В сложившихся условиях разработка информационно-коммуникационных систем мониторинга физического здоровья позволяет унифицировать систему наблюдения за его показателями не только среди студентов, но и всех возрастных групп населения при незначительных изменениях, внесенных в программное обеспечение.
Кроме того, с помощью системы мониторинга осуществляются быстрое реагирование на изменяющиеся условия существования индиви-
да, применение комплексных мер по неитрали-зации неблагоприятных факторов и их заблаго-временноИ профилактики, направленной на укрепление здоровья населения. Результатом функционирования системы мониторинга должна стать здоровая, экономически и общественно активная человеческая популяция, способная к расширенному воспроизводству, высокопроизводительному труду, социальному развитию общества в перспективе.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. Так можно ли измерить здоровье // Советский спорт. - 1987. - С. 2.
2. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. - Киев: Знание, 1989. - 85 с.
3. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. 2 изд. -Кемерово, 2011. С. 82-98.
4. Казин Э.М. Здоровьесберегающий аспект. Кн. I. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование.
5. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслов Е.С., Мельникова Н.С., Шпорин Э.Г. Мониторинг здоровья субъек-
тов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья». - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - 268 с.
6. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / под ред. Д.Н. Давыденко: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 124 с.
Шутюк Любовь Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Филиала ИрГТУ в г. Усолье-Сибирское. Е-таП: al-26@vandex.ru.
Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.
УДК 378.016
© С. А Юн-Хай
Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка
В данной статье актуализируется необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов к обеспечению прав ребенка. Сущность, условия формирования правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка рассматриваются на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, компетентность, правовая компетенция педагога, права ребенка, педагогические условия.
S.A. Fun-KAay
Forming of Future Teachers Law Competence in the Sphere of Children’s Rights Ensurance
The article deals with the necessity of teachers' professional training for children's rights ешигапее. The essence, the conditions of teachers' law competence are viewed through the competence approach.
Keywords: modernization, competence approach, competence, teacher's law competence, children's rights, teaching conditions.
Современному обществу необходим социально активный, творческий педагог, обладающий юридической грамотностью, понимающий социальную ценность права, позитивно относящийся к правам ребенка и человека, соблюдающий правовые нормы государства. У большинства выпускников-педагогов, которым предстоит осуществлять воспитание детей, нередко отмечаются значительные пробелы в области пра-
вовых знаний и умений, пробелы в сфере обеспечения прав ребенка. Существующая профессиональная подготовка педагогов в вузе не соответствует потребностям современного общества, у названных специалистов недостаточно сформирована правовая компетенция. Низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания педагогов создает предпосылки для нарушения или непол-
ной реализации личных прав ребенка в процессе образования.
Существует немало причин, обусловливающих разрыв между декларируемыми правами ребенка-школьника и их практической реализацией. С одной стороны, это социальные проблемы (недостаточное финансирование школьной образовательной сферы; несоответствие условий обучения требованиям обеспечения безопасности детей; возрастающая коммерциализация образования, прежде всего, в сфере дополнительных образовательных услуг; отсутствие должного контроля со стороны государства и общества за пропагандой насилия и жестокости в средствах массовой информации, отсутствие партнерских отношений между школой и семьей как социальными институтами), с другой стороны -завышенные нормы предельной учебной нагрузки школьников, несовершенство системы аттестации учащихся, авторитаризм педагогов по отношению к детям. Наиболее распространенной причиной психоэмоционального стресса среди подростков являются неблагополучные взаимоотношения с учителями: грубость учителей отмечают 19,9% учеников, чрезмерную строгость - 20,5%, разделение на «любимчиков» и «не любимчиков» - 25,3%, а полное безразличие учителей - 15,75% .
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена потребностью общества в педагогах, готовых охранять и защищать права и интересы различных категорий детей и их семей и недостаточным уровнем сформированности правовой компетенции спе-циалистов-педагогов. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с отсутствием единого подхода к определению понятия «правовая компетенция педагога», нечеткостью в определении ее сущности, структуры и неразработанностью критериев и уровней ее сформированности в педагогической теории и практике. На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена отсутствием в профессиональном образовании удовлетворяющей потребности современного общества модели формирования правовой компетенции у будущих педагогов и необходимостью определения педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации.
В федеральной программе в области образования на период до 2010 г. решение проблемы обеспечения прав ребенка предусматривается через соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса, улучшение качества питания детей, обеспе-
чение соблюдения физиолого-гигиенических требований к учебному процессу, а также правовых и психо-гигиенических требований во взаимоотношениях «учитель-ученик». В связи с этим вопрос формирования правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка должен рассматриваться как приоритетный в системе вузовской подготовки будущих педагогов.
Сегодня в Российской Федерации совершенствуется структура многоуровневого образования. Уточнены названия и увеличено число направлений подготовки бакалавров образования, расширен перечень профилей подготовки бакалавров, возросло число магистерских программ в области педагогических наук. ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 - Психологопедагогическое образование» (бакалавр) (2010 г.) предполагает наличие у выпускника вуза общекультурных и профессиональных компетенций, что означает следующее: выпускник вуза должен осуществлять в области социальнопедагогической деятельности комплекс мероприятий по социальной защите учащихся; должен быть готов использовать знание нормативных документов, применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов. Таким образом, требования ФГОС ВПО 2010 г. предусматривают формирование профессиональных компетенций, среди которых правовая отдельно не выделяется. В последнее время в литературе отмечается необходимость профессионально-правовой подготовки студентов вузов (С.С. Воеводина, И.Ю. Серяева и др.). Принятый в 2010 г. в соответствии с европейской системой подготовки специалистов ГОС ВПО установил общие требования к основной образовательной программе подготовки будущих педагогов, в частности по дисциплинам «Правоведение», «Нормативно-правовое обеспечение образования», в раздел которого введена тема: «Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации». Для студентов педагогических вузов подготовлено и издано учебное пособие «Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого, который содержит специальную главу «Общечеловеческие ценности как основа формирования профессионализма студентов педвуза» (автор -проф. З.К. Шнекендорф). В ней дано содержание Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, отражение их идей в законодательных актах РФ и в создании нравственно-правовой защищенности ребенка в дея-
тельности учителя школы. Ряд высших педагогических учебных заведений по своей инициативе выделяют эту проблему в самостоятельный учебный курс (спецкурс, факультатив), либо включают ее в содержание изучаемых предметов на модульной основе. При этом педагогические институты испытывают многие трудности: недостаток квалифицированных кадров в области правового образования (не все правоведы могут читать лекции, вести семинары с учетом специфики педагогических вузов), нет соответствующих учебников и учебных пособий по правам человека и правам ребенка, справочников и иных пособий. Проблемами подготовки педагогов в области прав человека и обучения школьников и студентов правам человека занимаются созданные центры и лаборатории (Московская школа прав человека, кафедра прав человека Московского городского педагогического университета, кафедра ЮНЕСКО по правам человека и демократии МГИМО, лаборатория прав человека при Московском педагогическом университете, Центр педагогики прав человека, кафедра прав человека Волгоградского юридического института и др.) [9, с. 205]. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует четкая концепция подготовки студентов педагогических вузов - будущих учителей, учительских кадров к преподаванию прав человека и прав ребенка.
Анализ должностных обязанностей и практической деятельности педагогов показывает, что современный педагог должен осуществлять социально-правовую защиту детей, оказывать социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей, правовое информирование родителей, педагогов и др. Следовательно, правовая составляющая содержания его подготовки должна быть весьма существенной.
Процесс профессиональной подготовки педагогов в вузе связан с овладением студентами профессиональной деятельностью, направленной на оказание правовой помощи детям различных категорий и их семьям, на реализацию социально-правовой защиты несовершеннолетних. Данная профессиональная деятельность имеет свои особенности: она реализуется в образовательных учреждениях различного типа и вида, объектом профессиональной деятельности педагога является обучающийся. Широкий спектр категорий несовершеннолетних, а также многообразие проблем, которые приходится решать педагогу, определяют интегративность
профессиональной деятельности. Именно поэтому педагогу нужны знания из различных областей права, направленные на решение задач, связанных с оказанием правовой помощи ребенку в различных жизненных ситуациях. Это обусловливает необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов к социальноправовой деятельности.
В условиях модернизации современного отечественного образования реализация компе-тентностного подхода - мощный фактор усиления качества образовательного процесса, фактор поддержки единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурноценностного пространства [6]. Компетентности интерпретируются как единый язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Ориентация стандартов, учебных планов, образовательных программ на результаты обучения делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое заметно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке одной и той же специальности. Выраженные на языке компетенций результаты образования расширяют академическое и профессиональное признание, мобильность, увеличивают сопоставимость дипломов и квалификаций выпускников. Теория компетентностного подхода (В .И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, ЮГ. Та-тур, А.В. Хуторской и др.) апеллирует к двум понятиям: «компетентность» и «компетенция», которые встречаются в педагогике с середины XX в. и трактуются в литературе неоднозначно. Существует множество авторских определений и классификаций компетентности и компетенций.
Э.Ф. Зеер рассматривает компетенцию как совокупность обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональных задач - это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность, по мнению Э.Ф. Зеера, - это обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и вла-
деть ситуацией [3, с. 73]. В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [1, с. 73]. В.А. Демин дает свое определение компетентности: «Компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» [2, с. 35]. Компетентность можно представить как комплекс компетенций, т.е. наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности.
Таким образом, следует различать два понятия: компетентность и компетенции. В понимание термина «компетентность» вкладывается объем знаний, необходимых для успешной деятельности, понимание их значения для практической деятельности; набор определенных умений и навыков для овладения алгоритмами решения профессиональных задач; способность творческого подхода к избранной профессиональной деятельности. Компетентность рассматривается как личностная категория, а компетенции, изначально сводимые к простым практическим навыкам, сформированным в результате «автоматизации знаний», являются единицами учебной программы и образуют элементы компетентности. Компетенции сегодня используются для характеристики возможностей специалиста, чтобы получить работу на рынке труда.
С точки зрения И. А. Зимней, компетенции -некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетентность, в свою очередь, это интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции [4, с. 22].
Под компетенциями В. И. Байденко понимает готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Следовательно, в понятие компетенции входят понятия «способность» и «готовность». Под способностью чаще понимают умение производить какие-либо действия или же индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Понятию «готовность» в большей степени присущ
процессный (деятельностный) компонент «подготовленный к использованию». Кроме того, готовность предполагает согласие, желание что-либо сделать, то есть мотивированность личности, что позволяет личности мобилизоваться на реализацию действий. В целом, способность и готовность определяют успех в профессиональной деятельности.
В. И. Андреев подчеркивает, что изложение сущности любой компетенции начинается со слова «уметь», так как основой компетенции является умение. Однако важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетенции, личностные качества. Следовательно, компетенция - это интегральный показатель готовности личности, включающий положительную мотивацию, знания, умения, способности. Компетенция проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач.
Таким образом, компетентностная парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Объем и сущность понятий «компетенция» и «компетентность» в профессиональном образовании до настоящего времени окончательно не определены.
Мы основываемся на положениях ФГОС ВПО 3-го поколения, который предусматривает определение компетенции через понятия «готовность» и «способность»:
1. Компетенция - готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности, само-оценивать результаты своей деятельности.
2. Компетентность - содержательное обоб-
щение теоретических и эмпирических знаний, опыта; это интеллектуально- и личностно-обусловленный опыт социально-
профессиональной деятельности, на базе которого человек способен реализовать (актуализировать) компетенции.
Правовая компетенция педагога - это интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые
качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность.
Структурные компоненты правовой компетенции: мотивационно-ценностный (наличие
личностных, профессиональных, социальноправовых ценностей и мотивов деятельности), когнитивный (наличие системы знаний о правовых основах профессиональной деятельности, необходимых для ее осуществления), коммуникативный (наличие коммуникативных способностей), деятельностно-рефлексивный (наличие системы правовых умений, навыков, контроль и анализ результатов своей деятельности; наличие профессионально значимых качеств: правовой активности, ответственности, коммуникативности, толерантности).
В правовой подготовке будущих учителей необходимо учитывать два направления ее реализации в учебном процессе вуза. Первое направление связано со специальной правовой подготовкой студентов, где она является системообразующим элементом не только их общей профессиональной подготовки, но и подготовки в качестве учителя, преподающего право в общеобразовательных учреждениях. Второе направление правовой подготовки -информационно-ориентационное - реализуется как существенный компонент, предусмотренный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Особенности реализации правовой подготовки студентов педагогического вуза обусловлены конкретными целями, задачами и правовым содержанием.
Целью специальной правовой подготовки является формирование готовности будущего учителя права к осуществлению правового воспитания и обучения учащихся общеобразовательных учреждений. Для реализации названной цели требуется решить следующие задачи:
- дать студентам необходимые знания из различных отраслей права: теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, экологическое право, уголовное право, семейное право;
- сформировать личностно-правовые качества и систему профессионально-правовых умений будущего учителя;
- научить будущего учителя передавать школьникам правовые знания в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин и во внеклассной работе по правовому воспитанию;
- сформировать у будущего учителя стремление к непрерывному самостоятельному расши-
рению и приращению багажа правовых знаний.
Целью информационно-ориентационной правовой подготовки студентов является формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию учащихся школ. Такая подготовка может быть достигнута путем решения следующих задач:
-дать основные знания по отраслям права РФ;
- ознакомить с основными документами международного права;
- изучить правовые основы профессиональной деятельности учителя, юридический механизм реализации и защиты его прав;
- сформировать личностно-правовые качества будущего учителя;
- ознакомить будущих педагогов с правовым статусом образовательных учреждений различного типа (колледж, лицей, частная школа и т.д.);
- ознакомить студентов с особенностями правового положения несовершеннолетних и учащихся с отклонениями в поведении;
- подготовить студентов к осуществлению правового воспитания в школе;
- выработать у студентов стремление к самостоятельному постоянному пополнению личного багажа правовой информации [10, с. 197-198].
Отсюда следует, что в вузе необходимо организовать профессиональную подготовку, направленную на формирование не только знаний, но и разнообразных умений, имеющих специфическую направленность. Можно выделить следующие умения:
- информационные (глубокое, прочное владение информацией, методами и приемами ее передачи; активное проведение в системе воспитательной работы правовой пропаганды; использование средств массовой коммуникации для решения задач правового образования);
- диагностические (изучить школьника как субъекта правового воспитания; выявить возрастные и психофизические особенности личности; определить уровень правовой воспитанности детей, коллектива; ознакомиться с социальноправовым опытом учащихся; проанализировать уровень правовой воспитанности семьи, микросреды обитания школьника);
- аналитические (понять, оценить, соотнести цели и задачи правового образования с общими целями и задачами всей образовательной деятельности; анализировать учебный предмет, его правовой потенциал и возможность использования в воспитании школьников; анализировать конкретно-правовые ситуации, возникающие в школе, ученической среде; анализировать пра-
вовую деятельность школьников; вскрывать недостатки и намечать новые задачи по правовой воспитательной деятельности);
- прогностические (выделить и точно сформулировать конкретные задачи правового воспитания школьников, учитывая их возрастные, психофизиологические особенности и социально-правовой статус, определить путь их решения; предвидеть возможные трудности; творчески обновить предполагаемые пути и средства достижения результатов воспитания; наметить организованные формы, методы, средства правового образования школьников).
Критерии сформированности профессионально-правовых умений включают в себя: объем профессионально-правовых умений, операциональный состав умений, точность выполняемых действий, самостоятельность при выполнении заданий, гибкость (перенос в новые ситуации), комплексность, применение теоретических знаний на практике.
Формирование этих умений возможно через различные спецкурсы, например, спецкурс «Конвенция о правах ребенка», где осуществляется диалектическое единство системы знаний о правах человека, правах ребенка с психологопедагогической наукой, синтез правовых и пси-холого-педагогических аспектов изучения Конвенции о правах ребенка. Особенность курса -практическая направленность. В процессе изучения курса предусмотрено овладение студентами методикой проведения уроков и различных форм внеклассной работы по проблемам прав человека, применение вариативных игр, дискуссий, защита своего мнения, приемы упрощения текста документов в зависимости от возраста учащихся, написание рефератов, курсовых и дипломных работ.
Формирование правовой компетенции у будущих педагогов - сложный и длительный процесс, который должен осуществляться в течение всего периода обучения в вузе; тем более что образовательный процесс вуза благодаря своим особенностям (непрерывности, системности, последовательности, практико-ориентированности) обладает для этого большим потенциалом.
Для формирования правовой компетенции у будущих педагогов в вузе должны быть созданы соответствующие педагогические условия. К ним относятся:
- наличие образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социальноправовые ценности (уважение права, уважение прав и свобод человека, законность и др.). Важным условием создания в вузе устойчивой доб-
рожелательной педагогической среды и атмосферы взаимного доверия и уважения должны стать правовые отношения между преподавателями и студентами, семьей и вузом, закрепленные в специальном разделе Устава образовательного учреждения о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Устав вуза должен быть «живым» документом, доступным и известным для всех студентов, родителей и преподавателей. Будущие педагоги должны быть готовы выполнять нормы Устава общеобразовательного учебного заведения, где закрепляются как формальные процедуры работы школы (особенности приема в школу, в профильные классы и исключение из них, порядок предоставления платных образовательных услуг, формы учета и контроля спонсорских средств учителями и родителями и т.д.), так и нормы взаимоотношений между участниками образовательного процесса;
- реализация правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практики. В процессе формирования правовой компетенции будущего педагога важное место занимает воспитательная работа. В рамках правового воспитания происходит интенсивная превентивная и профилактическая работа против возможного асоциального, противоправного поведения студентов. Правовое воспитание влияет на приобщение студентов к соблюдению правил распорядка в университете, норм права окружающими, формирует активную жизненную позицию, развивает личностные качества и корректирует жизненные ценности и мотивы деятельности. Основные формы: встречи с представителями института по правам ребенка, работниками правоохранительных органов, компетентными специалистами правозащитных органов, представителями общественных организаций и объединений, развитие студенческого самоуправления, активная работа студенческого профсоюза, организация акций (благотворительных, экологических и т.п.), встречи с интересными людьми, разносторонняя практика, лекции, семинары в on-line режиме. В качестве положительного примера следует сказать о том, что в некоторых современных образовательных учреждениях уже появились студенческие конституции, билли о правах и даже сборники законов вуза, возрождаются эффективные формы студенческого самоуправления, направленные на демократизацию процесса
обучения и защиту интересов всех участников образовательного процесса и, в первую очередь,
- студентов;
- прагматизация, диверсификация учебных дисциплин и интеграция их содержания. В содержании необходимо показать современные подходы в повышении правовой компетенции детей и молодежи: включение в интегрированный курс основных понятий ювенальной юстиции, являющейся частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и правами детей; создание общественных факультетов для подготовки проводников идей правовой культуры, защитников прав ребенка, интересов семьи; создание Волонтерского корпуса для поддержки семьи. Студенты педагогических вузов могут участвовать в качестве волонтеров в различных социальных проектах и программах, направленных на поддержку семейных ценностей.
Реализация всех условий необходима на всех этапах процесса формирования правовой компетенции будущих педагогов.
На первом этапе (1-й курс) происходит целостное развитие личности, связанное с освоением ею новой социальной роли и овладением общенаучными основами профессии. Данный этап направлен на профессиональное самоопределение студента в процессе ознакомления с видами деятельности педагога. Студенты наблюдают за деятельностью действующих учителей, обеспечивающих права ребенка, преподавателей высшей школы. На данном этапе необходима организация пассивной педагогической практики с целью ознакомления с обязанностями и правами педагога, осуществлением отдельных видов профессиональной деятельности.
На этапе специализированного развития личности (2-3-й курсы) студенты обретают уверенность и самостоятельность, включаются во все формы обучения и воспитания, получают общую подготовку. Усиливается внимание студентов к специальным профилирующим дисциплинам, мотивация и интерес к профессиональной деятельности. Этот этап способствует углублению профессиональных знаний, отработке правовых умений в периоды летней педагогической практики, педагогической практики в школе. Студенты выступают как соорганизаторы летнего отдыха и досуга детей разных социальных групп; участвуют в планировании воспитательной работы смены, школы, в разработке и реализации мероприятий правового характера, контролировании соблюдения правил поведения и прав окружающих. Активная деятельность в
этот период формирует определенную систему правовых знаний, создает условия для развития личностных качеств - ответственности, правовой активности, коммуникативности. На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты продолжают углублять правовые знания в области образования, социально-правовой защиты детей различных категорий; отрабатывают навыки работы с правовыми источниками. В этот период у студентов повышается интерес к научной деятельности, научным поискам. Основные формы: участие в работе студенческих научных конференций, научных семинаров, выступления с докладами по правовой тематике на круглых столах, форумах, родительских собраниях, разработка, презентация проектов по вопросам защиты прав ребенка в образовании.
На третьем этапе развития личности студента (4-й курс) происходит повышение степени профессиональной готовности, обусловленной установками на будущую деятельность, переход в активно-действенное состояние, побуждающее осваивать наиболее рациональные способы и приемы работы, приобретать необходимые для этого знания, навыки и умения; осуществляется знакомство с будущей профессиональной деятельностью, характеризуемое интенсивным поиском рациональных путей и форм специальной подготовки (изучение дисциплин специализации, курсов по выбору). Студенты отрабатывают на практике технологии социально-правовой защиты несовершеннолетних; создают и реализуют проекты правовой направленности.
Таким образом, с одной стороны, общеобразовательной школе необходим педагог, обладающий юридической грамотностью, понимающий социальную значимость права, понимающий важность соблюдения правопорядка в государстве, умеющий организовывать правовое воспитание и обучение; с другой стороны, в научных исследованиях проблема формирования правовой компетенции будущего учителя в учебном процессе вуза практически не отражена. Практика подготовки учителей показывает, что выпускники педагогических вузов имеют пробелы в знаниях по теории права, правовому воспитанию учащихся, не обладают навыками практического применения правовых знаний и профессионально-правовых умений, не имеют достаточного уровня правовой грамотности по обеспечению прав ребенка. Эти проблемы во многом обусловлены тем, что в процессе профессиональной подготовки педагога недостаточно учитывается характер и объем правовых знаний, профессионально-правовых умений, от-
сутствует четкая концепция подготовки студентов педагогических вузов - будущих учителей, учительских кадров к преподаванию прав человека и прав ребенка, не учитываются особенности правовой подготовки в целом.
Формирование правовой компетентности у будущих педагогов возможно при обязательном соблюдении комплекса создаваемых в процессе профессиональной подготовки педагогических условий: организации образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности (уважение права, уважение прав и свобод человека, законность и др.); реализации правового образования (правового
Литература
1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. -96 с.
2. Демин В.А. Профессиональное образование компетентного специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. - 2000. - №4. - С. 35.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Ключевые компетенции учащихся по ремесленным профессиям // Образование и наука. -2005. - №1(31). С. 70-79.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. - №5. - С. 22-23.
5. К вопросу о подготовке учителей права / В.В. Захаров // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-24 мая 2002 г.) / редкол.: В.А. Болотов (гл. ред.) и др. - М. : Новый учеб., 2002. - С. 192-196.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Официальные документы в образовании. - - 2002. - №4 (175), февр. - 14 с.
7. Проблемы правовой подготовки будущего учителя / М.В. Мотехина // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-24 мая 2002 г.) / редкол.: В.А. Болотов (гл. ред.) и др. - М. : Новый учеб., 2002. - С. 204-208.
8. Формирование индивидуальности будущего учителя права в процессе профессиональной подготовки. // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 2224 мая 2002 г.) / редкол.: В.А. Болотов (гл. ред.) и др. - М. : Новый учеб., 2002. - С. 196-200.
Юн-Хай Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверси-тета. E-mail: swetyun72@mail.ru.
обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социальнокультурной деятельности и деятельности в период практики; прагматизации, диверсификации учебных дисциплин и интеграции содержания учебных дисциплин основной образовательной программы. В рамках непрерывного формирования правовой компетенции будущего педагога по обеспечению прав ребенка должно происходить поэтапное усложнение технологий, форм, методов и способов реализации профессиональной подготовки.