пожилыми людьми и пациентами и др. [3].
Проанализировав данные исследования и мне-е ния экспертов, можно делать вывод о том, что s востребованными профессиями будущего станут ^ в области медицины и IT-сферы. По данным то-еЗ го же источника, на сегодняшний день существен-5в ное снижение будет наблюдаться в таких отраслях
как авиация, сферы услуг индустрии гостеприимства, туризм, шоу-бизнес [3].
Также следует отметить, что в период пандемии проводились профориентационные мероприятия на городском уровне. К наиболее крупным проектам в Москве сеть технопарков «Кванториум» -просветительско-образовательные площадки, направленные на подготовку новых инженерных кадров и разработку инновационных технологий. Отдельно можно выделить проект «Билет в будущее», который осуществляется на федеральном уровне и направлен на определение осознанного выбора обучающимися профессионального будущего посредством психологического тестирования и участия в практических профессиональных мероприятиях и практикумах (экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профори-ентационные фестивали, очные или онлайн-пробы с представителями профессиональных компетенций) [4].
Проект «Школа старшеклассников», созданный по инициативе Департамента образования и науки города Москвы с целью «создать для школьников мотивирующую среду для получения умений и навыков, которые помогут в будущем задавать вектор развития города, стать востребованными специалистами в своей области» [5]. Во время пандемии все мероприятия проходили дистанционно как для обучающихся, так и для преподавателей.
На региональных уровнях развиваются государственные программы, например, «Профсре-да». Данный проект предоставляет возможность подросткам пройти профессиональные пробы, в том числе, и получить представления о конкретной работе на практике. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия. Проект «Профсре-да» реализуется на базах колледжей Москвы, что определяет его направленность на рабочие профессии [4].
Вузы и средние профессиональные учреждения во время пандемии ведут активную работу по привлечению абитуриентов в виде проведения различных мероприятий (дней открытых дверей, олимпиад и т.д.) в онлайн- формате.
С целью изучения профориентации в условиях пандемии было проведено социологическое исследование в апреле 2021 года. В исследовании приняли участие 306 студентов I курса московских вузов направлений подготовки рекламы и связей с общественностью, социологии, маркетинга, управления персоналом, политологии.
По результатам авторского исследования, студенты отметили, что в основном профориентация в период пандемии COVID-19 проводилась иногда (51%) и не проводилась (41,7%). И лишь 7,3% студентов отметили, что работа по профориентации проводилась постоянно.
Особенно востребованными и посещаемыми мероприятиями по выбору профессии, по мнению первокурсников, стали Дни открытых дверей в ВУ-
Зах в онлайн-формате (19,5%), мастер-классы, встречи со специалистами в онлайн-формате (12,2%). Менее востребованными оказались профориентационные уроки в школе в онлайн-формате (7,3%), онлайн-консультация психолога и психологическая диагностика профессиональной направленности личности (по 2,4%). Больше половины респондентов (56,1%) не посещали никакие профориентационные мероприятия. За консультацией при выборе будущей профессии в городские профориентационные центры обращались 17% респондентов, ничего не знают о городских центрах профориентации 27% респондентов и больше половины респондентов (56%) не обращались за консультацией в городские профори-ентационные центры. В связи с тем, что в настоящее время существует множество городских проектов, направленных на выбор профессии, был задан вопрос относительно участия респондентов в них. Результаты опроса первокурсников позволили выявить, что большинство респондентов не участвовали в подобных мероприятиях (82%), принимали участие в городских профориентаци-онных мероприятиях 18% респондентов. Наиболее востребованными проектами, реализуемые на уровне города Москвы по профориентации, стали: «Университетские субботы», выставка вузов в Манеже, «Профессиональная среда».
По мнению первокурсников, для усовершенствования деятельности по профориентации старшеклассников необходимо, в первую очередь, уделять внимание профориентации в школе «проводить тестирование личных качеств обучающихся для более точных результатов и предрасположенности к той или иной профессии», проводить «индивидуальную работу со школьниками», а также ввести «профориентационные уроки в школе постоянно и выделять на нее больше учебных часов». Также респонденты отметили, что для повышения эффективности данной работы важно приглашать больше преподавателей, студентов вузов и профессионалов в своей сфере, чтобы «заинтересовать учеников своим опытом, успешностью, перспективой». При этом респонденты отметили, что на подобных встречах основное внимание должно уделяться «не лекциям о проходных баллах и вузах, а информации о самих профессиях». Также респонденты считают, что «профориентация действительно была бы полезной, если бы не превращалась в рекламу того или иного вуза». Со стороны государства следует обратить внимание на создание «летних программ, бесплатных стажировок для старшеклассников», проводить «больше университетских суббот по различным направлениям». По результатам ответов респондентов, можно сделать вывод о том, что профориентационная деятельность является весьма актуальной при выборе будущей профессиональной направленности.
Пандемия оказала влияние на систему образования, на принципы выбора старшеклассниками будущей профессии. По результатам проведенного социологического исследования можно
дать ряд рекомендации по усовершенствованию профориентационной деятельности. Во-первых, проводить профессиональную диагностику по изучению личных качеств подростков и их способностей. При этом обязательно давать обратную связь по результатам тестирования старшеклассников. Во-вторых, привлекать к проведению профориентации студентов и преподавателей вузов, а также соответствующих специалистов. Но важно, чтобы такие встречи проводились в формате мастер-классов, деловых игр, но не сводились к агитации к поступлению в определенный вуз. В-третьих, проводить данную работу систематически на уровне школ с информированием об изменениях ситуации на рынке труда. Например, централизовано предоставлять информацию обучающимся о востребованных профессиях на специализированных Интернет-ресурсах. В-четвертых, информировать подростков о городских профори-ентационных мероприятиях и проектах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентационная деятельность в период пандемии COVID-2019 имеет неоднозначное влияние на осознанный выбор старшеклассников. Старшеклассники стали подходить более осознанно к выбору будущей профессии и проявлять интерес к самому содержанию профессии. Также проводятся многочисленные профориентаци-онные мероприятия на федеральном уровне. Однако проведенное исследование первокурсников показало, что большинство из подростков не посещают данные мероприятия или не знают о них. На сегодняшний день вся профориентационная деятельность осуществляется в основном на уровне школы. Результаты опроса выявили, что в период пандемии такая работа проводилась несистематично или не проводилась вовсе. Это можно объяснить чрезмерной загруженностью и неподготовленностью системы образования во время перехода на дистанционное обучение. Интересно отметить, что сами подростки заинтересованы и нуждаются в профориентационных мероприятиях, особенно на уровне школы.
Литература
1. Дианина Е.В., Тихонова Е.В. Профориентаци-онная деятельность в общеобразовательных учреждениях как объект социального управления // Социодинамика. - 2019. - № 4. - С. 2430. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.4.29414 URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=29 414 (дата обращения: 26.06.2021)
2. Какие специалисты будут нарасхват в России после пандемии. Подборка идеальных профессий. // Журнал «Секрет фирмы». URL: https://secretmag.ru/survival/kakie-specialisty-budut-naraskhvat-v-rossii-posle-pandemii-podborka-idealnykh-professii.htm (дата обраще-ния:27.06.2021)
3. Какие профессии будут востребованы после пандемии коронавируса? // Forbes.ru. URL:
сз о
о Л о
о сз о в
https://www.forbes.ru/biNionaire-school/397199-kakie-professii-budut-vostrebovany-posle-pandemii-koronavirusa (дата обращения: 28.06.2021)
4. Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации. // РБК. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5dbaa6cc9a7 9474002964e21https://www.rbc.ru/trends/educat ion/5dbaa6cc9a79474002964e21(дата обраще-ния:28.06.2021)
5. О проекте «Школа старшеклассника». // URL: http://profil.mos.ru/hi-sch/project/o-proekte/ school2.html (дата обращения: 30.06.2021)
6. Пандемия заставила: школьники иначе посмотрели на выбор профессии. URL: https://yandex. ru/turbo/news.ru/s/society/pandemiya-zastavila-shkolniki-inache-posmotreli-na-vybor-professii (дата обращения: 28.06.2021)
7. Социологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/print/sociology/ Professionalnaja-Orientacija-6846.html (дата об-ращения:28.06.2021).
PROFORIENTATION IN THE COVID-2019 PANDEMIC
Dianina E.V.
State University of Management.
The article is devoted to the study of career guidance during the C0VID-2019 pandemic. The paper examines the theoretical foundations of the concept of career guidance and career guidance, the problems of transition of education to a distance learning format due to the C0VID-2019 pandemic, the impact of the pandemic on career guidance. The purpose of this article is to identify problems in career guidance work during a pandemic and provide recommendations for improving career guidance activities. The article presents the results of the author's sociological research on the organization and
conduct of vocational guidance work in a distance learning format. The article reveals the ambiguous influence of the pandemic on the choice of a future profession. And also the interest of young people in conducting vocational guidance was established. Based on the results of the study, recommendations were developed to improve vocational guidance activities. The results obtained can be used by the leadership of higher and secondary educational institutions, the Moscow City Department of Education.
Keywords: career guidance, career guidance, high school students, distance learning, education system, pandemic.
References
1. Dianina E.V., Tikhonova E.V. Career guidance in educational institutions as an object of social management // Sociody-namics. - 2019. - No. 4. - P. 24-30. DOI: 10.25136 / 24097144.2019.4.29414 URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=29 414 (data obrashcheniya: 26.06.2021)
2. What kind of specialists will be snapped up in Russia after the pandemic. A selection of ideal professions // Journal "The secret of the firm". URL: https://secretmag.ru/survival/kakie-specialisty-budut-naraskhvat-v-rossii-posle-pandemii-podborka-idealnykh-professii.htm (data obrashcheniya: 27.06.2021)
3. What professions will be in demand after the coronavirus pandemic? // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/billionaire-school/397199-kakie-professii-budut-vostrebovany-posle-pandemii-koronavirusa (data obrashcheniya: 28.06.2021)
4. Career as a premonition: why do we need a new vocational guidance system // RBC. URL: https://www.rbc.ru/trends/edu-cation/5dbaa6cc9a79474002964e21 https://www.rbc.ru/trends/ education/5dbaa6cc9a79474002964e21 (data obrashcheniya: 28.06.2021)
5. About the project «School for high school students» // URL: http://profil.mos.ru/hi-sch/project/o-proekte/school2.html (data obrashcheniya: 30.06.2021)
6. The pandemic forced: schoolchildren looked differently at the choice of profession. URL: https://yandex.ru/turbo/news.ru/s/ society/pandemiya-zastavila-shkolniki-inache-posmotreli-na-vybor -professii (data obrashcheniya: 28.06.2021)
7. Sociological Dictionary. URL: http://enc-dic.com/print/sociology/ Professionalnaja-Orientacija-6846.html (data obrashcheniya: 28.06.2021).
e
u