Научная статья на тему 'ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитрова Анна Викторовна

В статье рассматриваются нормативно-правовые и содержательные аспекты организации образовательного процесса в профильных классах психолого-педагогической направленности. Автором анализируются проблемы, возникающие в ходе организации работы в психолого-педагогических классах, а также возможные способы их разрешения. Кроме этого, отдельный интерес для научного сообщества представляют выводы о перспективных направлениях деятельности профильных классов данного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хитрова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILE CLASSES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOCUS: PROBLEMS AND PROSPECTS.

The article discusses the regulatory and legal aspects of the organization of the educational process in specialized classes of psychological and pedagogical orientation. The author analyzes the problems that arise during the organization of work in psychological and pedagogical classes, as well as possible ways to resolve them. In addition, conclusions about promising areas of activity of specialized classes of this type are of particular interest to the scientific community.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Таблица 2

Динамика формирования гражданско-патриотических ценностей и ценностных предпочтений

у подростков (в %)

№ п/п Ответы До эксперимента После эксперимента

1. Я как гражданин своей страны, как часть семьи, как житель своего города, как представитель своей религии, как представитель своей национальности. 26 46

2. Я как часть карьеры, как гражданин своей страны, как житель своего города, как часть семьи, как представитель человечества. 42 20

3. Я как гражданин своей страны, как часть семьи, как представитель своего поколения, как житель своего города, как представитель своего пола. 20 16

4. Я как житель своего города, как часть семьи, как представитель своей религии, как представитель своей группы, как представитель группы своих увлечений и хобби. 8 14

Из результатов, представленных в таблице 2 видно, что увеличилось количество подростков с 26% до 46% определяющих для себя наиболее значимыми в структуре гражданско-патриотических ценностей в первую очередь страну, а далее семью, национальность, город и религию. Снизились показатели с 42% до 20% в группе тех, для кого карьера занимает первое место, а далее по убыванию страна, семья, город, человечество. Также произошли снижения показателей в группе подростков с 20% до 16%, для которых в выборе ценностных предпочтений, кроме страны, семьи и города, важным для своей гражданской идентификации, является принадлежность к поколению и определенному полу. Следует отметить, что изменения в сторону увеличения произошли в группе подростков, для которых наиболее значимыми были выделены страна, семья и религия с 8% до 14%.

Таким образом, на основании проведенной диагностики и анализа полученных результатов до и после эксперимента, были выявлены значительные уровневые изменения по гражданско-патриотическому развитию в целом, а также значительные уровневые изменения по эмоциональному, когнитивному и поведенческому критерию гражданско-патриотических ценностей у подростков.

Выводы. Учитывая полученные результаты диагностики, мы можем сделать вывод об эффективности разработанной технологии формирования гражданско-патриотических ценностей у подростков в военно-патриотических центрах. В результате проведения повторной диагностики, была выявлена позитивная динамика в формировании гражданско-патриотических ценностей у подростков, что подтверждает справедливость выдвинутой в начале исследования гипотезы. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в военно-патриотических центрах будет успешным, если процесс формирования будет моделироваться как система субъект-субъектного взаимодействия педагога (наставника) и подростков, если будет осуществляться поэтапно на основании специально разработанной технологии, с учетом психофизиологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития подростков.

Литература:

1. Афанасьева, М.Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя. автореф. дис. кан. пед. наук / М.Л. Афанасьева. - Москва, 2009. - 23 с.

2. Болдина, К.С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников. - 2000. - № 3. - С. 23-25

3. Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов. -Волгоград: ПринТерра, 2009. - 162 с.

4. Кравец, А.В. Гражданско-патриотические ценности в системе ценностных ориентаций военнослужащих / А.В. Кравец, А.А. Утюганов // Вестник университета. - 2016. - № 2. - С. 239-246

5. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.

6. Сухомлинский, В.А. Воспитание гражданина / В.А. Сухомлинский // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. - 2011. - № 7. - С. 3-9

7. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Л.: Изд-во Ленинг. уни-та, 1960. - 152 с.

Педагогика

УДК 373.66

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Хитрова Анна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассматриваются нормативно-правовые и содержательные аспекты организации образовательного процесса в профильных классах психолого-педагогической направленности. Автором анализируются проблемы, возникающие в ходе организации работы в психолого-педагогических классах, а также возможные способы их разрешения. Кроме этого, отдельный интерес для научного сообщества представляют выводы о перспективных направлениях деятельности профильных классов данного типа.

Ключевые слова: профильное обучение, психолого-педагогические классы, непрерывное образование, педагогические кадры.

Annotation. The article discusses the regulatory and legal aspects of the organization of the educational process in specialized classes of psychological and pedagogical orientation. The author analyzes the problems that arise during the organization of work in

psychological and pedagogical classes, as well as possible ways to resolve them. In addition, conclusions about promising areas of activity of specialized classes of this type are of particular interest to the scientific community.

Key words: specialized training, psychological and pedagogical classes, continuing education, teaching staff.

Введение. Современная ситуация развития мирового сообщества в общем, и российского в частности, предъявляет конкретные требования к будущим специалистам, профессионалам, готовым трудится на благо государства и социума, способным овладеть ключевыми компетенциями, и как результат, войти в новый для них мир, получивший название VUCA. Этот мир характеризуется нестабильностью, изменчивостью, неопределенностью, сложностью и однозначностью -свойства, определяющие основные законы и закономерности функционирования развития цифровой эпохи.

В частности, А.В. Хитровой раскрыты и описаны компетенции будущего в условиях цифровизации образования [8]. Так, молодые люди остро нуждается в человеке, который может помочь интегрироваться в цифровой мир с сохранением личностных, индивидуальных особенностей. Таким человеком для подрастающего поколения становится педагог - это проводник, помощник, единомышленник. Причем к современному педагогу выдвигаются актуальные требования, соответствующие явлениям цифровизации, информатизации и технологизации. По мнению П. Сенге, педагог будущего -это «организатор самообучающегося сообщества» [2]. Здесь, в качестве подтверждения слов исследователя, вспомним слова итальянского педагога М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому» [1].

Отсюда, становится вполне очевидным, подготовить инновационного специалиста, идущего в ногу со временем, возможно, если начинать эту работу как можно раньше, или другими словами, уже в период обучения в школе. Допрофессиональная подготовка позволяет выявить одаренных обучающихся, способных к будущей педагогической деятельности, формировать положительную мотивацию к работе педагога.

Сегодня вопросу профильного обучения подрастающего поколения уделяется особое внимание со стороны государства и государственных органов власти, заинтересованных в подготовке педагогических кадров, учитывая тот факт, что сейчас наблюдается дефицит таких специалистов. Данные аспекты нашли практическое отражение в разработанной нормативно-правовой базе. В частности, речь идет о «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.) [5], «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования» (2021 г.) [4].

Проблема профильных классов в современных условиях не нова, предпосылки были заложены еще в советский период и к настоящему времени накоплен достаточный опыт, который позволил выработать механизм организации работы таких классов. В нашем исследовании особый интерес представляет аспект организации деятельности профильных классов психолого-педагогической направленности в контексте проблем, возникающих в ходе осуществления образовательного процесса, а также определения перспективных задач, требующих решения.

Изложение основного материала статьи. Понятие «профильный класс психолого-педагогической направленности» или «профильный психолого-педагогический класс» достаточно распространенное для отечественной педагогической теории и практики, причем на протяжении своего исторического оформления имело различное толкование исходя из конъюнктуры. Сейчас перед нами не стоит задача восстановления хронологии содержательных аспектов понимания данной дефиниции, куда принципиальным является изучение современной трактовки. Кроме этого, обратим внимание на то, что оба варианта употребления «профильный класс психолого-педагогической направленности» и «профильный психолого-педагогический класс» правомочные, именно ими мы будем оперировать в своих научных изысканиях ниже.

Одно из определений понятия «профильный психолого-педагогический класс» дается коллективом авторов учебно-методического пособия «Организация деятельности психолого-педагогических классов» [2], изданное под эгидой Академии Министерства просвещения России, которое мы приводим в качестве основного. В частности, авторы под профильным психолого-педагогическим классом понимают «объединение обучающихся образовательной организации ...» [2], признаками которого выступают следующие показатели: избирательность состава класса; профинизация за счет «... включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности.» [2]; технологизация образовательного процесса; взаимодействие с другими образовательными организациями и социальными партнерами.

Таким образом, анализ данного определения позволяет сфокусировать внимание на таких важных моментах: обучение в профильном классе психолого-педагогической направленности ориентировано не на всех обучающихся и предполагает проведение предварительного отбора, комплексной диагностической работы в соответствии со способностями и интересами молодых людей; внесение изменений в учебный план; выбор способов осуществления взаимодействия с другими участниками образовательных отношений, вовлеченных в процесс профинизации.

Как видно, уже здесь образовательные организации могут столкнуться с рядом трудностей и проблем, связанных, как с выбором модели организации профильного обучения, так и с комплектованием класса, определением места психолого-педагогических дисциплин в учебном плане. Далее более детально остановимся на каждой из групп проблем.

Первая группа проблем, возникающая в аспекте организации работы профильных психолого-педагогических классов -это выбор модели профильного обучения. Данную группу можно еще назвать организационной группой проблем. В практике допрофессиональной подготовки сложилось три модели организации работы профильных классов психолого-педагогической направленности:

1) первая модель - «внутришкольная профилизация», предполагающая создание профильного класса образовательной организацией, его функционирование, кадровое обеспечение без привлечения специалистов со стороны. Так, предметы обязательной части, а также дисциплины и модули, входящие в часть, формируемую участниками образовательных отношений, читаются педагогами-предметниками данной организации, материально-техническое оснащение класса лежит на администрации школы. В таком подходе имеются определенные плюсы, но есть недостатки, которые способствуют возникновению ряда сложностей, связанных с готовностью учителей-предметников преподавать профильные психолого-педагогические дисциплины, например, «Основы педагогики», «Педагогический практикум», «Методика воспитательной работы», «Индивидуальный проект», выходящие за рамки их профессиональных интересов. В любом случае, школа остается открытой для социального взаимодействия в рамках реализации профориентационного направления работы;

2) вторая модель - это сетевое взаимодействие образовательных организаций, как на уровне школ, учебных центров, так и на уровне высшего образования с целью совместной организации психолого-педагогического класса. Специфика этой модели заключается в том, что дисциплины, входящие в обязательную часть учебного плана, реализуются самостоятельно школой, а вот в преподавании профильных и элективных курсов задействованы другие организации, например, высшего образования.

В частности, можно привести наглядный пример работы данной модели на практике. Начиная с 2022-2023 учебного года в отдельных образовательных организациях города Евпатории функционируют профильные психолого-педагогические классы (МБОУ «Средняя школа № 16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатории Республики

Крым», МБОУ «Средняя школа № 2 имени Героев Евпаторийского десанта города Евпатории Республики Крым»), к работе в которых привлекаются преподаватели Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО КФУ имени В. И. Вернадского. Подобный подход является наиболее распространенным, а также практически целесообразным, позволяет максимально использовать кадровые и материальные ресурсы, повышать эффективность образовательного процесса. Кроме этого, данный способ взаимодействия способствуют решению и других проблем, с которыми сталкиваются педагогические работники, преимущественно это повышение квалификации, освоение инновационных технологий и методов, активное привлечение обучающихся к проведению педагогических проб, реализации индивидуальных и групповых проектов;

3) третья модель - создание единого ресурсного центра на базе ведущей образовательной организации, в котором будет функционировать психолого-педагогический класс. Данная модель имеет право на свое существование, но менее распространена в сравнении с названными ранее. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, сложностью в определении того, насколько выбранная образовательная организация (школа) будет обладать необходимыми ресурсами, кадровыми, материально-техническими.

Дополняя информацию, изложенную выше, обратимся к анализу организационных условий эффективности психолого-педагогического класса, обозначенных коллективом автором [2, С. 23]:

«... сетевое взаимодействие, как с педагогическими, так с организациями культурного, просветительского, исследовательского направлений, а также, что сегодня немаловажно, с бизнесом;

включение обучающегося в разнообразные виды предпрофессиональной педагогической деятельности;

создание возможностей для получения опыта профессионально-педагогических проб в современных видах образовательных практик, таких как вожатство, наставничество, модераторство, подготовка и реализация собственных педагогических проектов;

проведение профильных образовательных смен психолого-педагогической направленности;

организация педагогических и психологических конкурсов, соревнований, олимпиад педагогической направленности;

организация онлайн-событий, формирующих сообщества школьников, имеющих интерес к педагогической деятельности» [2, С. 23].

Итак, описанные модели организации профильных психолого-педагогических классов позволяют решить первую группу проблем, связанных с тем, в каком формате будет работать класс, а также сформулировать ключевые условия, влияющие на эффективность педагогического процесса в них. Причем результативность таких классов определяется не только формой организации, но еще и содержательным аспектом, а также тем, как осуществляется комплектация класса.

Обратимся теперь к изучению группы проблем, связанных с комплектацией психолого-педагогического класса. Данная группа трудностей сопряжена еще с тем, что несмотря на достаточно разработанную нормативно-правовую базу, представленную Концепцией профильного обучения, приказами и письмами, методическими рекомендациями, подготовленными Министерством просвещения Российской Федерации, в отдельных регионах отсутствуют Положения об организации психолого-педагогических классов, что значительно «тормозит» процесс их открытия. В следствии чего, возникают вопросы, связанные с порядком и условиями зачисления в такие классы. Вариант, что обучающийся идет в профильный психолого-педагогический класс только по причине того, что в него пошли его одноклассники или им руководит классный руководитель, работает, но является малоэффективным и не целесообразным, т.к. не решает ключевых целей и задач создания профильных классов психолого-педагогической направленности. У обучающихся отсутствует мотивация, желание в дальнейшем продолжит профессиональное обучение в педагогических вузах, в целом, нивелируется сама идея создания таких классов.

В качестве решения этой группы проблем мы предлагаем, в первую очередь, принять Положения об организации психолого-педагогических классов на уровне региона, а также конкретной образовательной организацией, во-вторых проводить качественную и комплексную диагностическую работу по выявлению ребят, способных и заинтересованных в педагогической деятельности.

Третья группа сложностей, с которыми сталкиваются образовательные организации, занимающиеся вопросом организации профильных классов психолого-педагогической направленности, по-нашему мнению, связаны с содержательным характером данной деятельности. Прежде всего, у разработчиков основных образовательных программ среднего общего образования возникают трудности на этапе проектирования ООП в части включенности профильных классов психолого-педагогической направленности в целевой и содержательный разделы программы, что впоследствии находит отражение в учебном плане.

Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования [6], соотношение обязательной части и части, формируемой, участниками образовательных отношений равно 60% на 40% соответственно. Причем некоторые школы включают психолого-педагогические дисциплины в обязательную часть учебного плана, например, в МБОУ «Средняя школа № 2 имени Героев Евпаторийского десанта города Евпатории Республики Крым» предметы «Педагогика» и «Педагогический практикум» входят в обязательную часть. В свою очередь, в средней школе № 16 города Евпатории, о которой ранее уже упоминалось, напротив, относят предметы «Основы педагогики» и «Методика воспитательной работы» к части, формируемой участниками образовательных отношений, что реализуется через внеурочную деятельность. Названные обстоятельства в общем не влияют на эффективность образовательного процесса в профильных классах, а демонстрируют разнообразие подходов к содержательному аспекту организации работы.

Кроме этого, на сегодня остается еще не разрешенной проблема увеличения практической составляющей в рамках допрофессиональной подготовки молодого поколения, отмечается ее теоретический характер, но и эта трудность является преодолеваемой для педагогического сообщества при условии разработки и принятия Концепции профильных психолого-педагогических классов, а также примерных учебных планов. Стоит отметить, что отчасти это уже решено Министерством просвещения РФ и нашло отражено в подготовленных методических рекомендациях [4].

Последнее, что необходимо обозначить, так это то, что работа профильных классов психолого-педагогической направленности ни в коем случае не должна сводится только к профориентационной деятельности конкретной образовательной организации, а напротив, функционирование таких классов значительно шире обозначенного направления, и решает куда более глобальные проблемы, стоящие перед профессиональным сообществом по подготовке педагогических кадров.

Выводы. Итак, под профильными классами психолого-педагогической направленности мы понимаем объединение обучающихся образовательной организации, которое характеризуется избирательностью состава класса, профинизацией за счет включения в учебный план дисциплин и модулей психолого-педагогической направленности, технологизацией образовательного процесса, осуществляемое в ходе взаимодействия с другими организациями и социальными партнерами. Среди проблем, возникающих в процессе организации психолого-педагогических классов нами обозначено три группы, к

ним относятся: организационные, содержательные, а также трудности, связанные с комплектацией класса. В качестве перспективных направлений, позволяющих преодолеть и решить существующие проблемы профильных классов, следует назвать: усовершенствование нормативно-правовой базы, в том числе примерных типовых положений, как на федеральном, так и на уровне школы; организация сетевой формы взаимодействия с использованием цифровых образовательных платформ и технологий; развитие инновационных форм допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников.

Литература:

1. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - Москва: Издат. Дом «Карапуз», 2000. - 272 с

2. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 392 с.

3. Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uo-prohladny.kbr.eduru.ru/media/2018/07/19/1239560748/pismo_03-412.pdf

4. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcoko18.rU/upload/medialibrary/ad8/03whu09ffo468q2jhjl3b2wigjpk47zx/2.1.8.1.pdf

5. Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901837067

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tabakovschool.ru/upload/files/2022/documents/ФГОС%20СОО%20изм%202022.pdf

7. Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

8. Хитрова, А.В. Компетенции будущего в условиях цифровизации образования / А.В. Хитрова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции, Евпатория, 10-11 декабря 2021 года / Редколлегия: Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. - С. 478-484

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Хоменко Елена Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания «человека культуры». Обоснована важность формирования у младших школьников культуроведческой компетенции. Предпринята попытка решить обозначенную проблему посредством уроков русского языка, а именно через тексты культуроориентированной направленности, благодаря которым ребёнок познаёт историю, культуру и традиции русского народа. Уточнена сущность понятий «текст», «культуроведческий текст». Проанализирована общая содержательная направленность культуроведческих текстов. Выявлены и охарактеризованы критерии отбора материала для разработки текстовых упражнений. Представлен алгоритм разработки подобных упражнений. Описаны этапы работы над текстом. Приведены примеры предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений.

Ключевые слова: текст, культуроведческий текст, культуроведческая компетенция, текстовые упражнения, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the problem of educating a "man of culture". The importance of the formation of cultural competence in younger schoolchildren is substantiated. Russian Russian is an attempt to solve this problem through lessons of the Russian language, namely through culturally oriented texts, through which the child learns the history, culture and traditions of the Russian people. The essence of the concepts "text", "cultural text" is clarified. The general content orientation of cultural texts is analyzed. The criteria for the selection of material for the development of text exercises are identified and characterized. An algorithm for developing such exercises is presented. The stages of work on the text are described. Examples of pre-text, pre-text and post-text exercises are given.

Key words: text, cultural studies text, cultural competence, text exercises, junior schoolchildren.

Введение. Актуальность исследования определяется основными положениями Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно которым глобальной задачей, стоящей перед школой третьего тысячелетия, является воспитание «человека культуры», сочетающего в себе интеллектуальные способности и нравственные ценности, а также осознающего свою этническую и национальную идентичность. Решение указанной задачи, на наш взгляд, становится возможным путём внедрения в процесс обучения культуроведческого подхода, в логике которого родной (в нашем случае русский) язык рассматривается не только как средство получения системы знаний, умений и навыков, но и как средство приобщения к национальным духовным богатствам. Именно язык соединяет прошлое с настоящим и намечает контуры будущего, именно в языке отражается вся духовная жизнь народа. Проблема воспитания нравственного и подлинно культурного гражданина России особенно актуальна на начальной ступени образования, поскольку младшие школьники в большинстве своём имеют нечёткие представления о традиционных ценностях отечественной культуры, что порождает бездуховность и размытость нравственных ориентиров.

Цель статьи - показать возможности использования текстовых упражнений в работе по формированию у младших школьников культуроведческой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.