Д.Х. Гаунова
Аспирант ИППК Южного федерального университета*
Стигматизация как форма проявления социального маркирования
На современном этапе развития общества актуальным является изучение новых социальных явлений и процессов. В частности, увеличение социальных барьеров между различными «мы-группами», высокий уровень дифференциации социальных групп по идентичности. В связи с этим особую значимость представляют исследования процесса формирования различных маркеров.
Маркирование распространено во всех слоях любого общества, любого народа, в быту, на производстве. Корни ее различны - более поверхностные и более глубокие, на одни повлиять легче, на другие -сложнее. Поводом для маркирования может послужить любое, даже самое незначительное, природное или социальное качество. Таким образом, марка - это прежде всего социальный атрибут человека (группы), формируемый внешней социальной средой. Социальное маркирование выступает в качестве символической формы определения социального статуса человека на основе тех или иных его отклонений от принятых в данной социальной общности норм.
Формами проявления процесса социального маркирования в обществе являются брендинг, стереотипизация, клеймение, стигматизация, лейблинг. В западной научной литературе больше практикуется понятие «лейблинг», но суть процесса, на наш взгляд, глубже отражает термин «стигматизация», используемый в отечественной среде. В сущности обоих понятий лежит процесс наклеивания ярлыков. Основой теории наклеивания ярлыков является анализ социальных процессов, включенных в социальное приписывание позитивных или (чаще всего) негативных характеристик действиям личностей или групп. Однако необходимо отметить, что процесс стигматизации носит всегда отрицательный характер, а лейбл - это скорее знак качества, он может быть как отрицательным, так и положительным1.
Об отрицательном характере стигматизации свидетельствует история возникновения самой стигмы, которая появилась в Древней Греции как клеймо на теле рабов. Феномен стигмы наблюдался на протяжении всей истории человечества. Стигма (от древнегр. stygma)
* Гаунова Динара Хасанбиевна, e-mail: [email protected]
1 Гаунова Д.Х. Деструктивная стигматизация как конфликтогенный фактор в молодежной среде // От понимания локальных конфликтов к использованию шансов развития: сб. науч. тр. Берлин; Нальчик, 2013. Вып. 2. С. 140-145.
- это знак, клеймо, татуировка, пятно, отметина2. Стигма - это знак качества, выдающий какое-то постыдное свойство индивида; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а
о
отношениями по поводу него3. Стигматизация - клеймение, нанесение стигмы.
На отдельных исторических этапах развития общества стигматизация имела различные основания, но всегда выступала как элемент социальной стратификации общества, поскольку ее действие было связано с общественными нормами и было направлено на поддержание социальной стабильности4.
Первые представления о стигме появились в Древней Греции, где изгоям ставили клеймо каленым железом или отмечали иным образом их постоянный статус. Вырезанные или выжженные на теле знаки говорили о том, что их носитель - раб, преступник или изменник, т.е. человек, запятнавший себя позором, ритуально нечистый, тот, кого следует сторониться, особенно в публичных местах. По мнению греков, стигматизированный человек - отвергнутый от общества, заклейменный, признанный «чужим среди своих»5. Клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение.
Позднее, во времена христианства, к термину добавились два новых слоя метафоры: во-первых, сыпь на коже стала восприниматься как свидетельство божьей милости, и, во-вторых, аналогичный статус обрели телесные свидетельства тех или иных физических недостатков, т.е. медицинский факт оказался увязанным с религиозными верованиями. В Средние века католическая церковь трактовала феномен стигматизации как чудо: например, язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в местах, где, по библейскому мифу, у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей. В дальнейшем было объяснено, что в основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению (стигматы на теле у святой Екатерины Сиенской и святого Франциска Ассизского).
Постепенно смысл и значение стигмы стали расширяться и изменяться. Широкое использование стигма приобрела в медицине, биологии, психологии, криминологии, психиатрии, педагогике и т. д.
2 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Глава 5. Отклонения и девиация / пер. А. Мактас. С. 12.
3 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность / пер. М.С. Добряковой. 1963. С. 3.
4 Мамедов А.К., Липай Т.П., Стигматизация как социальный феномен (методология исследования) // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. № 1. С. 77.
5 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Глава 5. Отклонения и девиация... С. 12.
Однако необходимо отметить, что всегда сохранялось ее первоначальное значение - функция выделения человека или группы людей, информируя окружающих о том, что они являются носителями особых качеств.
В медицине стигматизация - негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую. Порождает у заболевшего наряду с чувством стыда, вины, неуверенности, страха оскорбления стремление скрыть свои симптомы, отгородиться и тем самым остаться в стороне от источников возможной поддержки (терапевтической, семейной, социальной).
Стигматизация - в клинической психологии - приписывание окружающими (стигматизаторами) кому-либо определённых, чаще всего негативных характеристик по формальным обстоятельствам в силу культурных традиций, культурной политики или собственных психологических комплексов.
Стигматизация в наркологии влияет на зависимых от алкоголя лиц, ее жертвами становятся люди, страдающие наркотической зависимостью, в особенности потребляющие инъекционные наркотики.
В современном образовательном пространстве социальная стигматизация рассматривается как препятствие развитию способностей индивида, его социального статуса и социальной успешности в будущем; деформирует возможности построения жизнедеятельности личности как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу; способствует закреплению и развитию социального неравенства.
В настоящее время стигма широко используется главным образом в первоначальном смысле, однако она не столько обозначает знак на теле, сколько указывает на постыдный статус индивида как таковой.
Первая комплексная работа, посвящённая проблеме стигматизации, была опубликована в 1963 году. Ирвинг Гофман считается одним из основоположников теоретического изучения стигматизации. Согласно Гоффману, социальная стигматизация - это крайнее неодобрение (или недовольство) лиц по социальным характерным основаниям того, что воспринимается и служит, чтобы отличить их от других членов общества. Стигма может быть прикреплена к такому человеку, который отличается по своим культурным нормам от общества6.
6 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность... С. 3.
Суть социальной стигматизации проявляется в реакции на любые отклонения от норм конкретного сообщества и последующим закреплении этих отклонений с помощью различных символических форм - стигм (ярлыков)7.
Стигматизация осуществляется на основе некоторых закономерностей развития общественных отношений. Однако в силу меньшей осведомлённости о проблеме и недооценки её значимости человек не рассматривает стигматизацию как препятствие для развития общества.
Процессу стигматизации подвержены многие категории людей, а именно с физическими и психическими отклонениями; люди, ведущие аморальный образ жизни, сиротство в целом, пожилые и многие другие. Стигматизация может накладывать отпечаток как на отдельного индивида, так и на группу людей, социальное явление в
о
целом8.
И. Гофман выделил следующие содержательные характеристики социальной стигматизации: неспособность стигматизированного индивида к полноценной социальной жизни; постыдный статус индивида; обладание неким свойством, которое указывает на неполноценность, испорченность, опасность или слабость индивида по сравнению с другими людьми его категории; дискриминация по отношению к стигматизированному, интериоризация стигмы, которая выражается в чувствах стыда, ненависти к себе и самоуничижения у стигматизированного; попытки носителя стигмы исправить свой недостаток или получение вторичной выгоды от него; мнительность, подавленность, враждебность, беспокойство и растерянность как результаты неудовлетворённой потребности в социальном принятии у стигматизированного индивида; патологическая неловкость взаимодействия со стигматизированным; тенденция создавать группы, члены которых связаны с определенной стигмой; иррадиация стигмы, её распространение на людей из ближайшего окружения стигматизированного; попытки окружающих демонстрировать видимость «принятия» стигматизированного9.
И. Гофман рассматривает стигматизацию через стереотипы и трактует её через социальное неравенство в динамике. Как и в случае с расовыми предрассудками, стереотипы упрощают отторжение индивидов, и тем самым стигматизирующий сохраняет социальную дистанцию. Затем он переходит на факт дискриминации сознания. И. Гофман считает восприятие человека со стигмой дискриминирующим
7 Липай Т.П. Социализация и процесс стигматизации в обществе // Гуманитарно-экономический вестн. 2006. № 1. С. 81-88.
8 Щербакова А.Н. Экспликация проблемы стигматизации как следствия развития социальных противоречий в современных социологических концепциях // Социально-экономические проблемы современного общества: материалы Междунар. науч. конф. С. 17-21.
9 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Глава 5. Отклонения и девиация... С. 12.
фактом, посредством которого сознание уменьшает жизненные шансы человека со стигмой.
П. Бурне трактует понятие стигматизации как действие. В отличие от слова «клеймение», слово «стигматизация» может обозначать навешивание социальных ярлыков. Понятие стигматизации является многокомпонентным, оно включает в себя несколько уровней: идентификацию различий, конструирование стереотипов, категоризацию, дискриминацию. Под идентификацией различий следует понимать определение и маркировку существующих различий. Конструирование стереотипов подразумевает доминирующее культурное верование, связывающее маркировку людей с нежелательными негативными характеристиками. Категоризация происходит в результате распределения маркированных людей по разным категориям, что позволяет определить степень сепарации «нас» от «них». Наконец, дискриминация возникает, когда маркированные люди испытывают
состояние потери или утраты, которое ведёт к неравным
10
возможностям10.
Л.П. Тушинцева дает наиболее близкое определение к нашему пониманию о стигме. Стигматизация - это предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него (них) каких-либо особых свойств или признаков, где стигма трактуется как особенность человека, «значительно дискредитирующая» его в глазах окружающих. Стигматизация - это и процесс, который проявляется как в игнорировании потребностей человека или группы людей, так и в причинении психологического или физического вреда объектам стигм11.
Эдвард Джонс и Альберт Хасторф и их коллеги из Центра особых исследований Института бихевиоризма Стэнфордского университета сделали вывод, что при стигматизации большую роль играет восприятие ярлыков: стигматизация возникает не тогда, когда большинство видит признак, а когда большинство вешает на этот признак ярлык.
Т.П. Липай интерпретирует социальную стигматизацию как развитие негативных установок по отношению к людям со стигмой, сформированной обществом, самим индивидом. Основными условиями возникновения процесса социальной стигматизации являются наличие в социальной общности фиксированных стигматизационных установок; «непохожесть» индивида на других членов социальной общности (своеобразие воображения, мышления и поведения); принятие индивидом навязанных стигматизирующих
10
Кузнецова А.А. Пути преодоления стигматизации людей, с ограниченными возможностями... С. 55.
11 Тушинцева Л.П. Исследование причин стигматизации подростков в школе...
А Г\
установок12. Стигматизированное состояние индивида, навязываемое и закреплённое социальное качество или признак, интериоризируется, принимается человеком, становится его неотъемлемой характеристикой, определяет его место и роль в обществе.
Французский социолог Мишель Фуко связывал процессы стигматизации непосредственно с различными формами социального контроля. Стигматизация включена в некую систему знаков. Стигматизируемого наделяют символическим значением. Это символическое значение сохраняется и после того, как основания для стигматизации преодолены. Символические значения и связанные с ними формы социального контроля формируют модель взаимоотношений индивида и общества. Фуко рассматривает, как меняются социальные практики и формы социального контроля по отношению к стигматизированным'3.
На индивидуальном уровне люди, которые подвергаются стигме, часто испытывают стыд, вину, ощущение своей никчемности и беспомощности. В результате у них не остается сил и ресурсов, чтобы изменить свое положение к лучшему. Те, кто подвергается стигме, исключаются и ставятся в маргинальное положение, которое лишает их доступа к социальным сетям и ресурсам, которые могли бы улучшить их здоровье и благополучие.
Ряд авторов (Т.П. Липай, А.К. Мамедов, Б. Линк, Дж. Фелан, О.И. Бородкина, А.Я. Иванюшкин, М. Кабанов) считают, что стигма может быть трех видов: позитивная, когда она утверждает достоинство человека, нейтральная и негативная, когда она становится основным средством лишения достоинств и заслуг14. На наш же взгляд, процесс стигматизации носит всегда отрицательный характер и является следствием сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и в сознании человека.
В то же время не следует относить в разряд стигм каждое обидное или ироническое определение. Если человека обозвали в транспорте, это не означает, что его стигматизировали. Стигма, как правило, носит эмоциональный оттенок, поэтому при употреблении в обыденной речи или в официальных документах она может быть неправильно понята либо прозвучит смешно. Не следует говорить о стигматизации, когда обычное клеймение достаточно точно описывает процесс: клеймение скота, клеймение преступников в Средние века. Также нанесение татуировки нельзя описать как стигматизацию, как и нанесение торговой марки на упаковку товара.
Таким образом, стигма - это негативное определение, фиксирующее место человека. Стигматизации - навешиванию
12 Липай Т.П. Социальная стигматизация как объект управления в образовательном пространстве иРЬ: http://www.library.sfedu.ru (дата обращения: 20.0.2013).
13 Фуко М. История безумия в классическую эпоху / пер. И.К. Стаф. СПб., 1997.
14 Мамедов А.К., Липай Т.П. Стигматизация как социальный феномен...
позорного ярлыка на человека и индивидуальные особенности его жизнедеятельности - подвергаются отдельные индивиды или социальные группы. Стигма дискредитирует человека или группу по какому-либо признаку, считающемуся своего рода пороком. Это может быть любой недостаток или дефект, вызывающий стремление отторгнуть, не замечать, посмеяться, наказать.
^игматизированное состояние принимается человеком, становится его неотъемлемой характеристикой, определяет его место и роль в обществе. Стигматизация носит отрицательный характер. Навешивание социального ярлыка меняет образ жизни личности или целой социальной группы.
Гаунова Д.Х. Стигматизация как форма проявления социального маркирования. В статье дается характеристика сложной, многоаспектной проблемы - социальной стигматизации и последствий этого социокультурного феномена. Автор анализирует историю возникновения и формы проявления социальной стигматизации в отечественной и зарубежной научной литературе.
Ключевые слова: социальные маркеры, стигма, социальная стигматизация.
Gaunova D.H. Stigmatization as a form of labeling. The article describes a complex problem - social stigmatization and aftermaths of this social and cultural phenomenon. Author analyzes a history of occurrence and exercises of social stigmatization in domestic and foreign scientific literature.
Keywords: labeling, stigma, social stigmatization.