УДК: 796.92 ББК: 75.719.5
Каминский Юрий Михайлович
соискатель кафедра физического воспитания Московский государственный гуманитарный университет им.
М.А. Шолохова г. Москва Kaminsky Yury Mihailovich Applicant Department of Physical Education Moscow State Humanitarian University. M.A. Sholokhov
Moscow
Индивидуальные особенности в повышении работоспособности лыжни-ков-спринтеров в соревновательной деятельности Individual features to increase efficiency of ski cross-country sprint in competitive activities
В статье уточняется научное понятие «Индивидуальные особенности лыж-ников-спринтеров в соревновательный период», раскрывается содержание компонентов данного процесса, рассматривается структурная модель формирования успешности соревновательной деятельности лыжников-спринтеров в соревновательный период.
The article clarifies the scientific concept of "Individual features in the ski crosscountry sprint competition period", reveals the content of components in this process, considers a structural model of the success in competitive activity in the ski crosscountry sprint competition period.
Ключевые слова: индивидуальные особенности в повышении работоспособности, структурная модель соревновательной деятельности.
Key words: individual features to increase efficiency, the structural model of competitive activity.
Современный спорт предъявляет высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов к уровню их разносторонней подготовленности. Особенно важными составляющими тренировочного процесса специалисты считают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. Вместе с тем, вопросы оптимизации индивидуальной подготовки спортсменов высокого класса до настоящего времени не получили достаточного научно-
го обоснования. Специфика соревновательной деятельности лыжников-спринтеров требует от спортсмена высокого уровня психической выносливости, волевых качеств, самостоятельности, умения сохранять эмоциональную устойчивость в ответственных соревнованиях [4].
В этой связи, подготовка лыжника-спринтера представляет собой многокомпонентную систему, все части которой находятся в строгом взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой определенный круг задач. Результативность соревновательной деятельности в лыжном спринте во многом зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности, при этом система такой подготовки формируется до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования. Пути решения и поиск оптимального сочетания тренировочных занятий на различных этапах соревновательного периода позволит достигнуть высоких результатов в спринтерской гонке, что является весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими запросами лыжного спорта и учета индивидуальных особенностей спортсменов [3, с. 46].
Важное место в учебно-тренировочном процессе лыжников-спринтеров должно занимать формирование личностного состояния готовности к соревновательной и тренировочной деятельности, особенно на этапе углубленной тренировки в период значительного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок [6, с. 253].
Система подготовки спортсменов подразумевает достижение какой-либо общественно значимой цели, отражающаяся в её социальных, психологических и физических показателях. Конечной целью любой функциональной системы (П.К. Анохин) является достижение наибольшего полезного эффекта при минимальных усилиях через оптимизацию ее функционирования. Поэтому основным фактором, предупреждающим высокий спортивный результат, является оптимальное соотношение компонентов спортивной готовности и психофизи-
ческой подготовленности (высоких функциональных возможностей органов и систем) спортсменов (В.Н. Садовский, Г.В. Александров, Н.Д. Граевская и др.).
Подготовленность рассматривается как уровень тренированности, достигаемой в процессе целенаправленной тренировки и характеризующий потенциальные возможности спортсмена специализированно для соревновательной деятельности, периода подготовки и квалификации спортсмена. Подготовленность является комплексной характеристикой этапного (перманентного) состояния, которая отражает его возможности к демонстрации спортивных достижений в течение нескольких месяцев. Результат как показатель готовности, выступает в качестве цели, детерминирующий функционирование сложной динамической системы (П.К. Анохин) и понимаемый как показатель совокупности факторов. Вследствие этого, состояние спортсмена определяет его индивидуальные особенности в способностях и возможностях, характеризующих спортсмена в различных ситуациях соревновательной деятельности. В связи с этим одной из основных задач предсоревновательной подготовки является формирование состояния оптимальной готовности (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков), мобилизационной готовности (Е.П. Ильин), оптимального боевого состояния (А.В. Алексеев), состояния боевой готовности (В.М. Мельников) и т.д. [7, с.165].
Индивидуальные особенности должны быть реализованы на всех этапах многолетней подготовки лыжников-гонщиков. Недооценка индивидуальности на всех этапах подготовки не позволит полностью раскрыть спортивные способности и достичь наивысших результатов, потенциально доступных каждому из них. В лыжных гонках, как ни в одном из видов спорта, достаточно успешно выступают спортсмены с весьма разнообразными анатомо-физиологическими
гп
данными. 1ип нервной деятельности, сила отдельных групп мышц, рост, вес, длина конечностей и другие индивидуальные данные весьма существенно влияют на эффективность техники передвижения на лыжах, а также на динамику развития подготовленности. При построении многолетней подготовки в
лыжных гонках нельзя не учитывать влияния всех этих факторов. Предварительное изучение индивидуальных особенностей спортсмена путём проведения контрольных испытаний с помощью комплекса упражнений [Ошибка! Источник ссылки не найден.], педагогические наблюдения и данные врачебного обследования позволяют осуществить планирование подготовки каждого лыжника с учётом его слабых и сильных сторон, предусмотреть исправление выявленных недостатков, как в технике, так и в физической подготовленности и т.д. На каждый период и соревновательный этап подготовки в зависимости от выявленных данных устанавливаются конкретные задачи для каждого гонщика и сроки их решения, одновременно подбираются соответствующие средства и методы подготовки. Особое внимание необходимо обратить на подбор средств (упражнений), начиная с первых дней соревновательного периода [1].
т ••
1ем не менее, с учётом сущностных положений концепции единства психофизической сферы человека, отражающей существенную зависимость социального и физического здоровья от качества функционирования психических констант здоровья, особым образом актуализируется проблема индивидуальных особенностей лыжников-спринтеров, повышающих работоспособность в соревновательный период. Подтверждением тому является рост результативности в лыжных гонках, наличие технико-тактического арсенала, инвентаря и оборудования, увеличение объёма физических и психических нагрузок, что негативно сказывается на качестве соревновательной и учебно-тренировочной деятельности спортсменов.
Однако существующая система соревновательной деятельности не способна в полной мере разрешить проблему полноценного качества соревновательной деятельности в лыжном спринте. Сужается поле зрения и относительно целенаправленного использования ценностей спорта высших достижений в формировании индивидуальных особенностей спортсменов (О. С. Гребенюк, А. И. Клиорин, С. С. Коровин, А. А. Макаров, Ф. З. Меерзон и др.).
В настоящее время специалистами отмечается достаточно значимый положительный эффект влияния индивидуальных особенностей спортсмена на регуляцию и стимуляцию работоспособности и результативности, который может быть успешно применён в системе соревновательной деятельности в лыжном спринте, что, в свою очередь, требует теоретико-методологического и методического обоснования многоаспектной проблемы реформирования соревновательного периода спортивной подготовки в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов (А. С. Мандрынченко, В. Н. Манжосов, В. С. Мартынов, И. Г. Огольцов, Г. А. Смирнов и др.).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между:
- социальной потребностью в индивидуализации соревновательной деятельности как одного из факторов повышения работоспособности спортсменов и недостаточным использованием ценностей спорта высших достижений в реализации технологий в системе индивидуальной спортивной подготовки;
- объективной потребностью индивидуализации соревновательной деятельности спортсменов в системе спортивной подготовки и недостаточной разработанностью технологий и методик использования соревнователь-ного периода подготовки в формировании индивидуальных особенностей спортсмена;
- ценностно-функциональным потенциалом соревновательной деятельности в формировании сущностных характеристик индивидуальности спортсмена и отсутствием программно-содержательного и методического обеспечения соревновательного периода подготовки в реализации психолого-педаго-гических воздействий в практике соревновательной деятельности.
Неразработанность теоретико-методологических основ спортивной подготовки с учётом индивидуальных особенностей спортсмена в повышении работоспособности в процессе освоения и формирования компонентов индивидуальных особенностей обусловили выбор темы диссертационного исследования:
«Индивидуальные особенности в повышении работоспособности лыжни-ков-спринтеров в соревновательный период».
Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально обосновать структурно-функциональную модель соревновательной деятельности, обеспечивающую формирование индивидуальных особенностей, повышающих работоспособность спортсмена.
Объект исследования — процесс соревновательной деятельности лыжни-ков-спринтеров.
Предмет исследования — формирование индивидуальных особенностей лыжников-спринтеров.
Гипотеза исследования. Процесс повышения работоспособности лыжни-ков-спринтеров в условиях соревновательной деятельности окажется эффективным в формировании индивидуальных особенностей спортсмена при условии разработанности структурно-функциональной модели соревновательной деятельности, предусматривающей:
- выявление структуры индивидуальных особенностей спортсмена, отражающей сущностные характеристики этого личностного состояния и определяющей значимые и системные направления психолого-педагогических воздействий в процессе повышения работоспособности на этапах соревновательного периода подготовки;
- выявление программно-содержательного и дидактического обеспечения содержания соревновательного периода подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена, определяющих целенаправленное повышение работоспособности лыжников-спринтеров;
- определение педагогических требований в использовании индивидуальных особенностей спортсмена для повышения работоспособности в процессе соревновательной деятельности;
- разработанность системы комплексного контроля, предусматривающего диагностику и мониторинг системы мер педагогических воздействий соревно-
вательного периода подготовки на состояние индивидуальных особенностей в отношении повышения работоспособности и результативности спортсмена.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Выявить теоретико-методологические и методические основания направленного использования индивидуальных особенностей в повышении работоспособности спортсмена в соревновательной деятельности.
2. Уточнить структуру и содержание структурных компонентов индивидуальных особенностей в повышении работоспособности лыжников-спринтеров.
3. Разработать программно-содержательное и дидактическое обеспечение проявления индивидуальных особенностей в процессе повышения. работоспособности лыжников-спринтеров в соревновательной деятельности.
4. Выявить эффективность разработанной структурно-функциональной модели становления индивидуальности спортсмена, влияющей на повыше-ние работоспособности лыжников-спринтеров в соревновательной деятельности.
Методологической основой исследования являются основные положения диалектической теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; положения о социальной природе деятельности человека, активности и роли личности в процессе её развития и формирования; концепции социализации личности; теории и методики физической культуры и спорта как социального феномена.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основными компонентами и сущностными характеристиками индивидуальности лыжников-спринтеров являются: интеллектуальный, отражающий развитие познавательных процессов, способность использования знаний в соревновательной деятельности, развитие рефлексивных процессов, совокупность знаний в сфере спортивной подготовки; аксиологический, включающий соревновательную направленность на устойчивую мотивацию и соревновательную
деятельность, уровень притязаний, потребность в познании и поведении; эмоционально-волевой, обусловливающий сформированность эмоционально-волевых качеств, сформированность устойчивости к стрессовым ситуациям, самооценку личности, особенности темперамента; двигательный, отражающий уровень физической и функциональной подготовленности, уровень физической адаптации и технико-тактической подготовленности.
2. Эффективность становления сущностных характеристик индивидуальных особенностей лыжников-спринтеров обеспечивается реализацией структурно-функциональной модели, включающей: направленность соревновательной деятельности на широкое и вариативное использование ценностей спорта высших достижений и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности; программно-содержательное и дидактическое обеспечение проявления индивидуальности в повышении работоспособности спортсмена; психоло-го-педагогические условия реализации содержания компонентов индивидуальных особенностей в соревновательный период.
3. Основными психолого-педагогическими требованиями к реализации структурных компонентов индивидуальности лыжников-спринтеров в процессе соревновательной деятельности являются: соблюдение дидактических основ реализации содержания компонентов индивидуальности спортсмена в повышении работоспособности; дополнение соревновательной деятельности специальными теоретическими сведениями; значимая роль тренера и социальноразвивающего общения спортсмена в реализации психолого-педагогических воздействий; своевременный учёт и мониторинг половозрастных и индивидуальных особенностей лыжников-спринтеров.
Выводы:
1. Одним из направлений решения проблемы индивидуализации спортсменов в лыжном спринте является использование специально разработанной структурно-функциональной модели направленного использования ценностей
соревновательной деятельности предусматривающей моделирование процесса спортивной подготовки на основаниях разработанности адекватного дидактического и программно-содержательного обеспечения, а также внедрение специфического содержания соревновательной деятельности.
2. Итоги формирующего педагогического эксперимента показали, что у спортсменов опытной группы произошли позитивные сдвиги по отношению к контрольной группе в следующих показателях становления компонентов индивидуальности лыжников-спринтеров в соревновательный период (ниже даются разности соответствующих показателей опытной и контрольной групп) (Р <
0,05):
- интеллектуальный компонент: уровень познавательных процессов (эмоциональная память — 1,4 балла; саногенное мышление - 1,2 балла; устойчивость и концентрация внимания — 2,7 балла; психическая работоспособность
— 2,2 балла); способность использования знаний в соревновательной деятельности (11,1%); развитие рефлексивных процессов (мыслительные операции - 1, 4 балла; анализ познавательных процессов - 1,5 балла; самоконтроль - 1,7 балла); совокупность знаний в спортивной деятельности ( 2,7 балла);
- аксиологический компонент: соревновательная направленность на устойчивую мотивацию и соревновательную деятельность (1,8 балла); уровень притязаний (2,6 балла); потребность в познании и поведении (2,5 балла);
- эмоционально-волевой компонент: сформированность эмоционально-
волевых качеств (1,5 балла); сформированность к стрессовым ситуациям (2,3 балла); самооценка личности (настойчивость - 1,3 балла; смелость - 1.7 балла); особенности темперамента (2,4 балла);
- двигательный компонент: уровень физической подготовленности (общая выносливость — на 2,5 мин; специальная выносливость - силовая выносливость рук — 2 единицы; силовая выносливость мышц ног — 1,2 единицы; гибкость - 1,9 см; скоростно-силовые качества — 10,7 сек); функциональной подготовленности (физическая работоспособность РWCl7o относит. — на 1,7 единицы, РWCl7o абсо-
лют. — на 54,1 кгм/мин); состояние сердечно-сосудистой системы — на 6,7 уд./мин.); физическая адаптация — на 14,7%; уровень технико-тактической подготовленности — на 4,7%).
3. Ведущими факторами становления индивидуальных особенностей лыж-ников-спринтеров в соревновательный период являются: обеспечение личност-но ориентированного, системного и комплексного подходов к реализации основных форм соревновательной деятельности; широкое использование ценностей спорта высших достижений в процессе соревновательной деятельности лыжников-спринтеров; интеграция и оптимальное соотношение содержания соревновательной деятельности с содержанием спортивной подготовки; оптимальное дозирование психолого-педагогических воздействий повышающих работоспособность спортсмена в соответствии с направленностью на становление сущностных характеристик индивидуальности спортсменов.
4. Полученные результаты формирующего педагогического экспери-мента свидетельствуют об эффективности разработанной структурно-функциональной модели в формировании индивидуальности спортсменов в процессе освоения ценностей соревновательной деятельности; целесообразности ориентации соревновательной деятельности на широкое и вариативное использование ценностей спорта высших достижений и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности в становлении сущностных характеристик индивидуальности спортсменов; адекватности разработанного дидактического и программносодержательного обеспечения соревновательной деятельности процессу формирования индивидуальности спортсменов; об оптимальном определении педагогических требований к реализации становления индивидуальности спортсменов в практике соревновательной деятельности; эффективности разработанной методики диагностики становления индивидуальности спортсменов по каждому из ее компонентов (интеллектуальному, аксиологическому, эмоционально-волевому, двигательному).
5. Ценность апробации структурно-функциональной модели формирования индивидуальности лыжников-спринтеров в процессе освоения ценностей соревновательной деятельности заключается в реализации формирующего педагогического эксперимента со спортсменами, тренирующихся в условиях среднегорья. Экспериментально подтвержден потенциал разработанной модели, который может быть реализован применительно ко всей системе соревновательной деятельности в лыжных гонках.
Библиографический список
1. Аграновский, М. А. Лыжный спорт : учеб. для ин-тов физ.
культуры / М. А. Аграновский [и др.] ; под общ. ред. М. А. Аграновского — М. : Физкультура и спорт, 1980. — 368 с.
2. Волков, В. М. Восстановительные процессы в спорте / В. М.
Волков. — М. : Физкультура и спорт, 1977. — 141 с.
3. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М., 1978, с.
54.
4. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсменов / В.М. Дьячков. — М. : Физкультура и спорт, 1964. — 210 с.
5. Калинин Е.А. Исследование стрессовых реакций студентов спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности/ Е.А. Калинин. М., 1975. 196 с.
6. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
288 с., ил. - (Б-ка тренера).
7. Современный студенческий спорт: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 55-летию кафедры физвоспита-ния МарГТУ. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006 - 188 с.
Bibliography
1. Agranovsky M.A. Skiing: textbook for the institute of phys. Culture / Agranovsky M.A. [etc.] under the total. Ed. M.A. Agranovsky - Moscow: Physical Culture and Sports, 1980. - 368 p.
2. Volkov V.M. Regenerative processes in the sport / V.M. Volkov. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1977. - 141.
3.Vyatkin B.A. The role of temperament in sporting activities - Moscow, 1978, p. 54.
4. Djachkov V.M. Physical preparation of athletes / V.M. Djachkov. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1964. - 210 p.
5. Kalinin E.A. The study of student athletes stress reactions in connection with certain personality characteristics / E.A. Kalinin. Moscow, 1975. 196 p.
6. Ozolin N.G. For the young colleague. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1988. - 288 p., Ill. - (Bk of the coach).
7. Modern student sport: Proceedings Inter-University Scientific conference dedicated to the 55 th anniversary of the Department of Physical Education MarSTU. -Yoshkar-Ola Mari State Technical University, 2006 - 188 p.