ПРОФИЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. X. Цеева
В статье представлена модель профессионального профиля педагога, готового к социальноправовой защите детства. В модели обозначены: компоненты (когнитивный, операциональный, мотивашюнно-ценностнын), функции (воспитательная, организационная, посредническая, охран-но-зашнтная, диагностнко-коррекционная), должностные обязанности (социально-информационная помощь, социально-правовая помощь, социально-педагогическая помощь), блок знаний (методологические, теоретико-прикладные, общекультурные) и умений (аналитические, проектировочные, прогностические, рефлексивные, коммуникативные).
The article is devoted to the model of a professional profile of a pedagogue who is ready to social and law protection of childhood. The model defines the components (cognitive, operational, motivational and valuable), functions (upbringing, organizational, distributional, secure, diagnostic and correctional), professional duties (socio-informational, juridical and pedagogical assistance), field of knowledge (methodological, theoretical and practical) and skills (analytical, project, prognostic, reflective and communicative).
Одной из концептуальных идей моделирования системы профессиональной подготовки будущих педагогов в области социально-правовой защиты детства является ее личностная направленность: становление человека как профессионала диалектически связано с его развитием как личности . В современной социокультурной ситуации профессиональная подготовка в области социально-правовой защиты детства понимается не только как усвоение определенного объема
специальных знаний и умений, но и как развитие разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности. Данное обстоятельство предполагает моделирование такой системы вузовской подготовки, в которой приоритетную роль занимала бы не только трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., но и создание условий для максимально возможной социальной адаптации и развития конкретной личности.
Для моделирования педагогической системы профессиональной подготовки будущих педагогов в области социально-правовой защиты детства с позиции системного подхода нами выделены:
• профессиональный профиль педагога, готового к социально-правовой защите детства;
• структурные и функциональные компоненты педагогической системы;
• ее связь с окружающей средой;
• организационно-педагогические условия ее реализации.
В данной статье нами делается акцент
на модель профессионального профиля педагога, готового к социально-правовой защите детства, мы рассматриваем как идеальное отражение требований социума к специалисту, готовому оказывать помощь ребенку в его развитии, образовании, формировании личности, его интеграции в общество, в защите его прав и законных интересов. Кроме того, эту модель мы рассматриваем как целевую установку деятельности вуза по подготовке педагогических кадров, способных эффективно осуществлять социально-правовую защиту детства.
Рис. 1. Модель профессионального профиля педагога, готового к социально-правовой защите
детства
Структуру профессионального профиля педагога, готового к социально-правовой защите детства, мы представляем следующими характеристиками:
1. Психолого-педагогическая грамотность, формирующаяся в процессе когнитивной подготовки и обеспечивающая ус-
воение методологических, общепрофессиональных и специальных знаний. Требования к знаниям определяются Государственным стандартом высшего профессионального образования.
2. Психолого-педагогические умения, приобретаемые в процессе процессуальной под-
готовки и заключающиеся в способности использовать свои знания в деятельности по социально-правовой защите детства.
3. Профессионально значимые личностные качества, формирующиеся в процессе мотивационно-ценностной подготовки. К ним относятся высокий уровень интеллектуального развития; наличие здравого смысла, беглость и острота мышления; хорошая саморегуляция, самодисциплина, высокая работоспособность; способность положительно влиять на становление и самореализацию других людей; потребность и способность помогать детям в трудных для них ситуациях; креативная способность; оптимистическое прогнозирование и, самое главное, направленность на ребенка как на ведущую ценность своего труда.
В деятельности педагога, осуществляющего социально-правовую защиту детства, выделяется ряд функций :
• воспитательная - предполагает целенаправленное воздействие на поведение и деятельность детей, возможно более полное использование в развитии ребенка воспитательного потенциала общественного окружения и возможностей самой личности как субъекта образовательного процесса;
• организаторская - предусматривает организацию той или иной деятельности в целях социально-правовой защиты детей, конструктивное влияние на содержание их быта, создание предметно-развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
• прогностическая - направлена на прогнозирование, программирование, проектирование, планирование процесса личностного развития ребенка;
• посредническая - ориентирована на организацию и поддержание связи между детьми и взрослыми, между семьями и государственными и общественными организациями;
• охранно-защитная - предполагает широкое использование арсенала правовых норм для защиты прав и законных интересов детей;
• профилактическая и социально-терапевтическая - призваны реализовывать социально-правовые, психологические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на социальноправовой статус ребенка;
• диагностико-коррекционная - направлена на оказание помощи и поддержки ребенку с отклонениями в физическом или психическом развитии, устранение или максимальное сокращение имеющихся недостатков развития, а также последствий негативных и стрессовых ситуаций в жизни ребенка.
Н азванные функции педагога в области социально-правовой защиты детства показывают, что его деятельность охватывает достаточно широкий круг проблем и имеет многочисленные аспекты, в содержание которых входит оказание:
1) социально-информационной помощи, предусматривающей обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки;
2) социально-правовой помощи, ориентированной на соблюдение прав человека и конкретного ребенка, содействие в реализации правовых гарантий, правовое воспитание (право на защиту от всех форм жестокого обращения, на охрану здоровья, образование, игру, сохранение своей индивидуальности и др.);
3) социально-педагогической помощи, направленной на создание необходимых и достаточных условий для реализации права родителей на воспитание своих детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций; на создание благоприятного микроклимата в среде развития ребенка.
Для выполнения этих сложных обязанностей педагог, осуществляющий социально-правовую защиту детства, должен иметь необходимый минимум знаний и умений.
Знания
Методологические (теории и концепции; общие принципы изучения педагогических явлений; теории обучения и воспитания;
психология давления, агрессии, деструктивного поведения взрослых; закономерности социализации личности ребенка).
Теоретико-прикладные (цели, задачи и принципы социально-правовой защиты детства; содержание, методы и формы педагогической деятельности по социально-правовой защите детства; способы и приемы учебно-воспитательной работы, способствующие социально-правовой защите детства).
Общекультурные (содержание правовой культуры; культура и плюрализм; коммуникативная культура).
Умения
Аналитические - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на ребенка; анализ состояния ребенка; вычленение проблем ребенка; анализ совместной деятельности по устранению его проблем.
Проективные - определение содержания деятельности, гарантирующей достижение результата; учет специфики потребностно-мотивационной сферы ребенка; учет личностных возможностей, опыта и материальных условий; создание программы деятель-
ности по социально-правовой защите конкретного ребенка.
Прогностические - прогнозирование решения проблемы ребенка посредством его включения в социально-педагогическую деятельность; выдвижение цели деятельности, отбор способов достижения результата; планирование совместной с ребенком деятельности.
Рефлексивные - анализ собственной деятельности, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы.
Коммуникативные - владение культурой межличностного общения; умение слушать и слышать ребенка, войти в ситуацию общения и установить контакт, выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; создавать и развивать позитивные отношения; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.
Рассмотренная нами модель представляет собой идеальный образ педагога, готового к социально-правовой защите детства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Беспалъко В. Б. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,
1977.
2
Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980.