формируются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные и организаторские способности, исключительно важные для профессиональной деятельности, а особенно при взаимодействии с пациентами пожилого и престарелого возраста.
В целом результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о реальной возможности в условиях реализации личностно-деятель-ностного подхода, основанного на применении игровых технологий, решить проблему организации учебной деятельности таким образом, чтобы студенты являлись субъектами собственной деятельности, а также осознавали цель и мотивы своей деятельности. Применение игровых технологий в процессе обучения гериатрии способствует не только активизации познавательной деятельности студентов, но и позволяет в значительной степени повысить активность и самостоятельность студентов, расширить их внутренний мир, обогатить знаниями, привить начальные профессиональные знания, умения и одновременно сформировать профессионально значимые качества.
Примечания
1. Бреев Б. Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 2002. № 2.
2. Семушина А. Г. Создание новых технологий обучения как общественная, психологическая, педагогическая и методическая проблема // Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональный учебных заведениях: сб. материалов. М.: Новь, 2000.
3. Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие. М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: «Логос», 2000.
6. Аеонтъев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: в 2 т. М.: Педагогика, 1983.
7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984.
8. Зимняя И. А. Указ. соч.
УДК 371
С. С. Быкова
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности будущих педагогов в области правовых знаний в сфере образования. Показана специфика формирования деонтологической компетентности обучающегося в рамках курса «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования». Представлены количественные показатели уровня сформированнос-ти деонтологической компетентности по формам контроля знаний.
In this article we consider the problem of professional competence of future teachers in the field of legal knowledge in educational sphere. We show how the deontological competence in the course «The management of educational systems. The legal rationale of education» is being formed. The quantitative indicators of the level of deontological competence are presented here.
Ключевые слова: компетентностный подход, деон-тологическая компетентность, самостоятельная работа.
Keywords: competence approach, deontological competence, self-instruction.
Повышение качества современного образования - одна из самых актуальных тем в дискуссиях, ведущихся в профессиональном образовательном сообществе. От профессионализма педагогических кадров, социально значимых, социально-психологических качеств личности зависит уровень подготовки будущих выпускников образовательных учреждений.
В настоящее время выдвигаются требования к будущим специалистам в сфере образования знать правовые нормы и владеть приемами оказания практической помощи субъектам образовательного процесса. Вместе с тем в решении этой проблемы можно выделить ряд противоречий. Во-первых, между отсутствием необходимости непрерывного образования в советский период («Образование на всю жизнь») и требованиями современного информационного века к постоянному самообразованию («Образование через всю жизнь»). Во-вторых, между излишней теоретизированностью подготовки специалистов педагогического профиля и отсутствием практики участия в решении правовых вопросов в сфере образования.
© Быкова С. С., 2012
Обозначенные противоречия решаются в рамках преподаваемой дисциплины «Правоведение» («Основы Российского законодательства») на педагогических специальностях. Содержание курса затрагивает вопросы норм права и нормативно-правовых актов в РФ, правоотношений и правового регулирования будущей профессиональной деятельности, однако не выделяется специфика педагогической профессии, не формируется профессиональная компетентность будущего педагога.
На основе межпредметных связей с вышеназванной дисциплиной в курсе «Педагогика» обозначен раздел «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования», который является заключительным в изучении учебного курса и входит в Федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин для специальностей педагогического профиля. Именно он дает возможность будущему педагогу изучить правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус субъектов образования.
Цель курса «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» состоит в изучении образовательного права как фундаментальной составляющей образования, законодательной и нормативной базы функционирования системы образования Российской Федерации, обеспечении усвоения студентами знаний теоретических основ управления образовательными системами в логике целостного образовательного процесса; а также формировании у педагогов знаний и умений для работы в образовательно-правовом пространстве.
Один из основных подходов, на основе которого происходит обновление содержания образования, - компетентностный подход. Под компе-тентностным подходом понимается моделирование результатов образования и их представление как норм качества образования (Р. Атаханов, Е. В. Бон-даревская, И. А. Зимняя, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и др.) [1]. Разработка данного направления связана с именами таких ученых, как Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспрожак, О. Е. Лебедев, Л. П. Погребняк, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова. Данные авторы определяют особенности компе-тентностного подхода, исходя из формирования целей, отбора содержания, организации процесса и достижения результатов в области образования. На основании исследований ученых были выделены следующие требования, задаваемые компетент-ностным подходом:
1) способность ответственно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, опираясь на социальный и личностный опыт;
2) потребность определять содержание образование как дидактически адаптированный опыт решения жизненно и профессионально значимых проблем;
3) возможность формирования опыта самостоятельного решения проблем посредством освоения содержания образования;
4) необходимость оценивать образовательные результаты на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, соответственно достигнутому обучающимися уровню образованности [2].
Компетентностый подход рассматривается как одно из условий формирования профессиональной компетентности специалистов. Профессиональная компетентность специалистов образовательной сферы обеспечивается развитием профессионально важных качеств, связанных с явлениями самоанализа, саморазвития, с системой нравственных ценностей и является показателем профессиональной культуры.
Семантическое ядро компетентностного подхода представлено категорией «компетентность», которая рассматривается как уровень подготовленности к деятельности, степень овладения знаниями и способами деятельности (В. И. Загвязинский). Компетентность может быть охарактеризована как определенный уровень образованности. Компетентность включает в себя когнитивную, операцион-но-технологическую, мотивационную, этическую, социокультурную, творческую и поведенческую составляющие подготовки педагогов. В содержание компетентности включены результаты обучения, в частности это знания и умения, система ценностных ориентаций и привычки.
В рамках компетентностного подхода И. А. Филатова выделяет метауровень профессиональной компетентности - деонтологическую компетентность, которая определена «как уровень теоретической и практической готовности к педагогической деятельности на основе норм профессионального поведения»; интегрирует «взаимодействие нормативно-правовых и нормативно-личностных компонентов подготовки будущих выпускников, являющихся субъектами образовательного процесса» [3]. Деонтологическая компетентность, безусловно, состоит в развитии нормативно-правовых, социально-психологических и личностных качеств, которые позволят будущему педагогу свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально подходить к правовому регулированию отношений в системе непрерывного образования.
Более широкое понятие по отношению к деон-тологической компетентности представлено в работах О. В. Лебедевой. По мнению О. В. Лебедевой, понятие гражданской компетентности будущих учителей включает в себя деонтологическую компетентность и рассматривается как «профессионально-личностное качество, интегрирующее политическую, правовую, патриотическую и нравственные компетенции, проявляющиеся в готовности и способности воспитать граждан РФ через освоение ими сис-
темы правовых знаний, умений и ценностей...» [4]. Правовая компетентность включает знание прав и обязанностей субъектов образования и нормативно-правовых актов в области образования; потребность в приобретении правовых знаний для будущей профессиональной деятельности; руководство законами и соблюдение прав и обязанностей субъектов образовательного процесса. Деонтологическая компетентность будущего педагога отображает содержание правовой компетентности.
Студенты педагогических специальностей так определяют понятие «деонтологическая компетентность учителя»: «состоит в соблюдении своих прав и обязанностей, так и учащихся», «умение общаться с детьми», «соответствие профессиональных качеств учителя занимаемой должности», «сочетание личностных и профессиональных качеств». Исходя из предложенных ответов, можно сделать вывод, что будущие специалисты имеют представление о теоретическом уровне готовности деонтологической компетентности, но недостаточно осознают ее связь с практикой работы, с решением конкретных нормативно-правовых задач.
В целях формирования деонтологической компетентности в рамках курса «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» применяется совокупность педагогических технологий, основу которых составляют следующие положения.
Подготовка обучающегося должна служить стимулированию его личностного развития, самоопределению в системе ценностей, способствовать профессиональному становлению.
Технология подготовки подразумевает взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализуемого содержания курса, применение разнообразных форм и методов работы.
Одной из основных частей технологии формирования деонтологической компетентности будущего педагога являются диагностические процедуры, содержащие критерии и показатели измерения процесса образовательной деятельности.
Следовательно, изучение курса «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» подразумевает определенный обоснованный педагогический замысел, описание содержания, форм и методов работы, обоснование диагностических процедур для достижения поставленной цели.
В настоящее время в соответствии с используемым компетентностным подходом выдвигается требование широкого применения в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, организации самостоятельной работы. В. И. Загвязинский обосновывает, что именно организованная самостоятельная работа студента «формирует готовность к самообразованию, со-
здает базу непрерывного образования» в условиях быстрого обновления знаний [5]. По мнению П. И. Пидкасистого, «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [6]. С одной стороны, по мнению П. И. Пид-касистого, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т. е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой - форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания. М. Г. Гарунов под самостоятельной работой понимает «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства» [7].
Таким образом, самостоятельная работа в педагогических исследованиях рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Организация самостоятельной работы как вида деятельности стимулирующего самообразования будущего специалиста в рамках изучаемого курса зависит от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля. Самостоятельная работа подразделяется на следующие виды:
1) самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров);
2) внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера;
3) самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих проектов, зачетов, экзаменов.
В целях активизации внеучебной деятельности присутствует необходимость в рамках нашего курса использовать технологию модульного обучения. Именно в рамках данной технологии есть возможность организовать самостоятельную работу студентов. Для формирования деонтологи-ческой компетентности, усиления блока самостоятельного решения практико-ориентированных задач мы использовали такую форму работы, как заполнение сводных таблиц. В рамках семинарского занятия по теме «Права ребенка и формы их правовой защиты» студенты знакомятся с ос-
Для формирования деонтологической компетентности будущих специалистов можно использовать воспитательный потенциал темы «Система образования в Российской Федерации», определяя следующие дидактические задачи:
1) знать понятия: «система образования», «образовательный стандарт», «образовательные программы», «формы получения образования», «учредитель ОУ»;
2) усвоить уровни системы образования (федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения);
3) свободно ориентироваться в основных требованиях функционирования и развития ОУ;
4) охарактеризовать типы и виды ОУ;
5) познакомиться с требованиями к уставу ОУ. Раскроем особенности самостоятельной работы,
организованной с использованием технологии модульного обучения на примере изучения темы «Система образования в Российской Федерации» (табл. 2).
В целом, используемые формы самостоятельной работы в рамках курса «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» способствуют углублению и расширению знаний студентов в части нормативно-правового обеспечения образования, формируют интерес к перспективам развития системы образования. Индивидуальная самостоятельная работа студентов имеет практико-ориентированную направленность обучения.
В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто теме.
Таблица 2
Целевой план действий Содержание информации Методическое руководство по достижению дидактических целей
Знать понятия «система образования», «образовательный стандарт», «образовательные программы», «формы получения образования», «учредитель ОУ» Охарактеризовать систему образования в РФ Представить систему образования в РФ в виде блок-схемы на основе Федерального закона «Об образования» (гл. 2)
Усвоить уровни системы образования (федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения) Охарактеризовать региональный уровень системы образования Составить краткий конспект (на основе закона Кировской области «Об образовании»)
Уметь ориентироваться в информации, зафиксированной в учредительных документах ОУ Каковы основные требования к разработке устава ОУ? Ответить на вопрос письменно в тетради и подготовиться озвучить требования
Уметь высказывать свою точку зрения и приводить действенные аргументы на содержание понятия «государственно-общественный характер управления системой образования» Дать сравнительную характеристику признаков государственного и общественного управления системой образования Составить таблицу и подготовиться к аргументации своего ответа
Приобрести навыки самодиагностики по теме Составить контрольные измерительные материалы по теме Представить контрольный измерительный материал и приготовиться обсудить ответы в парах
новными положениями Конвенции о правах ребенка, а для формирования умения анализировать другие нормативно-правовые документы и осуществлять отбор статей, касающихся реализации прав ребенка, им предлагается заполнить таблицу (табл. 1).
Таблица 1 Соотношение прав детей, отраженных
в нормативных правовых актах РФ и в Конвенции ООН о правах ребенка
Право ребенка, представленное в Конвенции Конституция РФ, 1993 (статьи) Семейный кодекс РФ, 1994 (статьи) Закон РФ «Об образовании», 1992 (статьи) ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998 (статьи)
На жизнь (ст. 6) Ст. 20
На свободу выражения взглядов (ст. 12) Ст. 29 Ст. 57 Ст. 50 Ст. 7
На образование (ст. 28) Ст. 43 Ст. 63 Ст. 50
И другие...
Данный вид самостоятельной работы позволяет проследить межпредметные связи с дисциплиной «Правоведение», а также проверить умение находить и анализировать материалы из других нормативно-правовых документов по данной
важной формой организации образовательного процесса и стержневым видом деятельности в вузе, а должна стать его основной, в частности и для формирования деонтологической компетентности.
Обоснованным является то, что в конце изучаемого курса необходимо проводить объективную, научно разработанную диагностику усвоенных, преобразованных и практико-ориентированных знаний, которые могут стать индикатором качества подготовленности обучающихся.
Для выявления уровня сформированности де-онтологической компетентности будущих педагогов после проведения курса «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» нами использовались самооценка и тестовый контроль. В исследовании приняли участие 150 студентов факультетов информатики, физики и математики; технологии и дизайна; физической культуры.
Составленные вопросы и тестовые задания были направлены на выявление когнитивного, репродуктивного и деятельностного уровней сфор-мированности деонтологической компетентности будущих педагогов. Когнитивный уровень определялся посредством выявления объема знаний по курсу (знаю: термины, роль и задачи образования в современном обществе, государственную политику в области образования, основные законодательные и нормативно-правовые акты, цели и задачи образовательных учреждений и организации и т. д.). Репродуктивный уровень устанавливался за счет правильного применения нормативных документов (умею: использовать полученные знания в образовательной практике, решать задачи управления учебным учреждением на уровне образовательного учреждения, анализировать нормативные правовые акты в области образования и т. д.). Деятельностный уровень характеризовался успешностью моделирования жизненных ситуаций (применяю основные законодательные и правовые акты в практике образовательной деятельности, полученные знания для оказания практической правовой помощи субъектам образовательного процесса в области социальной защиты).
Полученные результаты самооценки уровня сформированности деонтологической компетентности следующие: на когнитивном уровне определили себя 39% студентов, на репродуктивном -48% и соответственно на деятельностном уровне - 13%. Тестовый контроль, проводимый преподавателем, выявил следующие показатели: на когнитивном уровне сформированности деонто-логической компетентности - 56% студентов, на репродуктивном - 37%, на деятельностном уровне - 7% студентов. Сводные результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3 Количественные показатели уровня сформированности деонтологической компетентности
^^.Уровни контроля4^ Когнитивный уровень Репродуктивный уровень Деятельност-ный уровень
Самооценка 39% 48% 13%
Тестовый контроль 56% 37% 7%
Результаты исследования самооценки студентов, представленные в табл. 3, свидетельствуют, что обучающиеся склонны оценивать объем своих знаний значительно ниже, чем умение пользоваться ими (соответственно 39% и 48%), тогда как показатели тестового контроля представляют данные с противоположными характеристиками, а именно, когнитивный уровень сформированности деонтологической компетентности имеют 56% студентов, репродуктивный - 37%. Результаты исследования также показали, что на деятельност-ном уровне сформированности деонтологической компетентности определяется недостаточное количество студентов. По нашему мнению, это вызвано, прежде всего, тем, что у студентов пока отсутствует опыт наблюдения реальных условий и осуществления профессиональной деятельности (педагогической практики в данном случае).
Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости включения в курс «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» заданий творческого характера, направленных на формирование деятельностного уровня деонтологической компетентности, и выделить исследовательскую работу студентов как перспективный вид самостоятельной работы в направлении стимулирования творческого роста и самообразования будущих специалистов.
Изменения, происходящие в системе образования, выдвигают определенные требования к подготовке будущих педагогов. Прежде всего, это относится к формированию деонтологической компетентности обучающегося, которая включает способность ориентироваться в законодательных, нормативных актах в сфере образования, умение использовать свои знания в практической деятельности и сформированные социально-психологические и личностные качества, которые позволят будущему педагогу ответственно подходить к правовому регулированию отношений в системе непрерывного образования.
Примечания
1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2001. С. 192.
2. Шамова Т. И., Худин А. Н., Анненкова Н. В., Поздняков А. В. Формирование норма-
тивно-правовой компетентности педагогических кадров: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2006. С. 96.
3. Филатова И. А. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов в условиях современного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012.
4. Аебедева О. В., Злобина Е. А. Методические рекомендации по формированию гражданской компетентности будущих учителей на основе внут-рипредметных связей в курсе «Педагогика». Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. С. 72.
5. Загвязинскии В. И. Указ. соч.
6. Там же.
7. Гарунов М. Г., Пидкасистыи П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978.
УДК 378-057.175:61
Т. Л. Караваева
ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья посвящена отношению школьников и студентов к физической культуре, влиянию физических упражнений на будущую профессиональную деятельность и выявление профессионально важных качеств медицинских работников.
The article is devoted towards pupils and students in physical education, the influence of exercise on the future professional activity and identification of professionally important qualities of health care workers.
Ключевые слова: профессиограмма, медицинские работники, профессиональная деятельность.
Keywords: professiograme, medical professionals, professional activity.
В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности. Перестройка системы образования поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих медицинских работников [1].
Целевая направленность подготовки высококвалифицированных специалистов - формирование их готовности к укреплению здоровья и сохранению профессионального долголетия как системообразующих факторов успешной и счастливой жизни. Эти составляющие являются базовыми в профессиональной деятельности специалиста вообще, а в
© Караваева Т. Л., 2012 42
такой ответственной и напряженной, какой является медицина, в особенности.
Согласно данным Ю. Е. Коньшиной [2], профориентация на медицинскую профессию должна начинаться в средней общеобразовательной (многопрофильной, профильной) школе, лицее, гимназии, то есть на довузовской ее ступени. Автор считает, что профессионал должен начинаться в школе, и предлагает ввести формулу «3 + 6», где цифра «3» означает подготовку будущих специалистов-медиков в 9-11-х классах общеобразовательной школы (профильные классы) и в школах нового типа. Цифра «6» соответствует шестилетнему сроку обучения в медицинском вузе. Также эта концепция непрерывного медицинского образования предполагает и послевузовское обучение, и общая формула профессиональной подготовки квалифицированных медицинских кадров широкого профиля с последующей глубокой специализацией имеет вид «3 + 6 + 3». Автор приходит к выводу, что возможность и необходимость профориентации на медицинскую профессию позволит снизить экономические потери в процессе подготовки кадров в вузах, сократить число неквалифицированных специалистов в системе здравоохранения.
По мнению А. Н. Глушко [3], острота проблемы профессионализации врача в период первоначальной подготовки связана еще и с тем, что этап первичной подготовки, превращающий школьника в специалиста, является малоизученным процессом. Весь период обучения врача - сложный, влияющий на все системы организма, он имеет свои специфические особенности, кризисы развития и спады. Именно поэтому процесс физического воспитания должен корректироваться с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. В условиях возрастания социальных требований к деятельности врача отсутствуют комплексные исследования профессионализации врача от момента выбора профессии, его подготовки к обучению и в процессе обучения в системе школа-вуз до реализации в профессии.
По данным В. Д. Прошлякова, А. В. Иванова, А. Ю. Лутонина, Л. М. Кушнер, Т. И. Семенкиной [4], многолетние наблюдения за выпускниками медицинских факультетов говорят о том, что большая часть этой молодежи слабо владеет основами оздоровительной физической культуры и не популяризирует её среди своих пациентов. Таким образом, выпускники медицинских факультетов не оправдывают ожидания общества и государства по обучению населения основам здорового образа жизни.
По мнению В. В. Пономаревой [5], физическая культура у медицинских работников входит как в общую, так и в профессиональную культуру, так как врач и сам обязан быть здоровым, и делом всей его жизни должно стать поддержание и укрепле-