Научная статья на тему 'Саморазвитие личности старшеклассника как условие развития системы профильного образования гимназии'

Саморазвитие личности старшеклассника как условие развития системы профильного образования гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоничева Нонна Борисовна

В данной статье представлены основные направления саморазвития личности старшеклассников в системе профильного образования гимназии, рассмотрены пути формирования конкурентоспособной личности обучающегося, а также обозначены подходы, на основании которых проектируется процесс творческого саморазвития личности старшеклассника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антоничева Нонна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности старшеклассника как условие развития системы профильного образования гимназии»

УДК: 371

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИИ

SELF-DEVELOPMENT OF SENIOR PUPIL’S PERSONALITY AS CONDITION FOR DEVELOPMENT OF GYMNASIUM SUBJECT-ORIENTED EDUCATION SYSTEM

Н. Б. Антоничева N. B. Antonicheva

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В данной статье представлены основные направления саморазвития личности старшеклассников в системе профильного образования гимназии, рассмотрены пути формирования конкурентоспособной личности обучающегося, а также обозначены подходы, на основании которых проектируется процесс творческого саморазвития личности старшеклассника.

Abstract. This article represents the main tendencies to self-development of the senior pupil's personality in gymnasium subject-oriented education system, describes the ways of building-up a competitive student's personality, offers the approaches which the process of creative self-development of the senior pupil's personality is based on.

Ключевые слова: профильное образование, индивидуальная траектория саморазвития личности, современные образовательные технологии, конкурентоспособная личность.

Keywords: subject-oriented education, individual trajectory of self-development, modern educational technologies, competitive personality.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях реализации мероприятий по достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» меняются роль, место и задачи образования в нашей стране. На первый план выходит необходимость воспитания личности конкурентоспособной и компетентной, обладающей инициативностью, способностью к саморазвитию, умением творче-

ски мыслить, находить нестандартные решения [6]. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей, готовности к переобучению, самообразованию и саморазвитию [2]. Введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленного на повышение конкурентоспособности будущего выпускника образовательного учреждения, умеющего самостоятельно действовать на рынке образовательных услуг, способного к конструированию собственного образовательного маршрута [7]. По мнению доктора педагогических наук В. И. Андреева, понятия «конкурентоспособная личность» и «творчески саморазвивающаяся личность» во многом идентичны и дополняют друг друга [1]. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает решение проблем профессионального самоопределения, саморазвития личности, а также создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения и подготовку их к осознанному выбору будущей профессии [7]. Осуществив выбор варианта обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение профильных учебных дисциплин и элективных курсов [3]. В работах широкого круга специалистов разработаны и отражены ключевые аспекты профильного образования. Разработке методологических вопросов основ профильного обучения большое внимание уделяли ученые Т. П. Афанасьева, М. Б. Дьякова, Н. В. Немова, Т. Г. Новикова, В. А. Орлов, А. В. Хуторской и другие. Общие подходы к планированию образовательного процесса в рамках профильного обучения и построению отдельных профилей разработаны Л. Н. Боголюбовой, Г. В. Дорофеевым, В. И. Ерошиным, Л. В. Кузнецовой, А. А. Кузнецовым, Б. А. Ланиной и другими учеными. Исследования проблем саморазвития личности в образовательных системах в своих работах проводили такие ученые, как В. И. Андреев, К. Я. Вазина, В. Г. Маралов, Л. М. Митина и другие.

Материал и методика исследований. Нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностика (комплексные личностные опросники, интервьюирование, анкетирование, педагогическое тестирование), педагогический мониторинг, методы математической обработки данных.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы.

Результаты исследований и их обсуждение. Эффективное развитие системы профильного образования гимназии и переход на уровень саморазвития осуществляются путем саморазвития ее подсистем: учителей и обучающихся. Основными методологическими подходами к саморазвитию личности обучающегося в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки являются личностно ориентированный, системнодеятельностный, компетентностный, технологический и интегрированный. Одним из направлений нашего педагогического исследования являлось создание педагогических условий саморазвития личности старшеклассника в системе профильного образования гимназии на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Саморазвитие личности старшеклассника в системе профильного образования гимназии осуществляется по разработанной нами модели траектории саморазвития обучающегося. В модели определено, что целью движения обучающегося по траектории является саморазвитие, личностное и профессиональное самоопределение старшеклассника в системе профильного образования гимназии. Модель включает:

• содержание профильного обучения и предпрофильной подготовки: индивидуальный учебный план (федеральный, региональный, гимназический, элективный компоненты), формирующийся на основе вариативности реального выбора, практической ориентации и направленности на развитие предметных компетенций;

• развитие самостей (самоопределения, самосовершенствования, самоорганизации), осуществляемое через интеграцию основного и дополнительного образования (спецкурсы, факультативы, научное общество, студии, кружки, сетевые и дистанционные курсы и конкурсы) и учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность, развитие социальных компетенций;

• формирование «портфолио», позволяющего определить уровень конкурентоспособности старшеклассника, его профессиональное самоопределение, проектирование дальнейшего образовательного маршрута.

На этапе предпрофильной подготовки каждый обучающийся экспериментальных классов составляет свою траекторию саморазвития. На данном этапе он планирует, какие предметы будет изучать на базовом уровне, какие - на профильном, выбирает элективные курсы, формы участия в проектной деятельности и социальных практиках, направления дополнительного образования. Результаты движения по индивидуальной траектории саморазвития обучающихся оформляются в «портфолио». Таким образом формируется индивидуальная траектория, которая позволяет старшеклассникам целенаправленно, осознано заниматься самообразованием, саморазвитием.

Движение обучающихся по индивидуальной траектории саморазвития позволило достичь высокого качества образования в профильных классах и классах предпрофиль-ной подготовки, о чем свидетельствуют результаты независимой оценки на ЕГЭ в 11 классах и ГИА - в 9 классах. Анализируя эти результаты, можно отметить, что средние баллы по профильным предметам (математике, русскому языку, физике, химии, об-ществознанию) в гимназии выше, чем в среднем по Республике Марий Эл и по Российской Федерации. О конкурентоспособности наших выпускников 11-х классов можно судить и по проценту их поступления в вузы и ссузы по профилю обучения. За время эксперимента этот процент вырос на 13 и составил 82-84. На хорошем качественном уровне находится и предпрофильная подготовка, позволяющая успешно самоопределиться выпускникам 9-х классов в соответствии с их потребностями и возможностями, причем процент самоопределения вырос с 96 на начальном этапе эксперимента до 100 - на окончательном этапе.

Как отмечается в основных направлениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», главным результатом школьного образования, в том числе и профильного, должно стать его соответствие целям опережающего развития [6]. Для реализации этой задачи мы осуществили технологический подход к обучению. Были выделены технологии, способствующие саморазвитию конкурентоспособной личности старшеклассника. К ним относятся: исследовательские методы в обучении, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, обучение в сотрудничестве, технологии профильной ориентации девятиклассников, тьюторского сопровождения, «дебаты», «портфолио», проектная и информационно-коммуникационные технологии. Обучающиеся посредством данных технологий вовлекаются в исследовательскую и проектную деятельность, творчество, социальные практики и проекты. Участие в данных видах деятельности обеспечивает старшеклассникам формирование как ключевых, так и социальных

компетенций, повышение конкурентоспособности, способствует их успешному профессиональному самоопределению. В результате осуществления технологического подхода в экспериментальных классах удалось решить проблему увеличения доли детей с высоким показателем уровня качества обучения на 12 % и снижения доли детей с низким показателем уровня качества обучения с 0,076 до 0,074 %, а также повысить число победителей и призеров интеллектуальных олимпиад и творческих конкурсов муниципального уровня на 15 %, регионального уровня - на 6 %, федерального уровня - на 9 % и международного уровня - на 13 %. Особое значение в экспериментальной деятельности имеет использование здоровьесберегающих технологий, устраняющих риск снижения уровня здоровья старшеклассников при введении инноваций. В связи с этим в системе профильного образования гимназии созданы условия, способствующие укреплению и сохранению здоровья обучающихся, формированию у них потребности вести здоровый образ жизни [4]. Условия включают: введение в преподавание учебных предметов здоровьесберегающих технологий, профилактическое лечение в отделении восстановительного лечения, занятия физкультурой и спортом, реализацию программ, направленных на формирование потребности к здоровому образу жизни, психолого-педагогическое сопровождение. По результатам мониторинга, проводимого в контрольных и экспериментальных классах, можно отметить, что в ходе эксперимента ухудшения здоровья школьников в экспериментальных классах не наблюдалось, а доля часто болеющих детей в этих классах в среднем уменьшилась на 2 %.

Важным условием успешного движения обучающихся по индивидуальной траектории саморазвития является обеспечение психолого-педагогического сопровождения, приоритетные направления которого были выделены в ходе эксперимента. Это прежде всего: педагогическое сопровождение обучающихся тьюторами; индивидуальные консультации обучающихся с психологом и социальным педагогом; психологопедагогические консультации родителей обучающихся со специалистами гимназии. В результате реализации старшеклассниками индивидуальных траекторий саморазвития способность обучающихся к саморазвитию в ходе эксперимента выросла в среднем на 7 %, а конкурентоспособность - на 8 %, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели и условий саморазвития старшеклассников, созданных в системе профильного образования гимназии. Результаты исследовательской и экспериментальной работы анализировались и публиковались в ходе каждого этапа эксперимента. Было выпущено 6 методических сборников, включающих авторские образовательные программы и методики, инновационные проекты, а также сборник проектных и исследовательских работ обучающихся. Кроме того, публикации по различным направлениям экспериментальной работы были помещены в республиканских и российских научно-методических сборниках.

Резюме. Результаты эксперимента подтверждают правильность и актуальность выбранных нами направлений экспериментальной деятельности по саморазвитию старшеклассников в процессе развития системы профильного образования гимназии. Эффективное развитие системы профильного образования гимназии существенно повышает конкурентоспособность выпускников при поступлении в высшие учебные заведения и обеспечивает удовлетворение интересов и потребностей личности, индивидуализацию, дифференциацию и социализацию образования на старшей и средней ступени гимназии, оказывает старшеклассникам помощь в успешном профессиональном самоопределении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческой конкурентоспособности /

В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

2. Вазина, К. Я. Рефлексивная технология саморазвития человека / К. Я. Вазина // Профессиональное образование. - 2007. - № 6. - С. 16-17.

3. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении : учебнометодическое пособие для учителей / О. Б. Даутова ; под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО

А. П. Тряпицыной. - СПб. : КАРО, 2005. - 176 с.

4. Здоровьесберегающий потенциал профильного обучения : учебно-методические материалы и программы элективных курсов / автор-составитель, науч. ред. Т. В. Черникова. - М. : АПКиППРО, 2005. - 192 с.

5. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М. : Академия, 2004. -

256 с.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271] // Вестник образования: официальный журнал Министерства образования и науки РФ. - 2010. - № 4. - С. 62-76.

7. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии : пособие для руководителей образовательных учреждений / Т. П. Афанасьева и др. - М. : Классикс Стиль, 2006. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.