6. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
8. Mironova K. The Principle of Open Individuality as a Basis for Teenagers' Creative Interaction with Lyric Poems // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12, № 4. Р. 135147. DOI: 10.11621/pir.2019.0408.
УДК 008:316:6
ПРОФИЛАКТИКА СТИГМАТИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ С ПОЗИЦИИ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА46 Сокольская М.В.
ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (РУТ - МИИТ), Москва, Россия
E-mail: [email protected] Туркулец С.Е.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»,
Хабаровск, Россия E-mail: [email protected] Гареева И.А.
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Процессы стигматизации современного молодого поколения исследуются авторами статьи в связи с проблемами психического и соматического здоровья с позиции экопсихологического подхода, согласно которому экология обучения и развития детей включает понимание и практическую реализацию того, что образовательные технологии и образовательная среда для детей должны соответствовать природе психического развития.
Ключевые слова: социальные ярлыки, стигматизация, молодежь, экологический подход, образовательная среда.
INFORTATION STIGMATATION IN THE YOUTH FROM THE ECOSYROURS
Sokolskaya M.V.
Russian University of Transport (RUT - MIIT), Moscow, Russia E-mail: [email protected] Turkulets S.E.
Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russia E-mail: [email protected] Gareeva I.A. Pacific National University, Khabarovsk, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The processes of stigmatization of the modern young generation are investigated by the authors of the article in connection with mental and somatic health problems from the point of view of an eco-psychological approach, according to which the ecology of children's education and development includes understanding and the practical realization that educational technologies and educational environments for children must be consistent with the nature of mental development.
Keywords: Social labels, stigmatization, youth, environmental approach, educational environment.
46 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00152/19.
Проблема «навешивания социальных ярлыков» в современном обществе приобретает «драматически» масштабный характер.
Исследователи проблемы стигматизации А.К. Мамедов и Т.П. Липай отмечают, что «на отдельных исторических этапах развития общества стигматизация могла иметь различные основания, но всегда выступала в качестве одного из факторов деления общества, а поскольку ее действие связано с определенными общественными нормами, то можно говорить и о поддержании, в некоторой степени, социальной стабильности посредством стигматизации» [4].
Первым ученым-исследователем явления стигматизации признается Э. Гоффман, работы которого были представлены научному сообществу во второй половине XX в. Э. Гоффман рассматривал стигму как отрицательную социальную характеристику, которая выделяет ее носителя при сравнении с другими людьми, способствует формированию негативного, пренебрежительного отношения к больному человеку в обществе. Стигма определяет отношение «нормальных» людей, не имеющих данного маркера, к человеку, носителю стигмы и их действия по отношению к нему.
Анализ работ Э. Гоффмана позволяет выделить следующие содержательные характеристики социальной стигматизации: неспособность стигматизированного к полноценной социальной жизни; постыдный статус индивида, обладание неким свойством неполноценности, испорченности, опасность или слабость индивида по сравнению с другими людьми его категории; дискриминация по отношению к стигматизированному, интериоризация стигмы; попытки стигматизируемого исправить свой недостаток или получение вторичной выгоды от него; мнительность, подавленность, враждебность, беспокойство и растерянность стигматизируемого как результат неудовлетворённой потребности в социальном принятии; патологическая неловкость взаимодействия со стигматизированным; тенденция группирования стигматизируемых; иррадиация стигмы; демонстрация окружающими попыток создать видимость «-принятия» стигматизированного [8].
Одним из первых Дж. Крокер обратил внимание на стигматизацию не только при наличии у индивида некоего отличающего его атрибута, но и если сам индивид верит в наличие такого атрибута (анализируется по [1]).
Стигматизация как негативный социальный конструкт, «здоровой» части общества -стигматизаторам дает следующие бонусы: возможность повышения самооценки, формирование позитивной социальной идентичности, повышение социального статуса и контроль социальных страхов, управление тревожностью.
Таким образом, стигматизируемого можно представить как индивида, не соответствующего по каким-либо параметрам общепринятым нормативным требованиям и ожиданиям, что является нежелательным для социального большинства, поэтому он превращается в неполноценного «подпорченного» человека [7].
Стигматизацию можно рассматривать в качестве установки предвзятости, как актуализацию предубеждений и предрассудков. Формируется, так называемое, «самореализующееся пророчество», когда убеждения одних людей в отношении других формируют определенную реальность, соответствующую этим убеждениям.
В современных социально-психологических исследованиях проблема стигматизации рассматривается также и в контексте отклоняющегося поведения, изучается специфика стигматизации в различных возрастных периодах [2, 3, 4, 5, 6, 7и др.].
Согласно теории стигматизации [8], девиантное поведение является следствием навешивания обществом соответствующих ярлыков на индивида путем соотнесения его действий с абстрактными правилами. В соответствии с этим, стигматизированный придерживается де-виантной роли сообразно сложившейся репутации, которая усиливает изоляцию индивида и рецидивы девиантного поведения.
В школьной среде процесс стигматизации осуществляется как по горизонтали, самим детским сообществом, так и по вертикали -педагогами, учителями, родителями и другими значимыми взрослыми.
По мнению Т.П. Липай, процесс стигматизации формируется в начальной школе, развиваясь и закрепляясь в подростковом возрасте [4]. «Наклеивание ярлыков» связано, прежде всего, с позицией учителя как педагога, который приобщает ребенка к социализации. Педагоги придерживаются негативных ожиданий от учеников, и следуют им даже когда сталкиваются с нормальным поведением со стороны индивидов, влияя таким образом на степень распространения социальной стигматизации.
Результаты исследований белорусских коллег свидетельствуют, что в глазах учащихся-респондентов учитель - один из основных стигматизаторов, т.е. наклеиватель ярлыков на своих воспитанников, а потому имеет самое непосредственное отношение к отклоняющемуся поведению школьников и психологической их отверженности классом и неформальными детскими группами [3].
В результате навешивания стигм индивид не обладает полноценными возможностями общения с нестигматизированными людьми, у него имеются сложности во взаимоотношениях с его близким окружением.
В подростковой среде стигматизация основана на стремлении показать свою значимость в группе сверстников, выделиться; на неспособности противостоять жестким требованиям среды, отстоять чувство собственного достоинства, защищать самого себя.
Учитывая особенности подросткового возраста, можно констатировать, что именно в этот возрастной период феномен стигматизации будет проявляться наиболее ярко и может иметь самые серьезные негативные последствия для стигматизированного.
Стигматизированные подростки, по сравнению с их сверстниками, не подвергающимися стигматизации, большее количество ситуаций воспринимают как тягостные враждебные, а свое поведение в некоторых из них, как агрессивное.
Наиболее распространенной реакцией на стигматизацию является замкнутость и пассивность стигматизируемых, что возможно при выученной беспомощности. В неприятных ситуациях они чаще плачут и становятся замкнутыми [3].
Исследователи Л.В. Соколова и Ю.С. Смирнова утверждают, что деперсонализация личности в асоциальных группировках подростков, как результат стигматизации, может быть обратимой благодаря возрастной социальной сензитивности при условии специально-организованного направленного воздействия, воспитания, активного привлечения и включения и'х в социально ориентированную деятельность [6].
В старшем школьном возрасте у социально ориентированных школьников выявлены только отдельные элементы процесса стигматизации, связанные с формирующимся самосознанием учащихся, причиной может выступать, например, имя собственное, притязание на признание и др. составляющие самосознания, тогда как в криминальной молодёжной среде стигматизация распространена гораздо шире [2].
Психологическими детерминантами стигматизаци'и в старшем школьном возрасте являются особенности самооценки стигматизированных школьников и способы построения ими межличностных контактов. Процесс преодоления стигматизации в этом возрасте связан как с возможностями, так и ограничениями, которые обусловлены возрастными и личностными особенностями стигматизированного ученика и его одноклассников.
Проявление стигматизации выявлены и в студенчес'кой среде, где основой стигматизации выступают поведенческие стереотипы, реже знания и умения. Ю. Л. Сироткин отмечает проявления «позитивной стигматизации» в молодежной среде курсантов, когда объектом стигматизации выступают следующие качества: лживость, жадность, неряшливость [5].
В современном образовательном пространстве социальная стигматизация рассматривается: как препятствие развитию способностей, достижению желаемого социального статуса и определенного уровня социальной успешности личности; формированию долгосрочных перспективных планов и как условие развития социального неравенства.
Особую тревогу сегодня вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиант-ное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников. Теория стигматизации призвана служить оказанию реальной помощи в решении этой проблемы, хотя пока остается вне зоны внимания педагогов -практиков.
Исследование феномена стигматизации направлено на поиск решения двух основных проблем: причин этого явления и возможностей его регулирования. Стигматизация «высвечивает», проявляет особенности индивидуаль-ности и социальной идентичности личности. С одной стороны, стигматизация выступает как характеристика уникальности личности, с другой, как показатель ее уязвимости.
В целом, обобщая роль стигматизации как социально-психологического явления, можно говорить о стигматизации как инструменте нивелирования, сглаживания, приглаживания, выравнивания, усреднения разнородности общества, уникальности отдельных его представителей. Тогда неизбежен вывод, что стигматизация - явление, сопровождающее любое общество на всем протяжении его исторического развития, которое может быть безопасным для большинства, но чрезмерно опасным для конкретного индивида. Следовательно, возникает необходимость воспитания самоохранительного поведения человека, формирование личностной устойчивости к стигматизации, которое осуществляется по мере формирования нравственного самосознания личности, способности придерживаться в своем поведении общечеловеческих ценностей и норм, разделять определенную систему ценностей. Все это делает проблему стигматизации особенно актуальной в системе образования на всех ее уровнях, изначально ориентированной на социализацию личности, включение личности в культуру.
Представляя собой сложный социально-психологический феномен, стигматизация возможна, если индивид рассматривает себя как составляющую, как некую часть общества, а не как самостоятельную личность, способную игнорировать общественное мнение. Стигматизация, в этом случае, выступает в качестве символической формы определения социального статуса индивида - в роли «изгоя» общества или выдающейся личности.
Основой стигматизации являются общепринятые, разделяемые обществом, конкретные и понятные большинству ценности, характеризующие культуру, историю и социально-экономическую ситуацию жизнедеятельности индивида. Именно поэтому понять истинные причины стигматизаций возможно только посредством системного анализа ситуации конкретного исторического периода, специфики региона, особенностей сообщества.
Проблема формирования личностной сопротивляемости к навязываемым ценностям уходит корнями в культурные и семейные традиции, находится в компетенции психологов, социологов, педагогов, но, безусловно, необходимо и формирование толерантного отношения в обществе к «иным», «другим», не угрожающим безопасности общества. Эта важная оговорка, так как расширение пространства толерантности может привести к принятию девиации в качестве нормы.
Снижению стигмы будут способствовать комплексная программа мероприятий, включающая научно-просветительское, эмоциональное, законодательное, лингвистическое и политическое вмешательство. Систематические социально-психологические исследования позволят изучить личность стигматизируемого, составить его психологический портрет, на основе которого разработать как адресные программы реабилитации стигматизируемых, так и комплексную модель масштабных профилактических мероприятий.
С позиции экопсихологического подхода необходимо организовать процесс обучения соответственно возрастным и индивидуальным возможностям развития детей. В этом случае образовательная среда должна обеспечить возможность каждому учащемуся найти «экологическую» нишу своего развития», обрести свою индивидуальность [11, с.13]. Экопсихоло-гический подход позволяет обратиться к проблемам развития психики человека как одной из форм природного бытия. В рамках такого подхода система «индивид - среда» как частный
случай системы «человек - среда» обеспечивает веер возможностей обретения конкретным человеком индивидуальности своих психических процессов, состояний и сознания. Тем самым она выступает в роли своеобразной среды развития (обретения) индивидуальности (психических процессов, состояний, сознания), которая, естественно, не сводится только к индивидным свойствам человека и/или только внешним средовым объектам и социокультурным условиям.
Список литературы
1. Богомаз С.Л. Стигматизация: содержание, феномены, механизмы и их диагностика // Психологическая служба. 2005. №1. С. 94-104.
2. Комлёнок Н.М. Расхождение в ценностных ориентациях как причина отвержения индивида группой в старшем школьном возрасте // Социотипическое поведение личности: сборник научных статей/ под общ. ред. С.Л. Богомаза. Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2010. С. 78-85.
3. Левко А.И. Теоретико-методологические проблемы образования: социокультурный анализ. Минск : УП "БЕСПРИНТ". 2003. 339 с.
4. Мамедов А.К., Липай Т.П. Стигматизация как социальный феномен (методология исследования) // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. № 1. С. 77.
5. Сироткин Ю.Л. Стигматизация как социокультурный феномен // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №2 (20). С.100-107.
6. Соколова Л.В. Деперсонализация и стигматизация личности в подростковой среде. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 2000. 23 с.
7. Сокольская М.В. Туркулец С.Е., Гареева И.А. Стигматизация как социально-психологическое явление современного общества // Перспективы науки. 2019. 12 (123). С. 150-156.
8. Goffman E. Stigma: Notes ones on the management of spoiled identity. Harmonds-worth, 1986. 168 p.
УДК 159.93
ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Соловьева Е.А.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются результаты учебно-исследовательских занятий, направленных на изучение перцептивных характеристик предметно-пространственной среды вуза и развитие у будущих архитекторов способностей оценивать субъективные ощущения. Показана роль и место ощущений разных модальностей в восприятии архитектурной среды. Выявлены достоинства и недостатки в организации предметно-пространственной среды. Показано, что участие в исследованиях учебного пространства является мощным толчком к развитию чувства сопричастности, развитию творческой самостоятельности студентов, удовлетворению потребности в свободной творческой активности.
Ключевые слова: образовательная среда, экопсихологический подход, сенсорно-перцептивные процессы, студенты-архитекторы.
ECOPSYCHOLOGICAL STUDY OF PERCEPTIVE FEATURES OF THE UNIVERSITY
EDUCATIONAL ENVIRONMENT Solov'eva E.A.
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering