решением поставленной художественной задачи, что отражает концептуальный подход к сочинению музыки. А.Д. Кривошей убежден, что ученик должен изначально понимать, с какой целью пишется произведение, какая идея в нем будет реализована, какие образы будут воплощены, какие музыкально-выразительные средства для этого нужно использовать. При этом роль педагога состоит в бережной и деликатной коррекции художественного замысла ученика и помощи в поисках средств его музыкального воплощения.
Обобщая опыт работы А.Д. Кривошея, необходимо подчеркнуть, что огромное значение в классе композиции имеет личность педагога, его профессиональные и человеческие качества. На начальном этапе обучения будущих композиторов в музыкальной школе и колледже педагог, скорее, духовный наставник, чем мастер по ремеслу. Здесь очень важно равноправное творческое общение наставника с воспитанником. Класс композиции временами должен превращаться в своеобразный клуб, где бы не только изучали музыку, но и много и интересно спорили о ней, делились свежими впечатлениями, обсуждали новые сочинения. В таком общении важно «приподнять» ученика, разговаривать с ним «на равных» - это предопределяет неформальную, творческую атмосферу, полное внутреннее раскрепощение и готовность ученика фантазировать на уроках композиции.
Процесс обучения на уроках композиции осуществляется в разнообразных формах и предполагает исполнение на фортепиано ученических работ с последующим анализом и точной формулировкой требований; беседы о композиторах и различных произведениях с акцентом на наиболее ярких, новаторских моментах; исполнение на инструменте произведений классической и современной музыки с комплексным анализом и проникновением в «композиторскую кухню». Одна из самых основных установок, которую даёт ученику А.Д. Кривошей - представить сочинение сразу в целом, где последующий музыкальный материал органично вытекает из предыдущего. Приступая к сочинению произведения нужно заботиться не об отдельных темах и построениях, а представлять его мысленно целиком и полностью, писать насквозь, от начала и до конца. На более позднем этапе обучения эта установка трансформируется в требование писать произведение сразу для конкретного исполнительского состава с учётом возможностей конкретных инструментов, так как переложение фортепианной фактуры на оркестровую текстуру относит-
Библиографический список
ся к ремесленной работе и ничего общего с выполнением художественной задачи не имеет.
Вряд ли на уроках композиции есть возможность давать исчерпывающую характеристику всему объёму функций музыкального сочинения, но выделить наиболее важные из них, безусловно, стоит. По убеждению А.Д. Кривошея, ученики должны понимать, что основные функции музыкального произведения, как и всего музыкального искусства в целом, определяются как эстетическая, коммуникативная, познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная [6].
Эстетическая функция музыкального произведения призвана приобщать человека к миру прекрасного, порождать многообразные эмоциональные состояния, постигать органическую связь формы и содержания, единство всех компонентов произведения и те приёмы, при помощи которых автор сумел запечатлеть духовное содержание в звуках. Коммуникативная функция заключается в том, что любое музыкальное произведение выступает универсальным средством человеческого общения. Благодаря творчеству композитора, слушатель может почувствовать себя включенным в исторический процесс, понять другую эпоху, иное поколение людей, другой народ. Познавательная функция проистекает из способности человека воспринимать многостороннюю информацию, заложенную в музыкальном произведении, что позволяет ему приобрести новые представления о мире. Ценностно-ориентационная функция указывает на возможность посредством музыкального сочинения выражать ценностные представления автора.
Природа музыкального произведения характеризуется диалектической взаимосвязью противоположностей, его определяющих: духовного содержания и материальной формы его запечатления, широты и всеохватности тем и сюжетов и его устремленности к душе каждого отдельного человека. Любое творение композитора дарит человеку весь мир и, в то же время, обращает его взгляд в самого себя, в глубину своих собственных мыслей и чувств.
Обобщая многолетний опыт преподавания в классе композиции Анатолия Давидовича Кривошея, можно прийти к заключению, что главное в работе педагога композиции на начальном этапе обучения - сочетать умение быть учителем музыки и воспитателем человека, и обладая психологической чуткостью, уметь выявить сильные стороны ученика и побудить в нём стремление раскрыть лучшие черты своего таланта.
1. Сергиенко П.Г. Развитие креативности у студентов композиторских отделений музыкальных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2013.
2. Сергиенко П.Г., Сизова Е.Р Креативность как профессионально важное качество личности будущего композитора. Мир науки, культуры, образования. 2011; 6 (31): 190 - 192.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва; Ленинград: АПН РСФСР, 1947.
4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика - XXI, 2008.
5. Стравинский И.Ф. Диалоги. Ленинград: Музыка, 1971.
6. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). Москва: Политиздат, 1974.
References
1. Sergienko P.G. Razvitie kreativnosti u studentov kompozitorskih otdelenij muzykal'nyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2013.
2. Sergienko P.G., Sizova E.R. Kreativnost' kak professional'no vazhnoe kachestvo lichnosti buduschego kompozitora. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6 (31): 190 - 192.
3. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Moskva; Leningrad: APN RSFSR, 1947.
4. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva: Klassika - XXI, 2008.
5. Stravinskij I.F. Dialogi. Leningrad: Muzyka, 1971.
6. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'(Opytsistemnogo analiza). Moskva: Politizdat, 1974.
Статья поступила в редакцию 23.03.15
УДК 378
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dean of Faculty of Pedagogy and Psychology (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Ismailova S.A., graduate student (2 year), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONTENTS AND STRUCTURE OF READINESS OF TEACHERS TO ENSURE THE RIGHTS OF THE CHILD. In the article the problem of readiness of future teachers of preschool educational institutions to ensure the rights of the child. The authors, revealing the basics and contents of readiness of students, emphasize the need for legal training of students of pedagogical universities,
as a component of the process of professional training. It is emphasized that the backbone component model of training students are special courses of "The UN Convention on the rights of the child" and "Methods of teaching the rights of the child", studied with the use of interactive methods. The main objectives of the specific course are: to familiarize students as future teachers with the legal documents for the protection of children's rights, to familiarize students with methods for working with legal documents. The authors describe tasks to do with students, which include analysis of attitudes of students to other people.
Key words: UN Convention on the rights of the child, preparation, readiness, interactive methods.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики обучения праву, декан факультета педагогики и психологии, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
С.А. Исмаилова, магистрант 2 года обучения ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ РЕБЁНКА
В статье рассматривается проблема готовности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций к обеспечению прав ребёнка. Авторы, раскрывая сущность и содержание готовности студентов, подчёркивают необходимость правовой подготовки студентов педагогических вузов, как компонента процесса профессиональной подготовки. Подчеркивается, что системообразующим компонентом модели подготовки студентов являются специальные курсы «Конвенция ООН о правах ребёнка» и «Методики преподавания прав ребёнка», изучаемые с использованием интерактивных методов. Основными задачами специальных курсов являются: ознакомление студентов - будущих педагогов с нормативно-правовыми документами по защите прав детей, ознакомление студентов с методами работы с правовыми документами.
Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребёнка, подготовка, готовность, интерактивные методы.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребёнка, 1 июня 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по нескольким направлениям, в том числе создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия.
Конвенция ООН о правах ребёнка провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализацию прав детей невозможно добиться путём принятия законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Очень важно, чтобы общество, взрослые, осознали основную идею Конвенции - признание ребёнка самостоятельной личностью, имеющей вои права и обязанности.
Общество ожидает от педагога более высокого уровня правовой подготовленности, соответствующего действительному положению дел в нём, а самое главное - более позитивного отношения к правовым ценностям, закреплённым в Конституции РФ и других нормативных документах, обеспечивающих защиту прав и интересов детей.
Как показал анализ теории и практики, работникам дошкольных образовательных учреждений очень сложно в доступной форме донести до сознания детей правовую информацию, имеющую отношение к их правовому статусу. Источниками этой проблемы являются, как правило, низкий уровень их правовой компетентности, незнание механизмов правовоспитательной работы с семьей, которая является одним из основных институтов социализации, воздействует на формирование норм и ценностей, моделей и стереотипов поведения ребёнка [1]. Следует подчеркнуть, что в дошкольные годы интенсивно идёт процесс формирования взглядов, ценностей, жизненной позиции, типичных мотивов поведения. В этот период развития детей очень важно вырабатывать правильное понимание права и отношения к нему, от чего в будущем во многом будет зависеть поведение человека.
Анализ исследований по проблеме показал что, раннее правовое воспитание детей способствует социализации ребёнка, созданию условий для формирования его правосознания, пра-восообразного поведения. Мы разделяем точку зрения Н.Ю. Ган на правовое воспитание детей дошкольного возраста, который считает его целенаправленным и систематическим влиянием на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него правовой воспитанности [2].
В данной связи становится актуальной проблема формирования готовности будущих работников дошкольных образовательных учреждений к эффективной деятельности по защите и обеспечению прав человека и ребёнка. Формирование готовности педагога к обеспечению прав ребёнка является неотъемле-
мым компонентом процесса его профессиональной подготовки. Это получило отражение в основных требованиях ФГОС ВПО к общекультурным и профессиональным компетенциям выпускника вуза по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Анализ литературы (С.И. Архангельский, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) показал, что термины «подготовка» и «готовность» используются как близкие по смыслу, но не синонимичные, хотя они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первый из них характеризует процесс, а второй - цель и результаты этого процесса [3].
Понятие «готовность» ввел в научный оборот в 50-х годах Б.Г. Ананьев, который рассматривает его как психологическую категорию, отражающую определённое состояние личности [4].
В.А. Сластенин под готовностью понимает интегративное качество личности, объединяющее в себе: положительное отношение к деятельности (мотивация); адекватные требования профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности процессов отражения и мышления. Он выделяет, с одной стороны, психологическую, психо-физиологическую и физическую готовность, с другой - научно-теоретическую, практическую готовность как основу профессионализма.
Как считает Л.В. Кондрашова, готовность - это интегра-тивное понятие, характеризующееся сложной динамической структурой взаимосвязанных личностных компонентов: профессиональная направленность, способность к самооценке, потребность в профессиональном самовоспитании [5].
В своих исследованиях Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко под готовностью понимают личностное образование, которое включает положительное отношение к профессии и достаточно устойчивые мотивы деятельности, черты характера, адекватные профессиональным требованиям, специальные способности, особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально - волевых качеств.
Как показал анализ литературы по проблеме, готовность будущего педагога профессионального обучения к обеспечению прав ребёнка нужно рассматривать как результат формирования правовых знаний, умений, навыков, качеств личности студента в образовательном процессе педагогического вуза.
Опираясь на предложенную Э.Ф. Зеером профессионально обусловленную структуру личности специалиста, в структуре готовности будущего педагога к обеспечению прав ребёнка, мы выделяем профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально значимые качества [6].
Профессиональная направленность является тем каркасом, вокруг которого компонуется основные профессионально значимые свойства личности педагога - ценностные ориентации, интересы, отношения, призвание.
Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической деятельности и характеризует его профессионализм.
К профессионально значимым качествам личности будущего педагога относятся способность работать в команде, активность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, креативность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, гуманность и т.д.
С учётом вышеизложенного, готовность к деятельности по обеспечению прав ребёнка нами рассматривается в виде интегральной характеристики личности, включающей в себя мотива-ционный (интерес и склонность к педагогической деятельности, осознание ценности и престижности своего труда для общества, желание заниматься именно этой деятельностью); когнитивно -деятельностный (профессионально - педагогические, правовые знания, владение умениями профессиональной деятельности, организаторские способности); личностный (профессионально значимые качества) компоненты.
С целью формирования компонентов готовности будущих педагогов к обеспечению прав ребёнка в образовательной организации нами была создана модель системы подготовки студентов к защите прав детей, которая состоит из целевого, содержательного и результативного элементов.
Системообразующим компонентом подготовки студентов к защите, обеспечению, реализации прав ребёнка являются специальные курсы «Конвенция ООН о правах ребёнка» (изучается на 2 курсе ф-ка дошкольного образования ДГПУ). «Методика преподавания прав ребёнка» (для студентов 4 курса). Основными задачами специальных курсов являются: ознакомление студентов - будущих педагогов с нормативно - правовыми документами по защите прав детей; формирование у студентов представления о значимости и ценности человека в жизни общества, особенно самого незащищенного члена общества - ребёнка; воспитание ценностей и установок, необходимых для соблюдения и реализации прав человека; ознакомление студентов с методами работы с правовыми документами.
В результате изучения этих спецкурсов студенты должны знать: содержание Конвенции ООН о правах ребёнка и других международных, российских и региональных документов по защите прав детей; иметь представление об истории становления и развития прав человека; должны уметь ориентироваться в основных законодательных актах, регулирующих вопросы охраны, защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов детей; решать типичные воспитательные задачи, возникающие в процессе нарушения прав ребёнка; ориентироваться в понятиях, терминах, категориях прав.
Учебная работа по курсам проводится в форме лекций, семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студентов.
Процесс обучения правам ребёнка строится на Конвенции ООН о правах ребёнка. Учитывая характер информации ука-
Библиографический список
занного документа, его сложность, образовательный процесс мы построили на методах активного и интерактивного обучения. Только используя интерактивные методы, приемы, формы обучения (игры, упражнения, тренинги, дискуссии, «мозговой штурм», ПОПС - формула и др.), мы стимулировали студентов к творческому взаимодействию, полному усвоению материала и понимания идей и принципов Конвенции.
Весьма результативны и интересны для студентов в процессе обучения тренинговые занятия, мозговой штурм, презентации, игры, ПОПС - формула и др. Методику «ПОПС - формула» мы использовали при организации споров, дискуссий, суть этого метода заключается в следующем: студент высказывает:
П - позицию (то есть объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на семинаре с речью «Я считаю, что...»;
О - обоснование(студент не просто объясняет свою позицию, но и доказывает её определенными доводами; начиная фразой: «Потому что.»;
П - пример (при разъяснении позиции студент пользуется конкретными примерами, используя в речи оборот: «Я могу подтвердить это тем, что.);
С - следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, студент говорит: «В этой связи.»)
Эта технология была использована при обсуждении таких вопросов, как: «Как связаны права человека первого и второго поколения с точки зрения сегодняшнего дня?», «Могут ли существовать на деле личные и политические права без осуществления социальных и экономических прав?», «Будут ли гарантированы социальные и экономические права при отсутствии личных и политических прав?» и т.д.
В качестве проблемы для обсуждения студентами может быть выбрана любая проблема, носящая правовой характер и связанная с рассматриваемыми вопросами курса.
Например, обсуждается вопрос «Можно ли в противоречие с традициями не уступать место в общественном транспорте пожилому человеку?»
Предположим, кто-то доказывает, что «можно», приводя доводы такого характера: молодой человек устал, плохо себя чувствует и прочее. Другой же говорит об обратном: «Нельзя, так как пожилой человек должен пользоваться уважением и почтением в обществе и т.д.». Выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух четырех предложений.
Использование ПОПС - формулы и других интерактивных методов позволяет студентам развивать самостоятельность, лаконично и по существу говорить, выступать, доказывать свою точку зрения конкретными примерами, отстаивать свою точку зрения аргументированно, в связи с чем возрастает значимость знаний по изучаемому курсу, закреплять изученное.
1. Маллаев Д.М., Абдуразакова Д.М. Методика преподавания прав ребёнка: учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. Махачкала, 2008.
2. Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. Москва, 1998.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург, 2001.
5. Кондрашова Л.В. Нравственно-педагогическая готовность студента к учительской деятельности. Киев, 1987.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. Москва, 2008.
References
1. Mallaev D.M., Abdurazakova D.M. Metodika prepodavaniya prav rebenka: uchebnoe posobie dlya stud. vysshih ped. ucheb. zavedenij. Mahachkala, 2008.
2. Gan N.Yu. Pedagogicheskij monitoring processa pravovogo vospitaniya starshih doshkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
3. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva, 1998.
4. Anan'ev B.G. Chelovek kakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg, 2001.
5. Kondrashova L.V. Nravstvenno-pedagogicheskaya gotovnost' studenta k uchitel'skoj deyatel'nosti. Kiev, 1987.
6. Zeer 'E.F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2008.
Статья поступила в редакцию 26.03.15