Научная статья на тему 'Подготовка студентов к реализации прав ребенка в школе'

Подготовка студентов к реализации прав ребенка в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВА РЕБЕНКА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕКЛАРАЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маллаева Зарема Алиевна

В статье дан анализ литературы по проблеме защиты прав ребенка, который показал, что подготовка студента – будущего педагога к реализации идей Конвенции в школе предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к реализации прав ребенка в школе»

УДК 371.035

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

© 2013

Маллаева З.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье дан анализ литературы по проблеме защиты прав ребенка, который показал, что подготовка студента - будущего педагога к реализации идей Конвенции в школе предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства.

The author of the article analyzes the literature on the problem of the child’s rights protection. It showed that training the students, the future teachers to realize the ideas of the Convention at school involves ensuring their professional and personal readiness for creating the system of the social and juridical protection of the childhood.

Ключевые слова: воспитание, личность, права ребенка, нравственное воспитание, декларация, конвенция.

Keywords: education, personality, child’s rights, moral education, declaration, convention.

Сложившаяся на рубеже XX-XXI вв. социально-экономическая ситуация, влияющая на практику образования, глубокие социальные перемены, привели к ухудшению положения детей в России. Наблюдается рост преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, приобретают серьезные масштабы детский алкоголизм и наркомания, беспризорность.

Дети, лишенные заботы и внимания, необходимого для их физического, умственного, духовного и нравственного развития, не становятся полноценными членами общества. В послании Президента РФ Федеральному Собранию подчеркивается, что «в стране необходима эффективная государственная политика в области детства». Политика нашего государства в области детства базируется на общепризнанных международных документах, прежде всего, на Конвенции о правах ребенка, в которой установлена приоритетность интересов детей перед интересами общества и государства [ 1 ].

Анализ литературы по проблемам защиты прав ребенка показал, что лучшие умы человечества исследовали и разрабатывали новую этику в отношении ребенка, признавая его особый социальный статус и рассматривая как личность со своими интересами и правами.

Большое значение для ее развития имели и имеют труды российских психологов и педагогов двадцатого века. Jl. Н. Толстой вслед за Руссо утверждал о совершенстве детской природы, убеждал, что ребенку надо предоставить максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. «В детях все величайшие возможности», - писал Л. Н. Толстой [6].

На рубеже XIX-XX веков разносторонний ученый, известный анатом и врач, крупный российский педагог П. Ф. Лесгафт в качестве одного из существенных условий воспитания ребенка считал признание его личности: «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности»

[4].

В 1906 году с докладом «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» в родительском кружке выступил выдающийся русский педагог П. Ф. Каптерев. Он образно отмечал: «Дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, но личности, у которых, как и у взрослых личностей, обязанности идут наравне с правами. Поэтому к детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать их права» [3].

К числу интересных и ценных документов начала XX века в России относится «Декларация прав ребенка», составленная в 1917 году К. Н. Вентцелем, оригинальным мыслителем и педагогом, лидером отечественного течения «свободное воспитание», активно боровшимся против насилия над личностью ребенка в условиях царской России [2]. Он констатировал, что до сих пор во всех цивилизованных странах всего земного шара ребенок (от первоначального детства до юности) является угнетенным существом. Этому должен быть положен конец. Необходимо добиваться провозглашения Декларации прав ребенка. В разработанном им документе были сформулированы 18 параграфов, в которых определены основные права ребенка.

Идеи К. Н. Вентцеля о правах ребенка, высказанные в XX веке, созвучны и функциональны по отношению к современным подходам в этой области. Польский детский врач и педагог Януш Корчак важным средством воспитания гуманности, душевной чуткости человека считал принцип уважения личности ребенка и его прав. Для этого воспитатель должен уметь внимательно и чутко относиться к заботам и переживаниям ребенка, бережно к нему относиться, уважать, что способствовало бы повышению чувства его собственного достоинства, воспитывало бы уважение к себе, веру в свои силы [2].

На современном этапе для российского образования приоритетным становится воспитание самостоятельной активной личности, умеющей думать и действовать в условиях быстро развивающейся действительности, гибко реагировать на изменяющиеся условия и находить способы самоопределения и самореализации. В сложившихся условиях школа должна организованно, содержательно и мобильно перестраиваться.

Признание человека как высшей ценности содержится в современных требованиях гуманизации и демократизации системы образования в России, эти требования зафиксированы в Федеральном законе «Об образовании», что предполагает направленность образования на выявление способностей и возможностей развития каждого отдельно взятого ребенка, формирование у него осознания чувства собственного достоинства, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя, своих жизненных позиций и принципов.

Общество предъявляет к современной школе требования по соблюдению прав ребенка. Она призвана готовить к жизни личность, не только адаптированную к постоянно развивающемуся социуму, но и свободную, подготовленную к гражданско-правовой ответственности, знающую свои права и обязанности. Эти требования обусловливают необходимость изучения в школах Конвенции ООН о правах ребенка, знания обучающимися своих прав и обязанностей и совершенствования их правового воспитания.

Важными ориентирами в защите прав и интересов детей в Российской Федерации стали основные положения Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.). Эти документы провозгласили создание новой этики в отношении ребенка

Конвенция не только правовой документ, но и педагогический. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый - ребенок, учитель - ученик [7].

В то же время Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Как показал анализ, в настоящее время в общеобразовательных учреждениях страны наметились позитивные тенденции в соблюдении и защиты прав ребенка. Вместе с тем,

в ряде исследований показано, что права ребенка в школе соблюдаются не в полной мере.

Студенты на педагогической практике провели исследование по теме «Что знают дети о своих правах и обязанностях и конкретно о правах ребенка?».

Опрос, проведенный в гимназии № 1 г. Махачкалы среди ребят трех возрастных групп (младшей, средней и старшей), показал, что враждебность учащихся к окружающим их людям растет вместе с ними. Если в первом классе их всего 5%, то 8 классе - 46%, а 10 классе - 64%. Старшеклассников все более не устраивают ровесники. Причины данного явления лежат на поверхности: учителя прививают ученикам дух соперничества, высоко оценивая достижения одних и низко - других, лишают последних уверенности в себе. Уже в шестом классе девочки начинают конкурировать друг с другом по поводу оценок, признания педагогов, в сердечных делах. Нервная система с трудом выдерживает подобные испытания. К старшим классам число учащихся, которые находятся в депрессионном состоянии, заметно возрастает, достигая 21% (по анкетным данным). Характерная особенность: большинство школьников указанной группы - ученики, успевающие на «4» и «5».

Каким приоритетам отдают пальму первенства сами школьники? Как показал анализ данных анкетирования, ценности учащихся, прежде всего, объясняются их возрастом. Учащиеся младших классов превыше всего ценят любовь и семью. Далее по убывающей идут здоровье, свобода, интересная работа, красота природы и искусство. В этом возрасте личность ребёнка с привычных позиций школьного учителя гармонична. Она нацелена, прежде всего, на дорогие каждому человеку ценности, ценности общечеловеческие и, как мы видим, индивидуалистические. Само упоминание свободы как одного из смыслов жизни в столь юном возрасте говорит о многом: уже в начальной школе дети рассчитывают на уважительное, ровное отношение к себе. Сомневаюсь, что во всех наших школах педагоги готовы вступать именно в такие отношения со своими маленькими подопечными.

В средней школе сохраняются те же самые ценности в качестве ведущих (любовь, семья и здоровье), однако здоровье заметно опережает две другие -яркий штрих нашей современности - обеспеченная жизнь. Восьмиклассники в отличие от третьеклассников уже утратили счастливую безмятежность безденежья, не перестав в то же время мечтать о свободе. Параллельно снизился интерес к природе и искусству, ушел интерес к работе, ребята стали праздно мечтать о престижных марках автомобиля, собственном доме-усадьбе, о безобидной жизни с обеспеченным супругом или с богатой супругой.

В старшем школьном возрасте несколько разбалансированный внутренний мир подростка приходит в большую целостность и гармоничность. Набор основных ценностей десятиклассников выглядит уже так: уверенность в себе, здоровье, обеспеченность, хорошие друзья, семья. Как видно из этого перечня, все и вся перекрывает стремление казаться и быть взрослым, заставить считаться с собой, получить признание и поддержку окружающих. В личности объединяется, таким образом, и материальное, и духовное, и реальное, и идеальное. Она обретает очертания, пройдя через трудности переходного возраста и определив действительные и мнимые ценности. Об этом свидетельствует эссе учащихся 11 класса: «Вся беда нынешней школы в том, что мало учителей дают себе отчёт, что же является полезным, а что вредным для нас, детей, за что его следует однозначно хвалить, а за что критиковать. Их представление о позитиве нередко резко различаются с аналогичными взглядами учащихся. Возникает непонимание, которое не могут устранить ни дети, ни взрослые», - пишет ученица 11 класса Магомедова Д.

«Мы, нынешнее молодое поколение, довольно сильно отличаемся от предшествующих поколений. Мы гораздо ближе к идеалу нарождающегося общества с рыночным типом отношений, чем поколения, родившиеся 40-50

лет назад. Мы более адаптированные к новой ситуации, а значит, и способные выжить в ней. Это ли не признак нашего соответствия желаемому, в определенном смысле идеальному образу гражданина новой России», -отмечает ученик 11 класса.

Проблема перегрузки детей не нова. При существующей нагрузке о гуманизации отношений «учитель - ученик» сложно говорить. Мысль о том, что дети должны больше изучать те предметы, которые отвечают их ин теллектуальным и духовным потребностям, нашла своё отражение в создании системы специализированных классов и школ.

Как показали исследования студентов в школах города Махачкалы, к основным причинам, не позволяющим современному школьнику чувствовать себя равноправно и комфортно в учебном заведении, относятся недостаточное внимание к социально-личностному развитию ребенка в образовательном процессе, отсутствие правовых гарантий защиты от учебных, эмоциональных, психологических перегрузок, завышенные требования при поступлении в школу и по ее окончании, авторитаризм учителей и родителей по отношению к детям.

Эффективное решение указанных проблем невозможно без изменения профессиональной позиции педагога, его взглядов на взаимоотношения между учениками и учителями. Наши беседы с учителями школ г. Махачкалы показали, что на сегодняшний день учитель по ряду объективных и субъективных причин не чувствует себя ответственным за то, что он должен и может защитить ребенка в школе.

Во многом это связано с правовой неграмотностью самих учителей. По данным Уполномоченного по правам ребенка при президенте РД, почти 70% учителей даже не знакомы с таким документом, как Конвенция о правах ребенка.

Неподготовленность учителей к включению Конвенции в учебно-воспитательный процесс с учащимися объясняется, прежде всего, тем, что в педагогических вузах не изучались документы о правах человека, правах ребенка. Не все выпускники педагогического вуза готовы использовать идеи Конвенции в учебно-воспитательной работе с учащимися. В практике работы педагогического вуза уделяется недостаточно внимания правовому воспитанию и обучению будущих педагогов.

В связи с этим перед педагогическим вузом встала задача готовить будущих учителей к реализации идей и принципов Конвенции в будущей профессиональной деятельности. В педагогическом вузе ее можно решить, включив в учебный процесс специальный курс «Конвенция ООН о правах ребенка и методика ее преподавания». Такой спецкурс нами апробирован на факультетах права и педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета. Его содержание направлено на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов, основанных на уважении к личности ребенка, его прав и свобод. Значительное место в спецкурсе уделено методике и технологии организации практической работы учащихся по изучению каждой статьи Конвенции.

Содержание спецкурса спроектировано с учетом преемственности и взаимовлияния педагогических идей ученых, педагогов и деятелей культуры различных стран, что помогает студентам осознать закономерности и единство прогрессивного развития педагогической мысли. Это позволяет убедить будущих учителей в том, что Конвенция о правах ребенка есть единство гуманистических идей народов мира.

Практика работы со студентами позволяет сделать вывод о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза специального курса помогает будущим педагогам усвоить не только содержание основных положений Конвенции ООН о правах ребенка, но и научить их применять методы, методические приемы, средства, которые повышают уровень правовой культуры студентов, а в последующем и школьников. Для развития культуры прав человека, прав ребенка нужно более широко использовать потенциал педагогической практики. Опыт педагогической практики показал, что большой интерес вызывает ежегодно организуемая в школах «Неделя прав человека, в рамках которой учащиеся выполняют задания, проводят ролевые игры, конференции, дискуссии о проблемах реализации прав ребенка.

Подготовка студента - будущего педагога к реализации идей Конвенции в школе

предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства.

Примечания

1. Актуальные проблемы современного детства / Сб. научных трудов к 10-летию принятия Конвенции ООН о правах ребенка / под ред. А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. М., 1999. С. 57-70.

2. Вентцель К. Свободное воспитание. Сб. избр. трудов. М., 1993. С. 138-142. 3. Каптерев П. Ф.

Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 232. 4. Лесгафт П. Ф. Избранные

педагогические сочинения. М., 1988. С. 209. 5. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева

Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Администратор образования. 2011. № 1. С. 3-6. 6. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах,

академическое юбилейное издание. Т. 42. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957. 7. Шнекендорф 3. К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. 2-е издание. М.: Сигналь, 2001.

Статья поступила в редакцию 20.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.