Научная статья на тему 'Стигматизация как форма проявления социального маркирования'

Стигматизация как форма проявления социального маркирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4626
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ / SOCIAL STIGMATIZATION / СТИГМА / STIGMA / СОЦИАЛЬНАЯ СТИГМАТИЗАЦИЯ / LABELING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаунова Динара Хасанбиевна

В статье дается характеристика сложной, многоаспектной проблемы социальной стигматизации и последствий этого социокультурного феномена. Автор анализирует историю возникновения и формы проявления социальной стигматизации в отечественной и зарубежной научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stigmatization as a form of labeling

The article describes a complex problem social stigmatization and aftermaths of this social and cultural phenomenon. Author analyzes a history of occurrence and exercises of social stigmatization in domestic and foreign scientific literature.

Текст научной работы на тему «Стигматизация как форма проявления социального маркирования»

Д.Х. Гаунова

Аспирант ИППК Южного федерального университета*

Стигматизация как форма проявления социального маркирования

На современном этапе развития общества актуальным является изучение новых социальных явлений и процессов. В частности, увеличение социальных барьеров между различными «мы-группами», высокий уровень дифференциации социальных групп по идентичности. В связи с этим особую значимость представляют исследования процесса формирования различных маркеров.

Маркирование распространено во всех слоях любого общества, любого народа, в быту, на производстве. Корни ее различны - более поверхностные и более глубокие, на одни повлиять легче, на другие -сложнее. Поводом для маркирования может послужить любое, даже самое незначительное, природное или социальное качество. Таким образом, марка - это прежде всего социальный атрибут человека (группы), формируемый внешней социальной средой. Социальное маркирование выступает в качестве символической формы определения социального статуса человека на основе тех или иных его отклонений от принятых в данной социальной общности норм.

Формами проявления процесса социального маркирования в обществе являются брендинг, стереотипизация, клеймение, стигматизация, лейблинг. В западной научной литературе больше практикуется понятие «лейблинг», но суть процесса, на наш взгляд, глубже отражает термин «стигматизация», используемый в отечественной среде. В сущности обоих понятий лежит процесс наклеивания ярлыков. Основой теории наклеивания ярлыков является анализ социальных процессов, включенных в социальное приписывание позитивных или (чаще всего) негативных характеристик действиям личностей или групп. Однако необходимо отметить, что процесс стигматизации носит всегда отрицательный характер, а лейбл - это скорее знак качества, он может быть как отрицательным, так и положительным1.

Об отрицательном характере стигматизации свидетельствует история возникновения самой стигмы, которая появилась в Древней Греции как клеймо на теле рабов. Феномен стигмы наблюдался на протяжении всей истории человечества. Стигма (от древнегр. stygma)

* Гаунова Динара Хасанбиевна, e-mail: [email protected]

1 Гаунова Д.Х. Деструктивная стигматизация как конфликтогенный фактор в молодежной среде // От понимания локальных конфликтов к использованию шансов развития: сб. науч. тр. Берлин; Нальчик, 2013. Вып. 2. С. 140-145.

- это знак, клеймо, татуировка, пятно, отметина2. Стигма - это знак качества, выдающий какое-то постыдное свойство индивида; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а

о

отношениями по поводу него3. Стигматизация - клеймение, нанесение стигмы.

На отдельных исторических этапах развития общества стигматизация имела различные основания, но всегда выступала как элемент социальной стратификации общества, поскольку ее действие было связано с общественными нормами и было направлено на поддержание социальной стабильности4.

Первые представления о стигме появились в Древней Греции, где изгоям ставили клеймо каленым железом или отмечали иным образом их постоянный статус. Вырезанные или выжженные на теле знаки говорили о том, что их носитель - раб, преступник или изменник, т.е. человек, запятнавший себя позором, ритуально нечистый, тот, кого следует сторониться, особенно в публичных местах. По мнению греков, стигматизированный человек - отвергнутый от общества, заклейменный, признанный «чужим среди своих»5. Клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение.

Позднее, во времена христианства, к термину добавились два новых слоя метафоры: во-первых, сыпь на коже стала восприниматься как свидетельство божьей милости, и, во-вторых, аналогичный статус обрели телесные свидетельства тех или иных физических недостатков, т.е. медицинский факт оказался увязанным с религиозными верованиями. В Средние века католическая церковь трактовала феномен стигматизации как чудо: например, язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в местах, где, по библейскому мифу, у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей. В дальнейшем было объяснено, что в основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению (стигматы на теле у святой Екатерины Сиенской и святого Франциска Ассизского).

Постепенно смысл и значение стигмы стали расширяться и изменяться. Широкое использование стигма приобрела в медицине, биологии, психологии, криминологии, психиатрии, педагогике и т. д.

2 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Глава 5. Отклонения и девиация / пер. А. Мактас. С. 12.

3 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность / пер. М.С. Добряковой. 1963. С. 3.

4 Мамедов А.К., Липай Т.П., Стигматизация как социальный феномен (методология исследования) // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. № 1. С. 77.

5 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Глава 5. Отклонения и девиация... С. 12.

Однако необходимо отметить, что всегда сохранялось ее первоначальное значение - функция выделения человека или группы людей, информируя окружающих о том, что они являются носителями особых качеств.

В медицине стигматизация - негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую. Порождает у заболевшего наряду с чувством стыда, вины, неуверенности, страха оскорбления стремление скрыть свои симптомы, отгородиться и тем самым остаться в стороне от источников возможной поддержки (терапевтической, семейной, социальной).

Стигматизация - в клинической психологии - приписывание окружающими (стигматизаторами) кому-либо определённых, чаще всего негативных характеристик по формальным обстоятельствам в силу культурных традиций, культурной политики или собственных психологических комплексов.

Стигматизация в наркологии влияет на зависимых от алкоголя лиц, ее жертвами становятся люди, страдающие наркотической зависимостью, в особенности потребляющие инъекционные наркотики.

В современном образовательном пространстве социальная стигматизация рассматривается как препятствие развитию способностей индивида, его социального статуса и социальной успешности в будущем; деформирует возможности построения жизнедеятельности личности как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу; способствует закреплению и развитию социального неравенства.

В настоящее время стигма широко используется главным образом в первоначальном смысле, однако она не столько обозначает знак на теле, сколько указывает на постыдный статус индивида как таковой.

Первая комплексная работа, посвящённая проблеме стигматизации, была опубликована в 1963 году. Ирвинг Гофман считается одним из основоположников теоретического изучения стигматизации. Согласно Гоффману, социальная стигматизация - это крайнее неодобрение (или недовольство) лиц по социальным характерным основаниям того, что воспринимается и служит, чтобы отличить их от других членов общества. Стигма может быть прикреплена к такому человеку, который отличается по своим культурным нормам от общества6.

6 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность... С. 3.

Суть социальной стигматизации проявляется в реакции на любые отклонения от норм конкретного сообщества и последующим закреплении этих отклонений с помощью различных символических форм - стигм (ярлыков)7.

Стигматизация осуществляется на основе некоторых закономерностей развития общественных отношений. Однако в силу меньшей осведомлённости о проблеме и недооценки её значимости человек не рассматривает стигматизацию как препятствие для развития общества.

Процессу стигматизации подвержены многие категории людей, а именно с физическими и психическими отклонениями; люди, ведущие аморальный образ жизни, сиротство в целом, пожилые и многие другие. Стигматизация может накладывать отпечаток как на отдельного индивида, так и на группу людей, социальное явление в

о

целом8.

И. Гофман выделил следующие содержательные характеристики социальной стигматизации: неспособность стигматизированного индивида к полноценной социальной жизни; постыдный статус индивида; обладание неким свойством, которое указывает на неполноценность, испорченность, опасность или слабость индивида по сравнению с другими людьми его категории; дискриминация по отношению к стигматизированному, интериоризация стигмы, которая выражается в чувствах стыда, ненависти к себе и самоуничижения у стигматизированного; попытки носителя стигмы исправить свой недостаток или получение вторичной выгоды от него; мнительность, подавленность, враждебность, беспокойство и растерянность как результаты неудовлетворённой потребности в социальном принятии у стигматизированного индивида; патологическая неловкость взаимодействия со стигматизированным; тенденция создавать группы, члены которых связаны с определенной стигмой; иррадиация стигмы, её распространение на людей из ближайшего окружения стигматизированного; попытки окружающих демонстрировать видимость «принятия» стигматизированного9.

И. Гофман рассматривает стигматизацию через стереотипы и трактует её через социальное неравенство в динамике. Как и в случае с расовыми предрассудками, стереотипы упрощают отторжение индивидов, и тем самым стигматизирующий сохраняет социальную дистанцию. Затем он переходит на факт дискриминации сознания. И. Гофман считает восприятие человека со стигмой дискриминирующим

7 Липай Т.П. Социализация и процесс стигматизации в обществе // Гуманитарно-экономический вестн. 2006. № 1. С. 81-88.

8 Щербакова А.Н. Экспликация проблемы стигматизации как следствия развития социальных противоречий в современных социологических концепциях // Социально-экономические проблемы современного общества: материалы Междунар. науч. конф. С. 17-21.

9 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Глава 5. Отклонения и девиация... С. 12.

фактом, посредством которого сознание уменьшает жизненные шансы человека со стигмой.

П. Бурне трактует понятие стигматизации как действие. В отличие от слова «клеймение», слово «стигматизация» может обозначать навешивание социальных ярлыков. Понятие стигматизации является многокомпонентным, оно включает в себя несколько уровней: идентификацию различий, конструирование стереотипов, категоризацию, дискриминацию. Под идентификацией различий следует понимать определение и маркировку существующих различий. Конструирование стереотипов подразумевает доминирующее культурное верование, связывающее маркировку людей с нежелательными негативными характеристиками. Категоризация происходит в результате распределения маркированных людей по разным категориям, что позволяет определить степень сепарации «нас» от «них». Наконец, дискриминация возникает, когда маркированные люди испытывают

состояние потери или утраты, которое ведёт к неравным

10

возможностям10.

Л.П. Тушинцева дает наиболее близкое определение к нашему пониманию о стигме. Стигматизация - это предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него (них) каких-либо особых свойств или признаков, где стигма трактуется как особенность человека, «значительно дискредитирующая» его в глазах окружающих. Стигматизация - это и процесс, который проявляется как в игнорировании потребностей человека или группы людей, так и в причинении психологического или физического вреда объектам стигм11.

Эдвард Джонс и Альберт Хасторф и их коллеги из Центра особых исследований Института бихевиоризма Стэнфордского университета сделали вывод, что при стигматизации большую роль играет восприятие ярлыков: стигматизация возникает не тогда, когда большинство видит признак, а когда большинство вешает на этот признак ярлык.

Т.П. Липай интерпретирует социальную стигматизацию как развитие негативных установок по отношению к людям со стигмой, сформированной обществом, самим индивидом. Основными условиями возникновения процесса социальной стигматизации являются наличие в социальной общности фиксированных стигматизационных установок; «непохожесть» индивида на других членов социальной общности (своеобразие воображения, мышления и поведения); принятие индивидом навязанных стигматизирующих

10

Кузнецова А.А. Пути преодоления стигматизации людей, с ограниченными возможностями... С. 55.

11 Тушинцева Л.П. Исследование причин стигматизации подростков в школе...

А Г\

установок12. Стигматизированное состояние индивида, навязываемое и закреплённое социальное качество или признак, интериоризируется, принимается человеком, становится его неотъемлемой характеристикой, определяет его место и роль в обществе.

Французский социолог Мишель Фуко связывал процессы стигматизации непосредственно с различными формами социального контроля. Стигматизация включена в некую систему знаков. Стигматизируемого наделяют символическим значением. Это символическое значение сохраняется и после того, как основания для стигматизации преодолены. Символические значения и связанные с ними формы социального контроля формируют модель взаимоотношений индивида и общества. Фуко рассматривает, как меняются социальные практики и формы социального контроля по отношению к стигматизированным'3.

На индивидуальном уровне люди, которые подвергаются стигме, часто испытывают стыд, вину, ощущение своей никчемности и беспомощности. В результате у них не остается сил и ресурсов, чтобы изменить свое положение к лучшему. Те, кто подвергается стигме, исключаются и ставятся в маргинальное положение, которое лишает их доступа к социальным сетям и ресурсам, которые могли бы улучшить их здоровье и благополучие.

Ряд авторов (Т.П. Липай, А.К. Мамедов, Б. Линк, Дж. Фелан, О.И. Бородкина, А.Я. Иванюшкин, М. Кабанов) считают, что стигма может быть трех видов: позитивная, когда она утверждает достоинство человека, нейтральная и негативная, когда она становится основным средством лишения достоинств и заслуг14. На наш же взгляд, процесс стигматизации носит всегда отрицательный характер и является следствием сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и в сознании человека.

В то же время не следует относить в разряд стигм каждое обидное или ироническое определение. Если человека обозвали в транспорте, это не означает, что его стигматизировали. Стигма, как правило, носит эмоциональный оттенок, поэтому при употреблении в обыденной речи или в официальных документах она может быть неправильно понята либо прозвучит смешно. Не следует говорить о стигматизации, когда обычное клеймение достаточно точно описывает процесс: клеймение скота, клеймение преступников в Средние века. Также нанесение татуировки нельзя описать как стигматизацию, как и нанесение торговой марки на упаковку товара.

Таким образом, стигма - это негативное определение, фиксирующее место человека. Стигматизации - навешиванию

12 Липай Т.П. Социальная стигматизация как объект управления в образовательном пространстве иРЬ: http://www.library.sfedu.ru (дата обращения: 20.0.2013).

13 Фуко М. История безумия в классическую эпоху / пер. И.К. Стаф. СПб., 1997.

14 Мамедов А.К., Липай Т.П. Стигматизация как социальный феномен...

позорного ярлыка на человека и индивидуальные особенности его жизнедеятельности - подвергаются отдельные индивиды или социальные группы. Стигма дискредитирует человека или группу по какому-либо признаку, считающемуся своего рода пороком. Это может быть любой недостаток или дефект, вызывающий стремление отторгнуть, не замечать, посмеяться, наказать.

^игматизированное состояние принимается человеком, становится его неотъемлемой характеристикой, определяет его место и роль в обществе. Стигматизация носит отрицательный характер. Навешивание социального ярлыка меняет образ жизни личности или целой социальной группы.

Гаунова Д.Х. Стигматизация как форма проявления социального маркирования. В статье дается характеристика сложной, многоаспектной проблемы - социальной стигматизации и последствий этого социокультурного феномена. Автор анализирует историю возникновения и формы проявления социальной стигматизации в отечественной и зарубежной научной литературе.

Ключевые слова: социальные маркеры, стигма, социальная стигматизация.

Gaunova D.H. Stigmatization as a form of labeling. The article describes a complex problem - social stigmatization and aftermaths of this social and cultural phenomenon. Author analyzes a history of occurrence and exercises of social stigmatization in domestic and foreign scientific literature.

Keywords: labeling, stigma, social stigmatization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.