Научная статья на тему 'Саморазвитие личности учителя как фактор развития системы профильного образования гимназии'

Саморазвитие личности учителя как фактор развития системы профильного образования гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Ольга Леонидовна, Антоничева Нонна Борисовна

В данной статье представлены основные направления саморазвития личности учителя в системе профильного образования гимназии, рассмотрены пути формирования конкурентоспособной личности учителя, а также обозначены подходы и принципы, на основании которых проектируется процесс творческого саморазвития личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабалина Ольга Леонидовна, Антоничева Нонна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности учителя как фактор развития системы профильного образования гимназии»

УДК 371

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИИ

SELF-DEVELOPMENT OF TEACHER'S PERSONALITY AS THE FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF GYMNASIUM SUBJECT-ORIENTED EDUCATION SYSTEM

О. Л. Шабалина, Н. Б. Антоничева O. L. Shabalina, N. B. Antonicheva

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В данной статье представлены основные направления саморазвития личности учителя в системе профильного образования гимназии, рассмотрены пути формирования конкурентоспособной личности учителя, а также обозначены подходы и принципы, на основании которых проектируется процесс творческого саморазвития личности педагога.

Abstract. This article represents the main orientations of self-development of teacher's personality in the gymnasium subject-oriented education, considers the ways of formation of competitive teacher's personality, it also offers the approaches and principles on which the process of creative self-development of teacher's personality is based.

Ключевые слова: саморазвивающаяся система, профильное образование, индивидуальная траектория саморазвития.

Keywords: self-developing system, subject-oriented education, individual trajectory of selfdevelopment.

Актуальность исследуемой проблемы. Сфера образования является одной из разновидностей социальных систем: здесь концентрируются и реализуются интересы общества, его различных групп и слоев. От уровня развития системы образования, качества и богатства ее жизнедеятельности зависят перспективы национального прогресса [5]. Социально-экономические, политические реформы изменили смысл и содержание деятельности образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев и гимназий) на старшей ступени образования, усложнили задачи, стоящие перед ними. В условиях демократизации и гуманизации системы образования успех экспериментальных преобразований и повышения качества профильного гимназического образования в значительной степени зависит от компетентности, личностных и деловых качеств учителей [4]. Профессиональная компетентность учителя как центральной фигуры и основного субъекта образовательного процесса - одно из условий эффективного развития системы профильного образования гимназии [1], [6]. Известные ученые (В. И. Андреев, Е. А. Климов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Л. М. Митина) подчеркивают неравномерность этапов и ступеней профессионального становления личности педагога, обозначая его как индивидуальную траекторию саморазвития [2], [3].

Материал и методика исследований. Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностика (комплексные личностные опросники, интервьюирование, анкетирование, педагогическое тестирование), педагогический мониторинг (диагностика уровня конкурентоспособности учителей, уровня их способности к саморазвитию), методы математической обработки данных.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы.

Результаты исследований и их обсуждение. Одним из решающих факторов развития системы профильного образования гимназии является саморазвитие участников образовательного процесса, в первую очередь учителей, способных к эффективной и продуктивной профессиональной деятельности. Основные предпосылки для успешного саморазвития учителей создаются в системе профильного образования гимназии в ходе осознания ими того, что процесс повышения профессиональной компетентности обязательно включает в себя целенаправленное изменение человеком самого себя, системы собственных ценностей и целевых ориентиров [5].

Особую значимость на современном этапе развития системы профильного образования гимназии приобретает проектирование ситуаций саморазвития, предполагающих становление учителя не только как предметника, но и как профессионала, методиста, модератора, эксперта [2].

В связи с этим возникла необходимость разработки модели индивидуальной траектории саморазвития учителя. Конструирование учителем индивидуальной траектории саморазвития на основе данной модели с учетом принципов самоопределения, саморазвития, рефлексивности, успешности позволило осуществить творческое саморазвитие педагога в процессе развития системы профильного образования гимназии [4].

Согласно разработанной модели движение учителя по индивидуальной траектории саморазвития осуществлялось в три этапа.

На первом этапе происходило погружение в проблему, осознание ее важности, анализ уровня развития, уровня конкурентоспособности, проектирование конечных целей, определение задач этапа. Важным являлось то, что учитель ставил перед собой конкретные и реальные задачи, определял пути их решения, продумывал формы методической работы, способствующие саморазвитию и повышению уровня методологической культуры конкурентоспособности. Основное внимание на данном этапе уделяется повышению квалификации в различных формах: самообразованию, обучению на очных и дистанционных курсах, повышению методологической культуры посредством посещения занятий методологического семинара «Творческое саморазвитие конкурентоспособного учителя», программа которого была разработана и реализована в ходе экспериментального исследования.

На втором этапе осуществлялось осознание конструирования траектории, анализ и обобщение опыта, накопленного на первом этапе, формирование «портфолио». На данном этапе уровень развития учителя позволил ему включиться в работу творческих групп, научного общества учителей с целью занятия экспериментальной и исследовательской деятельностью. Повышение методологической культуры и уровня конкурентоспособности обеспечило ему успешные выступления на научно-практических семинарах, конференциях с целью трансляции и обобщения накопленного методического и педагогического опыта.

На третьем этапе осуществлялся выход на уровень саморазвития, происходила самооценка, самоактуализация, самоопределение, самореализация, осознание своей роли как учителя-экспериментатора, учителя-исследователя. Обобщение и трансляция опыта реализовывались не только в рамках научно-практических семинаров и конференций, сетевых предметных объединений, но и профессиональных конкурсов, а также в публикациях. Методологический уровень учителя на данном этапе позволил разработать и реализовать авторские методики, программы, научно-исследовательские проекты, а уровень конкурентоспособности - побеждать и самореализовываться на профессиональных конкурсах. По завершению каждого этапа происходила рефлексия, самооценка достигнутых результатов и постановка целей следующих этапов. В процессе рефлексии педагог рассматривал самого себя, свои знания, ценностные ориентации, способности как важнейший фактор эффективности педагогического воздействия. После заключительного этапа осуществлялась оценка достигнутого уровня конкурентоспособности, профессиональной компетентности и саморазвития.

Движение педагога по траектории саморазвития постоянно диагностировалось по следующим направлениям: динамика уровня конкурентоспособности, динамика развития исследовательских компетенций, динамика сформированности индивидуального педагогического стиля, динамика оценки педагогами приоритетности педагогических проблем, динамика способности к саморазвитию. Результаты диагностик позволяют сделать вывод, что развитие педагогов посредством реализации индивидуальных траекторий саморазвития существенным образом повышает уровень их способности к саморазвитию. Если на первом этапе среди педагогов-экспериментаторов не было учителей с наивысшим уровнем способности к саморазвитию, то на заключительном этапе таких педагогов стало

3.0 %. Выросло на 5,0 % количество педагогов с высоким и очень высоким уровнем способности к саморазвитию. Значительно уменьшился процент педагогов со средним (на

8.0 %) и особенно с низким (на 18,0 %) уровнями способности к саморазвитию. Сравнительный анализ уровня конкурентоспособности педагогов-экспериментаторов, спроектировавших и реализовавших траекторию саморазвития, и педагогов, не участвовавших в эксперименте, показал, что уровень конкурентоспособности у педагогов-экспериментаторов выше на 3,5 % [1].

Рост конкурентоспособности и уровня саморазвития педагогов подтверждается и результатами участия педагогов-экспериментаторов в конкурсах профессионального мастерства. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что процент педагогов-экспериментаторов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, увеличился с 26,0 на первом этапе до 38,0 на заключительном этапе эксперимента, а процент лауреатов конкурсов от числа педагогов-экспериментаторов составил 53,0, от числа педагогов, не принимавших участия в эксперименте, - 4,0. Проектирование и реализация индивидуальной траектории саморазвития учителя стали эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе профильного образования. Педагоги в ходе эксперимента овладели умением развивать в себе новые качества, выполнять иные роли и занимать определенные позиции.

Переход системы профильного образования на уровень саморазвития требует от педагога постановки принципиально новой цели и иных задач [4]. Целью деятельности является переход на уровень саморазвития посредством реализации творческого потенциала субъектов, развития их коммуникативных способностей, различного рода компе-

тенций, способностей к самоанализу, духовному самосовершенствованию. Объектом совместной деятельности педагога и обучающихся является ситуация саморазвития, в которой способы действий, нормы строятся самим человеком, оказавшимся перед проблемой выбора. Предметом взаимодействия становится уровень собственной компетентности субъектов образовательного процесса и способность выхода ее за пределы для поиска общих способов действия в новых ситуациях [2].

Резюме. Индивидуальная траектория саморазвития является действенным инструментом, способствующим творческому саморазвитию обучающихся и развитию системы профильного образования гимназии в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Конкурентология : учебный курс / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

2. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М. ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 400 с.

3. Князева, Е. Н. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М. : КомКнига, 2006. - 232 с.

4. Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту : сборник статей и научно-методических материалов / под ред. Г. А. Игнатьева. -Н. Новгород : ООО «Типография "Поволжье"», 2007. - 188 с.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271.] // Вестник образования. - 2010. - № 4. -С. 62-76.

6. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии : пособие для руководителей образовательных учреждений / Т. П. Афанасьева и др. - М. : Классик Стиль, 2006. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.