Научная статья на тему 'Инновационная сущность модели профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии'

Инновационная сущность модели профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫЕЗДНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / PROCESS OF INNOVATIONS / EXIT PRACTICAL STUDY / PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуэктова М. В.

В данной работе с позиций педагогических инноваций рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полуэктова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given work the professional competence forming of future specialista in tourist industry is examined from the point of pedagogical innovations

Текст научной работы на тему «Инновационная сущность модели профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии»

^УДК 378.147.88

ИННОВАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ

М. В. Полуэктова

В данной работе с позиций педагогических инноваций рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии.

Ключевые слова: инновационный процесс, выездное практическое занятие, практическая подготовка студентов.

Процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии рассматривается с позиций педагогических инноваций. Это позволяет выяснить исторический путь развития, функции и структуру самих инноваций.

Инновационный путь развития, провозглашаемый Правительствами наиболее развитых стран мира, в том числе и России, имеет явно выраженную тенденцию к переходу в глобальную стадию — инновационный путь развития всей цивилизации. Процессы глобализации все больше распространяются на такой важнейший вид человеческой деятельности, как инноватика. Глобализация инновационной деятельности предъявляет новые требования к инновационным процессам в различных областях человеческой деятельности, но особенно — в области образования.

Исторический подход выступает как принцип изучения инновационной организации процесса обучения в теории и практике общей педагогики.

История человечества сопровождается постоянным и неудержимым возрастанием динамики нововведений во всех сферах деятельности человека.

Поиски и находки педагогов-творцов, позитивный опыт отечественной школы прошлых веков нуждается в объективной оценке. Только в таком случае возможно использование в современной образовательной деятельности отдельныхэлементов или законченных апробированных методик, применявшихся в прошлом.

Весь путь становления и развития теории и методики обучения выступает как инновационный процесс. Условно можно выделить несколько этапов, беря за основу развитие теории обучения.

Первый этап охватывает с XVII по XIX века и связан с именами ЯЛ, Коменского, Г.С. Сковороды, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервега, И.Г. Гербарта, Д. Локка, Р. Оуэна, Г. Спенсера, К.Д. Ушинского и др., т.е. с периодом бурного развития капитализма, промышленности, географических открытий, колониальных войн.

Принципиальным новшеством, внесенным в обучение Я.А.Коменским, является разработка принципов и правил обучения, создания классно-урочной системы обучения. Исходя из принципа «природосообразности» обучения, он утверждал, что учиться можно легко, только идя по «стопам природы», в соответствии, с чем и были сформулированы постулаты обучения отражающие принципиальные законы развития природы и человека. В трактовке Я.А. Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания [2].

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы, это послужило еще одним толчком для реализации инновационных идей педагогов.

Европа, а также Россия в XIX веке становятся на путь капиталистического развития. Растет потребность в образованных специалистах, создаются национальные системы образования. Появляется целая плеяда выдающихся педагогов: А. Дистервег, И. Гербарт, Г. Спенсер, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев и многие др.

Новатором в образовании и воспитании, несомненно, является К.Д. Ушинский, который в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» предложил целостную концепцию развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию, на основе «логики природы», которая более доступна и наиболее полезна для детей [6]. Инновационной основой методики обучения К.ДУшинского явились разработка ее психологических основ, в т.ч. развития памяти, внимания, мышления, речи, деятельности.

Второй этап развития инновационного подхода к педагогике охватывает конец XIX и первую половину XX века, когда в связи с быстрым развитием науки и техники усилился интерес и к социальному воспитанию, и к проблеме формирования личности и индивидуальности. Он связан с такими именами как А.Я. Герд, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.И. Узнадзе, К. Роджерс, П.Ф. Лесгафти др.

Выдвигаются и реализуются на практике теория педоцентризма и активной школы Дж. Дьюи, метод проектов Д. Килпатрика, система свободного и развивающегося обучения и воспитания М. Монтиссори, школа свободного развития Р. Штайнера и многие другие инновационные теории, проекты и начинания.

В социально-экономической жизни этот период характеризуется острыми социальнымг^вад экономическими противоречиями, ужасами мировых и гражданских войн. В России в этот период развитие педагогики и системы образования носило инновационный характер. Важнейшей инновационной ценностью явилось введение и осуществление всеобщего обязательного среднего образования, В 20-30-е годы инновации проявились в создании опытных станций, колоний, где на практике соединяли теоретическую и практическую подготовку учащихся, обучение с производительным трудом.

Создание массовых молодежных организаций явилось исходным толчком к разработке теории «развития личности в коллективе и для коллектива», что нашло свою реализацию в конкретной практике А.С.Макаренко, Н.К. Крупской, П.Н. Лепишинского и др.

Особую инновационную значимость носят опыт и теоретические разработки А.С.Макаренко, который своими идеями намного опередил своё время, так как прорыв в будущее является сущностной характеристикой инновационности.

В ЗО-е годы Л.С. Выготский сформулировал один из концептуальных принципов современного инновационного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» [3]. Исследования Выготского заложили основу для разработки концепций развивающего обучения. Его инновационные идеи нашли свое воплощение в теоретических разработках и практической деятельности Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и др.

Педагогом-новатором в России выступал В.А. Сухомлинский. Большая часть занятий проводилась вне школы, на лоне природы. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребёнка. Дети учились считать, писать через игру. На этих уроках учитель учил детей мыслить, наблюдать за окружающей средой. В.А. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей природы, беречь её [13].

Третий этап инновационного развития педагогики начинается со второй половине 70-х годов XX в., когда возникли новые направления исследований педагогической деятельности как творческого процесса педагога. Для Советского союза этот период характерен обострением социально-экономических противоречий и попытками реформировать как общество, так и систему образования.

В это время разработала теории и методики развивающего обучения В.В. Давыдова [4]. Ее инновационность состояла в организация методики обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. При разработки данной системы, В.В.Давыдов опирался на исходные положения Л.С. Выготского и ДБ. Эльконина о ведущей значимости обучения в умственном развитии, которая выражается, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

В это же время обосновываются идеи учителей-новаторов (В.Ф.Шаталов [8], Л. Волков [5], А.А. Захаренко [10], В.А. Караковский [7] и др.). Их творчество вдохновили и стимулировали атмосфера свободы и творчества 60-х годов и трудные условия перехода ко всеобщему среднему образованию на основе строго обязательных, сложных и насыщенных образовательных программ.

Анализ педагогических исследований в области туристского образования позволил выделить несколько инновационных направлений в этой области:

■ различные аспекты содержания туристского образования и профессиональной подготовки (В.В. Васильев, Л.А. Чудина, В.А. Щербакова, Д.В. Ермилова, А.А. Поспелова и др.);

■ педагогика самодеятельного и спортивного туризма (ВЛ. Магомедов, А.Г. Нагорный, О.В. Пирогова, С.А. Петросян, И.К. Удовенко и др.);

■ туризм в системе дополнительного образования (В.А. Горский, В.П. Похлебкин, И.А. Дрогов, Т.А. Зимина, Т.Г. Кузьмина, И.Н. Курышев и др.);

■ туристско-краеведческая педагогика (А.А, Остапец-Свешников, СП. Фокин, Е.Н. Зорькин, Ю.В. Козлова, Т.А. Бабанова, И.А. Качанова и др.);

■ туризм как средство воспитания (П.И. Истомин, В.Н. Орлов, С.А. Сергеева, Т.И. Петракова, В.Г. Цыганов и др.).

Всякий инновационный процесс начинается с создания новаций, т.е. новых решений каких-либо проблем в различных областях человеческой деятельности, и, соответственно, с создания новых устройств, веществ, способов и др. В области образования новации часто состоят в создании новых методов обучения. Продолжение всякого инновационного процесса состоит во внедрении созданной новации.

Инновации в педагогике — существенный элемент развития образования. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее к глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества [12].

Инновационные инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения. Инновации в образовании — это такие актуально значимые и системно самоорганизующие

перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.

Таким образом, можно сказать, что предметная область инноваций включает в себя как технологические (новые технологии, изделия, услуги), так и организационные нововведения (новые процедуры и формы организации).

Специфика педагогических новшеств заключается в том, что, сохраняя все родовые черты инновационных процессов, педагогические нововведения отличаются от аналогичных процессов в других сферах, прежде всего тем, что «объект» воздействия инноваций, «предмет» их деятельности — это живая, развивающаяся, обладающая неповторимым <«Я» личность. Именно на совершенствование процесса развития этой личности направляются педагогические нововведения.

Формы, способы проявления творческих начал деятельности педагога неразрывно связаны с формированием педагогической культуры, т.е. появлением педагогической инновации. Сама инновация основывается на интерпретации - способности рассматривать сложившееся богатство педагогической культуры через себя, свои цели, стремления, ценности и др.

Это ставит перед педагогом высшей школы задачу создания инновационных условий для формирования профессиональных компетенций. В функциональном плане педагог передает и ориентирует студентов на профессиональные ценности, способы их присвоения, являющиеся для них новыми.

В настоящее время образовательная ситуация в стране, с точки зрения инновационных процессов, стабилизируется. Бум инновационных преобразований школ на основе метода проб и ошибок прошел. Большинство педагогических коллективов инновационных учебных заведений осознали, что качественного обновления они могут достичь лишь на основе сотрудничества с педагогической наукой, на основе повышения научного уровня практики. Можно констатировать, что в образовательной ситуации страны развивается устойчивая тенденция — практика испытывает потребность в педагогической науке, а педагогическая наука также осознала, что нельзя разрабатывать фундаментальные идеи, если не опираешься, не идешь рука об руку с практикой.

Структура профессиональной подготовки специалистов туриндустрии основана на маркетинговом подходе, обусловившем концепцию профессионально-практической подготовки на основе сквозной программы практики.

Инновационные процессы в формировании профессиональных компетенций специалистатуриндустрии развиваются в настоящее время по двум основным направлениям. Один путь связан с развитием традиционного, предметного подхода, основанном на богатом педагогическом опыте - отработанном во многих основных элементах. Традиционная подготовка студентов будущих специалистов туриндустрии в вузе включает в себя систему лекционных и практических занятий, а также программу учебных и производственных практик. Следует отметить, что для реализации этого подхода в настоящее время имеются благоприятные условия. Во-первых, в связи с реформированием школы, у педагогов появилась возможность работать творчески, варьировать программы обучения, реализовывать дифференцированный подход в учебном процессе. Во-вторых, немаловажную роль играет появление новых технических средств поддержки учебного процесса, таких как компьютерные средства multi-media, видеотека и т.д., что позволяет создавать принципиально новые методики обучения и моделировать известные методы.

Другой подход исходит из идеи необходимости принципиально изменить подход к организации профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии, отказавшись от описательной и просветительской тематики, которая является обычной практикой во многих вузах.

Одним из важных факторов развития инновационного подхода к профессиональной подготовке специалистов в Европе стало Болонское соглашение, к которому присоединилась Россия. Суть этого процесса состоит в качественной подготовке специалиста на основе выделения соответствующих профессиональных компетенций. Это требует инновационного подхода к организации деятельности педагогов. Здесь компетентностный подход выступает как инновационный подход.

Проведенный анализ теоретической основы инновационной организации подготовки специалиста туриндустрии показывает, что:

1. с позиции инноватики в педагогический процесс подготовки специалиста должны быть включены хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы и методы работы организации обучения и воспитания. XX век принес в практику высшего образования изменения, которые соответствовали бурным событиям в общественной и научной жизни страны;

2. инновационные процессы в подготовке компетентностных специалистов требуют принципиально новых форм и механизмов взаимодействия теории и практики, развития восприимчивости к инновациям в научно-технической, экономической, социальной, психологической, организационной, педагогической сферах деятельности;

3. деятельность педагога высшей школы напрямую должна быть связана с изменениямі^чі методологической и технологической подготовке специалиста, т.е. с «инновационной педагогикой».

Инновационная организация подготовки специалиста туристской индустрии — процесс системного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туристской индустрии на основе оптимизации педагогического процесса, выраженного в оптимальном соотношении теоретического и практического, общего и регионального компонента.

Специалист сферы туризма должен владеть определенным набором знаний, которые направлены на удовлетворение потребностей, уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми и обладать определенными личностными характеристиками, позволяющих успешно справляться с решением профессиональных задач.

Н.М. Борытко выделяет две особенности профессий этого типа:

■ такого рода профессии требуют от человека двусторонней подготовки — профессиональной (быть подготовленным в той или иной области) и коммуникативной (уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в особенностях поведения);

■ главное содержание труда в таких профессиях сводится к взаимодействию между людьми [1].

К сфере компетенций специалиста туристской индустрии можно отнести следующие объекты:

■ человек, его телесное, духовное и социальное развитие;

■ процессы и структуры общества: экономические, социальные, правовые, политические основы;

■ институты социального обеспечения: государственные, общественные, частные.

Устойчивость формирования профессиональных компетенций определяется устойчивостью

профессиональной направленности, устойчивыми мотивами по овладению навыками и умениями профессии, а также развитием профессионального интереса.

Уровень развития профессионального интереса — это избирательное отношение студентов к профессиональной подготовке. Определить уровень развития профессионального интереса — это значит оценить качество выполнения учебной деятельности по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками [15]. Поэтому чем выше уровень развития профессионального интереса, тем больше успешность формирования профессиональных компетенций.

Специалист туристской индустрии должен владеть определенным набором знаний, которые направлены на удовлетворение потребностей, уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми и обладать определенными личностными характеристиками, позволяющих успешно справляться с решением профессиональных задач.

Полноценное высшее образование специалиста туриндустрии должно удовлетворять некоторым общим требованиям подготовки специалистов. К ним, прежде всего, отнесены: достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов и направленность содержания высшего образования на развитие у них профессионального творчества и потребности в самообразовательной деятельности.

Для достижения такого уровня фундаментальности приоритетное значение имеют географические дисциплины, которые наряду с общепрофессиональными дисциплинами содержат наиболее фундаментальные знания и являются базой для формирования общей и профессиональной культуры будущих специалистов.

Методика обучения географическим дисциплинам — одна из педагогических наук. Главным предметом ее изучения в структуре профессиональной подготовки студентов туриндустрии является общественный процесс обучения студентов основам географических знаний (географии, страноведения, географии туризма и отдыха, рекреационное ресурсоведение, рекреалогия), так как в Государственном образовательном стандарте для специальности 080507 «Менеджмент организации» данные дисциплины относятся к естественнонаучному циклу.

География - древнейшая наука с богатым опытом исследований и теоретических обобщений, стоит на стыке естественных и общественных наук,

Для того, чтобы повысить качество профессиональной подготовки студентов туриндустрии, опираясь на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, мы системно изучаем и практически осваиваем географические аспекты взаимодействия природы и общества. Поэтому в структуре изучения естественнонаучных дисциплин, мы выделяем, следующие предметы: география, страноведение, география туризма и отдыха, рекреационное ресурсоведение, основы курортологии, рекреалогия. Каждой из этих групп наук присущ естественнонаучный характер изучаемых закономерностей и подходов к исследованию.

Понимание компетентности и профессиональных компетенций, педагогические инновации в туристском образовании, направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, позволили выявить основные профессиональные функции и виды деятельности в туристской сфере. Это: рекреационно-оздоровительная деятельность; эколого-туристско-краеведческая деятельность; операторская и агентская деятельности;

изкультурно-спортивная деятельность; управленческой и маркетинговой деятельности; деятельностг',^!1 проведению рекреационно-оздоровительных мероприятий на туристских маршрутах; экскурсионная деятельность; иные услуги в сфере индустрии туризма. В соответствии с этим для организации туристского бизнеса, важное значение, имеют знания о природных и культурных центрах, представляющих познавательный интерес для туристов, о быте, традициях, обычаях, этнокультуре различных народов, об особенностях природы и хозяйства различных стран и народов мира.

Следовательно, только специалист с основательной теоретической подготовкой в области географических дисциплин («География», «Рекреационное ресурсоведение», «Рекреалогия», «География рекреационных систем и туризма», «Курортология», «Страноведение», «Краеведение») может

прогнозировать и научно обосновать районы туристского спроса, соответственно предоставлять агентские услуги, моделировать туристские, спортивные и спортивно-оздоровительные маршруты, осуществлять экскурсионную и физкультурно-спортивную деятельность. Поэтому наиболее благоприятной средой для реализации педагогических инноваций в процессе формирования базовых компетенций специалиста в сфере туризма является дисциплины: «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресурсоведение», «Рекреалогия», «Основы курортологии», «Краеведение», где студенты выступают как активные деятели и получают знания о природных и культурных центрах, о возможности использования природных и культурных объектах в рекреационной деятельности, о территориально-рекреационных системах и др.

Речь идет о соотношении теоретической и практической подготовке будущего специалиста на основе инновационного подхода к оптимизации учебного процесса.

Решение большинства проблем профессиональной подготовки студентов необходимо искать на путях радикальной перестройки преподавания географических дисциплин, широкого внедрения активных методов обучения и воспитания студентов.

Инновационную функцию выполняют приемы и методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Они характеризуются высоким уровнем активизации учебной деятельности студентов. «Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность

преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения» [9].

Определенные возможности в реализации инновационного подхода к преподаванию географических дисциплин в структуре оптимального соотношения теоретической и практической профессиональной подготовке предоставляет технология организации учебного процесса на основе выездных практических занятий.

Выездные практические занятия — это активная форма практических занятий, позволяющая реализовать профессионально-практические навыки, базирующиеся на знаниях теоретического лекционного материала, осуществляемой самостоятельной работе студентов и клиенториентированныхтехнологиях.

Главным аспектом курсов «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресурсоведение», «Страноведение», «Рекреалогия», «Краеведение», «Основы курортологии» является раскрытие нового способа обучения - выездного практического занятия, при котором студенты будут не заучивать готовые знания, а строить их, исследуя предмет профессиональной деятельности, открывать ее свойства, связи отношения, структуру, основные законы существования

Суть выездного практического занятия состоит в том, чтобы дать студентам на данном этапе общие представления о сфере туризма, организации, управленческих и других связях, характере взаимодействия с потребителем туристских услуг, месте и роли выпускника как будущего специалиста по туризму. В системе подготовки специалиста по туризму выездные практические занятия в рамках дисциплин «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресурсоведение»,

«Страноведение», «Краеведение», «Основы курортологии» являются начальным этапом формирование профессиональных компетенций специалиста, основанных на изучении географических закономерностях туристской составляющей в регионе.

Выездные практические занятия характеризуются: высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденной активностью» — принудительной активизацией мышления и

деятельности обучающегося; повышенной эмоциональной включенностью обучаемых и творческим характером занятий; обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективным форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения [11]..

Выездные практические занятия являются логическим продолжением лекций: они признаны углубить, расширить и детализировать знания, полученные на лекционных этапах обучения и в ходе самостоятельной работы студентов, проверить эффективность и качество их усвоения

По сути, выездное практическое занятие является усложненной формой дидактической игры, котср^Й представляет собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий студентов в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста.

Учебная дидактическая игра — вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия всех ее участников при педагогическом руководстве со стороны преподавателя [14].

Выездные практические занятия отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста туриндустрии, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок студентов, проводимых на отчетных конференциях после выездного практического занятия, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности [11].

Определенные возможности в реализации инновационного подхода в структуре оптимального соотношения теоретической и практической профессиональной подготовке предоставляет технология организации учебного процесса на основе выездных практических занятий (таблица 1.1).

Таблица 1.

Педагогические инновации в организации учебного процесса

Функция учебного процесса Организационные формы учебного процесса Инновационный подход к организации учебного процесса

Функционально-технологический блок Результативный блок

Сообщение учебной информации Лекция Обучающие экскурсии и программы во время ВПЗ Знания о туристском потенциале региона, методика экскурсионной деятельности

Формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков Семинар Участие в технологическом процессе создания программы развития рекреации и туризма Этапно-содержательное освоение технологий туристского проектирования

Активизация освоения передового опыта Практика Взаимодействие во время ВП с профессиональными поставщиками услуг (питания, размещения, экскурсионных программ и т.д.) Клиенториеншрованные технологии

Контроль результатов обучения Экзамен Зачет Курсовая работа Отчетная конференция Группов ой отчет о ВПЗ УНИРС

В отличие от традиционных методов выездные практические занятия обладают определенными преимуществами, характеризующими их как метод, обеспечивающий активизацию процесса обучения.

Во-первых, моделируемые профессиональные отношения обеспечивают неизбежность включения студента в профессиональную среду. Являясь субъектом профессиональных отношений, он, независимо от собственных целей и мотивов деятельности, приобретает необходимые навыки и знания.

Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деятельности студентов формирует профессиональные образы и ситуации. Это вызывает чувство удовлетворенности и уверенности в себе.

В-третьих, выездное практическое занятие способствует использованию знаний не только географических, но и других дисциплин. Тем самым, придерживаясь междисциплинарного взаимодействия, потому что в профессиональной подготовке очень важно придерживаться принципа, что мы учим не предмету, а специальности.

Главным достоинством выездных практических занятий, является ее эффективность как метода обучения и во многих случаях как метода познания реальной действительности.

Следующий этап формирования профессиональных компетенций специалиста совпадает с обучением на старших курсах и связан с вовлечением их в производственно-технологическую деятельность, когда в рамках дисциплины «Рекреалогия» студенты являются активными участниками процесса разработки и организации Программ развития рекреации и туризма конкретного региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподавателями вуза были разработаны собственные модели региональных программ, в которой соединился богатейший теоретический и производственный опыт советского периода с основами рыночной экономики. Согласно этой модели программа устойчивого развития рекреации и туризма является составной частью общей Программы социально-экономического развития региона и четко сочетается со всеми ее положениями и подпрограммами.

По этой модели, студентами вместе с преподавателями, были разработаны Программы для регионов, находящихся в различных природных и социально-экономических условиях: в Центральной России (Московская область, Севский район Брянской области, Галичский район Костромской области, Рыбновский район Рязанской области, Воскресенский и Семеновский районы Нижегородской области, на

фале (Златоустовская территориальная рекреационная система). Каждая территория имела специфику, что нашло отражение в выпускных квалификационных работах студентов:

• Возрождение традиций русской псовой охоты как фактор развития региона и привлечение туристов на примере Рыбновского района Рязанской области

• Влияние экологических факторов на развитие в регионе природоориентированных форм туризма

• Реки Поветлужья - как фактор развития спортивного туризма в регионе.

• Определение условий развития детского лечебно-оздоровительного отдыха в регионе

• Использование этнографии в формировании туристского имиджа Семеновского района Нижегородской области

• Использование религиозного туризма в формировании туристского бренда Воскресенского района Нижегородской области

• Анализ развития лечебно-оздоровительного отдыха в Челябинской области и т.д.

Данные работы имеют практическую значимость и повышают профессиональную компетентность будущего специалиста туристской индустрии.

Эффективное формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии обеспечивается реализацией практико-ориентированной модели в образовательном процессе (рис 1)____________________________________________________________________________

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

ЦЕЛЬ: формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии

Ф

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК

Структура профессиональных компетенций

Социально-личностные и общекультурные компетенции Общенаучные компетенции Инструментальные компетенции

Мотивационный и ценностносмысловой компонент (степень выраженности профессиональной мотивации, убежденность в собственности) Когнитивный компонент (способность использовать свои профессиональные знания) Поведенческий и эмоционально-волевой компонент (система базовых профессиональных умений, ее глубина, логичность, целостность и правильность)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК ^

Формы: инновационная практическая подготовка -выездные практические занятия в структуре географических дисциплин Методы: дидактическая (деловая учебная игра), проблемный, частично-поисковый, практического обучения Средства: Учебные программы по дисциплинам: География рекреационных систем и туризма, Рекреационное ресурсоведение, Страноведение, Рекреалогия методические рекомендации по выездным практическим занятиям. Принципы: 1 .Имитационного моделирования ситуации 2. Проблемности 3.Совместной деятельности 4. Диалогического общения и взаимодействия партнеров

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТ: сформированность профессиональных компетенций у будущих специалистов

туриндустрии: социально-личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные.

Рис 1. Практико-ориентированная модель профессиональных компетенций у будущих

специалистов туриндустрии

Спроектированная модель характеризуется целостностью и системностью, так как все структурные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат — сформированность системы профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии; прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии, открытостью, так как модель встроена в контекст системы профессиональной подготовки будущего специалиста туриндустрии в вузе.

Актуальная задача современной высшей школы — переход от экстенсивных к интенсивным метс^ч! обучения, характеризующимся не расширением перечня дисциплин, а углублением, ускорением и оживлением самого процесса обучения.

In the given work the professional competence forming of future specialista in tourist industry is examined from the point of pedagogical innovations

The key-words: process of innovations, exit practical study, practical training ofstudents

Список литературы

1. Борытко, H.M. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов

педагогических вузов/ Н.М. Борытко, A.M. Байбаков, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

2. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский// Психология: классические труды. М., Прогресс, 1996.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов. М., Прогресс, 1986.

5. Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/ А.Н. Джуринский М.; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

6. Ильченко, В.Р. Образовательная модель «Логика природы». Технология интеграции содержания естественнонаучного образования/ В.Р. Ильченко, К.Ж. Гуз. . М.: Народное образование, 2003.

7. Караковский, В. А. Актуальные проблемы воспитания/ В.А. Караковский М, Центр инноваций в педагогике, 1994.

8. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий/ Н.Д. Никадров. М., Академия, 2000.

9. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. 2 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

10.Педагогика/ АПН СССР, АПН ГДР; О.А. Абдуллина, М.А. Алемаскин, Ю.К. Бабанский и др.; Под общ. ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского; АПН ГДР. М.: Педагогика, 1986.

11.Третьякова Т.Н., Котлярова О.В. Практико-ориентированная концепция профессиональной подготовки специалиста по сервису и туризму // Современные проблемы туризма: управление, туристские ресурсы, подготовка кадров / Под ред. Н.С. Морозовой // Вестник Российского нового университета. Серия «Туризм и культурное наследие». М., 2005. Вып. 6. С. 145-152.

12. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность/ ВА. Сластенин, Л.С. Подымова. М., Педагогика, 1997.

13. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1974.

14. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб.пособие для вузов/ Д.В. Чернил евский М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

15. Якунин, В.А. Педагогическая психология/ В.Я.Якунин. СПб.: ИДМ,1998.

Об авторе

Полуэктова М. В.- старший преподаватель НГОУ ВПО «Воскресенский институт туризма», филиал Российской международной академии туризма, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.