Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональных компетенций в установлении обратной связи у будущих специалистов спортивно-оздоровительного сервиса'

Модель формирования профессиональных компетенций в установлении обратной связи у будущих специалистов спортивно-оздоровительного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMPETENCE / FEEDBACK / INNOVATIONS / EDUCATION PROGRAM / DEVELOPING TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каерова Е. В., Матвеева Л. В.

В работе рассмотрены современные понятия инновационной деятельности, позволяющие сформировать профессиональные компетенции в установлении обратной связи в процессе коммуникации во время занятий у будущих специалистов спортивно-оздоровительного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каерова Е. В., Матвеева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCES IN FEEDBACK COMMUNICATION FOR THE FUTURE PROFESSIONALS IN THE FIELD OF SPORT AND FITNESS SERVICE

This work covers the modern concepts of innovative activities that allow future specialists in the field of sport and fitness service to form professional competences in giving feedback to their trainees during a training session.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональных компетенций в установлении обратной связи у будущих специалистов спортивно-оздоровительного сервиса»

Библиографический список

1. Блок, В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) // Сост. К.В. Сельченок // Психология художественного творчества: Хрестоматия. - Мн.: Харвест, 1999.

2. Эстетика: Словарь / под общ. ред. А.А. Беляева [и др.]. - М.: Политиздат, 1989.

3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

4. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

Статья поступила в редакцию 14.05.10

УДК 372.08

Е.В. Каерова, зав. каф. ВГУЭС, E-mail: ekaerova@yandex.ru,

Л.В. Матвеева, канд. пед. наук, доц. ВГУЭС, г. Владивосток, E-mail: ludmila.matveeva@vvsu.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСТАНОВЛЕНИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

В работе рассмотрены современные понятия инновационной деятельности, позволяющие сформировать профессиональные компетенции в установлении обратной связи в процессе коммуникации во время занятий у будущих специалистов спортивно-оздоровительного сервиса.

Ключевые слова: компетентность, обратная связь, инновационная деятельность, образовательная программа, развивающее обучение, педагогические условия.

В настоящее время необходимость получения профессионального образования в области спортивно-

оздоровительного сервиса не вызывает сомнений. Россия готовится к проведению крупномасштабных спортивных мероприятий, среди них: ХХ11 Олимпийские зимние игры 2014г. в г. Сочи, Универсиада студентов 2013г. в г. Казани, которые требуют грамотных специалистов в области сервиса, спорта и здоровья.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020г. отмечается, что «в ближайшее десятилетие, Россия, как и мировые спортивные державы, перейдёт к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и управления» [1, с. 2].

Современные реформы, в области физической культуры и спорта, вносят изменения и в область профессионального образования. Появляются новые широкопрофильные специальности, отражающие тенденции развития современной спортивной и оздоровительной индустрии. Образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной с другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворить потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны. Поэтому сейчас интенсивно происходят инновационные преобразования в национальной системе физкультурно-спортивного образования и воспитания молодежи.

Область профессиональной деятельности специалиста по спортивно- оздоровительному сервису включает в себя процессы предоставления спортивно- оздоровительных услуг, соответствующих современным стандартам и удовлетворяющих требования потребителей.

Адекватной реакцией системы образования на социальный заказ общества является переход к компетентностно-ориентированному образованию. Большое значение в этой связи приобретает внедрение в учебный процесс образовательных программ, дающих возможность сформировать у будущих специалистов профессиональные компетенции, необходимые для осуществления конкретной деятельности. Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции

Анализируя состояние исследований в этой области, можно отметить, что многие учёные занимаются проблемой подготовки современного специалиста, владеющего ключевы-

ми компетенциями. Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, Е.В. Бонда-ревская, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и другие авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).

А.В. Хуторской рассмотрев перечень ключевых компетенций, основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности, позволяющих учащемуся «овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе». Он отмечает, что разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. При этом каждая учебная дисциплина должна учитывать необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций [2].

К.В. Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [3, с. 13].

Объектами профессиональной деятельности специалиста по спортивно- оздоровительному сервису являются: потребители спортивно- оздоровительных услуг, потребности и ключевые ценности современного потребителя; объекты спорта, туризма, отдыха, досуга, связанные с формированием и предоставлением спортивно- оздоровительных услуг; набор спортивно-оздоровительных услуг, объединенных в специализированный продукт активного отдыха, туризма и рекреации.

Учитывая это, можно предположить, что в основе деятельности специалиста спортивно-оздоровительного сервиса лежат «субъект-субъектные» отношения, которые предполагают общение (коммуникации).

В педагогической науке к настоящему времени накоплен определённый потенциал знаний в этой области. Так Л.Д. Столяренко рассматривает коммуникативную компетентность «как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми»[4]. Г.М. Андреева - «как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий»[5]. Ю.М. Жуков и Л.А. Петровская определяют

коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [6; 7].

Важнейшее значение в общении приобретает "обратная связь" - т.е. информация, которая содержит определенную реакцию на поведение партнеров по общению. Цель обратной связи состоит в оказании помощи другим людям в осознании того, как мы воспринимаем их поступки, как они влияют на наше поведение.

Это понятие стало предметом исследования многих учёных. Т. Рассел термин «обратная связь» рассматривает как сообщение о результатах деятельности. В его работах обратная связь определяется «как предоставление участникам тренинга (учебной деятельности) информации о том, какие их действия способствовали достижению необходимого уровня исполнения работы, и что именно так они должны действовать в дальнейшем, а также информацию о том, какие действия препятствовали достижению необходимых стандартов и повторения каких действий необходимо избегать» [8, с. 24].

О.В. Соловьёва определяет межличностную обратную связь как «намеренное вербальное сообщение другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты» [9, с. 5].

Однако, несмотря на бурный рост фитнес индустрии, востребованности специалистов по оказанию спортивнооздоровительных услуг, в России отсутствуют определенная сформированная система подготовки специалистов по спортивно- оздоровительному сервису и коммуникативной грамотности.

Решение данной проблемы предполагает становление личной позиции педагога-профессионала, формирование его профессионального самоопределения, развития компетентности в обратной связи в процессе коммуникации, направленной на ценности профессионального общения, педагогический гуманизм, взаимное устремление понимать и принимать другого.

В процессе исследования было обнаружено, что идеальная модель специалиста по спортивно-оздоровительному сервису (она рассматривалась по аналогии с моделью тренера), включающая важнейшие характеристики, которыми он должен обладать, напрямую или косвенно, связаны с компетентностью в установлении обратной связи. Механизм обратной связи предполагает умение партнёра соотносить свои реакции с оценками собственных поступков и делать вывод о том, что связано с выраженностью рефлексивности, как личностного качества.

Мы предположили, что самый важный навык для тренера - умение давать обучаемым, клиентам обратную связь и её принимать. До тех пор пока учащийся не поймет, что именно он делает не правильно, верно или неверно осуществляет свои двигательные действия во время тренировки, он не сможет их изменить, т.к. не будет знать, как это делать. Кроме того важным является поддержка его верных движений. Большое влияние на эффективность обратной связи имеют сформировавшиеся между тренером и обучаемым взаимоотношения. Умение использовать позитивную обратную связь в общении является одним из ценнейших моментов, входящих в процесс коммуникации.

В рамках нашего исследования рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности в установлении обратной связи у будущих специалистов спортивнооздоровительного сервиса.

Так как профессиональные компетенции в установлении обратной связи не появятся сами по себе, то для их формирования, необходимо создание педагогических условий, предусматривающих адекватную технологию, обеспечивающую активную роль студентов. При этом необходимо определить способы выявления этих качеств, а так же способы и степени их оценивания.

В ходе исследования нами разработана организационная модель формирования компетентности в обратной связи будущего специалиста спортивно-оздоровительного сервиса (Рис.1).

В процессе эксперимента в некоторых дисциплинах, изучаемых студентами: «Психология», «Основы тренерского мастерства», «Технология спортивно-оздоровительных услуг», «Физическая культура» были выделены отдельные разделы, ориентированные на формирование коммуникативной компетентности и компетентности в обратной связи.

Одним из элементов педагогического условия, обеспечивающего развитие компетентности в обратной связи в процессе коммуникации специалистов по спортивнооздоровительному сервису, является реализация специальной программы, способствующей их развитию.

Основные задачи этой программы в авторском понимании представляют собой:

- формирование гуманистически направленного отношения к участникам коммуникации в ходе профессиональной деятельности;

- расширение знаний о коммуникативных процессах, роли и месте обратной связи в процессе коммуникации;

- ориентирование специалистов по спортивнооздоровительному сервису в проявлении обратной связи в процессе вербальной и невербальной коммуникации;

- развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в процессе коммуникации;

- развитие способности прогнозировать поведение клиентов, учащихся, как партнеров по коммуникации;

- осознание и снятие барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;

- обучение будущих специалистов основным методикам развития компетентности в обратной связи в процессе учебно-тренировочной коммуникации.

Программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть специальной программы предусматривает цикл лекций, раскрывающих понятия, значения функций и видов коммуникации, среды общения, особенности коммуникации в деятельности специалиста спортивнооздоровительного сервиса. В ней рассматривается обратная связь в процессе коммуникации и её влияние на эффективность общения. Практическая часть включает в себя интерактивные методы обучения: ролевые игры, использование видеосъёмки для фиксации коммуникации и в качестве объективной обратной связи, тренировочные упражнения, решение проблем, анализ конкретных случаев, дискуссии, видеопросмотры. Направлена она на освоение соответствующих техник (речевой коммуникации, постановки вопросов, приёма и передачи вербальной и невербальной коммуникации и др.) и отработку навыков (установления и поддержания контактов, внимательного и активного слушания и др.), способствующих эффективному общению специалистов спортивнооздоровительного сервиса в ходе профессиональной деятельности.

Основным методом, используемым при реализации программы, являлся метод социально-психологического тренинга, который активно использовался во время занятий.

В рамках данной статьи мы представим фрагмент экспериментального исследования динамики сформированности компетентности в обратной связи у будущих специалистов спортивно-оздоровительного сервиса.

Педагогический эксперимент проводился на кафедре «Физической культуры и спорта» со студентами 2-4 курсов, обучающихся по специализации «Спортивно-

оздоровительный сервис». В экспериментальном исследовании участвовало 95 человек, которые были распределены на две группы: контрольную (п=48) и экспериментальную (п=47). Эксперимент проходил в два этапа, которые можно обозначить как констатирующий и обобщающий.

По логической схеме доказательства выдвинутой нами гипотезы исследования педагогический эксперимент носил последовательный характер: он предусматривал сопоставление эффективности процесса формирования компетентности в обратной связи, необходимой специалисту по спортивнооздоровительному сервису для работы в спортивной индустрии, до и после процесса внедрения разработанной нами технологии. Для этого в начале проведения констатирующего эксперимента были составлены анкеты, предложенные студентам, принимавшим участие в эксперименте. Целью анкетирования являлась оценка степени осознания будущими специалистами по спортивно-оздоровительному сервису значимости коммуникативной компетентности в обратной связи в процессе тренировки.

Каждое занятие в экспериментальной группе начиналось с разминки, включающей коммуникативную, поведенческую и эмоциональную направленность, тематика которой зависела от темы занятия. Затем проводилась групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных студентами ролевых ситуаций выбиралась одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии предлагалась ролевая ситуация, которая разыгрывалась студентами по очереди. На этом этапе исключительно велика роль педагога, который должен не только вести тренинг, но и отслеживать реакцию участников и обеспечивать фиксацию происходящего с помощью видеокамеры. В конце занятия проводились анализ видеозаписи и групповая дискуссия с целью активизации рефлексии членов группы в ролевой ситуации, обеспечивающей обратную связь в процессе социально-психологического тренинга. При этом в необходимых случаях допускалось повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Таким образом, реализовывался метод-анализ текущего опыта по принципу «здесь-и-сейчас».

Поскольку конечной целью программы являлось научить студентов применять полученные на занятиях знания и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности, то занятия проводились в спортивном зале СК «Чемпион» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), где осуществляется учебно-тренировочный процесс. В ходе занятий, которые проводят опытные тренеры, студенты могли увидеть и проанализировать действия тренера (как тренер подает и принимает обратную связь). Использование большого практического опыта отдельных тренеров позволяло насытить моделируемые ситуации конкретным содержанием. Это дало студентам, членам групп участников реализации программы, много фактического материала, в дальнейшем используемого ими на практике.

Оперативный контроль усвоения знаний и наработки навыков обратной связи в процессе коммуникации осуществлялся на каждом занятии с помощью метода экспресс-оценки. Для этого были введены показатели оценки перед началом и после окончания занятия: -1 - низкий уровень; 0 - средний уровень; +1 - высокий уровень.

Основным критерием в оценке эффективности разрабатываемой технологии формирования профессиональных компетенций является возрастающая динамика выделенных показателей.

Оценивались знания студентами основных терминов и понятий, владение основными техниками и базовыми методиками, применительно к рассматриваемой теме. Результаты заносились в таблицу.

По окончании реализации программы был проведен анализ сравнительной характеристики сформированности компетентности в обратной связи (таблица 1.)

Таблица 1

Сравнительная характеристика сформированности компетентности в обратной связи

Оцениваемая компетентность Количество студентов, достигших соответствующего уровня сформированности компетентности (в экспериментальных / контрольных группах)

На констатирующем этапе На обобщающем этапе

низкий средний высокий низкий средний высокий

Компетентность обратной связи в процессе коммуникации 19/24 16/13 12/11 7/1S 7/16 30/14

Результаты первичной диагностики на констатирующем этапе показали, что различия в экспериментальной и контрольной группах не являются значимыми, группы по выбранным показателям сопоставимы. Однако на обобщающем этапе результаты экспериментальной группы доказывают эффективность предложенной нами программы, в то время как в контрольной группе изменения незначительные. Исходя из полученных результатов можно утверждать, что разработанная нами программа формирования у будущих специалистов по спортивно-оздоровительному сервису компетентности в обратной связи в процессе коммуникации дала положительные результаты и доказала свою адекватность. Полученные данные позволяют сделать вывод, что в ходе эксперимента произошли существенные изменения у студентов экспериментальной группы.

Проведённый эксперимент показал, что формирование умений и навыков коммуникативной компетентности происходит более эффективно в комплексном сочетании с выработкой личностных качеств и способностей будущих специалистов. При этом особое значение придавалось нами развитию профессионально значимых качеств, включающих компетентность в обратной связи, обеспечивающих успешность профес-

сиональной деятельности при оказании спортивнооздоровительных услуг, так как в профессиональной деятельности требуется включение всего личностного потенциала человека.

Как выяснилось в результате опытно-экспериментальной работы, наибольшие возможности для этого содержатся в практических занятиях, анализе видеозаписей тренировочного процесса, тренингах, деловых играх, решении конкретных практических ситуаций.

Таким образом, в ходе исследования были подтверждены позитивные стороны компетентностного подхода в подаче обратной связи, который позволил более точно определить и развить значимые в профессиональном плане знания, умения и навыки специалиста по спортивно-оздоровительному сервису, соответствующие современному понятию «специальные профессиональные компетенции» для работы в сфере оказания оздоровительных услуг.

Внедрение разработанной программы во ВГУЭС показало, что такое обучение, обеспечивая личностное включение студентов в учебную деятельность, активизирует изучение материала, улучшает профессиональные знания и навыки, формирует специальные профессиональные компетенции.

Библиографический список

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. №1101-р.

2. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

3. Шапошников, К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук . - Йошкар-Ола, 2006.

4. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

5. Андреева, Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. - М: изд-во МГУ, 1988.

6. Жуков, Ю.М. Позиции психолога-практика // Социальная психология. Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А.Тихомадрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2003.

7. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

8. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи. - СПб.: Питер, 2002.

9. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

Статья поступила в редакцию 14.05.10

УДК 316.61

М.И. Васильковская, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: margo197411@rambler.ru СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы воспитания и социокультурного развития молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности. Приводятся примеры социально-культурных проектов и акций, созданных по инициативе участников молодежных социальнокультурных объединений, которые способствуют развитию творческой инициативы и значимых личностных качеств молодежи (активность, инициативность, мобильность, конструктивность, коммуникативность, нравственность, предприимчивость и т.д.)

Ключевые слова: социально-культурное объединение, молодежное движение, социокультурное развитие, воспитание, социальнокультурное проектирование, творческая инициатива.

Социокультурное развитие молодежи является стратеги- рации от 12 октября 2009 года подчеркивается, что современ-чески важным направлением Концепции модернизации совре- ному российскому обществу нужны образованные, нравствен-менной России. В Послании Президента России ные, предприимчивые люди, способные самостоятельно при-Д. А. Медведева к Федеральному Собранию Российской Феде- нимать ответственные решения в ситуации выбора, способные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.