Научная статья на тему 'Профмоделирование как метод подготовки молодых людей к осуществлению осознанного выбора профессиональной деятельности'

Профмоделирование как метод подготовки молодых людей к осуществлению осознанного выбора профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / GAME METHODS / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / SOCIAL CONSTRUCTIVISM / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половова В.С., Реут Д.В.

Статья посвящена разработке и внедрению новой модели профориентации. Этого требуют изменения экономики, науки и техники, дигитализация ряда профессий, стирание границ между ними. Растёт важность индивидуализации целей и содержания образования, формирования осознанного отношения личности к своей жизни. Излагаются результаты апробации профориентационного курса для обучающихся, основанного на авторском подходе, названном «профмоделированием». Он включает известные профориентационные инструменты и авторские методы в русле «социального конструктивизма», реализуется в формате мероприятий, направленных на формирование способности делать осознанный выбор. В том числе -групповых психотренингов, игровых методов, бесед с профконсультантом / тьютором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Половова В.С., Реут Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MODELLING AS A METHOD OF YOUNG PEOPLE TRAINING FOR IMPLEMENTATION OF THEIR CONSCIOUS CHOICE OF FURTHER PROFESSIONAL ACTIVITY

The researchers study the development and deployment of a new model of career guidance. Changes of economy, science and technology, digitalization of some professions, deleting of borders between them demand such innovations. Importance of individualization of the purposes and education content, formation of the conscious relation of the personality to its life is growing. The work presents results of approbation of the professional orientation course for learners, based on the authors' approach called “professional modeling”. It includes the professional orientation tools and the authors' methods, as well as “the social constructivism”. It is used as a set of the actions that form abilities of the personality to make a conscious choice. This set of actions includes group psychological trainings, game methods, conversations with the professional consultant / tutor.

Текст научной работы на тему «Профмоделирование как метод подготовки молодых людей к осуществлению осознанного выбора профессиональной деятельности»

3. 'Erganova N.E. Metodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

4. Alekseevnina A.K. Metodicheskaya sistema razvitiya kul'tury rechi v processe obucheniya fizike studentov fizicheskogo fakul'teta pedagogicheskoj special'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2010; 4; Ch. 2: 106 - 110.

5. Pilipec L.V., Klimenko E.V., Buslova N.S., Pilipec T.S. Stanovlenie gotovnosti k issledovatel'skoj deyatel'nosti: shkola - vuz - professiya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 8 - 1: 198 - 202.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.04 «Professional'noe obuchenie (po otraslyam)» (uroven'bakalavrita). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf

7. Zybina N.V. IT-tehnologii v processe podgotovki specialistov srednego zvena. Pedagogika i psihologiya v integrirovannom prostranstve nauki ipraktiki: Materialy X Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. Tobol'sk: Tobol'skij pedinstitut im. D.I. Mendeleeva (filial) TyumGU v g. Tobol'sk, 2016: 123 - 127.

8. Kutumova A.A., Shebanova L.P. Formirovanie proektirovochnyh umenij u bakalavrov professional'nogo obucheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21087

Статья поступила в редакцию 16.06.17

УДК 44.06.08: 37.048.44

Polovova V.S., postgraduate, Moscow State Pedagogical University, professional consultant of"Career Design" Company, expert

in organization of work with youth, (Moscow, Russia), E-mail: val.polovova@ya.ru

Reut D.V., Doctor of Sciences (Economics), senior lecturer, Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),

Email: dmreut@gmail.com

PROFESSIONAL MODELLING AS A METHOD OF YOUNG PEOPLE TRAINING FOR IMPLEMENTATION OF THEIR CONSCIOUS CHOICE OF FURTHER PROFESSIONAL ACTIVITY. The researchers study the development and deployment of a new model of career guidance. Changes of economy, science and technology, digitalization of some professions, deleting of borders between them demand such innovations. Importance of individualization of the purposes and education content, formation of the conscious relation of the personality to its life is growing. The work presents results of approbation of the professional orientation course for learners, based on the authors' approach called "professional modeling". It includes the professional orientation tools and the authors' methods, as well as "the social constructivism". It is used as a set of the actions that form abilities of the personality to make a conscious choice. This set of actions includes group psychological trainings, game methods, conversations with the professional consultant / tutor.

Key words: career guidance, self-determination, game methods, social constructivism, individualization.

В.С. Половова, аспирант МПГУ, профконсультант АНО ДО «Дизайн карьеры», специалист по организации работы

с молодежью, г. Москва, E-mail: val.polovova@ya.ru

Д.В. Реут, д-р экон. наук, доц., проф., Московский Государственный Педагогический Университет МПГУ, г. Москва,

E-mail: dmreut@gmail.com

ПРОФМОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена разработке и внедрению новой модели профориентации. Этого требуют изменения экономики, науки и техники, дигитализация ряда профессий, стирание границ между ними. Растёт важность индивидуализации целей и содержания образования, формирования осознанного отношения личности к своей жизни. Излагаются результаты апробации профориентационного курса для обучающихся, основанного на авторском подходе, названном «профмоделированием». Он включает известные профориентационные инструменты и авторские методы в русле «социального конструктивизма», реализуется в формате мероприятий, направленных на формирование способности делать осознанный выбор. В том числе -групповых психотренингов, игровых методов, бесед с профконсультантом / тьютором.

Ключевые слова: профориентация, самоопределение, игровые методы, социальный конструктивизм, индивидуализация.

Быстроменяющаяся действительность предъявляет молодым профессионалам требование быть мобильными, гибкими, стрессоустойчивыми, готовыми работать в ситуации неопределенности. Основной задачей для молодого человека сегодня становится формирование высокой степени осознанности, ответственности за рациональность своих действий. Важной предпосылкой формирования этих качеств является предварительный этап выбора направления профессиональной деятельности.

По мнению многих исследователей, правильный выбор профессии является ключевым смыслообразующим фактором в жизни человека. Ведущий эксперт в сфере профориентации Н.С. Пряжников пишет: «сущность профессионального самоопределения можно определить, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [1].

Каковы же причины, порождающие необходимость разработки и внедрения новой системы профориентации в нашей стране?

С одной стороны - это объективные социально-экономические тенденции, проявившиеся в мире, а именно: автоматизация, механизация и компьютеризация профессий почти во всех видах современной профессиональной деятельности, стирание

границ между профессиями, актуализация междисциплинарных областей, существенные экономические перемены, происходящие каждые несколько десятилетий. Данные тенденции стимулируют человека к развитию компетенций, недоступных роботу (креативность и эмоциональный интеллект [2]), к освоению надпрофессиональных универсальных компетенций. Сегодня он должен быть готовым к ситуации многокарьерности и смены устоявшихся форм профессиональной деятельности. С другой стороны - это давно намечавшиеся или уже реализующиеся подходы в системе основного и дополнительного образования, связанные с индивидуализацией и формированием осознанного отношения личности к своей судьбе.

Коллектив автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Дизайн карьеры» под руководством профессора, доктора психологических наук А.С. Огнева разработал комплексную программу по выбору профессии для старшеклассников. В ней был определен подход, который мы предлагаем в качестве альтернативы классической профориентации, под которой обычно понимаются «рекомендации человеку относительно выбора его будущей профессии» [3]. Этот термин широко используется и затрагивает определенное тестирование навыков и способностей, психологическую оценку личности, мотивации, целей в жизни и т. д. Профориентация призвана направ-

лять индивида в ту область деятельности, для которой у него были обнаружены наибольшие способности.

Однако мониторинг методов и программ профориентации, существующих в России, показал, что зачастую профориентация ставит своей целью определение склонностей личности к той или иной профессиональной деятельности всего лишь путем диагностического тестирования. Несмотря на множество преимуществ данного метода (смысловая емкость, беспристрастность, быстрое выполнение), объективным ограничением данного метода является отсутствие возможности осмысления индивидом оснований получаемых результатов. Мы же полагаем, что наибольшую ценность имеет не конкретный результат, который позволяет сообщить молодому человеку о «наиболее подходящих» для него сферах деятельности, а непосредственно процесс осмысления особенностей своей личности, обнаружения способностей и формирования жизненных ориентиров.

В чем состоят ключевые отличия нового подхода от устоявшегося? Организация данного процесса становится возможной благодаря подходу под названием «профессиональное моделированию» (далее «профмоделирование»), который был предложен вышеупомянутым творческим коллективом.

Профмоделирование - это разновидность лайф-коучинга, которая направлена на содействие в осмыслении молодым человеком своих жизненных ориентиров, профессиональной направленности и разработку индивидуальной образовательной и карьерной траектории. Профмоделирование развивается на основе положений «позитивной психологии», а именно, «формирование здорового оптимизма как важнейшего фактора успешности» [4], «формирование и укрепление установки на эффективное использование особенностей собственной личности» [5]. Профмоделирование продолжает разработки в русле социального конструктивизма, которое предполагает самостоятельный «заказ» личности на свое развитие и самоопределение, освоение алгоритма осознанного выбора на каждом этапе жизни и готовность к непрерывному самостоятельному самоопределению. Профмоделирование реализуется с помощью групповых психологических тренингов с использованием игровых методов, бесед с профконсультантом или тьютором, мероприятий, направленных на ознакомление с интересующим молодого человека видом профессиональной деятельности путем активного познания и практики (проектная деятельность, квесты, решение кейсов, общение с экспертами).

В рамках деятельности АНО ДО «Дизайн карьеры» «про-фмоделирование» было апробировано в ходе реализации программы «Осознанный путь к профессии». С февраля по апрель 2016 г. в ней приняли участие 35 подростков в возрасте 13 - 17 лет.

В начале и в конце представляемой программы командой организаторов было проведено анкетирование участников и их родителей. Анкетирование решало следующие задачи: 1) выявление текущего уровня самоопределения подростков в личностном и профессиональном смысле на этапах вхождения в программу и её окончания; 2) оценка оправданности ожиданий подростков и родителей; 3) оценка влияния детско-родительских отношений на результаты и «эффекты» программы.

На этапе первичного анкетирования 70 % подростков, отвечая на вопрос «как бы ты охарактеризовал текущий уровень своего профессионального самоопределения?», заявили, что не имеют никакого представления о том, куда поступать и чем заниматься в дальнейшем; 25% сообщили - «у меня есть несколько вариантов для поступления, но мне нужно конкретизировать выбор». «Я точно знаю, куда буду поступать и чем хочу заниматься, но мне нужен план достижения цели» - ответили 5% участников.

На этапе окончания программы число участников, входящих в первую категорию респондентов, уменьшилось до 40%, а третья категория пополнилась на 15%.

Однако нельзя принимать за «положительный эффект» программы исключительно конкретный и уверенный выбор участника сразу после её окончания. Необходимо выделить случаи, в которых сразу после тренинга подростки из относительной уверенности входили в состояние «замешательства», которое свойственно ситуациям, побуждающим пересмотреть прежние убеждения и принятые решения. 15% подростков в результате прохождения программы отказались от варианта выбора профессии, который они обсуждали ранее с родителями или учителями, 20% к ранее намеченным вариантам добавили еще несколько профессиональных направлений, которые нужно рассмотреть. Перечисляя методы, которые могли бы помочь им определиться

с направлением деятельности, участники обозначили: составление плана «индивидуального развития» по интересующим их направлениям, посещение «дней открытых дверей» в заинтересовавших их вузах, общение с представителями профессий, проведение исследований по предметным направлениям, в которые нужно углубиться, ведение проектов и участие в мероприятиях «workshop».

Делая оценку ожиданий подростков от программы, мы выяснили, что 80% участников выбрали вариант «понять, чего я хочу», 50% отметили, что на данном этапе им важно «договориться с родителями», 50% пожелали с помощью программы «дисциплинировать себя», 40% «искали место, где их способности были бы востребованы» и еще 30% планировали «найти понимание в лице учителей».

Оценивая «оправданность» ожиданий участников после прохождения программы, отметим, что самое большое количество подростков (70%) ответили, что им удалось «лучше понять себя», 40% сумели найти «инструменты дисциплинирования себя». Остальные ожидания в период окончания программы не были оправданны ввиду необходимости «применить полученный опыт в реальной жизни».

Как проявлялись ожиданий родителей перед стартом? 85% отмечали высокую потребность в «наличии грамотных специалистов, способных содействовать самоопределению ребёнка», 60% желали «согласовать свои интересы с интересами своего ребенка», 30% - «найти возможность улучшить качество общения со своим ребенком».

После окончания программы 90% родителей, у которых был выделен приоритет поиска грамотных специалистов в самоопределении своего ребенка, были удовлетворены сотрудничеством с командой организаторов, 60% увидели новые возможности согласования своих интересов с интересами своего ребенка, 40% отметили, что программа помогла им в совершенствовании отношений с ребенком.

Важно подчеркнуть, что те результаты, которые были получены участниками при прохождении программы, не были оторваны от ситуации, складывающейся в семье каждого подростка. Еще на этапе разработки концепции программы организаторы задавались необходимостью учитывать всех значимых субъектов выбора профессии, а также влияние на подростка группы референтных лиц. Поэтому и с исследовательской, и с педагогической позиции нам было важно оценить «общую картину» взаимоотношений в семье. Мы осуществляли это путем совместного и поочередного общения с родителями и их детьми и проведением неоднократного анкетирования.

В качестве одного из этапов исследования картины взаимоотношений в семье мы осуществили сравнительный анализ самоощущения подростка с внешней оценкой самоощущения ребенка его родителем. Это оказалось возможным благодаря методу «субъектогенетический дифференциал» [2], кратко описанному ниже.

Подростку и его родителю был предложен набор полярных характеристик: «победитель/побежденный, несчастный/счастливый, депрессивный/жизнестойкий, организованный/неорганизованный, целеустремленный/нецелеустремленный, ответственный/безответственный, успешный/неуспешный пессимист/ оптимист, сильный/слабый». При этом, между этими характеристиками стояла числовая шкала оценок от «-3» до «+3» и было необходимо выбрать цифру, которая ближе всего к подходящей характеристике. Подросток оценивал собственное самоощущение, а его родитель выражал свое мнение о самоощущении подростка.

Чаще всего подростки считают себя гораздо успешнее и целеустремленнее, чем это делают родители, оценивающие их. При этом оценка степени своей организованности и ответственности у них намного ниже родительской оценки. Наиболее коррелирующими характеристиками оказались категории «пессимист/ оптимист», «депрессивный/жизнестойкий», однако, характеристики «несчастный/ счастливый» часто расходились в сторону более оптимистичной оценки родителей.

Анализ оценки влияния детско-родительских отношений на результаты участников программы показывает следующее:

• результативнее всего с точки зрения полученных выводов о себе оказались подростки, чьи родители изначально проявляли интерес к происходящему, приходили на встречи со специалистами, вели с ними диалог в ходе программы;

• наибольшую психологическую готовность работать в команде, совершать ошибки и решительные действия про-

являли те подростки, чьи родители давали «положительную оценку самоощущения ребенка» в ходе заполнения технологических таблиц «субъектногенетического дифференциала»;

• наиболее поддерживающей установкой родителей оказалось пожелание «расширить границы и узнать что-то новое»: дети, получившие такую установку, оптимистичнее относились к состоянию замешательства, которое заставляло их размышлять

Библиографический список

над многими вопросами одновременно и сомневаться в своем выборе.

Резюмируем вышеизложенное: система профмоделирова-ния, ход и результаты реализации программы «Осознанный путь к профессии» являются ценным материалом для развития существующей системы профориентации в России и представляют интерес с педагогической, методологической, исследовательской точек зрения.

1. Пряжников Н.С. Психология и практика профессионального самоопределения. Москва: МГППИ, 1999.

2. Бояцис Р., Гоулман Д., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина, 2008.

3. Электронная психологическая энциклопедия. Available at: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/21056

4. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. Москва, 2009.

5. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. Москва: Время, 2009. References

1. Pryazhnikov N.S. Psihologiya ipraktika professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: MGPPI, 1999.

2. Boyacis R., Goulman D., Makki 'E. 'Emocional'noe liderstvo: Iskusstvo upravleniya lyud'mina osnove 'emocional'nogo intellekta. Moskva: Al'pina, 2008.

3. 'Elektronnaya psihologicheskaya 'enciklopediya. Available at: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/21056

4. Ognev A.S. Psihologiya sub'ektogeneza lichnosti. Moskva, 2009.

5. Bonivell I. Klyuchi k blagopoluchiyu: Chto mozhet pozitivnaya psihologiya. Moskva: Vremya, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.06.17

УДК 378

Paleev A.V., Colonel, Military training center of Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: shulachka@mail.ru

Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog,

Russia), E-mail: shulachka@mail.ru

FORECASTING PEDAGOGICAL PHENOMENA IN SPORTS. Forecasting methods are methods that provide scientifically based forecasts of the future. In modern science, a forecast is a scientific model of a future event, phenomenon. The forecasting itself is an actual psychological and pedagogical problem. Thus, the forecasting of the controlled processes is oriented to the estimation of the probable and desirable states of the object in order to optimize the decisions. The concept of psychological and pedagogical forecasting in sports is based on a system activity approach, takes into account the time of forecasting, adequate forecasting methods depending on the purpose of forecasting, the level of overall preparedness, competitive reliability and the effectiveness of competitive activities of athletes.

Key words: forecast, problem, model, scale, event, scientific research, perspective, phenomenon, source of information, goal, information, class, trend, decision, future, assessment of phenomenon, timing, analysis, future, sport, human activity, object Research, result, physical development, physical qualities, factors, conditions, teacher, organism.

A.В. Палеев, полковник, зам. начальника УВЦ «Южный федеральный университет», г. Таганрог,

E-mail: shulachka@mail.ru

B.А. Таран, канд. пед. наук., доц. каф. физвоспитания «Южный федеральный университет», г. Таганрог,

E-mail: shulachka@mail.ru

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В СПОРТЕ

Методы прогнозирования это методы, обеспечивающие научно обоснованные прогнозы будущего. В современной науке прогноз - это научная модель будущего события, явления. Само прогнозирование является актуальной психолого-педагогической проблемой. Таким образом, прогнозирование управляемых процессов ориентировано на оценку вероятного и желательного состояний объекта с целью оптимизации принимаемых решений. Концепция психолого-педагогического прогнозирования в спорте базируется на системном деятельностном подходах учитывает время учреждения прогнозов, адекватные методы прогнозирования в зависимости от цели прогнозирования, уровень общей готовности, соревновательной надежности и эффективность соревновательной деятельности спортсменов.

Ключевые слова: прогноз, проблема, модель, масштаб, событие, научное исследование, перспектива, явление, источник информации, цель, информация, класс, тенденция, решение, будущее, оценка явления, сроки, анализ, будущее, спорт, деятельность человека, объект исследования, результат, физическое развитие, физические качества, факторы, условия, педагог, организм.

Прогноз - это научная модель будущего события, явлений и т. п. [1].

Прогнозы делятся по срокам на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; по масштабу на личные, на уровне предприятия, местные, региональные, отраслевые, страновые, мировые [2]. Прогнозирование в этом значении выступает в качестве формы научного предвидения. По предмету могут быть выделены прогнозирование естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого прогнозирования характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; предсказание в рамках естествоведческого прогнозирование является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта [3].

Возможны три основных класса методов прогнозирования в социальной сфере: опрос населения с целью упорядочения, объективизации субъективных оценок прогнозного характера; экстраполирование и интерполирование построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса; моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на основе имеющихся данных о масштабе и направлении изменений [4].

Типовая методика прогнозирования включает следующие этапы: пред- прогнозная ориентация; сбор данных прогнозного фона; построение исходной модели; поисковый прогноз; нормативный прогноз; оценка степени достоверности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.