Научная статья на тему 'Правовая подготовка как условие высокого профессионализма социальных педагогов'

Правовая подготовка как условие высокого профессионализма социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / COMPETENCE APPROACH / LEGAL PREPARATION / LEGAL COMPETENCE / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротун Анна Валериановна

Утверждается необходимость осуществления подготовки социальных педагогов в вузе как специалистов, владеющих совокупностью компетенций в правовой области знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal training as a term of high professionalism of social educators

The author confirms the necessity of training social educators at higher school as specialists possessing a number of competences in legal sphere.

Текст научной работы на тему «Правовая подготовка как условие высокого профессионализма социальных педагогов»

УДК 37.013.42:371.134

А. В. Коротун

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ ВЫСОКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; правовая подготовка; правовая компетентность; профессионализм.

АННОТАЦИЯ. Утверждается необходимость осуществления подготовки социальных педагогов в вузе как специалистов, владеющих совокупностью компетенций в правовой области знаний.

А. V. КогоШп

KEY WORDS: competence approach, legal preparation, legal competence, professionalism.

ABSTRACT. The author confirms the necessity of training social educators at higher school as specialists possessing a number of competences in legal sphere.

LEGAL TRAINING AS A TERM OF HIGH PROFESSIONALISM OF SOCIAL EDUCATORS

России, кризисные процессы в ней выдвигают на первое место вопросы формирования духовности, нравственности и, конечно, правовой ориентации. Поэтому, зная о том, насколько устойчивы правовые стереотипы, и как легко они передаются подрастающему поколению, актуальной выступает проблема формирования правосознания и правовой компетентности, правового образования учащейся молодежи — будущих социальных педагогов.

С

овременныи период развития

Наряду с этим, в новых социальноэкономических условиях возникает необходимость дальнейшего развития и преобразования системы высшего педагогического образования с целью подготовки специалистов, способных отвечать как запросам сегодняшнего дня, так и

Компетентностный подход в организации правового образования отражается в решении государственной проблемы создания системы правового и граждан-

ского общества через общедоступное и качественное образование. В этой связи проблема повышения уровня и качества правовой подготовки специалистов с высшим образованием приобретает особую актуальность. Согласно ГОС ВПО «050711 — Социальная педагогика», социальные педагоги призваны не только обучать и воспитывать детей, давать им знания, но и охранять их права, обеспечивать их информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, содействовать в реализации правовых гарантий различным категориям детей; оказывать посреднические услуги в социально-правовых вопросах детям, родителям, педагогам [2]. Конечный результат формирования компетентного специалиста в области права определяется уровнем развития правовой культуры личности и в конечном итоге самого общества.

Но сегодня для многих молодых специалистов характерен конформизм, стремление соответствовать лишь требованиям администрации, неверие в свои силы, одностороннее представление о роли педагога, отсутствие самостоятельности в выборе направлений и средств учебно-воспитательного процесса. У молодых специалистов — социальных педагогов отмечается профессиональный интерес к своей работе, готовность к ней, высокий уровень знаний, владение методиками и технологиями работы с различными категориями детей и семей. Однако при этом отмечаются некоторые значительные пробелы в определенных сферах знаний у выпускников педагогических вузов, которым предстоит осуществлять воспитание, образование, защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Среди них — практически полное незнание нормативноправовых основ образования и других правовых вопросов [6]. Такое положение тормозит и негативно воздействует на развитие профессионализма, формиро-

вание наиболее значимых профессиональных качеств социального педагога, формирование его профессиональной культуры.

Приведенные обстоятельства порождены противоречиями между требованиями к специалисту в правовой сфере, сфере защиты прав детей и сложившейся системой подготовки будущего социального педагога.

В настоящее время высокий профессионализм социальных педагогов предполагает и соответствующее правовое образование. Поэтому одной из главных задач вузов, осуществляющих подготовку социальных педагогов — это подготовка специалистов, владеющих совокупностью компетенций в правовой области знаний: владение нормативными основами своей профессиональной деятельности, нормативно-правовыми основами защиты детей, семей.

Широкая связь профессиональных и правовых дисциплин подтверждает мнение о том, что преподавание права на 3 курсе не дает желаемого результата (в соответствии с новым ГОС ВПО 2005 года — преподавание правовых дисциплин осуществляется только на 3 курсе (Правоведение, Нормативно-правовое обеспечение образования)). Чтобы эффективно управлять процессом правовой подготовки студенческой молодежи, необходимо создавать и развивать в вузе систему правового образования и воспитания студентов в течение всего периода их обучения, необходимо развивать непрерывное правовое образование. Это предложение обосновывается тем, что получение правовых знаний студентами (особенно на старших курсах) поможет будущим специалистам избежать противоправных профессиональных действий, облегчит трудоустройство и занятие деятельностью в соответствии с правовыми нормами [1].

Актуальным в данных условиях является вопрос о целесообразном соотноше-

нии профессиональных и правовых дисциплин в подготовке студентов вузов. Эта проблема поставлена самой жизнью, практикой, которые требуют от молодых специалистов как высокого профессионализма, так и правовой подготовки, обще гуманитарного кругозора, должной культуры [4].

Так, на первом этапе обучения — 1 курсе — студенты в рамках дисциплины «Введение в профессию» знакомятся поверхностно с нормативно-правовыми источниками, регламентирующими деятельность социального педагога: изучают функции, квалификационные характеристики, обязанности и права социального педагога. Но студенты 1 курса еще не имеют достаточного профессионального кругозора и соответствующего социального опыта, чтобы понять необходимость правовых знаний в практической деятельности специалиста по социальной педагогике.

Поэтому в Институте социального образования Уральского государственного педагогического университета (ИСОбр УрГПУ) в рамках правовой подготовки студенты активно включаются в систему правового воспитания (как одного из основных направлений правовой подготовки). На протяжении первых месяцев обучения существует интенсивная превентивная и профилактическая работа против возможного антисоциального, противоправного поведения студентов. Студенты знакомятся с Правилами внутреннего распорядка, действующими в помещениях университета: от аудиторий, лабораторий и библиотеки до комнат, кухонь в общежитиях. Будущие специалисты усваивают, что нарушения правил поведения на территории университета фиксируются, и студенты наказываются в соответствии с предусмотренными нормами (выговор, исключение из университета).

Как уже отмечалось, студенты 3 курса изучают такие дисциплины, как «Право-

ведение», «Нормативно-правовое обеспечение образования». Данные дисциплины ориентированы показ механизма действия права в государстве и обществе, определения тенденций развития российской правовой системы и системы образования, ознакомление студентов с нормативно-правовыми документами, регламентирующие образование в РФ.

Для студентов 4 курса специально был разработан спецкурс «Основы правовой защиты несовершеннолетних» с целью ознакомить студентов с основами правовой защиты детства и сформировать у студентов целостное представление о системе социальной и правовой защиты детства, познакомить студентов с особенностями социально-правовой защиты отдельных категорий социально депривированных детей.

В рамках профессионально-правовой подготовки для студентов 5 курса разрабатывается модульный спецкурс «Правовая культура и компетентность социального педагога», где подытоживаются знания будущих специалистов правовых основ профессиональной деятельности, правовых отношениях субъектов образования. А также один из модулей содержит сведения о методических основах правового самообразования, методиках правовой диагностики и прогнозирования.

Помимо этого, в ИСОбр реализуется правовое просвещение как одно из направлений правовой подготовки, складывающееся из следующих элементов:

• ознакомление студентов с законодательством Российской Федерации о высшей школе, о правах и обязанностях студентов, с Уставом высшего учебного заведения и другими нормативно-правовыми актами;

• систематическое консультирование студентов по данным вопросам с сотрудниками воспитательного отдела, преподавателями вышеуказанных дисциплин;

• стимулирование самостоятельности и самодеятельности студенческой молодежи через организацию студенческого самоуправления; развитие и совершенствование деятельности студенческих организаций (Студенческая академия наук, Студенческий совет, профсоюз студентов);

• освоение диалогового общения, продуктивного сотрудничества и личного взаимодействия в учебной группе, на курсе, институте (через наставничество), изучение психологии, проведение психологических тренингов;

• формирование гражданской позиции, содействие проявлениям гражданской активности студентов; информирование студентов о мероприятиях, проводимых в университете и городе; разъяснение студентам важности их участия в выборах органов власти различного уровня — от муниципалитетов до президента; формирование у студентов высокой электоральной культуры;

• воспитание патриотических чувств; приобщение к культурным и историческим ценностям, процессам сохранения природы, охраны исторических памятников, народных ремесел, фольклора через различные формы конкретной деятельности;

• привлечение студенческой молодежи к участию в различного рода творческой деятельности (научные исследования, художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали и конкурсы).

Таким образом, правовая подготовка в ИСОбр не исчерпывается формальными юридическими знаниями. Она ориентирована на:

— формирование гуманистического мировоззрения (происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у студен-

тов гуманистических взглядов и убеждений);

— правовое информирование молодых людей;

— формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;

— развитие стереотипов правомерного поведения;

— освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;

— формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям;

— стимулирование нравственного правообеспеченного поведения студентов.

При этом знания и практические умения — это взаимопроникающие стороны одного и того же процесса, способствующего активизации правовой и гражданской позиции студента. Такому заключению способствует правовая по своему характеру и общественно значимая по результатам систематическая деятельность. Специфика ее состоит в активном и адекватном взаимодействии студента с доступной социально-педагогической средой, в ходе которого обучающийся выступает как субъект, воздействующий на совершенствование правовых отношений.

Хорошая правовая подготовка в условиях современного рынка труда является необходимой характеристикой для специалиста, выпускника вуза. Организация производственной практики, помощь студентам для временного трудоустройства в период обучения или в каникулярный период, привлечение студентов к выполнению хоздоговоров дают хороший повод для ознакомления студентов с основами гражданского, трудового и других отраслей права

Таким образом, правовая подготовка будущих социальных педагогов пред-

ставляет собой актуальную проблему, требующую активизации творческого потенциала педагогической общественности на поиск её эффективного решения. Она является важным фактором и необходимым условием формирования и развития правовой компетентности и правовой культуры будущего социального педагога. Тем более, что человек со сформированной правовой компетентностью должен быть способным самооп-

ределяться и самореализовываться в типовых правовых ситуациях, определять собственную позицию на основе неразрывности прав и обязанностей, быть способным определять адекватные модели поведения и принимать решения в типовых и нестандартных правовых ситуациях, руководствоваться в своей деятельности принципами законности, уважения прав и свобод других индивидов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВОЕВОДИНА, С. С. Формирование правовой компетентности студентов вузов физической

культуры : дис. ... канд. пед. наук / С. С. Воеводина. — М. : РГБ, 2003.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «050711 — Социальная педагогика». — М., 2005.

3. ДЕГТЕРЕВ, В. А. Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной работы в вузе : дис. ... канд. пед. наук / В. А. Дегтерев. — Н. Новгород, 2005.

4. ПУТАЛОВА, И. Б. Правовая подготовка специалистов с высшим физкультурным образовани-

ем / И. Б. Путалова // Состояние и пути совершенствования физической культуры в системе образования. — Омск : СибГАФК, 1998 — Ч. 1.

5. ШАМОВА, Т. И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров : учеб. пособие / Т. И. Шамова, А. Н. Худин, Н. В. Анненкова, А. В. Поздняков. — М. : Педагогическое общество России, 2006.

6. ШИВРИНА, Е. В. Педагогические возможности нормативно-правовых знаний в повышении

профессиональной культуры педагогов специального образования : монография / Е. В. Шив-рина. — Екатеринбург, 2004.

Получено 2 0.03.09 © Коротун А. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.