Научная статья на тему 'Прогнозирование педагогических явлений в спорте'

Прогнозирование педагогических явлений в спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / FORECAST / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / МОДЕЛЬ / MODEL / МАСШТАБ / SCALE / СОБЫТИЕ / EVENT / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SCIENTIFIC RESEARCH / ПЕРСПЕКТИВА / PERSPECTIVE / ЯВЛЕНИЕ / PHENOMENON / ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / SOURCE OF INFORMATION / ЦЕЛЬ / GOAL / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КЛАСС / CLASS / ТЕНДЕНЦИЯ / TREND / РЕШЕНИЕ / DECISION / БУДУЩЕЕ / FUTURE / ОЦЕНКА ЯВЛЕНИЯ / ASSESSMENT OF PHENOMENON / СРОКИ / TIMING / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СПОРТ / SPORT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN ACTIVITY / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / OBJECT RESEARCH / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ФАКТОРЫ / FACTORS / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ПЕДАГОГ / TEACHER / ОРГАНИЗМ / ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палеев А.В., Таран В.А.

Методы прогнозирования это методы, обеспечивающие научно обоснованные прогнозы будущего. В современной науке прогноз это научная модель будущего события, явления. Само прогнозирование является актуальной психолого-педагогической проблемой. Таким образом, прогнозирование управляемых процессов ориентировано на оценку вероятного и желательного состояний объекта с целью оптимизации принимаемых решений. Концепция психолого-педагогического прогнозирования в спорте базируется на системном деятельностном подходах учитывает время учреждения прогнозов, адекватные методы прогнозирования в зависимости от цели прогнозирования, уровень общей готовности, соревновательной надежности и эффективность соревновательной деятельности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палеев А.В., Таран В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING PEDAGOGICAL PHENOMENA IN SPORTS

Forecasting methods are methods that provide scientifically based forecasts of the future. In modern science, a forecast is a scientific model of a future event, phenomenon. The forecasting itself is an actual psychological and pedagogical problem. Thus, the forecasting of the controlled processes is oriented to the estimation of the probable and desirable states of the object in order to optimize the decisions. The concept of psychological and pedagogical forecasting in sports is based on a system activity approach, takes into account the time of forecasting, adequate forecasting methods depending on the purpose of forecasting, the level of overall preparedness, competitive reliability and the effectiveness of competitive activities of athletes.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование педагогических явлений в спорте»

являли те подростки, чьи родители давали «положительную оценку самоощущения ребенка» в ходе заполнения технологических таблиц «субъектногенетического дифференциала»;

• наиболее поддерживающей установкой родителей оказалось пожелание «расширить границы и узнать что-то новое»: дети, получившие такую установку, оптимистичнее относились к состоянию замешательства, которое заставляло их размышлять

Библиографический список

над многими вопросами одновременно и сомневаться в своем выборе.

Резюмируем вышеизложенное: система профмоделирова-ния, ход и результаты реализации программы «Осознанный путь к профессии» являются ценным материалом для развития существующей системы профориентации в России и представляют интерес с педагогической, методологической, исследовательской точек зрения.

1. Пряжников Н.С. Психология и практика профессионального самоопределения. Москва: МГППИ, 1999.

2. Бояцис Р., Гоулман Д., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина, 2008.

3. Электронная психологическая энциклопедия. Available at: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/21056

4. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. Москва, 2009.

5. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. Москва: Время, 2009. References

1. Pryazhnikov N.S. Psihologiya ipraktika professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: MGPPI, 1999.

2. Boyacis R., Goulman D., Makki 'E. 'Emocional'noe liderstvo: Iskusstvo upravleniya lyud'mina osnove 'emocional'nogo intellekta. Moskva: Al'pina, 2008.

3. 'Elektronnaya psihologicheskaya 'enciklopediya. Available at: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/21056

4. Ognev A.S. Psihologiya sub'ektogeneza lichnosti. Moskva, 2009.

5. Bonivell I. Klyuchi k blagopoluchiyu: Chto mozhet pozitivnaya psihologiya. Moskva: Vremya, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.06.17

УДК 378

Paleev A.V., Colonel, Military training center of Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: shulachka@mail.ru

Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog,

Russia), E-mail: shulachka@mail.ru

FORECASTING PEDAGOGICAL PHENOMENA IN SPORTS. Forecasting methods are methods that provide scientifically based forecasts of the future. In modern science, a forecast is a scientific model of a future event, phenomenon. The forecasting itself is an actual psychological and pedagogical problem. Thus, the forecasting of the controlled processes is oriented to the estimation of the probable and desirable states of the object in order to optimize the decisions. The concept of psychological and pedagogical forecasting in sports is based on a system activity approach, takes into account the time of forecasting, adequate forecasting methods depending on the purpose of forecasting, the level of overall preparedness, competitive reliability and the effectiveness of competitive activities of athletes.

Key words: forecast, problem, model, scale, event, scientific research, perspective, phenomenon, source of information, goal, information, class, trend, decision, future, assessment of phenomenon, timing, analysis, future, sport, human activity, object Research, result, physical development, physical qualities, factors, conditions, teacher, organism.

A.В. Палеев, полковник, зам. начальника УВЦ «Южный федеральный университет», г. Таганрог,

E-mail: shulachka@mail.ru

B.А. Таран, канд. пед. наук., доц. каф. физвоспитания «Южный федеральный университет», г. Таганрог,

E-mail: shulachka@mail.ru

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В СПОРТЕ

Методы прогнозирования это методы, обеспечивающие научно обоснованные прогнозы будущего. В современной науке прогноз - это научная модель будущего события, явления. Само прогнозирование является актуальной психолого-педагогической проблемой. Таким образом, прогнозирование управляемых процессов ориентировано на оценку вероятного и желательного состояний объекта с целью оптимизации принимаемых решений. Концепция психолого-педагогического прогнозирования в спорте базируется на системном деятельностном подходах учитывает время учреждения прогнозов, адекватные методы прогнозирования в зависимости от цели прогнозирования, уровень общей готовности, соревновательной надежности и эффективность соревновательной деятельности спортсменов.

Ключевые слова: прогноз, проблема, модель, масштаб, событие, научное исследование, перспектива, явление, источник информации, цель, информация, класс, тенденция, решение, будущее, оценка явления, сроки, анализ, будущее, спорт, деятельность человека, объект исследования, результат, физическое развитие, физические качества, факторы, условия, педагог, организм.

Прогноз - это научная модель будущего события, явлений и т. п. [1].

Прогнозы делятся по срокам на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; по масштабу на личные, на уровне предприятия, местные, региональные, отраслевые, страновые, мировые [2]. Прогнозирование в этом значении выступает в качестве формы научного предвидения. По предмету могут быть выделены прогнозирование естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого прогнозирования характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; предсказание в рамках естествоведческого прогнозирование является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта [3].

Возможны три основных класса методов прогнозирования в социальной сфере: опрос населения с целью упорядочения, объективизации субъективных оценок прогнозного характера; экстраполирование и интерполирование построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса; моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на основе имеющихся данных о масштабе и направлении изменений [4].

Типовая методика прогнозирования включает следующие этапы: пред- прогнозная ориентация; сбор данных прогнозного фона; построение исходной модели; поисковый прогноз; нормативный прогноз; оценка степени достоверности и

уточнение прогностических моделей; выработка рекомендаций [5].

Методы прогнозирования это методы, обеспечивающие научно обоснованные прогнозы будущего [5].

Концепция психолого-педагогического прогнозирования в спорте базируется на системном и деятельностном подходах и учитывает время упреждения прогнозов, адекватные методы прогнозирования в зависимости от цели прогнозирования, уровень общей готовности, соревновательной надежности и эффективность соревновательной деятельности спортсменов [6].

Анализ научной литературы о прогнозировании как деятельности педагога показал, что наиболее общим понятием, охватывающим все формы прогностического отражения, является понятие «антиципация», в психологических концепциях П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна и др., названные авторы обосновывают развитие антиципации и прогнозирования в онтогенезе человека взаимодействием биологических и средовых факторов.

Чаще всего под прогнозированием понимают деятельность человека, направленную на получение опережающей информации об объекте действительности. Уровни развития прогнозирования как способности, должны учитываться при обучении процессуальной стороны прогнозирования, в том числе и формировании прогностических умений [7].

В работах Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, Э.Г. Ко-стяшкина и др. подчеркивается, что наиболее продуктивным для исследования феномена педагогического прогнозирования, следует считать деятельностный подход.

Технология психолого-педагогического прогнозирования успешности позволяет определить зону ближайшего развития на основе психологического прогноза и определения ожидаемых результатов в каждом виде внешних и внутренних образовательных экспертиз. В соответствии с требованиями международных программ прогнозирование успешности осуществляется на психолого-педагогических консилиумах [8].

Прогностические исследования процесса воспитания необходимы на всех ступенях обучения учащихся. Сущность предлагаемого Т.Е. Курковой мониторинга состоит в педагогическом оценивании, анализе и прогнозировании развития отдельных качеств детской личности, что в конечном итоге помогает педагогу эффективно организовать целостный воспитательный процесс

[9].

Приведённые выше мнения отечественных ученых позволяют выделить два больших класса взглядов на психолого-педагогическое прогнозирование: первый объединяет взгляды, состоящие в том, что прогнозирование есть предсказание будущего ребенка; второй включает в себя мнения, согласно которым прогнозирование - хорошо тренированная антиципация педагога

[10].

Известно, что определения являются вербальными моделями определяемых сущностей. Слово, обозначающее объект, понимается или через вербальное определение или через наглядное определение. В вербальных определениях, в конечном счёте, должны употребляться лишь слова, имеющие наглядное определение [11] .

Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения модели [12].

Психолого-педагогическое моделирование является процессом, поскольку имеет начало, продолжение и конец. Следовательно, модель психолого-педагогического прогнозирования суть алгоритм, последовательность действий приводящая, с той или иной вероятностью, к конечному результату - появлению описания будущего состояния объекта.

П.К. Анохин писал, что нормальное развитие организма ребёнка может быть обусловлено только адекватным взаимодействием внешней и внутренней сред. И если со стороны внешней среды изменяются только виды воздействий, то со стороны внутренней среды происходит усложнение механизмов реагирования. Расширение функциональной приспособляемости механизмов реагирования происходит только при усилении внешнего воздействия до максимальных значений, требующих напряжения всех механизмов исполнения. Так тренируется сила мышц, выносливость и т. д. Усложнение механизмов реагирования происходит при действии новых или более сложных воздействий, как, например, поиск новых путей приспособления или новых

решений, что также требует привлечения всех неспецифических механизмов реагирования.

Обоснованное исследованиями последних десятилетий представление о механизме индивидуальной адаптации состоит в том, что нарушение гомеостаза, вызванное факторами внешней среды, через высшие регуляторные механизмы активизирует системы, ответственные за адаптацию [1].

Анализ внутренней структуры модели психолого-педагогического прогнозирования определяет последовательность событий в модели, приводящих к ожидаемому результату:

1. Измерение реакций обучаемого на стандартизованные, как правило, неспецифические процессу обучения, стимулы.

2. Преобразование результатов измерений в сопоставимые с популяционными нормами уровни развития педагогически значимых качеств обучаемого.

3. Интеграция полученных данных и прогноз уровня усвоения учебной информации.

4. Формирование вербального заключения о развитии обучаемого.

5. Формирование вербальных сообщений обучающему.

6. Оптимизация процесса обучения за счёт выполнения рекомендаций обучающему.

Применение описанной модели в практике позволило бы решить вопрос о том, является ли обучаемый самонастраивающейся, самоорганизующейся системой, поскольку в настоящее время вопрос об изменении внутренней психической структуры обучающихся под воздействием обучения остается открытым. Способствует ли современный процесс обучения появлению новых феноменов в психике обучающегося, инициируются ли «очаги роста» в психике учащегося, предсказанные Л.С. Выготским, не наносится ли вред его развитию.

Многочисленные исследования свидетельствуют об определённой этапности онтогенетического развития человека, которая рассматривается как основополагающее свойство онтогенеза, отвечающее за возрастное и индивидуальное развитие [4]. Общими закономерностями развития двигательных способностей являются непрерывность и поступательность, а также неравномерность изменений качеств на всем протяжении детского, подросткового и юношеского возрастов [13]. Чрезвычайная сложность процесса индивидуального развития человека проявляется в том, что различные структурные образования и системы организма формируются и развиваются непрерывно. Возрастное развитие характеризуется разносторонностью изменений в отдельные возрастные периоды, особенно во время полового созревания. При этом в формировании разных органов и систем человека наблюдается чередование сензитивных периодов. Они чаще всего рассматриваются как фазы большего или меньшего благоприятствования реализации потенций организма [13].

Обобщение имеющихся данных позволило сформировать ряд закономерностей, которые довольно широко представлены в современной литературе [14]:

• больший эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенных во времени с фазами ускоренного развития тех или других двигательных способностей;

• критические периоды развития физических качеств неблагоприятны для избирательного направленного воздействия;

• столь интенсивные воздействия на моторику, как спортивные занятия, не меняют биологического ритма ее развития;

• периоды ускоренного и замедленного развития моторики человека и обеспечивающих ее морфологических систем свойственны как людям, не занимающимся спортом, так и спортсменам;

• неиспользование сензитивных периодов для достижения оптимальных сдвигов в организме приводит к тому, что не все потенции организма в достижении конкретного результата будут реализованы.

Среди индивидуально-природных предпосылок психологического развития наиболее изученными являются свойства типов нервной системы, о которых Б.М. Теплов писал, что они входят в состав природных основ развития способностей, в состав задатков [12]. Далеко не всегда можно отличить, что в особенностях физического развития того или иного ребенка идет от своеобразия типа его нервной системы, а что - от возраста. Как утверждал Н.С. Лейтес, у части детей слабая нервная система оказывается не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т. е. сохраняющейся в дальнейшем [13]. Следовательно, важно различать понятия «возраст» и «развитие».

Другой существенной стороной предпосылок способностей являются природные индивидуальные различия. Последние, по мнению ученого, - еще одна психофизиологическая реальность, составляющая «почву», на которой «произрастают» способности [11].

Научные данные подтверждают мысль, высказанную П.К. Анохиным, что адаптационные возможности развивающегося организма обусловлены взаимодействием сложного комплекса функциональных систем с постоянно изменяющимися условиями внешней и внутренней среды, что приводит к гете-рохронному развитию этих систем в зависимости от их приспособительного значения на определенном этапе онтогенеза [1].

Следует отметить, что для каждого возрастного периода индивидуального развития характерен «свой комплекс» - специфический набор ведущих признаков, который может быть успешно реализован при спортивной деятельности [9].

В результате справедливо отмечается, что возраст - это форма развития, т. е. развитие оформляется и реализуется в возрасте.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Физическому воспитанию принадлежит особая роль как специальному фактору рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия) непосредственно зависят тенденции, сознательно приносимые в физическое развитие; его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни.

В исследованиях психомоторных способностей юных спортсменов В.П. Губы [15] подтверждено наличие у них сензитивных

Библиографический список

периодов. В современной системе спортивного отбора выявлены две методические детерминанты оценки двигательной одаренности детей и подростков. Первая основана на выявленной закономерности о гетерохронности и высокой вариативности роста и развития морфофункциональных показателей ребенка первого и второго периодов детства с акцентом на индивидуальности. Вторая особенность ранней внутривидовой ориентации детей вытекает из анализа результатов исследований, свидетельствующих о наличии индивидуальных биомеханических и психомоторных доминант, позволяющих активизировать рассматриваемый процесс [15]:

• спортсмены, специализирующиеся в различных видах спорта, свои индивидуальные высшие достижения демонстрируют в разном возрасте, но оптимальные возрастные границы высших достижений в каждом виде спорта достаточно стабильны;

• после начала специализированной подготовки в избранном виде спорта активный прирост индивидуальных результатов продолжается в зависимости от специализации 8 - 11 лет и достоверно связан с уровнем биологической зрелости спортсменов вне зависимости от пола и избранной специализации;

• динамика индивидуальных спортивных достижений зависит от особенностей процессов биологического развития конкретных спортсменов. Она всегда максимальна в первые годы после начала специализированной подготовки в избранном виде спорта [16].

С.М. Гордон, анализируя величину прироста результатов пловцов, отметил в динамике индивидуальных спортивных достижений своего рода скачки, характеризующиеся более значительным, по сравнению со средним приростом результатов. На протяжении всего спортивного стажа таких скачков может быть несколько, но чаще всего - 1-2.

Эти данные соответствуют основным положениям общего закона развития. Наибольшего роста результатов можно ожидать от тех, кто еще не совершал скачка или совершил лишь один. В развитии физических качеств существует этапность. Установлено, что с возрастом физические качества улучшаются неравномерно. Разные физические качества в одном возрасте ускоряют свое развитие, а в другом — замедляют его. Однако для развития каждого из физических качеств существует и свой благоприятный для этого возраст [15].

1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Москва: Наука, 1979.

2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология. Ленинград, 1975: 5 - 67.

3. Глоссарий.Ру Прогнозирование. РуГлоссарий. Available at: http://www. /cgi-bin/gl_sch2.cgi? RPwujtunowuigtol

4. Цирель С.В. Прогнозирование и прогноз. История и Математика: Концептуальное пространство и направления поиска. Москва, 2007.

5. Алтунин А.И. Психологическое прогнозирование. Available at: http://www.*****/2010/03/25/91

6. Баландин В.И. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте: Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербрг: НИИФК.

7. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. Теория и практика физ. культуры. Москва, 2000.

8. Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография. Омск: СибАДИ, 2013.

9. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1979.

10. Еремкина О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина.

11. Рассел Б. Человеческое познание. Москва: Наука, 2006.

12. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. Москва: Наука, 2004.

13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва: Воронеж, 1997.

14. Мальцева Е.В. Диагностика развития личности учащегося. Прикладная психология и психоанализ. 2004; 3: 65 - 75

15. Губа В.П., Дорохов Р.Н. Биологические и биомеханические предпосылки спортивной ориентации детей в виды спорта. Смоленск, 1983.

16. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев: Олимп. лит., 2002. Reference

1. Anohin P.K. Sistemnye mehanizmy vysshej nervnoj deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 1979.

2. Arshavskij I.A. Osnovy vozrastnoj periodizacii. Vozrastnaya fiziologiya. Leningrad, 1975: 5 - 67.

3. Glossarij.Ru Prognozirovanie. RuGlossarij. Available at: http://www. /cgi-bin/gl_sch2.cgi? RPwujtunowuigtol

4. Cirel' S.V. Prognozirovanie i prognoz. Istoriya i Matematika: Konceptual'noe prostranstvo inapravleniya poiska. Moskva, 2007.

5. Altunin A.I. Psihologicheskoe prognozirovanie. Available at: http://www.*****/2010/03/25/91

6. Balandin V.I. Psihologo-pedagogicheskie osnovyprognozirovaniya vsporte: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterbrg: NIIFK.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bal'sevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka. Teoriya ipraktika fiz. kul'tury. Moskva, 2000.

8. Sal'nikov V.A. Individual'nye osobennosti vozrastnogo razvitiya: monografiya. Omsk: SibADI, 2013.

9. Guzhalovskij A.A. 'Etapnost' razvitiya fizicheskih (dvigatel'nyh) kachestv i problemy optimizacii fizicheskoj podgotovki detej shkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1979.

10. Eremkina O.V. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj diagnosticheskoj kul'tury uchitelya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Ryazan': RGU im. S.A. Esenina.

11. Rassel B. Chelovecheskoe poznanie. Moskva: Nauka, 2006.

12. Teplov B.M. Trudy po psihofiziologiiindividual'nyh razlichij. Moskva: Nauka, 2004.

13. Lejtes N.S. Vozrastnaya odarennost'iindividual'nye razlichiya. Moskva: Voronezh, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.