Ссылка для цитирования этой статьи:
Кулькова И.А. Анализ рынка профориентационных услуг в Екатеринбурге // Human Рrogress. 2019, Том 5, Выпуск 7. URL: http://progress-human.com/images/2019/Tom5_7/Kulkova.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.157.7
УДК 331.548
АНАЛИЗ РЫНКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ УСЛУГ
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
Кулькова Инна Анатольевна
Доктор экономических наук, профессор профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 70, офис 232, г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (982) 62-40-400
Аннотация. В статье проведен анализ предложения на рынке профориентационных услуг в одном из российских мегаполисов. По мнению автора, данная тема является актуальной, поскольку, с одной стороны, правильный выбор профессии на основе профориентации является важнейшим моментом повышения эффективности работы и повышения удовлетворенности трудом работников; с другой стороны, система профориентации претерпела серьезные изменения в рыночной экономике. В статье описаны результаты исследования, проведенного автором методом контент-анализа информации о профориентационных услугах в сети Интернет в декабре 2019 года. Исследование касалось офлайн услуг в городе Екатеринбурге. Всего было проанализировано 25 предложений на рынке. В процессе анализа автор провел классифицирование профориентационных услуг по нескольким типологическим признакам: стоимость услуг; объект оказания услуг; тип услуг и местоположение их оказания. На основе ти-пологизации все компании, оказывающие профориентационные услуги были разделены на группы. Исследование показало, что жители города могут получить как платные, так и бесплатные услуга во всех районах города. Большинство компаний оказывают профориентационные услуги только молодым людям; взрослым клиентам получить услугу сложнее. Самой распространенной услугой является профконсультация.
Ключевые слова: профориентация; рынок профориентационных услуг; профконсуль-тация; выбор профессии; Екатеринбург.
JEL коды: J 24; J 44.
Введение
Роль профориентационных услуг очень высока в свободной рыночной экономике, поскольку, с одной стороны, позволяет отдельному индивиду добиваться больших высот в профессиональной карьере, что способствует повышению доходов таких работников и повышает долю людей в обществе, считающих себя счастливыми. С другой стороны, когда большинство работников трудятся по призванию, повышается общая эффективность деятельности отдельных компаний и экономики в целом.
При этом по результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2019 году, только половина россиян (51%) работает по той профессии, которую получили в учебном заведении1. При этом 20% респондентов ответили, что нашли себя в другой сфере деятельности, что прямо указывает на проблемы профориентации в момент выбора места учебы. Другой опрос ВЦИОМ об удовлетворенности населения, также проведенный в 2019 году, показал, что работой в целом удовлетворены 59%2. И хотя за 19 лет с 2000 года процент удовлетворенности вырос также на 19% (был 40%), эти данные говорят о недостатках в системе профориентации в нашей стране.
Понять свое профессиональное предназначение, особенно в юности, человеку бывает сложно, и здесь на помощь могут прийти не только родители, но и профессиональные консультанты, которые могут выявить способности индивида, его интересы и предложить направления профессиональной деятельности, востребованные на рынке труда. Однако часто подросшие дети и их родители не знают, куда можно обратиться за такой консультацией, в малых городах и сельской местности консультационные центры отсутствуют, а в крупных городах предложений много, цены и качество отличаются, и трудно разобраться, куда обратиться.
Статья написана с целью проанализировать предложение на рынке услуг по профориентации в крупном российском городе с численностью жителей почти 1,5 млн.человек.
Предложение на рынке услуг по профориентации в городе Екатеринбурге
В рамках данного исследования под профориентацией мы понимаем «специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения» [1] индивида. Термин «профориентация» чаще применяется по отношению к детям (школьникам), когда речь идет о консультировании и помощи взрослым людям, которые хотят сменить место работы, чаще используют термин «профессиональное самоопределение» [2]. По нашему
1 Большая зарплата или работа по специальности? Данные опросов ВЦИОМ: №3932, 15 Апреля 2019 [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9655.
2 Жить в России: 1999-2019. Данные опросов ВЦИОМ: №4135, 24 Декабря 2019 [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10088
мнению, такое разделение является искусственным, поскольку, если речь идет о помощи, консультировании, то это уже не «самоопределение», а «ориентирование». Исходя из такого убеждения, мы изучали рынок профориентационных услуг, оказываемых не только школьникам и молодым людям, но и взрослым, и даже людям старшего возраста, желающим (или вынужденным) сменить профессию.
Методом исследования выступал контент-анализ рекламной информации в сети Интернет. Были заданы параметры поиска: «профориентация в Екатеринбурге», «как выбрать профессию в Екатеринбурге» и другие похожие запросы. Исследование проводилось в декабре 2019 года. Интернет был выбран в качестве источника потому, что большинство родителей и молодых людей в поисках информации обращаются именно в сеть Интернет.
Результаты исследования показали, что Интернет предлагает множество сайтов, где можно пройти тестирование по профориентации онлайн. Такие предложения, с одной стороны, повышают доступность профориентационных услуг [3]: любой человек, находящийся даже в очень отдаленном населенном пункте, при наличии доступа в Интернет может получить такие услуги, часто бесплатно. Однако, чтобы результат тестирования был правдивым, необходимо, чтобы тесты были качественными, то есть надежными, валидными и достоверными [4].
Надёжность теста означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при неоднократных измерениях на одних и тех же испытуемых. Валид-ность теста обеспечивает его способность измерить то, что он должен измерить по замыслу автора. При этом при прохождении теста, его стратегия не должна быть сразу понятна [5]. Достоверность теста - это его способность защищать информацию от мотивационных (сознательных и бессознательных) искажений и социальной желательности ответов [6].
Изучение рынка онлайн тестирования не являлось целью нашего исследования, поскольку нас интересовали региональные возможности рынка профориентационных услуг, однако, пройдя по ссылкам на некоторые сайты с тестами, мы обнаружили, что в бесплатном доступе находятся либо тесты, которые не адаптировались более 40 лет (для обеспечения качества психодиагностических инструментов они должны адаптироваться не реже, чем раз в пять лет), либо фрагменты качественных тестов, которые не могут дать полную картину из-за отсутствия ряда важных блоков, либо анкеты и развлекательные тесты, которые не проходили процедуру доказательства их надежности и валидности. Данный факт можно оценить как негативный, поскольку молодой человек после получения некачественной услуги может либо сделать неправильный выбор профессионального развития, либо разочароваться в возможности помочь ему с самоопределением.
С другой стороны, нами были найдены и качественные тесты: «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)», «Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП)», «Карта интересов Голомштока», при этом некоторые сайты, предлагая пройти тест бесплатно, предлагают заплатить потом за результаты тестирования.
Более интересны предложения онлайн консультаций по Skype с профессиональными консультантами. Такие услуги действительно качественные и могут быть оказаны человеку, находящемуся в любом территориально отдаленном месте. Однако, все найденные нами подобные услуги являлись платными, и их стоимость была не ниже (а иногда и в 1,5 раза выше), чем офлайн консультации в Екатеринбурге. В качестве объяснения такой ценовой политики можно отметить, что большинство предложений исходит из Москвы, где уровень доходов и цен выше, чем в регионах.
Относительно офлайн услуг по профориентации в Екатеринбурге нами было найдено 25 предложений. Большинство вузов Екатеринбурга имеют свои профориентационные подразделения, однако, и школьники, и, тем более взрослые люди понимают, что основная задача таких центров - предложить профессию, по которой можно обучаться именно в этом вузе, поэтому мы изучали только те вузы, где используется тест «Профориентатор» доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г. Шмелева.
Независимые от системы образования коммерческие структуры, занимающиеся оказанием профориентационных услуг, по нашему мнению, могут предоставить более ценную информацию. В процессе анализа мы провели их классифицирование по нескольким типологическим признакам и разделили их на группы (табл.1)
Табл. 1: Типология компаний, оказывающих профориентационные услуги в Екатеринбурге3
Типологический признак Выделенные типы компаний Примеры компаний
Стоимость услуг Оказывают платные услуги Кабинет профориентации и карьерных консультаций Елены Некраше-вич; Консультационный центр «Гармония»; Подростковый клуб «Кру-гозорро»; Клиника Евгения Бенихиса; Кадровый Центр «Метрополис»; JLIDER.RU; ООО «Вербатория»; ООО ДПО «ОНИМ»; Сеть центров биометрического тестирования по отпечаткам пальцев Genetic-test; Центр биометрии «Апельсиновый слон»; Центр профориентации; Инкубатор ПРОФИ; Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»; «Ваш Психолог»; Центр развития и консультирования «Призвание»; Профориентационное пространство «Паровоз» УГГУ; Карьерный консультант Елена Гостева; Центр подготовки к ЕГЭ УрФУ; Гуманитарный университет; Российский государственный профессионально-педагогический университет; Центр детского отдыха «Компунет»
3 Составлено автором по результатам собственного исследования © И.А.Кулькова 4
Типологический признак Выделенные типы компаний Примеры компаний
Оказывают бесплатные услуги: Уральский ЕГЭ Центр; ГАУ СО «Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений»; Центр выбора профессии «Дело Будущего»; Департамент по труду и занятости населения СО
Объект оказания услуг Только дети и подростки Уральский ЕГЭ Центр; Консультационный центр «Гармония»; Подростковый клуб «Кругозорро»; Клиника Евгения Бенихиса; Кадровый Центр «Метрополис»; JLIDER.RU; Инкубатор ПРОФИ; ООО ДПО «ОНИМ»; Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»; Центр развития и консультирования «Призвание»; Профориента-ционное пространство «Паровоз» УГГУ; Центр подготовки к ЕГЭ Ур-ФУ; Гуманитарный университет; Российский государственный профессионально-педагогический университет; Центр детского отдыха «Ком-пунет»; Департамент по труду и занятости населения СО
Дети, подростки и взрослые ГАУ СО «Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений»; ООО «Вербатория»; Кабинет профориентации и карьерных консультаций Елены Некрашевич; Центр выбора профессии «Дело Будущего»; Сеть центров биометрического тестирования по отпечаткам пальцев Genetic-test; Центр биометрии «Апельсиновый слон»; Центр профориентации; «Ваш Психолог»; Карьерный консультант Елена Гостева
Тип услуг Только кон- сульти- рование Уральский ЕГЭ Центр; ГАУ СО «Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений»; Консультационный центр «Гармония»; Подростковый клуб «Кругозорро»; Клиника Евгения Бе-нихиса; ООО «Вербатория»; ООО ДПО «ОНИМ»; Кабинет профориентации и карьерных консультаций Елены Некрашевич; Центр выбора профессии «Дело Будущего»; Сеть центров биометрического тестирования по отпечаткам пальцев Genetic-test; Центр биометрии «Апельсиновый слон»; Центр профориентации; «Ваш Психолог»; Центр развития и консультирования «Призвание»; Карьерный консультант Елена Гостева; Гуманитарный университет; Российский государственный профессионально-педагогический университет
Консультирование и игры Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»; Центр детского отдыха «Компунет»; Департамент по труду и занятости населения СО
Обучающие программы Инкубатор ПРОФИ; Кадровый Центр «Метрополис»; JLIDER.RU; Профориентационное пространство «Паровоз» УГГУ; Центр подготовки к ЕГЭ УрФУ;
Местоположение 1 офис в центре Кадровый Центр «Метрополис»; JLIDER.RU; Кабинет профориентации и карьерных консультаций Елены Некрашевич; Центр выбора профессии «Дело Будущего»; Подростковый клуб «Кругозорро»; Центр биометрии «Апельсиновый слон»; ООО ДПО «ОНИМ»; Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»; «Ваш Психолог»; Центр развития и консультирования «Призвание»; Профориентационное пространство «Паровоз» УГГУ; Центр подготовки к ЕГЭ УрФУ;
2 офиса в разных районах или 1 офис не в центре Консультационный центр «Гармония»; ГАУ СО «Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений»; Клиника Евгения Бенихиса; ООО «Вербатория»; Сеть центров биометрического тестирования по отпечаткам пальцев Genetic-test; Карьерный консультант Елена Гостева; Гуманитарный университет; Российский государственный профессионально-педагогический университет; Центр детского отдыха «Компунет»
Офисы в разных районах города Уральский ЕГЭ Центр; Инкубатор ПРОФИ; Департамент по труду и занятости населения Свердловской области
Результаты исследования показали, что только 4 организации оказывают бесплатные услуги по профориентации, при этом их офисы располагаются в большинстве районов города. 64% компаний оказывают профориентационные услуги только детям и подросткам, остальные - и взрослым людям также. Следует отметить, что ни одна из анализируемых компаний на имеет специальные программы для лиц старшего возраста, хотя такие услуги являются востребованными. Выходя на пенсию, или только приближаясь к ней, некоторые работники по состоянию физического и/или психического здоровья не могут продолжать по выбранной ранее профессии (даже если она им подходит, и они добились в ней успеха). В этот период они задумываются о смене профессии, и без помощи профессионального консультанта часто не могут выбрать дальнейшую траекторию.
Что касается типа услуг, то наиболее распространенным типом является консультирование. Данное консультирование основывается не только на упомянутом выше тесте «Про-фориентатор», рынок содержит множество предложений: графологический тест (по подчерку); биометрия, в том числе по отпечаткам пальцев, а также консультация соматиполога; тест по электромагнитным импульсам коры головного мозга.
Наряду с консультированием некоторые компании проводят деловые и развивающие игры, помогающие самоопределению детей и подростков [7]. Пять компаний проводят только обучающие курсы по выбору профессии.
Мы также изучили стоимость консультации, которая колеблется от 550 р. (тестирование на основе «Профориентатора» без очной консультации) до 3800 р. за три часа консультации. Медианное значение оказалось 1900 р. за 2 часа консультирования.
Заключение
Таким образом, вопросы профориентации актуальны во всех странах мира [8; 9]. В период Советского Союза профориентация традиционно проводилась в школах, где ее осуществляли либо школьные психологи, либо педагоги, кроме того, проводились регулярные экскурсии на предприятия. Зарубежные страны переняли у нас опыт сотрудничества между школами и трудовыми организациями [10], в то время как в России данный опыт частично утрачен - сегодня только очень крупные компании работают со школьниками в направлении привлечения их в свои организации.
В отсутствие полноценной работы по профориентации в школе, родители вынуждены обращаться в специализированные организации. Рынок профориентационных услуг в Екатеринбурге имеет множество предложений. Жители города могут получить как платные услуги, так и бесплатные во всех районах города. Более половины компаний оказывают профори-
ентационные услуги только детям и подросткам, несмотря на то что такие услуги востребованы не только в момент формирования профессионального пути. Профессиональное консультирование выступает самым распространенным типом оказания услуг, при этом консультирование основывается на разного типа тестах. Взрослым людям предлагают только профконсультирование, для детей и подростков разработаны также игры и обучающие программы.
Литература
1. Пряжников, Н. Школьная профориентация: реальность и мечты // Школьный психолог. 2003. No 4. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300408.
2. Диннер, И.В. Понятие профориентации и профессионального самоопределения в контексте непрерывного профессионального развития / В сборнике: Омские научные чтения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 572-574.
3. Shafranov-Kutsev, G.F.; Efimova, G.Z.; Semenov, M.Yu. Career Guidance Practices Under the Conditions of Globalization: A Sociological Analysis // Obrazovanie i Nauka - Education and Science. 2018, Том 20, Вып. 8. С.: 46-65.
4. Шмелев, А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.: 40-53.
5. Чеченко Ю.Н., Пацук О.В. Проблемы профориентации / В сборнике: Производственный менеджмент: теория, методология, практика сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. 2018. С.: 15-20.
6. Hooley, T.; Rice, S. Ensuring quality in career guidance: a critical review // British Journal of Guidance & Counselling. 2019, Том 47, Вып. 4. С.: 472-486.
7. Sushkova, A.R.; Valeeva, R.R.; Davydov, A.E. Games as a Form of Career Guidance // Tarih Kultur ve Sanat Arastirmalari Dergisi - Journal of History Culture and Art Research. 2019, Том 8, Вып. 3. С.: 422-433.
8. Morse, K. "You can be anything" - Career guidance messages and achievement expectations among Cape Town teenagers // South African Journal of Education. 2019, Том 39, Приложение 1. Номер статьи 1537.
9. Bhatnagar, M. Career guidance in India based on O*NET and cultural variables // International Journal for Education and Vocational Guidance. 2018, Том 18, Вып. 1. С.: 81-99.
10. Kuijpers, M. Career guidance in collaboration between schools and work organizations // British Journal of Guidance & Counselling. 2019, Том 47, Вып. 4. С.: 487-497.
CAREER GUIDANCE SERVICES MARKET ANALYSIS
IN EKATERINBURG
Inna Kulkova
Doctor of Economics, Professor in Ural State University of Economics
Yekaterinburg, Russia
Abstract. The article analyzes the offer of the career guidance services market in one of the Russian megacities. According to the author, this topic is relevant, because the right choice of a profession based on career guidance is the most important moment to increase work efficiency and employee satisfaction, on the one hand; the career guidance system has undergone major changes in the market economy, on the other hand. The article describes the results of a study conducted by the author by the content analysis method of offline services in Yekaterinburg. The study consists of information about career guidance services on the Internet in December 2019. 25 offers on the market were analyzed in total. In the process of analysis, the author classified occupational guidance services according to several typological characteristics: services cost; to whom are the services provided; services type and location of their provision. Based on typology, all companies providing career guidance services were divided into groups. The study showed that city residents can receive both paid and free services in all areas of the city. Most companies provide career guidance services only to young people; it's more difficult for adult customers to get the service. The most common service is professional advice.
Key words: career guidance; career guidance services market; professional consultation; choice of profession; Yekaterinburg.
1. Pryazhnikov, N. School career guidance: reality and dreams // School psychologist. 2003. No 4. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300408.
2. Dinner, I.V. The concept of career guidance and professional self-determination in the context of continuous professional development / In: Omsk scientific readings Materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2017. P. 572-574.
3. Shafranov-Kutsev, G.F.; Efimova, G.Z.; Semenov, M.Yu. Career Guidance Practices Under the Conditions of Globalization: A Sociological Analysis // Obrazovanie i Nauka - Education and Science. 2018, Vol. 20, Issue 8. P.: 46-65.
© HA.KynbKOBa 8 DOI 10.34709/IM.157.7
JEL Code: J 24; J 44.
References
4. Shmelev, A.G. Test as a weapon // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2004. Vol. 1. No. 2. P.: 40-53.
5. Chechenko Yu.N., Patsuk O.V. Problems of career guidance / In: Production management: theory, methodology, practice, collection of materials of the XII International scientific-practical conference. 2018. P.: 15-20.
6. Hooley, T.; Rice, S. Ensuring quality in career guidance: a critical review // British Journal of Guidance & Counselling. 2019, Vol. 47, Issue 4. P.: 472-486.
7. Sushkova, A.R.; Valeeva, R.R.; Davydov, A.E. Games as a Form of Career Guidance // Tarih Kultur ve Sanat Arastirmalari Dergisi - Journal of History Culture and Art Research. 2019, Vol. 8, Issue 3. P.: 422-433.
8. Morse, K. "You can be anything" - Career guidance messages and achievement expectations among Cape Town teenagers // South African Journal of Education. 2019, Vol. 39, Appendix 1. Article number 1537.
9. Bhatnagar, M. Career guidance in India based on O*NET and cultural variables // International Journal for Education and Vocational Guidance. 2018, Vol. 18, Issue 1. P.: 81-99.
10. Kuijpers, M. Career guidance in collaboration between schools and work organizations // British Journal of Guidance & Counselling. 2019, Vol. 47, Issue 4. P.: 487-497.
Contact
Inna Kulkova
Ural State University of Economics
70-232, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia