УДК 37.013.42:37.016:34
ББК Ч448.986+Хр ГСНТИ 14.01.80 Код ВАК
Коротун Анна Валериановна,
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, доцент, зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 2б;е-mail: [email protected].
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовая компетенция; формирование правовой компетенции; правовое образование.
АННОТАЦИЯ. В статье представлена структура правовой компетенции социального педагога, содержательно описывается правовое образование как педагогическое условие формирования правовой компетенции.
Korotun Anna Valerianovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of department of Psychology and Social Pedagogy, Head of Department of Advertizing and Public Relations, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
LEGAL EDUCATION AS A CONDITION OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF SOCIAL PEDAGOGUES: EXPERIENCE OF REALIZATION
KEY WORDS: legal competence; formation of legal competence; legal education.
ABSTRACT. The article presents the structure of the legal competence of a social pedagogue. The author describes legal education as a pedagogical condition of formation of legal competence.
Происходящие в России в последние десятилетия изменения, усиливающие остроту социально-правовых проблем, а также изменения в характере образования, его направленности, целях и содержании (построение новой модели образования на основе компетентностного подхода [1; 5; и]) и расширение пространства социально-педагогической деятельности актуализируют проблему формирования правовой компетенции социальных педагогов.
Правовую компетенцию социального педагога мы определяем как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность [4, с. 54].
В структуре правовой компетенции мы выделяем следующие компоненты: моти-вационно-ценностный (наличие личностных, профессиональных, социально-правовых ценностей и мотивов деятельности), когнитивный (наличие системы знаний о правовых основах профессиональной деятельности, необходимых для ее осуществления), коммуникативный (наличие коммуникативных способностей), деятелъно-стно-рефлексивный (наличие системы правовых умений, навыков, контроль и анализ результатов своей деятельности; наличие профессионально значимых качеств: пра-
вовой активности, ответственности, коммуникативности, толерантности) [4].
Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов - сложный и длительный процесс, поэтому он должен осуществляться в течение всего периода обучения в вузе; тем более, что образовательный процесс вуза благодаря своим особенностям (непрерывности, системности, последовательности, практикоориен-тированности) обладает для этого большим потенциалом.
В ходе теоретического и экспериментального этапов исследования нами было доказано, что формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов возможна при обязательном соблюдении создаваемых в процессе профессиональной подготовки педагогических условий (которые обеспечивают включение студентов в социально-правовую деятельность на всех ступенях их профессионального образования):
Организации образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности.
Реализации правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практики.
Прагматизации, диверсификации учебных дисциплин и интеграции содержания учебных дисциплин основной образовательной программы.
© Коротун А. В., 2014
Остановимся более подробно на втором педагогическом условии - реализации правового образования студентов. В юридическом словаре [2] правовое образование определено как совокупность правового воспитания и обучения праву.
Все определения правового воспитания несут в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования правовых установок отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, видение закона большой правовой ценностью, привычка соблюдать закон без каких-либо отклонений, чувство ответственности.
Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое обучение. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [ю]. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления [7].
В контексте формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов правовое образование должно быть непрерывным. Идея непрерывности правового образования принадлежит Л. И. Пет-ражицкому. По его мнению, «для достижения нормального и социально полезного поведения в будущем и для выработки дельного характера существенно важно надлежащее правовое воспитание в детстве, воспитание в семье, воспитание в школе и так далее» [6, с. 27; 9]. Это есть подтверждение того, что в систему непрерывного образования необходимо внедрять элементы правового обучения и воспитания на всех этапах развития личности студента и во всех видах деятельности. Лишь при специально организованном и систематическом обучении можно вызвать у будущего социального педагога стремление, желание осуществлять социально-правовую деятельность.
Таким образом, непрерывное правовое образование студентов - будущих социальных педагогов в Институте социального образования УрГПУ происходило с учетом этапов развития личности студента (этап целостного развития личности, этап специализированного развития личности, этап укрепления профессиональной готовности), его видами деятельности в вузе, принципов прагматизации, диверсификации и интеграции учебных дисциплин. При реализации правового обучения в вузе нами использовались такие формы, как лекция-
диалог, проблемная лекция, лекция-дискуссия, семинары, практикумы и др. Практические формы правового обучения играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных правовых знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия углубляют, расширяют, детализируют правовые знания, полученные на лекции.
На первом этапе (1 курс обучения) происходит целостное развитие личности, связанное с освоением ею новой социальной роли (роли студента), с приобщением ее к студенческим формам коллективной жизни и овладением общенаучными основами профессии.
В учебно-профессиональной деятельности при формировании когнитивного компонента правовой компетенции в рамках дисциплины «Введение в профессию» студентами изучались темы «Социально-правовые ценности как основа принципов деятельности социального педагога» (2 ч.), «Социально-правовая деятельность как направление деятельности социального педагога» (2 ч.), «Характеристика основных нормативно-правовых актов: Конституции РФ, Гражданского кодекса, Семейного кодекса, Уголовного кодекса, Трудового кодекса и др.» (4 ч.). Данные темы были введены с учетом принципа прагматизации (сближения содержания дисциплин с будущей профессиональной деятельностью).
Для более глубокого познания студентами сущности социально-правовой деятельности социального педагога в рамках занятий и социально-культурной деятельности организовывались встречи со специалистами-практиками образовательных учреждений, а также экскурсии в эти учреждения.
На практических занятиях студенты приобретали умения работать с нормативно-правовыми актами, умения анализировать их по заданному образцу, проводить контент-анализ документов.
Самостоятельная работа студентов предусматривала такие формы работы как работа с литературными и правовыми источниками, конспектирование, подготовка докладов, рефератов.
Формирование мотивационно-ценно-стного и деятельностно-рефлексивного компонентов правовой компетенции у студентов на 1 курсе осуществлялось в период учебной практики (инструктивно-методический лагерь) на базе общеобразовательных учреждений. Во время практики студенты в качестве помощников социальных педагогов впервые наблюдали за деятельностью профессионалов, сравнивая ее со своими ожиданиями и возможностями. Как правило, профессиональные мотивы к со-
циально-правовой деятельности социального педагога у студентов не сформированы, что может привести к нарушению прав окружающих, нежеланию включаться в социально-правовую деятельность. Тем более что развитие личности на этом этапе характеризуется большой податливостью к влиянию окружающих людей.
Данный этап развития личности направлен на профессиональное самоопределение студента в процессе ознакомления с видами деятельности социального педагога, его правами и обязанностями; приобщение студентов к социально-правовым ценностям, что, в свою очередь, мотивирует студентов на учебу и саморазвитие, вызывает интерес к получению правовых знаний и выработке правовых умений.
Формирование коммуникативного компонента правовой компетенции происходило во время взаимодействия студентов с преподавателями, руководителями практики (от вуза и учреждения - места практики). Студенты учились устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, согласовывать свои действия с действиями других субъектов.
Особое место в формировании правовой компетенции у студентов на первом этапе занимает правовое воспитание и научная работа студентов. В рамках правового воспитания происходит интенсивная превентивная и профилактическая работа (в форме бесед, часов наставника) против возможного асоциального, противоправного поведения студентов. Правовое воспитание влияет на приобщение студентов к соблюдению правил распорядка в университете, норм права в своем поведении и поведении окружающих. Будущие специалисты усвоили, что нарушения правил поведения на территории университета фиксируются и студенты наказываются в соответствии с предусмотренными нормами (выговор, исключение из университета).
Студенты участвуют в работе студенческих информов о научных мероприятиях правового характера, проходящих в УрГПУ, других вузах, учреждениях образования, учреждениях социальной защиты населения и др.; в конференциях, семинарах, в работе круглых столов по правовым проблемам в качестве слушателей.
В рамках социально-культурной деятельности студенты участвуют в адаптационных сборах, дне первокурсника, трудовом семестре, что способствует осознанию себя как студента; усвоению социально-правовых ценностей (уважение другого, чувство гражданского долга и др.); формированию умений взаимодействовать в новом коллективе.
На втором этапе специализированного развития личности (2-3 курсы обучения) студенты обретают уверенность и самостоятельность, включаются во все формы обучения и воспитания. Усиливается внимание студентов к специальным, профилирующим, дисциплинам, повышаются мотивация и интерес к профессиональной деятельности. Этот этап способствует углублению профессиональных знаний, отработке правовых умений.
В рамках учебно-профессиональной деятельности были использованы такие методы и формы обучения (работы), как: упражнение, мозговой штурм, ролевая игра, дискуссия, кейс-метод, решение практических задач, деловая игра, проблемный метод, коллоквиум (методы работы); лекция, лекция-диалог, семинары, практические занятия, контрольная работа (формы работы) и др.
Формирование когнитивного и дея-тельностно-рефлексивного компонентов правовой компетенции в основном происходит в учебно-профессиональной деятельности студентов. Нами были включены вопросы правовой направленности в такие дисциплины, как «Психолого-педагогический практикум», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения».
Изучая дисциплину «Основы самопознания и самореализации личности», студенты учились познавать себя, определять свои потребности, составлять планы самореализации, что очень важно при формировании мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции.
На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты углубляют правовые знания о методах и формах правового информирования, правового воспитания и правового обучения; приобретают умения осуществлять отбор, обработку правовой информации, анализировать и решать правовые ситуации, составлять конспект занятия, направленного на правовое воспитание и правовое обучение воспитанников; отрабатывают навыки работы с правовыми источниками.
В процессе обучения некоторые студенты обнаружили определенные сложности при усвоении материала: отсутствие понимания основных правовых понятий (заучивали определения терминов, не осознавая их реального применения на практике); допуск подмены понятий «законно» и «справедливо». Поэтому студентам постоянно демонстрировалась взаимосвязь теоретических правовых знаний с практической деятельностью специалиста; объяснялись зна-
чения понятий «законно» (понятие объективное) и «справедливо» (понятие субъективное) и т. п.
Развитие деятельностно-рефлексивного и коммуникативного компонентов правовой компетенции осуществляется не только в рамках работы студента на учебных занятиях, но и во время практики, а также в соци-ально-кулътурной деятельности.
Во время летней педагогической практики на 2 курсе студенты выступали как со-организаторы летнего отдыха и досуга детей разных категорий; участвовали в планировании воспитательной работы смены, в разработке и реализации мероприятий правового характера; контролировали соблюдение правил поведения и прав окружающих. Летняя педагогическая практика в летних оздоровительных лагерях направлена на формирование мотивационно-цен-ностной установки на общение и взаимодействие в период совместной жизни с детьми; углубление полученных ранее правовых знаний и отработку правовых умений, навыков.
Активная деятельность в рамках летнего оздоровительного лагеря формирует определенную систему правовых знаний, создает условия для развития коммуникативных способностей (установления межличностных связей, выбора оптимального стиля общения в различных ситуациях, согласованности своих действий с действиями других субъектов права и др.) и развития личностных качеств (ответственности, правовой активности, коммуникативности). Значимым является и тот факт, что студенты ставились в ситуацию, когда они своим правомерным поведением должны подавать пример воспитанникам.
В этот период (2 курс) у студентов возник интерес к научной деятельности, научным поискам. Они участвовали в работе студенческих правовых информов, выступали с докладами правовой тематики на конференциях, круглых столах. Некоторые студенты изъявили желание писать курсовую работу по проблемам профилактики правонарушений подростков, социально-правовой защите детства.
Обучаясь на третьем курсе, студенты в рамках дисциплины «Социальная психология» изучили комплекс тем правовой направленности: «Правовые установки как виды социальных установок личности», «Правовая ориентация личности», «Правовое поведение личности», «Правовая социализация личности» (4 ч.). Студенты на лекционных занятиях освоили знания о категориях, которые заложены в данных темах.
При изучении дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования»
мы посчитали необходимым ввести дополнительные темы «Правовые основы профессиональной деятельности социального педагога» (2 ч.), «Профессионально-трудовой кодекс социального педагога» (4 ч.), поскольку социальный педагог является субъектом образовательного процесса.
На практических занятиях студенты анализировали данные документы по заданному образцу; в рамках самостоятельной работы составляли профессионально-трудовой кодекс социального педагога в соответствии с определенной структурой (рабочее время, оплата труда, педагогический стаж, предоставление отпуска, работа по совместительству, социальные гарантии). При проведении практических занятий в компьютерном классе студентам разрешалось пользоваться справочно-правовыми системами «Консультант плюс», «Гарант». На обобщающем занятии студенты публично выступали с защитой разработанных ими профессионально-трудовых кодексов, подкрепляя выступление презентацией. Данные виды работ способствуют формированию мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции, в т. ч. усвоению социально-правовых ценностей, мотивирующих студента на деятельность в рамках правового поля и формирующих позитивное отношение к ней и осознание общественной значимости будущей профессии.
Таким образом, в рамках внеучебной деятельности (самостоятельной) студенты работали с правовыми источниками, подготавливали презентации, делали тематические обзоры научной литературы правовой тематики.
Развитие деятелъностно-рефлексивного компонента правовой компетенции у студентов, обучающихся на 3 курсе, осуществляется в период практики в школе. Перед выходом на практику для студентов были организованы экскурсии в учреждения - места прохождения практики, что необходимо для более успешной адаптации студентов в период практики. Проводя эмпирические исследования под наблюдением социального педагога, студенты получали необходимые правовые знания, информацию, подтверждающую актуальность социально-правовой деятельности, что мотивировало их на дальнейший процесс познания.
На третьем курсе активизируется участие студентов и в научной деятельности. Они пробуют себя не только как докладчики, но и как организаторы семинаров, круглых столов, конференций по правовым вопросам, что развивает у них соответствующие умения (распределять время, планировать деятельность, быть внимательными, грамотно общаться с людьми). Кроме того,
при вовлечении студентов в образовательные, научные мероприятия повышается степень их самостоятельности и ответственности.
В рамках социально-культурной деятельности студенты включаются в проектную деятельность. Особую ценность представляет то, что проектная деятельность не только побуждается совокупностью познавательных и социальных мотивов и опирается на них на всех этапах создания проекта, но и обладает значительным потенциалом в их развитии. Студент, «проживая» проектную ситуацию, имеет возможность по самоощущению и реакции других почувствовать успех, личностную и социальную важность, смысл осуществляемых действий, что также способствует развитию мотивации, формирует активную жизненную позицию, оказывает влияние на иерархию жизненных ценностей [3].
На 3 курсе студентами в образовательных учреждениях и УрГПУ были созданы и реализованы проекты «Защита на нашей стороне», «Шанс», «Вместе мы сильнее», «Зарабатывай с умом или как вытащить рыбку из пруда до 18 лет» и др.
Помимо этого студенты привлекались к выполнению хоздоговоров (например, «Социальная защита граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы»). Этот вид работы дает хороший повод для ознакомления студентов с основами гражданского, трудового и др. отраслей права.
На третьем этапе развития личности студента (4-5 курсы обучения) происходит повышение степени профессиональной готовности, обусловленной установками на будущую деятельность, переход в активное состояние, побуждающее осваивать наиболее рациональные способы и приемы работы, приобретать необходимые для этого знания, навыки и умения; осуществляется знакомство с будущей профессиональной деятельностью, характеризуемое интенсивным поиском рациональных путей и форм специальной подготовки (изучение дисциплин специализации, курсов по выбору).
В учебно-профессиональной деятельности формирование когнитивного компонента правовой компетенции осуществляется изучение студентами 4 курса дисциплин федерального компонента. Например, в рамках предмета «История социальной педагогики» студенты изучали тему «Генезис правового образования» (4 ч.), где на основе исторического анализа теоретических источников было представлено, что идея правового образования и воспитания со-
провождала человечество на протяжении всего его существования. Обращение к становлению и развитию правового образования необходимо для конкретизации и актуализации деятельности современных теоретиков и практиков в области философии, юриспруденции, психологии, педагогики и др.
С учетом принципа диверсификации дисциплин для усиления профессиональной направленности подготовки социальных педагогов нами был разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Основы правовой защиты несовершеннолетних» (6о ч.). Данный курс является прикладным, компенсирующим и сопровождающим.
На практических занятиях активно применялся метод анализа фрагментов из документальных фильмов «Дедовщина в школе», «Казенные дети», «Алименты», «Отказные дети», «Отцы-одиночки» и др. В процессе анализа фрагментов студенты находили проблему, заложенную в сюжете, предлагали свое решение данной проблемы и сравнивали с решением, которое раскрывалось в сюжете. Предлагали и обосновывали рекомендации, как необходимо поступить в данной ситуации практикующим специалистам. Данный метод проводился в форме коллективного обсуждения.
В рамках самостоятельной работы студенты разрабатывали содержание брошюры, касающуюся социально-правовой защиты отдельной категории детей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних правонарушителей и преступников и др.). Выбор темы брошюры осуществлялся согласно интересам обучающихся. На итоговом занятии по дисциплине студенты презентовали свои брошюры, кратко их аннотируя; затем самостоятельно рецензировали брошюры друг друга и высказывали свои пожелания.
Среди положительных моментов в процессе преподавания курса «Основы правовой защиты несовершеннолетних» необходимо отметить то, что усвоение учебного материала студентами происходило быстрее обычного, т. к. у них уже была достаточная система правовых знаний, умений и навыков, заложенная во время занятий по дисциплинам 1 и 2 курсов, в период практик, научной и социально-культурной деятельности.
На 4 курсе многие студенты начинают работать, поэтому четко обозначилась проблема: работающие студенты в своей практической профессиональной деятельности так или иначе сталкивались с определенными правовыми ситуациями, поэтому они чаще других проявляли повышенный интерес к правовой информации в рамках обозначенной дисциплины, а студенты, не
имеющие опыта работы, не проявляли интерес к правовой информации, к изменениям законодательства в сфере социально-правовой защиты детства. Среди последних встречался правовой нигилизм, правовые знания воспринимались ими через призму обывательского интереса.
Развитие деятелъностно-рефлексивного компонента правовой компетенции у студентов осуществляется в социально-культурной деятельности и в период социально-педагогической практики с элементами проектной деятельности. Студенты очень активно выступали в роли авторов, разработчиков и исполнителей таких проектов, как «Я. Труд. Мои права», «Руки прочь!», «Мои права -мое богатство», «Путь от «А» до «Я»», «АВСБ - Ешь-ка», «Рука помощи» и др., тем самым развивая способность к самоуправлению. По итогам реализации проектов студенты проводили оценку собственной деятельности с точки зрения ее соответствия правилам, требованиям, потребностям.
Выполнение вышеперечисленных заданий способствует осознанию социально-правовых ценностей, закреплению полученных правовых знаний, правовых умений и навыков, развитию способности брать на себя ответственность, умения контролировать результаты своей деятельности, проявлять толерантность и коммуникативность и др.
В рамках социально-культурной деятельности студенты, обучаясь на 4 курсе, становились кураторами студентов, обучающихся на первом и втором курсах, организуя сверх своих основных обязанностей мероприятия, пропагандирующие соблюдение и уважение социально-правовых ценностей; мероприятия по профилактике правонарушений, что создает условия для формирования соответствующих навыков социально-правовой деятельности, позволяя отрабатывать приемы, методы правового воспитания и обучения. Это позволяет развить такие профессионально значимые качества, как ответственность, самостоятельность, правовую активность. Студенты совместно с обучающимися на младших курсах разрабатывали и реализовывали социальную рекламу «Человек, будь толерантным», «Наши дети - в наших руках!», направленную на правовое просвещение воспитанников детского дома, школьников и др.
В рамках научной деятельности студенты продолжали выступать с докладами на научных мероприятиях, участвовать в конкурсах курсовых работ по правовой проблематике. Студенты 4 курса, по сравнению с прошлыми курсами, намного активнее принимали участие в научных правовых мероприятиях, углубляли имеющиеся правовые знания, развивали правовое мышле-
ние, проявляли интерес к социально-правовой деятельности.
Для усиления профессиональной направленности подготовки будущих социальных педагогов к социально-правовой деятельности (на пятом курсе) в рамках формирования когнитивного компонента правовой компетенции нами был разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Правовая культура социального педагога» (44 ч.). В рамках курса у студентов формировались целостные представления и знания о правовой культуре и правовой компетенции социального педагога; о локальном нормотворчестве; о юридических конфликтах и способах их разрешения; методиках правовой диагностики и др.
В рамках самостоятельной работы студенты продолжают работать с правовыми источниками, тренируются в составлении тестов, которые потом анализируются в ходе коллективного обсуждения и применяются на практических занятиях. Также самостоятельная работа по изучению теоретических проблем и практических аспектов социально-правовой деятельности находит отражение в процессе написания выпускной квалификационной работы.
Развитие деятелъностно-рефлексивного компонента правовой компетенции у студентов осуществляется в социально-культурной деятельности и в период комплексной практики.
В рамках научной деятельности студенты продолжают выступать с докладами на научных мероприятиях, организовывать мероприятия правовой направленности и т. п.
В социально-культурной деятельности студенты 5 курса так же, как и на 4 курсе, выступают в роли кураторов (помогают студентам младших курсов создавать и реализовать социально значимые проекты), получают дополнительное образование в соответствии со своими потребностями по программам «Социально-правовая поддержка населения» (72 ч.), «Социально-педагогические технологии работы с несовершеннолетними» (данная программа разработана нами, 72 ч.).
Таким образом, в рамках непрерывного формирования правовой компетенции происходило поэтапное усложнение технологий, форм, методов и способов реализации профессиональной подготовки социальных педагогов; осуществлялась прагматизация (сближение содержание дисциплин со спецификой будущей профессиональной деятельности, включение правовых компонентов в задания практики), интеграция содержания дисциплин (включение правовых вопросов при изучении дисциплин); диверсификация учебных дисциплин «Основы
правовой защиты несовершеннолетних», «Правовая культура социального педагога».
Осуществляя деятельность в период практики, студенты отрабатывают умения и навыки решения профессиональных задач в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, учатся творчески применять социально-педагогические технологии в профессиональной деятельности, видеть перспективы их совершенствования в рамках правого поля, представлять в различных инстанциях интересы участников учебно-воспитательного процесса в соответствии с нормами права, осуществлять правовоспитательную и правозащитную функции при организации, планировании и реализации профессиональной деятельности. Также студенты работают над развитием личностных качеств (правовой активности,
ответственности, коммуникативности, толерантности и др.).
Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, участвуя в научно-практических конференциях, семинарах по правовым проблемам, студенты углубляют имеющиеся правовые знания, развивают правовое мышление, проявляют интерес к правовой деятельности. Осознавая социально-правовую значимость своих исследований, студенты активизируют свои положительные правовые установки, корректируют мотивы своего поведения. Участие в социально-культурной деятельности стимулирует организаторские качества, чувства гражданского долга, ответственности, самостоятельность, позитивное отношение студенческой молодежи к социально-правовым ценностям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдюкова А. Е. Возможности компетентностного подхода в современном образовании // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007, №8.
2. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книж. мир, 2000.
3. Ковтунова А. Н. Проектная деятельность как средство формирования рефлексивной готовности будущих специалистов по социальной работе с мигрантами : дис.... канд. пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006.
4. Коротун А. В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки : дисс. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010.
5. Ларионова И. А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. М., 2009.
6. Морозова С. А. Психологическая теория права // Преподавание истории в школе. 1993- N° 1. С. 27-30.
7. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву : учеб. М. : Владос, 2002.
8. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев и др.; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004.
9. Петражицкий, Л. И. Очерки философии права. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1900. Вып. 1.
10. Почтарь Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики : дис.... канд. юрид. наук. М., 2001.
11. Тоистева О. С. Интегртивно-деятельностный подход как стратегически значимый ориентир в подготовке социальных педагогов в вузе // Вестник социально-гуманитарного образования и наук. 2013. №4. С. 56-61.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.