Научная статья на тему 'ПРОФИЛИЗАЦИЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

ПРОФИЛИЗАЦИЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛИЗАЦИЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

по ивановскому графику, говорят лишь об увеличении времени на 1—2 ч (93,5%).

Резкое сокращение ночных смен и увеличение свободного времени положительно сказались на состоянии здоровья работающих по этому графику: процент болевших лиц уменьшился с 81,1 до 73,2 (Р=99,7), число дней нетрудоспособности снизилось в ткацком производстве на 21,3%, а в аппарат-но-прядильном на 15,9%. В 2—3 раза уменьшилась текучесть кадров.

Выводы

1. Есть основание считать, что ивановский график (№ 5) более приемлем для работниц, проживающих в небольших населенных пунктах.

2. Ленинградский график (№ 4) должен быть усовершенствован •— следует предусмотреть резкое сокращение ночных смен без ущерба производству.

3. При одно-двухсменной работе наиболее удобным является график № 1.

4. В графике работ инженерно-технического персонала и служащих (№ 2), возможно, более целесообразным явится удлинение рабочего дня на 12 мин, чем дополнительный рабочий день в 1 из суббот раз в 2 месяца.

Поступила 30/Х 1973 г.

УДК 378.881.3/.«

П. И. Баранник, Р. Д. Габович, А. Г. Глущенко, Е. И. Гончарук, С. С. Дяченко, И. Н. Моргунов, С. С. Познанский, И. В. Савицкий, И. И. Слепушкина, Г. Г. Соколовская, И. Д. Хорош, Г. X. Шахбазян, А. М. Шевченко

ПРОФИЛИЗАЦИЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ1

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

Многолетний опыт свидетельствует о том, что в течение шестилетнего академического обучения на санитарно-гигиеническом факультете трудно подготовить санитарного врача, который одинаково хорошо знал бы эпидемиологию, коммунальную гигиену, гигиену питания, гигиену труда и гигиену детей и подростков. Это сделать невозможно, особенно сейчас, когда каждая профильная дисциплина значительно расширилась за счет пополнения ее новыми научными данными. Следует признать, что возможность подготовки в вузе врача так называемого общесанитарного профиля, который должен знать все гигиенические дисциплины в равной степени, в век технического прогресса является нереальной и неосуществимой. Врача общесанитарного профиля нет и не может быть в настоящее время, подобно тому, как в лечебной практике нет общелечащего врача.

Исследования, проведенные нами путем анкетного опроса и фактического изучения подготовки санитарных врачей, занимающих штатные должности общесанитарных врачей, показали, что одни из них отдают предпочтение какой-либо одной профильной дисциплине, а другие обладают очень поверхностными знаниями гигиены и эпидемиологии. Анализ видов деятельности общесанитарных врачей показал, что их рабочее время распределяет-

1 Доклад декана санитарно-гигиенического факультета Киевского медицинского института проф. Е. И. Гончарука на Всесоюзной учебно-методической конференции по интеграции преподавания и профильной подготовке на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов от 17—19/IV 1973 г.

ся неравномерно между отдельными гигиеническими дисциплинами. В то же время анализ официальных материалов Министерства здравоохранения УССР указывает на то, что потребность в санитарных врачах общего профиля с каждым годом уменьшается. Так, если ее принять за 100% в 1960 году, то прирост их числа к 1970 году составлял 43%; вместе с тем за то же время потребность в специалистах дифференцированно по отдельным дисциплинам возросла на 80—85%.

Все изложенное дает основание утверждать, что современное понятие «общесанитарный врач» не отвечает задаче, связанной с подготовкой специалистов широкого профиля. Под санитарным врачом широкого профиля мы подразумеваем санитарного врача, подготовленного по одной из профильных дисциплин на базе глубоких общетеоретических и клинических знаний, а также на базе основных теоретических и практических положений смежных гигиенических дисциплин и эпидемиологии. В связи с этим под профилизацией следует понимать подготовку санитарного врача широкого профиля на примере одного из видов его будущей практической и научной деятельности, могущего на первых этапах своей практической деятельности (в интернатуре) закрепить подготовку или при необходимости изменить профиль работы.

Экспериментальные поиски, которые в течение последних лет велись в Киевском медицинском институте, свидетельствуют о возможности подготовки такого санитарного врача, если обеспечить теоретическую врачебную подготовку в течение 11 семестров; осуществить профессиональную ориентацию в будущей производственной и научной деятельности на примере одной из профильных дисциплин, т. е. вести профилизацию на двенадцатом семестре; закрепить практические навыки будущего санитарного врача в конкретных условиях его производственной деятельности в течение годичной интернатуры. Обеспечение широкой теоретической подготовки санитарного врача на современном этапе потребовало разработки нового учебного плана и новых учебных программ. Эта работа Киевского медицинского института совместно с I Московским и Ленинградским санитарно-гигиеническим медицинскими институтами завершена и материалы переданы в ГУУЗ Министерства здравоохранения СССР.

На основании имеющегося у нас опыта можно утверждать, что профессиональную ориентацию санитарного врача возможно осуществить при рациональной организации обучения на двенадцатом семестре •— в виде проблемного интегрального академического производственного обучения, именуемого нами профилизацией. Первые попытки профильной подготовки санитарных врачей в Киевском и I Московском медицинском институтах были сделаны давно. В 1967—1968 гг. по рекомендации Министерства здравоохранения СССР профилизация официально была возобновлена на санитарно-гигиенических факультетах этих вузов, однако на качественно новом уровне.

На протяжении 5 лет мы стремились изучить и усовершенствовать профилизацию, что отражено в программах, рабочих планах и методических разработках отдельных кафедр. Накопленный нами опытпрофилизации говорит о том, что такой вид подготовки врачей на двенадцатом семестре имеет несомненные преимущества перед той ознакомительной формой 4-недельного поверхностного производственного обучения по каждой профильной дисциплине на двенадцатом семестре, которая была принята согласно ныне действующему типовому учебному плану на санитарно-гигиеническом факультете.

Эти преимущества, характеризующие качественно новую систему профильного обучения санитарных врачей, сводятся к следующему. Введение профилизации позволяет в течение 15 нед глубоко ознакомиться с производственной деятельностью врача данного профиля. Профилизация дает возможность включить в программу те дисциплины и отдельные вопросы, которые не были предусмотрены и не могут быть включены в учебный план на

протяжении 11 семестров, например вопросы экономики здравоохранения, эргономики, психогигиены, инфекционной иммунологии, медицинской географии, санитарной техники и др. Введение профилизации помогает обобщать и синтезировать, а не только анализировать собранный материал, что является более интегральной формой обучения студентов. Возникает возможность на качественно ином уровне изучить важнейшие вопросы предупредительного санитарного надзора (экспертиза проектов, отвод земельных участков, надзор в процессе строительства, участие в комиссиях по приему построенных объектов).

В период профилизации студенты могут пройти производственную практику в промышленном и сельском районах, ознакомившись с особенностями предупредительного и текущего санитарного надзора за коммунальными объектами промышленных центров, условиями труда и профессиональными вредностями на современных крупных промышленных объектах, изучив специфику санитарного надзора в сельской местности (условия труда механизаторов сельского хозяйства, сезонные детские учреждения, молочнотоварные фермы и др.). В период профилизации студенты слушают лекции ведущих ученых и специалистов соответствующих профилей, изучают специальную литературу — монографическую, периодическую, часто иност-^ ранную, что стимулируется необходимостью выполнения на каждой кафед-

ре тематических научно-практических и реферативных заданий.

Четырехлетний опыт профилизации в Киевском медицинском институте показывает, что творческая самостоятельная работа студентов, внедрение элементов проблемного обучения на базе интеграции, увеличение удельного веса индивидуальной работы, систематическая работа над литературой, знакомство с передовым опытом медико-санитарного обслуживания населения обеспечили более высокую теоретическую и практическую подготовку будущих врачей. Полученные студентами в период профилизации знания служат хорошей основой их практической деятельности на первом этапе. Это отмечается в письмах выпускников вуза, профилизировавшихся по разным дисциплинам и работающих сейчас по избранной специальности; с ними поддерживает систематическую связь организованное при деканате бюро специализации. Таким образом, опыт профилизации в институте следует расценивать положительно, поскольку при этом обеспечивается более полноценная теоретическая и практическая подготовка санитарного врача.

Помимо положительных сторон, профилизация имеет и ряд существенных недостатков. Одним из самых существенных недостатков является то, } что не все профилизирующиеся студенты получают назначение по выбранной специальности. И обусловлено это тем, что облздравы и министерства здравоохранения союзных республик, как и Министерство здравоохранения СССР, еще не располагают научно обоснованным планом потребности в санитарных врачах по профилям. Думается, что такой социальный заказ в виде перспективного плана потребности в санитарных врачах по профилям с перспективой на 10—20 лет должен быть научно разработан безотлагательно, с учетом того большого государственного внимания, которое уделяют ЦК КПСС и Советское правительство санитарной охране внешней среды в нашей стране.

Для дальнейшего совершенствования подготовки санитарных врачей необходимо также разрешить ряд других задач всесоюзного значения; сюда относятся введение интернатуры как завершающего звена в формировании санитарного врача, распределение выпускников по месту будущей работы до распределения на соответствующие профильные кафедры, организация базовых санэпидстанций как учебных учреждений санитарно-гигиенических факультетов, создание вузами специальных руководств по каждому профилю с учетом необходимости осуществления проблемного обучения на нача-лах интеграции, пересмотр существующих программ не только на профильных кафедрах для изучения качества подготовки студентов на предыдущих

курсах, обеспечивающего возможность самостоятельной творческой работы студентов.

Весьма целесообразно издать сквозные программы на весь период обучения. Необходимо улучшить материальную базу профилизации •— увеличить количество штатных единиц на кафедрах, ведущих ее, расширить почасовой фонд с целью привлечения специалистов смежных профилей, оснастить кафедры и санэпидстанции новейшей аппаратурой и приборами для индивидуальной работы студентов.

Для дальнейшего совершенствования профилированного обучения студентов санитарно-гигиенического факультета нужно осуществлять систематический обмен опытом между медицинскими институтами, используя для этого трибуну учебно-методических конференций, а также периодическую печать. Что касается интернатуры, то мы думаем, что на сей счет дан четкий ответ в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». По-видимому, интернатура должна быть введена в 2—3 ведущих вузах страны.

Поступила 11/1Х 1973 г.

Методы исследования

УДК 613.632.4:661.9931-074

В. Н. Оськина

БЫСТРЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

В литературе описаны волюметрический, титрометрический (В. П. Вендт и Т. А. Лебедева), кондуктометрический (Т. Козляева и соавт.), экспресс- (Д. Н. Васкевич и соавт.; Л. А. Мохов и А. В. Демидов) и колориметрический (Кадаваки Такабуру и соавт.) методы определения окиси углерода в воздухе. Чувствительность, интервал определяемых концентраций и точность этих методов различны.

Нами разработан быстрый метод определения окиси углерода в воздухе, принцип которого заключается в восстановлении окисью углерода серебра из аммиачных растворов азотнокислого серебра и последующем колориметрическом определении окиси углерода (Кадаваки Такабуру и соавт.). Чувствительность определения 0,1 мг в анализируемом объеме раствора. Определению не мешают альдегиды и сероводород. Для исследования предельно допустимой концентрации окиси углерода (20 мг/м3) достаточно отобрать 5—6 л воздуха. Продолжительность анализа около 10 мин.

Для получения и очистки окиси углерода предложена несложная лабораторная установка (рис. 1). В перегонную колбу (/) емкостью 250 мл наливают около 100 мл серной кислоты, колбу закрывают с отверстием, куда плотно вставлена капельная воронка (2) емкостью 50 мл; конец воронки, находящийся в горле колбы, дважды изогнут и оттянут. Колбу с содержимым осторожно нагревают на песочной бане до 80—110°, затем дают ей охлаждаться; по мере охлаждения вводят из воронки по каплям муравьиную кислоту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.