УДК 378.6:37 ББК 4448.98-6
ГСНТИ 14.43.43
Код ВАК 13.00.08
А. В. Коротун
Екатеринбург
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальный педагог; правовая компетенция; модель; педагогические условия.
АННОТАЦИЯ. Представлена структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и описаны педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.
А. V. Korotun
Ekaterinburg
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF BILDING LEGAL COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL TEACHERS
KEY WORDS: social teacher; legal competence; model; pedagogical conditions.
ABSTRACT. Structural-content model of building legal competence for future social teachers is presented; pedagogical conditions ensuring effectiveness of its realization are described.
Социально-экономические преобразования последних десятилетий привели к серьезным трансформациям в современном общественном устройстве, затронули систему общественных ценностей, вследствие чего многие несовершеннолетние и их семьи оказались социально незащищенными, увеличилось количество случаев нарушения конституционных прав детей, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Явно обозначилась потребность общества в специалистах социального профиля, чья деятельность связана с социально-педагогической помощью детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что обусловило необходимость профессиональной подготовки социальных педагогов.
В соответствии с действующим ГОС ВПО для специальности «031300 — Социальная педагогика» 2005 г., выпускник вуза должен знать основы социальной политики, международные нормативно-правовые акты и законы РФ в области образования, а также соблюдать права и интересы учащихся различных категорий.
ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 — Психолого-педагогическое образование» (бакалавр) 2010 г. предполагает наличие у выпускника вуза общекультурных и профессиональных компетенций. Выпускник должен:
- осуществлять в области социальнопедагогической деятельности комплекс мероприятий по социальной защите учащихся;
- быть готов использовать знание нормативных документов, применять в профессиональной деятельности основные между-
народные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.
Таким образом, требования ГОС ВПО 2005 г. предусматривают формирование у будущего социального педагога правовых знаний и умений, а требования ФГОС ВПО 2010 г. — формирование профессиональных компетенций, среди которых правовая как таковая отдельно не указывается.
Анализ должностных обязанностей и практической деятельности социальных педагогов показывает, что они должны осуществлять социально-правовую защиту детей, оказывать социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей, правовое информирование родителей, педагогов и др. Следовательно, правовая составляющая содержания подготовки специалиста должна быть весьма существенной.
Результаты опроса работодателей свидетельствуют об обратном: у большинства выпускников — социальных педагогов, которым предстоит осуществлять социальное воспитание, социально-правовую защиту находящихся в трудной жизненной ситуации детей, нередко отмечаются пробелы в области правовых знаний и умений. Работодатели испытывают потребность в деятельных, юридически грамотных профессионалах, способных самостоятельно решать многообразные социально-правовые вопросы, так как практическая деятельность специалиста приобретает все большую правовую направленность.
Таким образом, сложилась ситуация, когда существующая профессиональная
© Коротун А. В., 2012
подготовка социальных педагогов в вузе не соответствует потребностям современного общества, у названных специалистов недостаточно сформирована правовая компетенция. В связи с этим вопрос формирования правовой компетенции у студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» и направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»), должен рассматриваться как приоритетный в системе вузовской подготовки будущих социальных педагогов.
Правовую компетенцию социального педагога мы определяем как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся; в этой деятельности важны такие профессионально значимые качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность.
В структуре правовой компетенции мы выделяем следующие компоненты: мотивационно-ценностный (наличие личностных, профессиональных, социально-правовых ценностей и мотивов деятельности), когнитивный (наличие системы знаний о правовых основах профессиональной деятельности, необходимых для ее осуществления), коммуникативный (наличие коммуникативных способностей), деятелъно-стно-рефлексивный (наличие системы правовых умений, навыков, контроль и анализ результатов своей деятельности; наличие профессионально значимых качеств: правовой активности, ответственности, коммуникативности, толерантности).
Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов — сложный и длительный процесс, который должен осуществляться в течение всего периода обучения в вузе, тем более что образовательный процесс вуза благодаря таким особенностям, как непрерывность, системность, последовательность, практикоориен-тированность, предоставляет для этого значительные возможности.
Процесс формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов представляется нам системой взаимосвязанных и последовательных структурных блоков (в соответствии с компонентами профессиональной подготовки специалистов [8]), объединенных для реализации обозначенных цели и задач, и описывается как структурно-содержательная модель (см. рис.).
Методологической основой разработанной нами модели формирования правовой компетенции стали аксиологический, деятельностный, контекстный, компетент-ностный и личностно ориентированный подходы. В процессе формирования правовой компетенции необходимо использование следующих педагогических принципов: преемственности, последовательности, функциональности, профессиональной направленности, коллективного взаимодействия (преподавателей, студентов, потенциальных работодателей и др.).
Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции у будущего социального педагога состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и уровнево-результативного.
Целевой блок модели представлен единством цели и задач. Содержательный блок включает развитие правовых ценностей, мотивации к социально-правовой деятельности, целостной системы знаний и умений, коммуникативных способностей, профессионально значимых качеств личности. Организационно-деятелъностныш блок включает организационную деятельность и методическое обеспечение качества поэтапной профессиональной подготовки социального педагога. Этот блок представлен содержанием правового образования студентов в рамках учебно-профессиональной деятельности, деятельности в период практики, социально-культурной и научной деятельности. В этом блоке раскрываются педагогические методы и формы формирования правовой компетенции у будущих специалистов, которые позволяют моделировать профессиональную деятельность, направлять учебный процесс, деятельность преподавателей и студентов к наиболее полной реализации цели и задач процесса обучения, имеющего целью формирование правовой компетенции. Уровне-во-резулътативный блок включает предпосылки для качественной оценки эффективности формирования правовой компетенции (осуществление его мониторинга и оценки действенности).
В ходе теоретического и экспериментального этапов исследования было доказано, что эффективная реализация модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов возможна при обязательном соблюдении создаваемых в процессе профессиональной подготовки педагогических условий (которые обеспечивают включение студентов в социальноправовую деятельность на всех ступенях их профессионального образования):
Рис. Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции
у будущих социальных педагогов
1) организации образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности;
2) реализации правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практики;
3) прагматизации, диверсификации учебных дисциплин и интеграции содержания учебных дисциплин основной образовательной программы.
Реализация обозначенных педагогических условий состоит в осуществлении мероприятий организационно-деятельностного блока представленной модели.
На наш взгляд, все последующие определяет первое педагогическое условие — организация образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности. Это условие вытекает из концепции А. Н. Леонтьева, согласно которой личность формируется и развивается в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной деятельности (активности) [4].
Проанализировав определения образовательной среды, данные такими учеными, как С. Дерябо, Н. Б. Крылова, И. А. Ларионова, В. А. Ясвин, мы пришли к выводу, что под образовательной средой в целом понимается система факторов и совокупность условий, влияющих на формирование личности посредством обучения и воспитания.
Среда, основанная на принципах приоритета гуманистических, социально-правовых ценностей и нормах права, стимулирования к правомерному поведению личности, активного включения субъектов образовательного процесса в правовое обучение и правовое воспитание, получила название правовой.
Под правовой средой вуза (как части образовательной средыО мы понимаем территорию образовательного учреждения, где признаются и реализуются нормы права субъектами права, создаются условия для освоения личностью правовых ценностей и формирования правовых ориентаций у субъектов правоотношений. Под правовой средой и образовательной средой, поддерживающей правовые ценности и установки, мы будем понимать одно и то же.
Поскольку правовая среда выступает одним из условий реализации модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов, необходимо сделать акцент на двух ее основных компонентах: аксиологическом и информационном.
Аксиологический компонент предполагает выделение в качестве приоритетных социально-правовых ценностей, правовых установок и правовых ориентаций. Для успешного освоения студентами правовых ценностей и выработки правовых установок необходимо, чтобы деятельность вуза, преподавателей регламентировалась этими ценностями и законностью, чтобы все субъекты образовательного процесса руководствовались социально-правовыми ценностями, проявляли уважительное отношение к «другому», к нормам права и т. п.
Информационным компонент характеризует среду с позиции проводника информации. С этой точки зрения можно говорить об информационном поле (пространстве) среды, в которое студент погружен на протяжении всего периода профессиональной подготовки.
При реализации аксиологического и информационного компонентов правовой среды в практике работы Института социального образования (ИСОбр) Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) было создано информационное правовое поле (пространство), в рамках которого осуществляется правовое просвещение (информирование) студентов, сотрудников и преподавателей вуза. Под правовым просвещением понимается вид педагогической деятельности по распространению идей права, правового государства, правомерного поведения, необходимости и содержания правозащитной деятельности. Информационное правовое поле ИСОбра обеспечивается посредством:
1) функционирования информационного стенда «Правозащитный университет», на котором размещены: лицензия и свидетельство о государственной аккредитации вуза; выписки из нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность вуза; Кодекс чести студента и преподавателя УрГПУ; информация о правах и социальных гарантиях (мерах социально-правовой защиты) студентов и работников вуза;
2) распространения буклетов, брошюр, созданных студентами, содержащих информацию о предстоящих мероприятиях правового характера, о способах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и т. д.;
3) пополнения банка курсовых и выпускных квалификационных работ по проблемам профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, формирования правовой культуры и правовой компетенции у различных категорий детей, ресоциализации и реадаптации несовершеннолетних правонарушителей и преступников, отбывших на-
казание в специализированных учреждениях, и т. д.
Правовое информирование студентов и преподавателей распространяется и на содержание научно-исследовательской деятельности, в рамках которой:
1) проводятся студенческие «информы» о научных мероприятиях правового характера, проходящих в УрГПУ, других вузах и учреждениях;
2) проводятся научные мероприятия (конференции, круглые столы, семинары), освещающие правовую проблематику современного общества: «Актуальные проблемы защиты прав детей в РФ: теория и практика», «Формирование актуальных компетенций социального педагога в вузе» и др.;
3) разрабатываются и реализуются студентами социально значимые проекты с целью правового просвещения обучающихся вузов, общеобразовательных учреждений, воспитанников детского дома: «Мы за права!», «Зарабатывай с умом! или Как вытащить рыбку из пруда до 18 лет», «Мои права — мое богатство», «Рука помощи», «Шанс» и др.;
4) проводятся конкурсы публикаций (эссе, тезисов, статей) и научных работ студентов в области социально-правовой деятельности («Развитие правовой культуры современной молодежи», «Система правового просвещения подростков», «Первичная профилактика правонарушений подростков» и др.).
По итогам научных мероприятий издаются сборники публикаций («Правовая реальность», «Права ребенка в России: история и современность» и др.), которые доступны студентам в библиотеке университета.
В рамках воспитательной работы со студентами и социально-культурной деятельности студентов организуются часы наставников, встречи с работниками правоохранительных органов (прокуратуры, полиции). Цель встреч — более глубокое ознакомление студентов с действующим законодательством, практикой его применения, состоянием правопорядка в городе, области. Проводимые встречи-диспуты носят правовой характер и способствуют формированию готовности у будущих социальных педагогов к социально-правовой деятельности.
Таким образом, правовая среда вуза способствует освоению и принятию социальноправовых ценностей студентами, сотрудниками, преподавателями, соблюдению правил распорядка в университете, развитию правоотношений вне вуза. О правильной организации правовой среды в вузе свидетельствует то, что за последние четыре года студентами
ИСОбра не совершено ни одного административного правонарушения.
Второе педагогическое условие —
реализация правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практики.
В юридическом словаре [1] правовое образование определено как совокупность правового воспитания и обучения праву (правового обучения).
Все существующие определения правового воспитания несут в себе субъективное видение авторов, но объединены общим пониманием необходимости формирования правовых установок к отношениям, мотивам деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, восприятие закона как большой правовой ценности, привычка соблюдать закон без каких-либо отклонений, чувство ответственности.
Правовое воспитание неразрывно связано с правовым обучением и реализуется через него. Правовое обучение — это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [10]. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления [7].
В контексте формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов правовое образование должно быть непрерывным. Идея непрерывности правового образования принадлежит Л. И. Пет-ражицкому. По его мнению, «для достижения нормального и социально полезного поведения в будущем и для выработки дельного характера существенно важно надлежащее правовое воспитание в детстве, воспитание в семье, воспитание в школе и так далее» [6. С. 27; 9]. Это подтверждает, что в систему непрерывного образования необходимо внедрять элементы правового обучения и воспитания на всех этапах развития личности студента и во всех видах деятельности. Лишь при специально организованном и систематическом обучении можно вызвать у будущего социального педагога стремление, желание осуществлять социально-правовую деятельность.
Третье педагогическое условие — прагматизация, диверсификация учебных дисциплин и интеграция содержания учебных дисциплин основной образовательной программы.
Прагматизация — сближение содержания гуманитарных дисциплин с профилем подготовки, спецификой будущей профессиональной деятельности [8. С. 32]. Прагматизация учебных дисциплин близко связана с их диверсификацией и интеграцией.
Обобщив различные точки зрения, Е. Л. Кудрина пришла к выводу, что «диверсификация высшего профессионального образования — это качественно новое социально-педагогическое явление, отражающее одно из направлений реформирования современного образования. Основными проявлениями диверсификации являются разностороннее изменение и развитие перечня направлений и уровней подготовки кадров; расширение базовых образовательных программ, академических дисциплин, форм и технологий обучения, обеспечивающих изменение видов, характера и содержания образовательных услуг, оказываемых в целях удовлетворения потребностей личности в образовании» [2. С. 92].
Мы опираемся на трактовку определения «диверсификация образования», данную Е. Л. Кудриной, и считаем, что в контексте реализации модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов целесообразно обратиться к такому проявлению диверсификации, как расширение (разработка) учебных дисциплин (диверсификация учебных дисциплин). Это обусловлено тем, что традиционная модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов не предусматривает изучение широкого спектра дисциплин правовой направленности, не способствует формированию тех правовых знаний и умений, которые будут необходимы выпускникам в процессе профессиональной деятельности.
В контексте диверсификации учебных дисциплин, необходимых для формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов, выделяются такие виды дисциплин, как прикладные (необходимые «здесь и сейчас», помогающие осуществить определенные виды деятельности), компенсирующие (восполняющие недостатки профессиональной подготовки, необходимые для продуктивного выполнения будущей профессиональной деятельности) и сопровождающие (удовлетворяют потребность в знаниях, возникающих параллельно с типичными образовательными запросами; обусловлены закономерностями развития профессиональной и жизненной проблематики). Мы скорректировали основную образовательную программу по специальности «Социальная педагогика», включив в учебный процесс разработанные курсы по выбору «Основы правовой защиты
несовершеннолетних», «Правовая культура социального педагога».
Диверсификация учебных дисциплин позволяет удовлетворить потребности личности и общества в различных видах деятельности, повысить социально-профессиональную мобильность личности, усовершенствовать профессионально регламентирующие документы (ФГОС ВПО, квалификационные характеристики и др.).
В. А. Сластенин отмечает, что содержание гуманитарных дисциплин в вузе должно основываться на интеграции [8]. В данной статье мы опираемся на следующее определение интеграции: «...(лат. integratio — „восполнение, восстановление" — объединение, укрупнение; включение в какое-нибудь целое в качестве составной части» [5].
Исходя из логики формирования правовой компетенции объектами интеграции, мы определили концепцию правового обучения, систему правовых знаний и умений. Это вызвало необходимость введения отдельных тем правового характера в содержание учебных дисциплин общепрофессионального блока и блока предметной подготовки основной образовательной программы на основании дидактических принципов последовательности и преемственности, что влечет за собой расширение и углубление предмета познания, систематизацию и уплотненность правовых знаний студентов (см. табл.). Предлагаемое тематическое расширение демонстрирует непрерывность правового образования.
Таким образом, в рамках непрерывного формирования правовой компетенции (в том числе всеми видами деятельности студентов) происходило поэтапное усложнение технологий, форм, методов и способов реализации профессиональной подготовки социальных педагогов, осуществлялась прагматизация (сближение содержание дисциплин со спецификой будущей профессиональной деятельности, включение правовых компонентов в задания практики), интеграция содержания дисциплин и их диверсификация.
В период практики студенты отрабатывали умения и навыки решения профессиональных задач в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, учились творчески применять социально-педагогические технологии в профессиональной деятельности, видеть перспективы их совершенствования в рамках правого поля, представлять в различных инстанциях интересы участников учебно-воспитательного процесса в соответствии с нормами права, осуществлять правовоспитательную и правозащитную функции при организации, планировании и реализации профессио-
нальной деятельности. Также студенты ра- (правовой активности, ответственности,
ботали над развитием личностных качеств коммуникативности, толерантности и др.).
Таблица
Содержание учебных дисциплин с учетом принципа интеграции
Учебная дисциплина Вопросы правовой направленности
Педагогика (введение в профессию) (1 курс) Социально-правовые ценности как основа принципов деятельности социального педагога. Социально-правовая деятельность как направление деятельности социального педагога. Характеристика основных нормативно-правовых актов: Конституции РФ, Гражданского кодекса, Семейного кодекса, Уголовного кодекса, Трудового кодекса и др.
Педагогическая антропология (1 курс) Право как компонент основных понятий педагогической антропологии: личности, культуры, развития, ответственности. Права человека и ребенка
Психолого-педагогический практикум (2 курс) Моделирование и решение правовых ситуаций
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (2 курс) Технология правового информирования субъектов образовательного процесса
Теория и методика воспитания (2 курс) Правовое воспитание личности. Методы и формы правового воспитания
Теория обучения (2 курс) Правовое обучение личности. Методы и формы правового обучения
Социальная психология (3 курс) Правовые установки как вид социальных установок личности. Правовая ориентация личности. Правовое поведение личности. Правовая социализация личности
Нормативно-правовое обеспечение образования (3 курс) Правовые основы профессиональной деятельности социального педагога. Профессионально-трудовой кодекс социального педагога
История социальной педагогики (4 курс) Генезис правового образования
Социальная политика (4 курс) Государственная социальная политика в отношении детей
Основы психологии семьи и семейного консультирования (4 курс) Семейные правоотношения и их регулирование. Права и обязанности детей, родителей в области семейных отношений. Защита прав ребенка в области семейных отношений. Процедуры оформления усыновления, опеки и попечительства
Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, участвуя в научно-практических конференциях, семинарах по правовым проблемам, студенты углубляли имеющиеся правовые знания, развивали правовое мышление, проявляли интерес к социально-правовой деятельности. Осознавая социально-правовую значимость своих исследований, студенты активизировали положительные правовые установки, корректировали мотивы своего поведения.
Участие в социально-культурной деятельности стимулировало развитие организаторских качеств, чувства гражданского долга, ответственности, позитивного от-
ношения к социально-правовым ценностям и др.
Таким образом, создание описанных условий в вузе способствует:
- профилактике правового нигилизма (неуважительного отношения к закону, нежеланию его выполнять) у субъектов образовательного учреждения;
- декларации и освоению личностью социально-правовых ценностей;
- выработке правовых установок и формированию правовых ориентаций у студентов;
- формированию у них правовой компетенции.
і.
2.
З-
4-
5.
6.
7.
8.
іо.
ЛИТЕРАТУРА
БАРИХИН А. Б. Большой юридический энцикл. слов. М.: Книжн. мир, 2000.
КУДРИНА Е. Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства : дис.... д-ра пед. наук : 13.00.05. М., 1999.
ЛАРИОНОВА И. А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : автореф. дис.... д-ра пед. наук : 13.00.08. М., 2009.
ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
ЛОПАТИН В. В., ЛОПАТИНА Л. Е. Толковый словарь современного русского языка. М.: Эксмо, 2008. МОРОЗОВА С. А. Психологическая теория права // Преподавание истории в школе. 1993. № 1. ПЕВЦОВА Е. А. Теория и методика обучения праву : учеб. М.: Владос, 2002.
ПЕДАГОГИКА профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004.
ПЕТРАЖИЦКИЙ Л. И. Очерки философии права. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1900. Вып. 1. ПОЧТАРЬ Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики : дис.... канд. юрид. наук : 12.00.00. М., 2001.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. И. А. Ахьямова