Е. Н. Коркунова,
заместитель директора школы № 89 Калининского района Санкт-Петербурга ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ*
Важным направлением модернизации современной школы является внедрение профильного обучения на ее старшей ступени. Профильное образование должно удовлетворять двум составляющим социального запроса: первой — традиционной для российского образования составляющей, определяющей единое для всех содержание образования; второй — индивидуальной персонифицированной составляющей, предполагающей создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора.
Школа № 89 Санкт-Петербурга работает над созданием модели профильной школы с 2001 г., поэтому учителя изнутри видят те изменения, которые произошли на этой ступени обучения, те трудности, которые необходимо преодолеть школе на этом пути. Характеризуя саму школу, надо сказать, что она общеобразовательная, обучается более 1000 детей, дважды были победителями в национальном проекте «Образование» за разработку модели профильного обучения. С 2006 г. школа стала городским ресурсным центром по этому направлению работы.
Какие позитивные изменения произошли в старшей школе за это время? Школа ушла от единообразия и работает по вариативным образовательным программам, реализуя модель многопрофильной школы. Количество профилей достаточно велико. Не все они реализуются каждый год. Педагогический профиль отдельно не существует, он реализуется в рамках всех остальных профилей за счет специальных, учебных практик, элективных курсов и исследовательской практики.
В школе внедрены новые технологии организации учебно-воспитательного процесса, позволяющие оптимально обеспечить индивидуализацию обучения: за счет гибкого расписания, блочно-модульного изложения материала. Для оптимизации выбора учащимися индивидуального образовательного маршрута при поступлении в 10-й класс разработана и прописана в образовательной программе школы процедура выбора, включающая систему мер, помогающих ученику и его родителям принять правильное решение. Процедура предполагает участие старшеклассников в проектах, связанных с деятельностью вуза-партнера, экскурсии, профориентационную работу, как групповую, так и индивидуальную.
На основе базового учебного плана образца 2004 г. изменено содержание обучения, преподавание ведется на двух уровнях: базовом и профильном. Дополнительно индивидуальный образовательный маршрут поддерживается за счет введения 6—7 элективных курсов на каждый профиль. Проблема реализации элективных курсов в профильном обучении стоит достаточно остро, их эффективность сегодня недостаточна,
* Выступление на открытой дискуссионной площадке «Старшая школа: горизонты развития» в рамках Педагогической ассамблеи 21 января 2010 года (печатается по стенограмме).
часто курсы используются не по назначению, отсутствует добровольность в их посещении, недостаточно курсов, полностью обеспеченных учебно-методическими комплексами (УМК) и разработанных специалистами. Учителя школы разработали 26 элективных курсов, они утверждены в районном экспертном совете и позволяют школе решать проблему формирования индивидуального образовательного маршрута старшеклассников.
Еще одна проблема: существует достаточно программ и учебно-методических комплексов для обеспечения реализации профильного обучения, но пока очень мало учебников нового поколения, ориентированных на формирование предметных и ключевых компетентностей, поэтому очень важно использовать возможности новых технологий для их формирования. Для этого во всех программах элективных курсов, составленных учителями школы, описаны технологии, которыми учитель будет пользоваться при его реализации.
Особое внимание в школе уделяется исследовательским технологиям и практикам, так как их правильная организация способствует формированию мотивации старшеклассников на обучение и обеспечивает выбор дальнейшего жизненного пути. Школьники, проходя практику в вузе, могут скорректировать свои намерения заранее, поэтому в течение ряда лет есть постоянные вузы-партнеры и ряд других организаций, с которыми школа сотрудничает на основании соответствующих договоров.
Наряду с учебными практиками, используются такие формы работы, как участие школьников в вузовских олимпиадах, встречи с представителями вузов, их участие в школьных научных конференциях и другое, поэтому высок процент старшеклассников, выбравших после профильных классов вузы аналогичного профиля.
В связи с расширением образовательного пространства школьников за счет возможностей Интернета, школа использует модели образования, выходящие за рамки профильного обучения. Несколько лет старшеклассники участвуют в проекте «Успешное чтение», который сегодня поддерживается сетью «Дневник.ру». Участие в этом проекте не только формирует у учащихся мотивацию к чтению, но и повышает грамотность чтения в самом широком смысле этого слова. Эта же сеть дает возможность старшеклассникам участвовать в работе различных клубов по интересам, поддерживать учащихся, вынужденно пропускающих занятия по болезни, работать с учетом достижений школьников, создает ситуацию успеха, поэтому старшеклассники с удовольствием работают в проекте. «Дневник.ру» тоже достаточно интересная сеть для старшеклассников. Они могут там работать в клубах по интересам, могут создавать свои группы. Это возможность не только для учеников, но и для учителей, и для родителей. Учителя школы успешно работают в этой сети, обмениваются своими наработками с коллегами со всей России, им предоставляется возможность показать свои достижения и получить за это награду.
Новый проект стандартов второго поколения для старшей школы большое внимание уделяет социализации старшеклассников. Для решения этой задачи важно обеспечить участие старшеклассников в различных социальных практиках. Поэтому в школе работает «Школа лидеров». Ученики этой школы активно участвуют в международном творческом проекте «Одиссея разума», побывали во многих странах Европы и в США в рамках этого проекта.
Развиваются и поддерживаются в школе самостоятельные инициативы учащихся. Шведским школьникам понравился сайт школы, они написали в школу, и уже второй год старшеклассники двух стран совместно работают над экологическим проектом
Профильное обучение в старшей школе
«Проблемы экологии больших и малых городов». Этой осенью 30 шведских школьников приехали в Санкт-Петербург для участия в международной конференции. Такая деятельность не только формирует активную гражданскую позицию старшеклассников, но и способствует развитию их ответственности, качеств, обеспечивающих личностный успех ученика.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагают оценку качества образования по результату. Под результатом понимаются те компетентности, которые развиваются у учащихся в процессе обучения на всех уровнях общего образования. В настоящее время результат может определяться качеством сдачи ЕГЭ. С точки зрения педагогов школы № 89, только профильное обучение позволяет обеспечить успешную сдачу ЕГЭ выпускниками, потому что они серьезно занимаются выбранными предметами. Это подтверждается результатами работы данной массовой общеобразовательной школы. В школе нет отбора учащихся, но в прошлом году выпускники сдали ЕГЭ по профильным предметам значительно лучше, чем в среднем по Санкт-Петербургу.
Вместе с тем результаты образования могут и должны оцениваться не только с помощью ЕГЭ, но и другими методами. Так, в школе создаются условия, при которых ежегодно учащиеся школы участвуют в различных конкурсах регионального и всероссийского уровня. Одни из первых в городе, 4 года назад, старшеклассники из 89-й школы начали участвовать в интернет-олимпиадах по физике, математике и информатике, проводимых Университетом информационных технологий, механики и оптики и Санкт-Петербургским государственным университетом, сейчас эти олимпиады приобрели всероссийский статус.
Конкурсов и олимпиад сейчас проводится много, и нужно готовить учащихся к ним (в этом помогает исследовательская практика), кроме того, нужно помочь учащимся дойти до этих конкурсов. Этим занимаются тьюторы из числа учителей школы. Тьютор — это одна из новых ролей педагога, с помощью тьютора решается большой круг задач по разработке и реализации образовательного маршрута ученика.
Создание условий для предъявления личностных достижений и их оценка — это важный фактор, позволяющий школе формировать мотивацию выбора будущей профессии. Эта работа начинается на уровне начальной школы через включение школьников в игровые конкурсы и олимпиады. Затем школьники переходят в клуб интеллектуальных игр. Учеников благодарят за их успехи: они получают знаки, дипломы, благодарности и начинают создавать портфолио, оно расширяется и дополняется в основной школе и учитывается при зачислении в профильные классы, поэтому к старшей школе ученики уже сами хотят предъявить свои достижения для внешней оценки и продолжают собирать портфолио. Не только в портфолио, но и на сайте школы все успехи учеников фиксируются и становятся достоянием гласности. В школе есть «Книга личностных достижений», куда включены все достижения учеников (не только в учебной деятельности). Эта ситуация успеха очень важная для школы, для того чтобы можно было индивидуализировать образовательный маршрут, сделать его адекватным запросам и способностям ученика.
Нужно отметить, что хотя официально портфолио не принимают для рассмотрения в вузах, эта работа в школе идет. При поступлении в 10-й класс учитывается содержание портфолио школьника, и дальше ученики продолжают «собирать» свидетельства своих достижений. Ученики приходят на прием в вузы с этими папками. Некоторые вузы принимают их во внимание и при равенстве баллов отдают предпочтение учащимся, имею-
щим достижения в выбранной сфере деятельности. Мы поддерживаем намерения вузов, в частности желание учитывать данные портфолио абитуриентов, об этом в своем выступлении сказал ректор Московского государственного университета, указав, что главная проблема абитуриентов — это мотивация, а точнее — ее отсутствие. Мотивация абитуриентов для вузов важна не меньше, чем для школ, а даже больше. Нам кажется, что есть возможность учитывать такую неформальную оценку, как портфолио старшеклассника, абитуриента, более серьезно.
В современной школе у учителей появляются новые роли и позиции: консультант, социальный продюсер, тьютор. Подготовка учителей к этим ролям сложный и длительный процесс. Школа № 89 осваивала идеи подготовки нового учителя путем собственных проб и ошибок, используя разные возможности: курсы переподготовки, участие в экспериментах разного уровня, в том числе и международных, внутрифирменное обучение, участие в конкурсном движении, в том числе дистанционно. Работа эта велась длительно, системно и дала свои результаты: 10 учителей школы стали победителями в номинации «Лучший учитель» в рамках национального проекта «Образование», из них 8 человек — это учителя, работающие в профильной школе.
Реализация профильного обучения за эти годы дала школе много преимуществ: углубление знаний учащихся в профильных областях, успешную аттестацию учащихся и возможность поступления в вуз по итогам олимпиад, использование элективных курсов для углубленной подготовки школьников, объективную внешнюю оценку результатов образования и адекватную самооценку школьников, повышение квалификации педагогов школы. В целом происходит усиление сотрудничества участников образовательного процесса и как следствие — успешность выпускников в дальнейшем образовании.
Профильное обучение в старшей школе на сегодняшний день имеет много нерешенных проблем, относящихся и к содержанию образования, и к выбору учителем технологий обучения, их реализации на уроке и в образовательном процессе в целом, грамотной поддержки ученика в выборе профиля, умению создавать ситуацию успеха для школьников. Для решения этих задач и проблем нужно готовить специалистов нового поколения. В этом смысле очень важна психолого-педагогическая подготовка учителя, и изменение его отношения к ученику. Технологии научить легче, а вот процесс изменения психологии учителя гораздо более длительный. Сегодня явной необходимостью становится подготовка специалистов в педагогических вузах и учреждениях повышения квалификации к работе в старшей профильной школе. Необходима системная работа по включению студентов и малоопытных учителей в учебные практики на базе школ — ресурсных центров, дистанционное обучение новым методам работы. Надо практически научить студентов и учителей, как нужно работать в новой школе. Российская академия образования, педагогические университеты могли бы активизировать работу по созданию УМК профильного обучения, нужно обобщение огромного положительного практического опыта учителей по созданию элективных курсов, организации на их основе сборников элективных курсов по определенному направлению и УМК к ним.
Необходимо выводить профильное обучение на новый системный уровень. И это должны делать все — сами школы, педагоги, а не только надеяться на то, что кто-то сверху это сделает. На сегодняшний день реально профильная школа существует, она перспективна и имеет все предпосылки к дальнейшему развитию.