НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Л. СЕЛИВЕРСТОВА, аспирант Стерлитамакская государственная педагогическая академия
Проблема соблюдения прав ребенка имеет существенное значение не только для совершенствования российской школы в целом, повышения ее конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве, но и для становления в России гражданского общества.
Важными ориентирами в деле защиты прав и интересов детей в Российской Федерации стали основные положения Декларации прав ребенка (1959) и Конвенции ООН о правах ребенка (1989). Именно эти международные документы провозгласили создание новой этики отношений взрослых и детей. В настоящее время более 150 стран мира ратифицировали Конвенцию о правах ребенка; наша страна это сделала 13 июня 1990 г. Однако проблема прав ребенка до сих пор является недостаточно разработанной в научном и практическом плане. Наше общество только начинает подходить к признанию ребенка самостоятельной личностью, обладающей своими законными правами.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях страны наметились позитивные тенденции, направленные на соблюдение и защиту прав ребенка в рамках образовательного процесса. Вместе с тем ряд исследований показал, что права ребенка в образовании соблюдаются не в полной мере [1]. К основным причинам, не позволяющим современному школьнику чувствовать себя равноправно и комфортно в учебном заведении, относятся недостаточное внимание к социально-личностному развитию ребёнка в образовательном процессе, отсутствие правовых гарантий защиты от учебных, эмоциональных, психологических перегрузок, завышенные требования при поступлении в школу и по ее окончании, авторитаризм учителей и родителей по отношению к детям.
Эффективное решение указанных проблем невозможно без изменения профес-
О реализации прав ребенка в школе
сиональной позиции педагога, его взглядов на взаимоотношения между учениками и учителями. К сожалению, на сегодняшний день учитель по ряду объективных и субъективных причин не чувствует себя ответственным за то, что он должен и может защитить ребенка в школе.
Во многом это связано с правовой неграмотностью самих учителей. По данным Уполномоченного представителя по правам человека при Президенте РФ, 80% учителей даже не знакомы с таким документом, как Конвенция о правах ребенка. Однако дело заключается не в том, чтобы посмотреть текст и узнать, какие права имеет ребенок, — смысл международных документов состоит в том, чтобы помочь всем осознать и признать ребенка прежде всего личностью.
Другая причина, по которой учитель не чувствует себя защитником прав детей, связана с его профессиональным статусом. На сегодняшний день совершенно изменились функции учителя. Мы уже не те гуру, которые дают детям информацию и требуют от них ее воспроизведения. Необходимо совершенно по-другому строить учебный процесс, используя активные и интерактивные методики, Интернет. К тому же сложившийся стереотип жизненных ценностей у большинства педагогов, которые формировались вне правового пространства, не всегда позволяет положительно воспринимать правовую осведомленность своих подопечных. Нередко учителя нарушают права детей, проявляют педагогический произвол, совершенно не задумываясь об этом.
И наконец, еще одна причина, по которой учитель оказывается не готов к реализации прав ребенка в школе, — это недостаточное внимание к правовому воспитанию и обучению в практике педагогических вузов.
Государственный образовательный стан-
156
Высшее образование в России • № 1, 2008
дарт по дисциплине «Правоведение» не предусматривает изучение таких понятий, как «права ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «механизмы защиты прав человека» и т.п. Введение новой дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» проблемы не решило, так как предмет этого курса существенно отличается от проблематики прав ребенка. В связи с этим возникает очень важный вопрос: как подготовить будущего педагога, чтобы он, придя в школу, знал, как обеспечить и защитить права ребенка?
Необходимость изучения прав ребенка всеми педагогами очевидна и обусловлена целым рядом факторов.
Инновационные процессы, связанные с модернизацией всей системы образования, предъявляют особые требования к профессиональной деятельности педагогов. Обществу нового тысячелетия нужен учитель, который не только владеет специальными знаниями и навыками, но и наделен определенными личностными качествами, такими как достоинство, благородство, любовь к детям, активная гражданская позиция, а также обладает знаниями из разных отраслей российского права. Учитель должен уметь применять их на практике, пользоваться своими правами, вести работу по профилактике правонарушений среди учащихся. Таким образом, правовая культура будущего педагога становится неразрывной составляющей его профессиональной подготовки.
В Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость воспитания учащихся в духе демократии, свободы, уважения прав и свобод личности, а принятый в 1998 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует от школы обязательного разъяснения учащимся сущности их прав и обязанностей. Поэтому прежде чем начать разговор с детьми, педагогу необходимо самому глубоко изучить проблему прав человека и прав ребенка в нашей стране, т.е. первым шагом в деле воспитания учащихся в духе прав человека
является соответствующая подготовка учителей.
Задача будущего педагога — научиться организовывать процесс воспитания и обучения в школе таким образом, чтобы создавать благоприятное нравственно-правовое пространство, которое способствовало бы успешному развитию каждого ребенка. Под правовым пространством школы понимается «создание демократического уклада жизни, который по существу является действующей моделью современного гражданского общества, где свобода каждого поступать по своему разумению ограничивается лишь свободой других членов общества поступать так же, где правила общей жизни устанавливаются по общему согласию» [2].
Важнейшим компонентом формирования правового пространства школы является реализация прав и свобод всех участников образовательного процесса. Взаимное наделение ученика и учителя как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры. Педагог обязан соблюдать права и свободы учащегося, обеспечивать охрану его жизни и здоровья, уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства. Он вправе осуществлять обучающее и воспитывающее воздействие на учащихся, но лишь в рамках, определенных нормами действующего законодательства. Ученик же, со своей стороны, вправе использовать законодательные механизмы для защиты от педагогического произвола. Поскольку ученик не обладает полной дееспособностью и потому не несет полной ответственности за свои неправомерные действия, то, как правило, до момента окончания школы именно педагог должен стать гарантом защиты прав ребенка в системе образования.
И наконец, поскольку большинство выпускников педагогического вуза будут не только преподавателями-предметниками в школе, лицее, гимназии, но и классными руководителями, им придется вести работу
Научный дебют
157
по просвещению родителей в деле соблюдения и защиты прав ребенка.
Таким образом, особенностью профессиональной подготовки будущих педагогов должно стать четкое осознание условий реализации прав ребенка в школе, знание международных нормативных актов, определяющих статус ребенка и учителя в современном мире, а также овладение навыками и технологиями деятельности по защите и обеспечению прав ребенка в условиях современной школы. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо следующее.
1. Дополнить стандарты высшего педагогического образования разделом «Права ребенка». Это можно сделать, включив изучение прав ребенка в содержание курса педагогики или путем введения самостоятельного спецкурса «Права ребенка». В рамках данного спецкурса студенты должны не просто овладеть суммой определенных знаний о правах ребенка и практическими умениями по нравственно-правовому воспитанию в школе. Содержание спецкурса направлено на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов, основанных на уважении к личности ребенка, к его правам и свободам. Значительное место в программе спецкурса должно быть уделено методике и технологии организации практической работы с учащимися по изучению содержания Конвенции о правах ребенка, а также разнообразным формам работы, которые призваны помочь студентам в организации самостоятельного изучения курса, проявлении их творческой инициативы [3].
2. Для развития культуры прав челове-
ка, прав ребенка нужно более широко использовать потенциал школьной педагогической практики студентов. Это можно сделать путем разработки специальных заданий, направленных на развитие умения будущих педагогов организовывать нравственно-правовое пространство в школе, строить свои взаимоотношения с учениками на основе гуманистических принципов.
3. В условиях вузовского обучения необходимо стимулировать создание студентами, работниками и преподавателями демократического уклада жизнедеятельности вуза, норм и правил общей жизни, принятие их путем демократических процедур [4]. Подобная практика организации вузовской модели гражданского общества, основанной на уважении прав каждой личности, позволит будущим педагогам перенести эту модель отношений в деятельность современной общеобразовательной школы.
Литература
1. См.: Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров
А.Н., Золотухина В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации: Доклад. -СПб., 2001.
2. Тубельский А.Н. Правовое пространство
школы: Учебно-методическое пособие. -М., 2001. - С. 7.
3. См.: Шнекендорф З.К. Конвенция о правах
ребенка: Программа и материалы спецкурса. - М., 1996.
4. См.: Шайдуров А.А. Педагогические усло-
вия развития правовой культуры будущих учителей // Образование и наука. - 2002. - №6. - С. 100.
М. ПОПОВА, соискатель Волгоградский государственный университет
Каждый образованный человек понимает всевозрастающее значение владения иностранными языками на уровне, позволяющем осуществлять общение с представителями разных стран в целях взаимо-
Социокультурная компетенция - цель вузовского образования
действия и установления межнациональных и личных контактов, достижения взаимопонимания. Государственный образовательный стандарт включает изучение студентами всех вузов иностранного языка, что, в