Научная статья на тему 'Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении'

Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ УЧАЩИХСЯ / ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА / САМООЦЕНИВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА / КОНТРОЛЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ / ПРОФИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС УЧАЩЕГОСЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Татьяна Геннадьевна, Прутченков Александр Сергеевич, Пинская Марина Александровна

Авторы продолжают разговор1 о порфолио учащихся, выделяют специфику работы с портфолио учащихся в профильном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении»

Авторы продолжают разговор1 о порфолио учащихся, выделяют специфику работы с портфолио учащихся в профильном обучении.

Новикова Татьяна Геннадьевна,

завкафедрой развития образования АПКиППРО Прутченков Александр Сергеевич, профессор кафедры развития образования АПКиППРО Пинская Марина Александровна, доцент АПКиППРО г. Москва

Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе - системе безотметочного оценивания, начиная с начальной школы.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Российская школа накопила определенный опыт организации образовательного процесса в условиях безотметочной системы оценивания. С конца 80-х годов в стране в инновационном режиме реализовывалась технология обучения, основанная на дифференциации требований к уровню освоения учебного материала: на обязательном и повышенном уровнях, в которой учебные достижения учащихся на обязательном уровне предлагалось оценивать по дихотомической шкале «достиг» - «не достиг».

1 Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С. Портфолио педагога как средство оценки и фиксации профессиональных достижений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. - №4.

Положительный опыт использования разных форм оценки младших школьников в условиях безотметочного оценивания целенаправленно развивался и обогащался в ходе реализации проектов. Однако, несмотря на положительные результаты работы в данном направлении, до сих пор остается ряд серьезных социально-педагогических проблем, в частности, отсутствие понимания необходимости внедрения новой системы оценивания в массовую образовательную практику.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии «портфолио школьника», или «папка личных достижений» призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика.

Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки. Видимо, этот процесс становления оценочной системы будет некоторое время неустойчив, но совершенно очевидно, что он вызван именно несовершенством существующей системы оценки знаний, которая не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта - различные учебные про-

екты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Формой такого аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стал популярный в зарубежных школах и все чаще встречающийся в российских школах портфолио.

Профилизация обучения на старшей ступени школьного образования является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью. Система профильного обучения создаёт условия для дифференциации и индивидуализации процесса обучения, вплоть до создания индивидуальных учебных планов и, следовательно, для всё возрастающей самостоятельности ученика. Это делает возможным реализацию в отечественном обучении наиболее актуальных современных образовательных тенденций:

- центрацию на ученике, который в полной мере становится субъектом образовательного процесса;

- практическую ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда, связь с современными контекстами;

- непрерывный, продолженный характер обучения и т.д.

В целом основные ориентиры современного образования отражают центральную идею: «Возьми в свои руки контроль над собственным обучением». При этом существенной проблемой является несоответствие новых образовательных ценностей и методов обучения традиционным формам внешнего (по отношению к ученику, а зачастую и школе) контроля и оценивания результатов обучения. В ситуации предпро-фильной подготовки и профильного обучения это противоречие становится ещё более существенным. При этом на первый план выступают следующие аспекты:

- необходимость совершать ответственный выбор профиля, планировать собственную образовательную траекторию требует от учащегося адекватной оценки собственных достижений и возможностей, что делает чрезвычайно актуальным самооценивание, обеспеченное соответствующими адекватными инструментами;

- самостоятельная образовательная активность ученика, соответствующая выбранному профильному направлению и реализуемая в учреждениях системы дополнительного образования, остаётся

за рамками оценивания школьных учебных результатов;

- в ситуации сетевой организации предпро-фильной подготовки и профильного обучения необходима новая форма фиксации и представления учебных достижений учащегося, полученных в широком образовательном пространстве, которая обеспечит коммуникацию различных учреждений сети;

- профильная образовательная траектория выстраивается в течение ряда лет обучения, начиная со среднего звена основной школы, и может быть отражена только при длительном мониторинге индивидуального процесса обучения;

- предоставленные ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, рефлексия, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционном способе оценки учебных результатов.

Указанные выше противоречия и дефициты делают насущной задачу обеспечения профильного обучения педагогической технологией, позволяющей оценить его результаты во всей полноте и соответствующей новым задачам, поставленным профильным обучением, и способам их реализации.

Таким образом, в настоящее время, в ситуации внедрения и распространения профильного обучения в отечественной школе, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио - портфель индивидуальных образовательных достижений, опробованный входе эксперимента в образовательных учреждениях различного типа в условиях, определяющихся региональной и местной спецификой.

Портфолио в традиционном понимании - коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определённый отрезок времени. В современной практике в портфолио включены также разделы, посвящённые оценке учащимся достигнутых им результатов, планированию будущих этапов обучению в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Кроме того, портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной деятельности. Он отвечает целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

- проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах.

- оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Следовательно, портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру предпрофильной подготовки и профильного обучения. Кроме того, портфолио позволяет решить следующие важные педагогические задачи, поставленные системой профильного обучения:

- поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации образования школьников;

- повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции.

Применительно к задачам профильного обучения можно сказать о том, что портфолио служит основанием для совершения правильного выбора профиля, показателем ориентированности ученика на выбранное направление, его образовательной активности, готовности к переходу на следующие этапы образования и выбору профессии. Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развития сферы его интересов на различных ступенях обучения.

Диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования, от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий - электронное портфолио и ориентированных на новые образовательные цели - паспорт компетенций/квалификаций.

При всем разнообразии моделей портфолио различии образовательных и профессиональных сфер, в ко-

торых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить определенную типологию. Показательной является типология позволяющая увидеть динамику его развития от школы к вузу и далее к рынку труда, (рис.1). (Более подробно см. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта)//Профильная школа. - 2005г. - №3. - С. 45-56.)

Портфолио в полной средней школе. Результаты проведённого эксперимента показали необходимость продолжения работы с портфолио в 10-11 классах. Целесообразность создания портфолио учащегося старшей (профильной) школы обусловлена следующим:

• Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, а также практиках, проектно-исследовательской деятельности и др.;

• Портфолио, отражая результаты индивидуальной образовательной активности, наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану, при реализации его как внутри школы, так и в (муниципальной) образовательной сети, особенно в учреждениях системы дополнительного образования;

• Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, что может служить важной информацией для вуза или иного работодателя;

• Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследова-тельской деятельности, социальных практик, творческие работы, свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках;

Школа

портфолио

развития

/ портфолио | \по предметам/

портфолио

выпускника

портфолио

абитуриента

студенч ески и портфолио

Профессиональная

сфера

портфолио

специалиста

портфолио трудоу стро йства

Где работает (используется) портфолио

Рис. 1. Сферы функционирования различных типов портфолио.

• Портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу - одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками.

Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента.

Возможная итоговая форма портфолио

Ниже приводится возможная базовая структура портфолио выпускника полной средней школы, в которой отражены все основные материалы и элементы структуры портфолио.

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА ОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКА ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Профильные и элективные курсы

№ Название Предмет Уровень Результат Дата

Олимпиады

№ Название Предмет Уровень Результат Дата

Конкурсы

№ Название Область Знаний Уровень Результат Дата

Достижения в системе дополнительного образования, довузовской подготовки и иных образовательных учреждениях

№ Название Сфера учёбы Учреждение Результат Дата

Практики, проектные и творческие работы

№ Название Содержание деятельности Учреждение Результат Дата

Настоящий лист составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в

портфолио__________________________________

(фамилия, имя, отчество ученика)

Резюме, отчёты, рефераты и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

Дата__________________________

Подпись директора школы

МП

Предлагаемый формат и структура итогового документа по портфолио являются общими для выпускников основной и полной средней школы. Но в портфолио выпускников 9-го класса в соответствующие разделы вводится дополнительная графа оценки и указывается итоговый балл по портфолио.

Возможный вариант использования портфолио выпускника (профильного портфолио) вузами

Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ - или каких-либо иных форм экзаменов - при поступлении в вуз. Портфолио ликвидирует тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.

Портфолио свидетельствует о подготовке выпускника школы, полученной им в ходе профильного обучения, к специализации в данной профессиональной сфере.

Портфолио демонстрирует уровень возможностей и достижений выпускника, его образовательную активность, позволяет не пропустить талантливых абитуриентов.

Портфолио компенсирует эффект «случайного успеха» или провала в ситуации экзамена. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат.

Портфолио может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга. В этом случае конкретный вуз, группа вузов или вузовское сообщество в целом могут принять определённые нормы оценивания материалов, представленных в портфолио абитуриента. Этот вопрос требует дальнейшего обсуждения с участием представителей высшей школы. В любом случае оценить портфолио и определить формы его учёта предоставляется его получателям, т.е. институтам профессионального образования и субъектами рынка труда.

Организация работы с портфолио

Для успешного введения портфолио необходимо, чтобы работа школьников с портфолио организовывалась и сопровождалась слаженно действующими командами специалистов и поддерживалась обучающими программами и методическими пособиями.

В «группу сопровождения» могут входить: личный тьютор, ментор (координатор), советчик по карьере, не считая обычных учителей, тренеров, родителей, экспертов-специалистов и представителей общественности. В ходе совместной работы у учеников и их взрослых помощников устанавливаются совершенно особые отношения сотрудничества и партнёрства, которые сами по себе представляют несомненную педагогическую ценность. Эта поддержка и заинтересованное внимание педагогов позволяет ученику постепенно развивать самостоятельность и брать на себя контроль и ответственность как в работе с портфолио, так и в учебной ситуации в целом.

Рекомендации для регионального уровня по введению и организации работы с портфолио

1. Определить ответственного на региональном уровне, который отвечает за координацию работы по введению и организации работы с портфолио. С этой целью целесообразно определить его функционал.

2. Определить формы взаимодействия с органами, отвечающими за работу с портфолио на муниципальном уровне. Для этого необходимо отработать механизмы взаимодействия и утвердить план мероприятий по организации работы с муниципалитетами по работе с портфолио на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения.

3. Организовать информационную и координационную работу со всеми муниципальными координаторами. В соответствии с этим необходимо составить план мероприятий по организации информационной и координационной работы в регионе.

4. Определить показатели результативности проводимой работы на основании мониторинга образовательного процесса.

Рекомендации для муниципального уровня по введению и организации работы с портфолио

1. Определить управленческие решения и условия, необходимые для введения портфолио на старшей ступени школы. С этой целью целесообразно разработать Положение и основные направления деятельности органа, отвечающего за работу с портфолио на уровне муниципальной образовательной сети (МОС).

2. Определить орган (инстанцию) в муниципальной сети, которая отвечает за разработку модели портфолио, его критериальной базы и способов внедрения портфолио образовательными учреждениями сети. С этой целью целесообразно разработать Положение об органе, ответственном за работу с портфолио с указанием функционала ответственных лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Определить круг и формы взаимодействия образовательных учреждений МОС, участвующих в формировании портфолио. Для этого необходимо принять модель портфолио и соответствующую ей критериальную базу, разработать и утвердить Положение (договор) о взаимодействии учреждений на уровне МОС

4. Организовать на уровне МОС информационную работу со всеми участниками образовательного процесса. В соответствии с этим необходимо составить план мероприятий по организации информационной работы в МОС.

5. Определить преемственность в вопросах создания портфолио и работы с ним на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Следующий уровень организационной работы -непосредственно общеобразовательное учреждение.

Рекомендации для уровня общеобразовательного учреждения по использованию моделей портфеля учебных достижений

1. Провести информационную работу на уровне образовательного учреждения с педагогами школы, родителями и учащимися. С этой целью целесообразно разработать План мероприятий по проведению информационной работы со всеми участниками образовательного процесса.

2. Построить взаимодействие с образовательными учреждениями МОС, участвующими в формировании портфолио.

3. Определить конкретное наполнение разделов портфолио.

4. Установить преемственность в работе с портфолио на основной и старшей ступени школы.

5. Предоставить информацию в органы управления образованием о работе с портфолио, о возникающих проблемах и возможных доработках предложенной модели профильного портфолио.

Организация текущей работы и педагогического сопровождения школьников

Непосредственным введением в школу портфолио в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения при отсутствии дополнительного кадрового ресурса могут заниматься и координировать данный процесс следующие специалисты:

1. Заместитель директора по научно-методиче-ской либо воспитательной работе, эксперименту, профилизации и т.п. В его задачи входит:

A) разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе на основе:

1. Анализа педагогического потенциала школы - ее кадровых, методических и материально-технических ресурсов;

2. Изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований;

3. Взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.

Б) Формирование плана и расписания курсов по выбору, профильных и элективных курсов: выход на образовательные учреждения местной сети, проведения профильной ориентации

B) Сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, осуществляемого школой:

1. Мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору, профильных и элективных курсах;

2. Анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля и возможной его смены;

3. Контроль школьной документации по предпрофильной подготовке и профильному обучению;

4. Организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки, элективных курсов и будущего профиля.

Г) Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников и промежуточной аттестации 10-11-классников.

Д Организация работы по комплектованию 10-х классов (для школ, имеющих старшую ступень)

Е) Составление отчетов по предпрофильной подготовке и профильному обучению учеников школы.

Ж) Взаимодействие с учреждениями НПО, СПО, ВУЗами для организации дальнейшего обучения выпускников школы.

2. Классные руководители. Задачи классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении:

• Информировать учащихся и их родителей о целях и задачах предпрофильной подготовки и профильного обучения;

• Информировать учащихся и родителей о возможностях учебного заведения и сети по реализации профильного обучения;

• Оказывать помощь в выборе направления (профиля), обучения;

• Осуществлять контроль за ведением журнала по оформлению предметов и курсов профильного обучения и курсов по выбору;

• Оказывать помощь в консультировании и формировании индивидуальных образовательных планов;

• Оказывать консультирование и помощь в формировании портфолио;

• Индивидуальные консультации по вопросам успешности реализации ИУПов, «образцовые ИУПы», разъяснять основания корректировки и выбора тех или иных элементов ИУПа и т.п.;

• Поддержка социальных практик учащихся: проектных и исследовательских работ, производственных практик, участий в олимпиадах, конкурсах, летних школах.

3. Тьютор. Следующим педагогом, помогающим школьнику создавать портфолио, может быть тьютор.

Задачи тьютора в предпрофильной подготовке и профильном обучении:

• Развивать у обучаемых умения учиться самостоятельно;

• Предоставлять консультационную помощь обучаемым по их инициативе;

• Формировать у обучаемых умения оценивать свою деятельность;

• Осуществлять индивидуальный контроль за обучением;

• Развивать навыки самоконтроля;

• Использовать различные индивидуальные способы руководства познавательной деятельностью обучаемых;

• Помогать осуществить выбор обучаемыми: профиля, элективных курсов, места, времени и сроков обучения;

• Участвовать в разработке индивидуального содержания обучения;

• Помогать выбирать учащимся методы, средства, организационные условия бучения;

• Определять совместно с обучаемыми формы аттестации.

Организационная работа должна быть оформлена в виде плана. Приводим в качестве примера плат опытно-экспериментальной работы.

План опытно-экспериментальной работы

№ Название этапа Содержание работ Ожидаемый результат Сроки

1. Аналитический 1. Определить управленческие решения и условия, необходимые для введения портфолио в старшей ступени школы. 2. Определить орган (инстанцию) в муниципальной сети, которая отвечает за разработку модели портфолио, его критериальной базы и способов внедрения образовательными учреждениями сети. 3. Определить круг и формы взаимодействия образовательных учреждений МОС, участвующих в формировании портфолио. 4. Разработать модель профильного портфолио для учащихся 10-11 классов и соответствующую ей критериальную базу. Положение и основные направления деятельности органа, отвечающего за работу с портфолио на уровне МОС Положение об органе, ответственном за работу с портфолио с указанием функционала ответственных. Положение (договор) о взаимодействии учреждений на уровне МОС Модель профильного портфолио и соответствующая ей критериальная база, принятая на уровне МОС

2. Практический 1. Организовать на уровне МОС информационную работу со всеми участниками образовательного процесса. 2. Провести информационную работу на уровне образовательного учреждения с педагогами школы, родителями и учащимися. 3. Построить взаимодействие с образовательными учреждениями МОС, участвующими в формировании портфолио. 4. Разработать модель и определить конкретное наполнение разделов профильного портфолио. 5. Предоставить информацию в органы управления образованием о работе с портфолио, возникающих проблемах и возможных доработках предложенной модели профильного портфолио. 6. Определить преемственность в вопросах создания портфолио и работы с ним на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения. 7. Собрать и проанализировать информацию, предоставленную образовательными учреждениями сети, работающими с портфолио, определить эффективность различных моделей портфолио, как способа оценивания индивидуальных учебных достижений в рамках профильного обучения. 8. Рассмотреть возможность учета профильного портфолио при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования. План мероприятий по организации в МОС информационной работы. План мероприятий по проведению информационной работы с педагогами, родителями, учащимися Договор (Положение) о сотрудничестве учреждений на уровне МОС. Модель с содержательными наполнением разделов портфолио Аналитический отчет о работе с принятой на уровне МОС моделью профильного портфолио с указанием проблем и возможных направлений доработки Аналитические материалы по преемственности в работе по созданию папки индивидуальных достижений Аналитический отчет Предложения по возможным вариантам учета профильного портфолио в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Одной из важнейших задач организации работы по введению и использованию портфолио в предпро-фильной подготовке и профильном обучении школьников является подготовки и проведение мониторинга.

Общие подходы к организации мониторинга моделей портфолио. Очевидно, мониторинг на промежуточных этапах должен и может решать вопросы методической поддержки учителей, использующих в эксперименте различные модели портфолио. На итоговых этапах обучения - начало 8 и конец 9 класса, разработка инструментария для проверки моделей портфолио (папки индивидуальных достижений) проводится рабочей группой в МОС и результаты анализируются и обобщаются (по всей выборке учащихся).

На промежуточных этапах обучения разработка инструментария, сбор и обобщение информации о моделях портфолио может проводиться на уровне школы или на уровне региона. В этих условиях может быть использован контроль с учетом особенностей разных регионов и по классам с разными профилями.

При проверке моделей портфолио на уровне региона соответствующий региональный центр получает информацию от школ, анализирует ее, обобщает. При этом краткий отчет региона строится по определенной схеме с использованием выбранных заранее показателей. Для написания такого отчета регион обеспечивается соответствующими рекомендациями, специально разработанными рабочей группой. Регион может получить от школ информацию большего объема, чем необходимо для краткого отчета, которую он использует для решения своих исследовательских задач.

При проверке содержания портфолио на уровне школы школа сама анализирует полученные результаты. При этом регион может получать от школы интересующую его информацию.

Разработка инструментария для проведения мониторинга на разных этапах процесса обучения. Для получения информации необходимой органам образования для принятия обоснованных решений мониторинг на итоговых этапах обучения должен осуществляться по единому инструментарию, разработанному на уровне региона. Итоговыми этапами можно считать начало и окончание обучения в 8-9 классах и 10-11 классах.

Инструментарий мониторинга на промежуточных этапах обучения должен максимально учитывать особенности региона и дальнейшего выбора профиля учащимися.

Мониторинг в конце учебного года (в апреле) проводится с использованием инструментария, ядро которого определяется регионом, что позволит регионам сделать краткий отчет (рекомендации по составлению отчета и соответствующие показатели определяются регионом). Регионы и школы могут дополнять полученный инструментарий с учетом специфики школ, особенностей учебников и целей, определяемых регионами.

Мониторинг в течение учебного года в 9 классах проводится с использованием инструментария, разрабатываемого самой школой или предлагаемого школе регионом.

Для достижения целей мониторинга необходимо:

• определить состав инструментария для проведения мониторинга моделей портфолио;

• разработать систему универсальных количественных показателей, характеризующих состояние подготовки моделей портфолио и позволяющих выявить динамику ее изменения и особенности с учетом избираемого профиля;

• разработать анкеты, позволяющие получить информацию, необходимую для выделения факторов, оказывающих влияние на модели и содержание, наполнение портфолио;

• разработать единый план проведения мониторинга моделей портфолио на определенный период, необходимый для проявления тенденций ее изменения;

• разработать технологию организации и проведения мониторинга.

Вопросы для проведения мониторинга введения портфолио

1. Как организована информационная работа с родителями, учащимися по работе с портфолио?

2. Какие модели портфолио используются в образовательных учреждениях?

3. Опишите, какие модели портфолио удалось или предполагается реализовать, включая следующие вопросы:

- разделы (портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, др.)

- содержание разделов (основные документы и материалы)

- формы оценки каждого раздела (балльная, качественная, др.) и критерии оценивания.

4. Каково отношение к портфолио учеников, родителей и учителей к портфолио в рамках профильного обучения и продолжения образования и трудовой деятельности?

5. Имеются ли другие цели, кроме построения образовательного рейтинга при формировании портфолио ученика?

6. Какие документы и материалы (уровень и содержание) собирают учащиеся в портфолио?

7. Каков «вес» портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика и кто его определяет?

8. В каком виде вы предполагаете оформлять портфолио и его разделы (зачетная книжка, итоговая ведомость, вкладыш в аттестат)?

9. Как оцениваются материалы и документы в портфолио?

10. Какое количество школ и учащихся собирают папки индивидуальных достижений?

11. Как в муниципальной сети осуществляется сертификация документов и материалов учащихся?

12. Кто курирует работу с портфолио в образовательном учреждении, муниципальной сети?

13. Где он хранится?

14. В чем основные трудности в работе с портфолио (сбор документов, их оценивание и конвертация, отсутствие информации, не понимание целей или другое)?

15. Как учитывается портфолио при зачислении на профиль?

16. Какие проблемы встречаются при работе с портфолио (технические, содержательные)?

17. Кто определяет модель портфолио в вашей муниципальной сети?

18. Что явилось наиболее значимым в портфолио при зачислении на профиль (указать профиль)?

Для обеспечения эффективного введения портфолио выпускника наиболее актуальными являются следующие направления работы:

А) Разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его наполнения и результатов оценивания;

Б) Разработка единых для различных образовательных учреждений МОС или всего региона требова-

ний к организации проектной, творческой, исследовательской деятельности, социальной активности учащихся и критериев их оценивания;

В) Систематизация проводящихся в регионе конкурсов и конференций, определение статуса отдельных мероприятий (районного, городского, регионального и т.д.);

Г) Организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио и отвечающих за разработку показателей и критериев его оценки.

Д) Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования, довузовской подготовки, профессионального образования и культуры.

Автор обосновывает важность решения проблемы формирования деятельностных способностей у обучающихся и делится опытом их формирования и диагностики уровня их сформированности.

Кузнецова Светлана Валентиновна,

зам. директора по УВР МОУ гимназия № 2 «Квантор» г.о. Коломна кзуНдИШу а ndex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Как можно диагностировать уровни формирования деятельностных способностей?

т

Ключевые слова: стандарты второго поколения; деятельностный подход к обучению; сформиро-ванность познавательных и личностных способностей; содержание учебных программ; требования к организации обучения; учебная деятельность; диагностика уровней сформированности; Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»

Еще в древние времена люди пытались определить критерии обучения подростков. В спартанских школах для мальчиков уже существовал набор дисциплин, по которым шло обучение, и было жестко прописано, какими навыками должен обладать выпускник. Да и нынешнему ученику педагоги постоянно твердят: за партой ты должен получить обязательный минимум знаний, без этого не прожить.

Как показали события «перестройки» 80-90-х годов 20 века советская система образования была абсолютно не адаптируема к другим условиям. Из-за этого произошли огромные потрясения, когда хорошо образованные люди оказались плохо адаптированы к новым социальным условиям.

Сегодняшние образовательные технологии ориентированы на обучение в коллективе, Причем в большом. Сегодня это особенно актуально: в глобальном

мире, пронизанном коммуникациями, человек вовлечен в социальную жизнь гораздо больше, чем 100 лет назад. Мы должны учитывать не только экономические, но и массу других факторов: что надо ребенку, чтобы он достиг успеха в жизни; чтобы, не проявляя инфантилизма, смог адаптироваться, если вдруг изменятся условия вокруг него, и т.д. При этом для успешной социализации человек должен быть широко образован.

В настоящий момент разрабатываются стандарты образования второго поколения. Разработчики стандартов анализируют общественное мнение - их интересуют те требования к школе, которые выдвигают родители. Но пока почти три четверти семей больше всего волнует, как школа подготовит их чад к поступлению в высшее учебное заведение. Между тем школа не должна быть просто передаточным механизмом меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.