Научная статья на тему 'О подготовке будущего учителя права к профессионально-педагогической деятельности'

О подготовке будущего учителя права к профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / СПЕЦИАЛИСТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна

В статье рассмотрены теоретические основы формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности; в ней анализируется практический опыт профессионально-педагогической подготовки будущих учителей права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT QUESTIONS OF TRAINING OF FUTURE TEACHER JF LAW TO PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY

In the article are covered the theoretical basics of formation of readness of future teachers for professional activity; in it practical experience professionally pedagogical training of future teachers of law is analyzed.

Текст научной работы на тему «О подготовке будущего учителя права к профессионально-педагогической деятельности»

УДК 378

ПД. Гаджиева о ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРАВА

К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности; в ней анализируется практический опыт профессионально-педагогической подготовки будущих учителей права. Ключевые слова: профессиональная деятельность, формирование готовности будущего педагога, специалист, коммуникативная культура.

Patimat Gajva ABOUT QUESTIONS OF TRAINING OF FUTURE

TEACHER JF LAW TO PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Annotation. In the article are covered the theoretical basics of formation of readness of future teachers for professional activity; in it practical experience professionally - pedagogical training of future teachers of law is analyzed.

Keywords: professional activity, formation of readness off future teacher, specialist, communicative culture.

Формирование будущего специалиста в системе образования опосредуется всей складывающейся и динамично изменяющейся социокультурной ситуацией в обществе. При этом зависимость видов необходимых знаний, умений и навыков специалиста от структуры деятельности позволяет описать всю систему качеств как направленную и целостную совокупность гражданских, научных, профессиональных, нравственных и эстетических форм, существующих во взаимосвязи и единстве, разделение которых возможно только условно. Специфика обучения и подготовки специалиста -учителя права выдвигает на первый план методическую подготовку и проблемы совершенствования юридической, правовой, психолого-педагогической подготовки специалистов на факультете права, выпускники которого, работая в системе образования и правоохранительных органов, будут иметь реальные возможности полноценно использовать весь свой профессионально-теоретический и практический потенциал знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших педагогических условий для формирования культуры общения учителя права в учебной деятельности являются учебные дисциплины, включаемые в учебный план для изучения студентами и их коммуникативный аспект содержания и методики преподавания. Таким образом, весь комплекс факторов, которыми располагает факультет, направлен на становление личности будущего учителя права [1]. Формирование готовности к будущей профессиональной деятельности прежде всего, строится на базе содержания психолого-педагогических и методических дисциплин. Усвоение психологических закономерностей общения, осознание причин нестыковки позиций участников общения, понимание зависимости результатов коммуникаций от темперамента, степени интро-или экстравертированности - все это студенты постигают при изучении курсов общей и возрастной психологии. Содержательный аспект формирования готовности студентов в дальнейшем совершенствуется на базе педагогических дисциплин. При изучении блока психолого-педагогических дисциплин ведущее место занимает организация речевой деятельности будущего педагога: в этой связи в учебный план факультета введены специальные курсы, факультативы по выработке техники речи, культуры диалога, риторики и ораторского искусства («Технологии организации умственного труда студентов», «Интерактивные формы обучения», «Культура общения и профессиональная этика учителя права»).

© Гаджиева П.Д., 2015

Современная образовательная среда

Преподаватели кафедры теории и методики обучения праву ведут курс «Методика преподавания прав ребенка», выполненного в рамках совместного проекта Дагестанского государственного педагогического университета и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), предусматривающего обучение студентов второго курса истории создания документов о правах ребенка, а студентов пятого курса -методике преподавания Конвенции ООН о правах ребенка. Изучение Конвенции не может быть сведено только к усвоению правовых норм. Это означает, что студент - будущий педагог должен научиться строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и уметь соотносить права, установленные Конвенцией с реальной ситуацией в жизни, в установлении гуманных отношений «учитель-ученик» [2]. В этих целях учебная работа по курсу методики преподавания Конвенции о правах ребенка проводится в форме лекций и тренинговых занятий, а также в виде самостоятельной работы студентов. В лекциях раскрываются основные вопросы курса, поднимаются и теоретически обосновываются актуальные проблемы изучения и реализации документов о правах человека, детально изучается структура и содержание Конвенции ООН о правах ребенка. На тренинговых занятиях углубляются и анализируются вопросы, изложенные в лекциях, вырабатываются навыки по изучению и анализу литературы, проверяются знания студентов, тренируются навыки интерактивных методов обучения. Также даются методические указания студентам для более глубокого изучения курса в ходе самостоятельной работы, которые выражаются в выполнении исследовательских заданий, связанных с защитой прав ребенка.

Студенты, завершившие изучение курса «Методика преподавания прав ребенка» должны

уметь:

решать типичные воспитательные задачи, возникающие в процессе нарушения прав ребенка;

- ориентироваться в понятиях, терминах, категориях прав;

- использовать интерактивные методы в обучении правам человека и ребенка;

- проводить занятия с детьми дошкольного, школьного возраста, а также со студентами средних специальных и высших учебных заведений.

Процесс обучения методике преподавания прав ребенка носит непрерывный характер и охватывает все более сложные элементы по мере перехода с курса на курс. С проблемами правового воспитания, правовой социализации студенты знакомятся в процессе изучения дисциплин: история образования, педагогика межнационального общения, теория и методика обучения праву, социальная педагогика. На четвертых-пятых курсах в ходе изучения психолого-педагогического практикума, спецкурсов «Конфликты в педагогическом коллективе и пути их разрешения», «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на которых студенты получают углубленные теоретические знания о профессии педагогического труда, технологии организации учебного процесса в школе, моделировании и проектировании методики обучения школьников формируются умения и навыки работы с детьми, вырабатывается педагогико-правовой стиль общения с ними как у будущих правоведов. Они учатся бесконфликтному общению, преодолевают психологические барьеры, препятствующие налаживанию взаимодействия, изучают категории трудных подростков, типы их правонарушений, выступают защитниками прав учащейся молодежи и детей. Центральное место во всем этом занимает ребенок, его интересы, потребности, деятельность, социальное повеление, становление характера, формирование правового сознания, культуры общения.

Учитывая характер информации, образовательный процесс построен на методах активного и интерактивного обучения. Таким образом, пользуясь интерактивными методиками, вовлекая участников в процесс поиска путей решения проблем и задач, стимулируя творческий поиск, можно добиться эффективного усвоения материала и понимания прав ребенка и принципов их реализации в жизнедеятельности детей.

Формирование правовой культуры, а также готовности к будущей профессиональной деятельности представляет собой сложный комплекс коммуникативно-воспитательного воздействия, состоящий из таких взаимосвязанных частей, как обеспечение осведомленности в правовых вопросах, в вопросах формирования правового сознания, а также выработка умений, навыков и привычки вести себя в строгом соответствии с требованиями морали и права. Обязательной и неотъемлемой частью правовой культуры здесь становится формирование коммуникативной культуры будущего специалиста, так как ему придется в жизни выступать добрым наставником, надежным адвокатом, справедливым судьей, грамотным юрисконсультом для детей, родителей и руководства образовательных учреждений. Для этого необходимы блестящие ораторские способности, уверенность в себе, компетентность в выбранной профессии и большая любовь к детям.

Коммуникативная культура имеет большое значение, поскольку от педагогического воздействия учитель переходит к педагогическому взаимодействию, становится не только наставником, но помощником, консультантом, сотрудником. Сущность педагогической культуры при этом проявляется в особом ценностном отношении к детству как к уникальному, неповторимому периоду в жизни человека, осознании самоценности каждой детской личности, права ребенка на признание, уважение, собственное мнение, его стремление к успеху и самоутверждению. Проявляются эти показатели профессиональной культуры в общении между учителем и детьми, учителем и родителями, между коллегами, между руководителями и членами педагогического коллектива. К тому же, общение-главный инструмент педагогической деятельности. Вот почему принципиально значимо создать условия для развития коммуникативной культуры будущего педагога уже на этапе его профессиональной подготовки.

Воспитательные задачи невозможно решить одним лишь запоминанием определенных понятий или терминов. Необходимо включать школьников в разнообразные виды практической деятельности, в которых они могли бы приобрести навыки решения различных жизненных ситуаций, научились отстаивать свои права. Для этого необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства и уважение к правам окружающих их людей. Обучение правам ребенка является основой для дальнейшего изучения прав человека. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что в системе правового воспитания школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за подрастающее поколение [3].

Опираясь на практический опыт, мы можем полагать, что теоретические знания будущих учителей актуализируются во время педагогической практики, которая является важным компонентом в подготовке к будущей профессиональной деятельности. Во время педагогической практики студенты имеют возможность апробировать методы и приемы работы с детьми. Их деятельность должна отвечать всем требованиям, предъявляемым учителям.

Таким образом, вся система подготовки будущих учителей права направлена на формирование учебно-методической готовности к правовому воспитанию и обучению школьников. Качественная подготовка в этой области является частью успешности образовательной системы в целом.

Библиографический список

1. Гаджиева, П. Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права / П. Д. Гаджиева // Право и образование. - 2013. - № 1. - С. 44-43.

2. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву : учебник для вузов / Е. А. Певцова. - М. : ВЛАДОС, 2003. -400 с.

3. Кропанева, Е. М. Теория и методика обучения праву : уч. пособие / Е. М. Кропанева. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.