Е.А. Румбешта, М.А. Червонный
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОФИЛЬНЫХ ШКОЛ г. ТОМСКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Анализируется потенциал взаимодействия профильных школ и университетов г. Томска для повышения качества преподавания физики. На основе результатов научной и учебно-методической работы предлагаются новые по форме и содержанию варианты взаимодействия университетов и профильных школ, актуальные для регионов, реализующих инновационные технологические процессы.
Ключевые слова: взаимодействие; потенциал; физическое образование; качество; регион инноваций.
Последние данные о качестве школьного и вузовского образования свидетельствуют о снижении его уровня прежде всего по физико-математическим и естественным дисциплинам. На это указывали и результаты единого государственного экзамена по математике и физике выпускников школ, поступивших в университеты на технические специальности. На систему подготовки школьников обратитли внимание не только органы управления образованием, но и общественность города и области, представители областной и городской администраций. Проанализировать ситуацию потребовало и то, что результативность школьного образования будут определять и другие параметры нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [1]. Стандарт среднего полного общего образования (пока проект) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»).
Наиболее актуальными личностными характеристиками выпускника, востребованного томскими университетами, являются следующие:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.
Таким образом, перед педагогическим сообществом встала проблема повышения качества общего образования школьников, выпускников профильных классов и школ региона. Для решения этой проблемы на базе ТГУ реализуется проект «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития открытого образовательного пространства региона», участниками которого являются авторы статьи.
Предположение (гипотеза) о возможности решения выявленной проблемы на основе использования потенциала взаимодействия профильных школ с вузами обосновано особенностями нашего региона. В Томской
области по сравнению с другими регионами велик удельный вес вузов, научно-исследовательских институтов по отношению к населению города; будущее региона видится не только в развитии сырьевой базы, а прежде всего в реализации комплексных проектов по приоритетным направлениям науки и технологий [2].
Обоснование гипотезы потребовало проведения в рамках проекта серии семинаров, на которых представители учебных учреждений разного уровня последовательно разрешали поставленную проблему.
На семинарах с учителями, заместителями директоров по учебной и воспитательной работе директорами были организованы дискуссии о том, как происходит в настоящее время подготовка учащихся к школе, какие результаты достигаются и как при этом используется потенциал Томских вузов. В результате различных высказываний по предложенной к обсуждению теме выяснилось следующее.
В профильных классах приоритет в обучении отдается углублению и расширению предметных знаний, поскольку их наличие позволяет успешно сдать ЕГЭ. Большое внимание уделяется организации проектноисследовательской деятельности, практически обязательной для учащихся профильных классов, что также предваряет требования нового стандарта. В процессе организации проектно-исследовательской деятельности формируются умения, необходимые современному школьнику, - проектные, исследовательские, коммуникативные. При этом развиваются способности учащихся к самоопределению, самооценке. Хорошие результаты, которые «выдает» профильная школа, недостаточны для нашего региона.
В процессе дальнейшего обсуждения проблемы выясняется, какие результаты еще не достигнуты. Так, представители школы считают, что выстроенная система профильного образования школьников пока не в полной мере позволяет формировать умения и способности учащихся к самоорганизации, выстраиванию самостоятельной работы, не учит нестандартно мыслить, не всегда развивает мотивацию к творчеству и современную инновационную деятельность, не обеспечивает подготовку к осознанному выбору профессий, востребованных в регионе. В итоге исследование вопроса развернулось через анализ прецедентов использования школами не только внутренних ресурсов, но и внешних, в частности ресурсов взаимодействия с вузами.
Анализ практики позволяет сделать вывод, что для осуществления образовательной подготовки выпускников на высоком качественном уровне школы, реализующие профильное образование, уже используют потенциал взаимодействия с вузами города. Кроме того, независимо
от школы отдельные учащиеся повышают уровень своей образованности и развития в учреждениях дополнительного образования.
Вклад этих учреждений в образование старшеклассников, включая интеллектуально одаренных детей, недостаточно обобщен и представлен. Однако мнения отдель-
Профильная школа старается использовать потенциал вузов для достижения более высоких результатов в подготовке выпускника, будущего абитуриента.
Однако такое взаимодействие уже не решает предъявленной выше проблемы (снижение уровня физико-математического образования, падение интереса к естественным наукам).
В данной ситуации нужно проанализировать, что можно изменить в рамках реальности и какие дополнительные ресурсы взаимодействия использовать. Понятно, что во всех видах взаимодействия школа и вуз должны составить открытое образовательное пространство и обогатить друг друга.
Экспертные высказывания представителей школ и вузов выявили неиспользуемые пока ресурсы их взаимодействия.
1. В настоящее время не налажена система мониторинга достижений учащихся, которая бы позволила дать ученикам, родителям, администрации школы, представителям вуза, в который поступает выпускник, представление, какие умения, способности развиты у школьника и на каком уровне. Это важно не только для школы, но и для вуза. В соответствии со стандартом высшего образования вузы должны показать результаты своей образовательной деятельности не только по
ных исследователей, включая авторов этой статьи, сходятся в том, что деятельность учреждений дополнительного образования, реализующих профильное обучение, может быть существенно расширена и дополнена, в том числе предложениями со стороны высших учебных заведений (таблица).
наличию знаний студентов, но и по наличию компетенций, которые у них сформированы. Поскольку нет школьного централизованного мониторинга, есть лишь попытки отдельных школ оценить свои результаты не только через ЕГЭ, преподаватели вуза начинают работу с абитуриентом, учитывая его базовую предметную подготовку и не учитывая наработки школы по формированию универсальных учебных действий.
Отсутствие преемственности в мониторинге умений и способностей школьника и студента затрудняет построение эффективного образовательного процесса, формирование компетенций бакалавра, магистра, которые заложены в образовательном стандарте вуза. Например, как отмечалось экспертами на семинаре, школа и вуз не формируют умений построения карьеры.
Организация мониторинга даст свои плоды, если его результаты будут реально учитываться. В настоящее время показатели развития учеников в виде сфор-мированности универсальных учебных действий, участия в образовательных, общественных и других событиях помещаются в их портфолио. Однако нет узаконенного положения о портфолио, которое бы позволяло учитывать эти результаты при выходе ученика из школы, поступлении его в вуз.
Варианты взаимодействия вузов и школ
Вариант взаимодействия Характеристика взаимодействия Достоинства и недостатки
Первый Представители вузов -преподаватели - ведут в школе элективные курсы для учащихся Достоинства: в процессе общения с преподавателем ученики имеют возможность углубить знания по определенному предмету, познакомиться с новыми открытиями, получить информацию об исследованиях вуза, заинтересоваться ими. Такое общение может повлиять на выбор вуза учениками, дальнейшее профессиональное самоопределение
Второй Школьники пользуются лабораторной базой вуза для выполнения практических работ, небольших исследований Достоинства: происходит развитие практических, экспериментальных, исследовательских умений учащихся, знакомство с новым оборудованием, усиливается интерес к естественным наукам, у ряда учащихся возникает мотивация к творческой экспериментальной деятельности. (Опыт был представлен на семинаре ТПУ и ТГПУ) Недостатки: если эта работы с учащимися происходит без педагогического сопровождения, практическая деятельность школьников носит формальный характер, многие из перечисленных умений и качеств не формируются [3]
Третий Преподавателями вузов осуществляется руководство исследовательской деятельностью отдельных учащихся Достоинства: это очень востребованный способ взаимодействия, так как часто у учителя ощущается недостаток квалификации или времени, чтобы руководить исследованием ученика. Для современного исследования необходимо современное оборудование, которого не может быть в школе. В случае такого взаимодействия происходит действительно качественное образование и развитие ученика или группы учеников. Недостатки: наименее разработанный по ряду причин способ взаимодействия, как в правовом, так и в организационном и методическом планах. Число учащихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность, невелико
Четвертый Суть его - в повышении силами вуза квалификации школьного учителя Достоинства: повышение значимости профильной школы. В последнее время этот способ становится все более востребованным. Достаточно подготовленные теоретически и практически преподаватели вузов знакомят учителей с новыми технологиями, методиками, в частности с компьютерными, с достижениями науки, демонстрируют возможности современного эксперимента в обучении школьников. Такой вид взаимодействия со школами осуществляется в ТПУ, ТГУ, ТГПУ
Пятый В ряде случаев вузовские специалисты привлекаются для научного руководства деятельностью школы Достоинства: позволяет школам грамотно осуществлять инновационную образовательную деятельность
Таким образом, необходимо создание группы исследователей, состоящей из представителей школы, вуза и органов управления образованием для осуществления непрерывного мониторинга системы профильного школьного и вузовского образования - знаний, умений, способностей учащихся школ и вузов. Основными направлениями работы группы должны стать разработка критериев сформированности учебных действий и компетенций, показателей их сформированности, создание проверочных материалов, разработка методики проверки. Опыт работы в данной сфере деятельности имеется у представителей Томского политехнического университета и Томского государственного педагогического университета (кафедра общей физики).
2. В настоящее время недостаточно используется потенциал взаимодействия школы и вуза в форме реализации совместных (школы и вуза) исследовательских проектов, организованных при кафедрах. В процессе выполнения совместных проектов ученики пробуют себя в практическом применении знаний, имеют возможность осуществить исследовательскую пробу, осознают необходимость глубоких разносторонних знаний для профессиональной деятельности. Например, современному инженеру нужны не только глубокие профессиональные знания, но и знание иностранного языка для изучения чужого опыта, участия в совместных исследованиях. При активной работе в совместных проектах у учеников могут формироваться информационные, исследовательские, коммуникативные умения, о чем свидетельствует опыт организации таких проектов на кафедре общей физики ТГПУ.
3. Предметная подготовка учащихся профильной школы предполагает введение дополнительных курсов. Такие курсы ученик может выбирать как в своей школе, так и в вузе. В рамках взаимодействия школы и вуза возможна организация посещения школьниками занятий (лекций) совместно со студентами. Это даст возможность школьнику приобрести дополнительные знания по тому предмету, изучение которого необходимо для поступления в вуз, воспринять специфику организации образования в вузе, почувствовать необходимость глубоких предметных знаний для освоения профессии, способностей, к самоорганизации, планированию, осуществлению самостоятельной работы и т. д.
Вопрос состоит в способе определения объема освоенного учеником курса, который может быть измерен числом набранных кредитов и его учета в рамках школьной системы образования, т. е. в создании правовой базы взаимного учета школами и вузами кредитов, полученных школьниками в разных образовательных точках.
Решение данного вопроса требует создания группы разработчиков из числа сотрудников вуза, работников школы, представителей органов образования. Возможно использование опыта взаимного учета кредитов в вузах и школьных учреждениях Финляндии, который был изучен одним из авторов при посещении этой страны [4].
4. На базе школы возможна и другая организация взаимодействия студентов и школьников - через волонтерство, когда бывшие выпускники школ - студенты, аспиранты - ведут кружковые занятия в школе, консультации, спецкурсы, руководят исследованиями
школьников на добровольных началах. Такие прецеденты имеются в лицее при ТПУ, специализированных учебно-научных центрах (СУНЦ), действующих в Новосибирске, Москве, Долгопрудном при «брендовых» университетах. В процессе такого взаимодействия может развиваться активность учеников, не проявлявших ее во взаимодействии с учителем или преподавателем вуза, возникнуть мотивация к исследовательской деятельности, формироваться умение работать в команде. Этот вид взаимодействия также нуждается в правовой разработке. Договоры о деятельности волонтеров в школе пока не разработаны.
5. Кардинальное решение проблемы повышения качества образования школьников на основе использования потенциала взаимодействия школ и вузов Томского региона видится в организации единого образовательного Центра инновационного характера (далее Центр),который должен быть хорошо оборудован для различного рода занятий с учениками и учителями.
В Центре необходимо развернуть работу по пропаганде научных знаний ведущими профессорами вузов. Это могут быть знания, например, о современной научной картине мира для гуманитариев или знания о месте России в мировом экономическом пространстве для учащихся физико-технического профиля. Возможно создание разновозрастных научных объединений для выполнения исследований, чтобы аспирантами или студентами руководили преподаватели вузов, студентами - аспиранты, школьниками - студенты.
Занятия со школьниками в рамках программы Центра могут проходить не только на его базе, но и на базе всех Томских вузов. Отдельные лекции по современным вопросам науки для учащихся, практические работы и проектные исследования могут быть организованы в разных вузах. Ученики могут выбрать разные курсы, поэтому должна быть разработана нормативная база для учета кредитов, если школьник получает дополнительное образование в разных вузах.
На базе Центра может быть организовано совместное образовательное событие, такое же по масштабу и значению, как проходящие в настоящее время («День науки», «Карьера молодежи»). В процессе совместной разработки происходит взаимное обогащение опытом как школьников, так и студентов.
Для построения карьеры учащимся необходима организация профессиональных проб. Это может сделать Центр через организацию встреч с представителями разных профессий, экскурсии в вузы, научные лаборатории, передовые предприятия. При наличии дистанционной системы обучения такой центр может организовать обучение учащихся Томска и области. Образовательные центры меньшего масштаба могут быть организованы в районах области.
Прообразом смоделированных по инновационным функциям центров можно назвать открытый в 2011 г. на базе ТГПУ Центр дополнительного физикоматематического и естественнонаучного образования [5]. В настоящее время он выполняет ряд интегрированных функций, таких как дополнительная подготовка учащихся к олимпиадам, повышение квалификации учителей физики и математики по заказу администрации Томской области и многие другие.
Научно-образовательный центр педагогических исследований в физико-математическом образовании и Межвузовский центр по интеллектуальным проблемам развития личности [6] интегрируют функции научной работы профессорско-преподавательского состава
ТГПУ, ТГУ и ТПУ совместно с учителями-исследова-телями г. Томска и Томской области.
Потенциал этих центров при соответствующих инфраструктурных и финансовых дополнениях существенным образом позволил бы содействовать повышению качества физико-математического образования в регионе, внедрению в практику учебного процесса результатов научных исследований и практических разработок. Убедительным примером реализации такого потенциала в настоящее время является включение в федеральный перечень учебно-методических комплексов (УМК), рекомендованных для школы, комплекта учебников и пособий, разработанного коллективом математиков под руководством Э.Г. Гельфман.
6. Решение проблемы качественного профильного образования учеников невозможно без изменения требований к педагогам. Каким должен быть педагог профильного образования, какие профессиональные умения и личностные качества он должен сочетать?
В результате исследования в форме анкетирования были получены ответы от самих учителей (физики) и представителей администрации школ. Что касается учителей, то, по их мнению, современному педагогу необходимо иметь: глубокие знания по предмету, системное представление о новейших открытиях и достижениях науки, основах педагогики и психологии, содержании современных педагогических технологий, в том числе информационных. Необходимо применять традиционные методики и инновационные технологии, уметь решать задачи разного уровня и обучать их решению учеников, уметь эффективно применять эксперимент в обучении, обладать коммуникативными умениями и использовать их в разных сферах, создавать модифицированные программы, уметь предъявить свой опыт в виде сообщения или статьи [7].
Представители администрации школ указывают, что хотелось бы, чтобы учителя обладали стремлением к самосовершенствованию, сомообучению; умениями рефлексии, самоконтроля; организационными умениями - поиска дополнительных сотрудников для органи-
зации профильного обучения; владели ИКТ при организации урока, организации дистанционного обучения; осуществляли поиск недостающей информации и пр. Учителя профильных классов должны иметь исследовательскую компетентность для самостоятельной организации исследования в области образования.
Если названные учителями профессиональные знания и умения можно совершенствовать в рамках сложившейся системы повышения квалификации, привлекая для выполнения этой деятельности томские вузы, то для разностороннего совершенствования учителя нужна новая сетевая организация повышения квалификации. Такая идея была высказана на разработниче-ском семинаре в рамках проекта. В данном случае взаимодействие вузов и учителей, повышающих квалификацию, может происходить на основе накопительной системы.
Так, новые научные приборы учителя могут освоить в ТПУ, новое учебное оборудование - в ТГПУ, информацию о новых научных идеях почерпнуть в ТГУ или институтах ТВЗ, обучиться новым педагогическим технологиям на кафедрах ТГУ, ТГПУ. При этом какой-то вуз становится головным в плане организации повышения квалификации. В наибольшей степени для этой роли подходит ТГПУ, где уже развернута активная работа по повышению квалификации учителей математики, физики, биологии и химии. Есть опыт организации накопительной системы обучения, разработки и реализации индивидуальных планов повышения квалификации с учетом потребностей конкретного учителя. С переходом на использование такой системы необходим учет разных видов учебной деятельности в кредитах, которые учителя получают в разных учебных заведениях, и выдача удостоверения на основе накопления определенной суммы кредитов.
Проведенное исследование дает возможность оценить разные подходы к решению проблемы повышения качества физико-математического образования школьников и студентов в регионе и выбрать наиболее эффективные способы использования потенциала взаимодействия вузов и школ, осуществляющих профильное обучение школьников. В конечном итоге это будет способствовать дальнейшему инновационному развитию нашего региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: среднее (полное) общее образование (проект от 15 апреля
2011 г.). М., 2011. иКЬ: http://mon.gov.ru/files/materials/7956/11.04.19-proekt.10-11.pdf
2. Веснина Л.В., Чучалин А.И. Формирование системы подготовки кадров для развития наукоемких отраслей экономики на основе консорциу-
ма университетов и научных организаций // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10. С. 180-185.
3. Пищулова А.С., Румбешта Е.А. Формирование информационной, коммуникативной, исследовательской компетенции в процессе обучения
школьников исследовательской деятельности // Вестник Т омского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7. С. 15-18.
4. Поздеева С.И., Румбешта Е.А. Опыт Финляндии в сфере образования // Вестник Томского государственного педагогического университета.
2011. Вып. 10. С. 128-132.
5. Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ. Томск, 2011. ИЯЬ: http://fmcenter.tspu.edu.ru/
6. Межвузовский центр по проблемам интеллектуального развития личности Томск, 2011. ИКЬ: http://www.websib.ru/~association/Tomsk/
proekt.htm
7. Румбешта Е.А., Червонный М.А. Профессиональная компетенция учителя физики // Преподавание естественных наук, математики и инфор-
матики в вузе и школе: IV Всероссийская научно-практическая конференция (1-2 ноября 2011г.) с международным участием. Томск : Изд-во ТГПУ, 2011. С. 101-104.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 5 марта 2012 г.