ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ
ВЕРБИЦКАЯ Н.О., КАРЕВА А.В.
В статье рассматривается проблема формирования педагогико-правовой компетенции специалистов социально-
культурного сервиса и туризма; раскрывается сущность термина «педагогико-
правовая компетенция», который находится на стыке двух наук: педагогики и юриспруденции.
Специалист сферы социально-культурного сервиса и туризма - это специалист широкого профиля, который должен знать возможности современных научных методов познания и владеть технологиями, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций. Однако, несмотря на большое количество вузов, осуществляющих подготовку специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, в кадровом обеспечении существует дефицит достаточного количества специалистов, способных на своем рабочем месте принимать обоснованные, грамотные в правовом отношении решения.
Формирование педагогико-правовых компетенций в подготовке специалиста социальнокультурного сервиса и туризма является подготовительным этапом для успешного осуществления его профессиональной деятельности, в условиях постоянно изменяющегося российского законодательства и отсутствия кодифицированных норм правового регулирования в области сервиса.
Рассматривая проблему формирования педагогико-правовой компетенции специалистов социально-культурного сервиса и туризма необходимо остановиться на самом содержании термина «пе-дагогико-правовая компетенция». Данный термин находится на стыке двух наук: педагогики и юриспруденции. При этом чаще всего данным термином оперируют педагоги, юридическая наука исследует проблемы правовой культуры, правового сознания и правового воспитания. Поэтому изначально обратимся к термину «компетенция», который в последнее время широко используется в педагогике.
Компетенция является много смысловым понятием и включает в себя:
- круг ведения какого-либо лица;
- круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, о которых может здраво судить и эффективно работать в их области;
- единство знаний, навыков и профессионального опыта, способностей действовать;
- адекватность или достаточность; состояние или качество быть функционально адекватным или имеющим достаточные знания, суждения, навыки, умения [5].
Толковый русско-английский словарь дает определение термина профессиональная компетентность (professional competence) (от лат. Professio - официально-указанное занятие, профессия; competentia - согласованность частей целого; compete - совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным [6].
Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.
The problem of forming the law competence of the service and tourism is reviewed in this article; it reveals the meaning of the term «law competence», that is on the edge of two sciences: pedagogies and the law.
Анализируя научные исследования, за основу определения компетенций, нами было принята следующая трактовка. Компетенции - это совокупность личностных качеств и полномочий, которыми обладает специалист в процессе трудовой деятельности.
На основании проведенного анализа научных трудов Белкина А.С., Зимней И.А., Ефремовой Н.Ф., Шишова С.Е., занимавшихся проблемами исследования педагогических компетенций было сформулировано следующее определение педагогической компетенции. Педагогическая компетенция - совокупность личностных качеств и полномочий, которыми обладает специалист, в процессе создания оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности вос-питуемого (ребенка) и оказанию ему помощи в решении индивидуальных проблем.
Под компетенцией в юриспруденции чаще всего понимается совокупность полномочий, прав, обязанностей и ответственности какого-либо лица. Хотя и относительно данного понятия в теории права нет единства мнений. При этом компетенция чаще всего в юриспруденции понимается как совокупность полномочий субъекта, закрепленных в различных нормативных актах [2].
Анализ научной литературы позволил сформулировать следующее определение правовой компетенции. Правовая компетенция - совокупность личностных качеств (правовая культура, правовое сознание мышление и др.) и функций (полномочий), которыми обладает специалист при реализации профессиональных прав и обязанностей, по юридической защите потребителя от недобросовестности и противоправных действий сервисных организаций.
На основании вышеизложенного было определено содержание термина педагогико-правовая компетенция - это совокупность личностно-значимой информации, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность будущего специалиста к самостоятельному выполнению профессиональных действий по правовому просвещению и воспитанию правовой грамотности потребителя услуг, а также его юридической защите от недобросовестности и противоправных действий сервисных организаций.
Структура педагогико-правовой компетенции представлена на рисунке 1.
Личностно-знаниевый компонент включает приобретаемые в процессе обучения нормы, ценности, моральные критерии, и сугубо личностные характеристики, такие как коммуникабельность, мотивы, самооценка, способность к оценке результатов своего труда (знаю, понимаю, принимаю).
Информационно-знаниевый компонент включает не только наличие необходимого минимума знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности, но также знание и понимание им общих научных (педагогических и правовых) принципов, правил этикета, стандартов профессионального поведения, и необходимости их применения (знаю, понимаю, принимаю и могу объяснить).
Операционально-деятельностный компонент - представлен знаниями и умениями, формируемыми в процессе обучения и профессиональной деятельности, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, а также умение ориентироваться в профессиональной среде (знаю, умею, понимаю, принимаю, могу объяснить).
При разработке структуры педагогико-правовой компетенции мы опирались на исследование Д.И. Котовой. В своем исследовании по формированию профессиональной компетенции стратегического планирования муниципальных служащих Котова Д.И. доказывает, что ядро компетенции должен составлять операционально-деятельностный компонент.
Рис.1. Структура педагогико-правовой компетенции
Формирование педагогико-правовой компетенции начинается с формирования личностных качеств, таких как внутренние мотивы, самооценка, способность к рефлексии, правовая культура, правовое сознание, правовое мышление. Поскольку, если базовые личностные качества не сформированы, и теоретические знания ложатся на неподготовленную «почву» и в дальнейшем на практике или в процессе профессиональной деятельности приобретаются умения и навыки, и в итоге мы получаем хорошего исполнителя, но не управленца. В таком случае мы не можем говорить о сформированной педагогико-правовой компетенции специалиста.
В связи с введением двухуровневой системы высшего образования главным становится не количество лет получения образования на той или иной ступени, а набор общих и специальных компетенций, осваиваемых на каждой ступени. Педагогико-правовая компетенция является важным компонентом общей профессиональной подготовки специалиста по сервису и туризму и рассматривается как составляющая часть ключевой профессиональной компетенции.
Для формирования правовой компетенции студента вуза учебным планом специальности «100103 - Социально-культурный сервис и туризм в соответствии» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденного в 2000 году предусмотрены курсы - «Правоведение» и «Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма». При изучении данных учебных дисциплин в нашем исследовании большое значение уделялось лекционным занятиям, поскольку студенты должны иметь хорошую теоретическую базу. Целью изучения курсов «Правоведение» и «Правовое обеспечение СКСиТ», являлось формирование общей правовой культуры, правового сознания, правового поведения и правовых компетенций специалиста с высшим образованием.
Профессиональное образование. Столица | № 11 2009
3
Однако, на наш взгляд, этого оказалось не достаточно для осуществления профессиональной деятельности специалиста социально-культурного сервиса и туризма и в учебный план подготовки будущих специалистов по сервису и туризму был в рамках факультативных дисциплин дополнительно введен курс «Технологии проектирования в сервисе (правовые)». При этом «Правоведение», «Правовое обеспечение СКСиТ» и правовой блок курса «Технологии проектирования в сервисе» соотносились между собой как общее и специальное. Студенты, усвоив материалы курсов «Правоведение» и «Правовое обеспечение СКСиТ», приобретя определенные знания, умения и навыки, могли уже более углубленно изучать следующую ступень правовых знаний, касающихся регулирования и проектирования социально-культурной и туристской деятельности, а также правового статуса их субъектов. Исходя из этого при разработке факультативного курса «Технологии проектирования в сервисе (правовые)» большое внимание было уделено практическим и лабораторным занятиям.
В процессе опытно-экспериментальной работы по формированию правовой компетенции специалистов социально-культурного сервиса и туризма были определены три уровня сфор-мированности правовых компетенций. За основу определения уровней сформированности правовой компетенции специалиста нами была взята ЕСК, устанавливающая требования к компетенциям специалистов, определенных на основе результатов обучения. ЕКС устанавливает восемь уровней в подготовке специалиста в процессе непрерывного образования (таблица 1).
Таблица 1. Уровни Европейской системы образования в системе непрерывного образо-
вания
Уровень ЕСК Уровень профессионального образования
1- 2уровень Начальное профессиональное
3- 4уровень Среднее профессиональное
5 уровень Высшее профессиональное (бакалавриат)
6-7уровень Высшее профессиональное (специалитет)
8 уровень Высшее профессиональное (магистратура)
Так, исходя из ЕСК и требований ГОС ВПО по специальности «100103 - Социальнокультурный сервис и туризм» нами были сформулированы требования к уровням сформиро-ванности правовой компетенции специалиста.
0 - уровень недостаточной сформированности педагогико-правовых компетенций - соответствует 1-2 уровню знаний, умений, навыков, установленных Европейской системы квалификаций для начального профессионального образования - минимальное количество часов на изучение правовых дисциплин (чаще всего ограничивается изучением курса «Правоведение»). Опираются в основном на житейский опыт и знания, полученные при изучении «азов» права, полученных в рамках школы или начального профессионального образования.
1 - уровень минимально необходимой сформированности педагогико-правовых компетенций - соответствует 3-4 уровню знаний, умений, навыков, установленных Европейской системы квалификаций и определяет уровень среднего профессионального образования -предполагает целенаправленное изучение правовых дисциплин в рамках образовательной программы вуза. Теоретические занятия + практические занятия (семинары, решение прак-
тических и ситуационных задач) я в рамках обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении.
2 - уровень достаточной сформированности педагогико-правовых компетенций - соответствует 5-6 уровню знаний, умений, навыков, установленных ЕСК для высшего профессионального образования (специалист, бакалавр) - предполагает целенаправленное изучение правовых дисциплин в рамках образовательной программы вуза + изучение факультативных (дополнительных) дисциплин. Теоретические занятия + практические занятия (семинары, решение практических и ситуационных задач) в процессе обучения в вузе + витагенный опыт, полученный процессе практической профессиональной деятельности.
Для выявления уровня сформированности педагогико-правовой компетенции студентов им был предложен тест, состоящий из 50 заданий. Задания сформулированы на основании требований ГОС ВПО, предъявляемых к специалисту по сервису и туризму, что соответствует шестому уровню ЕСК.
В соответствии с требованиями к подготовке специалистов по специальности социальнокультурный сервис и туризм нами были определены критерии сформированности педагогикоправовой компетенции специалиста (таблица 2).
Таблица 2. Уровни сформированности правовой компетенции
Уровень сформированности правовой компетенции Количество баллов, набранных при тестировании Соответствие экзаменационной оценке
0 - недостаточной сформированности 0 - 25 (до 50%) н еудо влетворительн о
1- минимально-необходимой сформированности 26 - 38 (51-75%) удо влетворительн о
2 - достаточной сформированности 39 - 43 (76 - 90%) хорошо
45 - 50 (86 - 100%) отлично
Итоги тестирования позволили сделать следующие выводы:
Во-первых, наиболее высокие результаты показали студенты, которые изучили все три правовых курса: «Правоведение», «Правовое обеспечение СКСиТ» и «Технологии проектирования в сервисе (правовые)», что свидетельствует о том, что только систематическое изучение данных курсов позволяет сформировать правовые компетенции, необходимые в профессиональной деятельности специалиста социально-культурного сервиса и туризма Результаты тестирования представлены на рисунке 1.
Во-вторых, студенты, работающие по специальности не менее полугода, проявляют наибольший интерес и легче усваивают материал по правым дисциплинам, т.к. имеют возможность совершенствовать свои знания в практической деятельности, а не только на семинарских и лабораторных занятиях.
Это же в свою очередь свидетельствует о том, что в процессе обучения студентов на теоретических и практических занятиях по правовым дисциплинам могут быть сформированы учебные педагогико-правовые компетенции, которые дают базу для развития в дальнейшем
профессиональных педагогико-правовых компетенций, которые в полной мере могут быть сформированы только в процессе профессиональной трудовой деятельности.
90%
80%'~
70%^
60%/~
50%-^
40%^"
30%
20%^
10%'_
0%—
неуд.
удовлетв. хорошо
отлично
□ 3 курс
□ 4 курс
□ 5 курс
Рис.1. Результаты тестирования студентов
Библиографический список
1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Екатеринбург, 2004. -188 с.
2. Гурин С.В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебновоспитательном процессе.//Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. Наук. М., 2005.
3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006 г. http//www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
4. Панова О.А. Формирование правовой компетентности педагогив современной школы // Дис.на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2003. - 156с. стр. 14.
5. Серяева И.Ю. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы// Дис.на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2005. - 192с.
6. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург.: Альтернативная педагогика, 1996. - 94с.
7. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг образования. - М., 1999. - № 2. - С. 15 - 20.,с. 18
Ключевые слова: педагогико-правовые компетенции, профессиональная подготовка специалиста, сервис, туризм