Научная статья на тему 'Векторы влияния стигматизации в школе'

Векторы влияния стигматизации в школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
706
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ / EFFECT / КЛЕЙМО / ПРОЗВИЩЕ / NICKNAME / СТИГМА / STIGMA / СТИГМАТИЗАЦИЯ / STIGMATIZATION / ИНТЕРАКЦИЯ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Королева Илона Анатольевна, Дегтярева Юлия Алексеевна

Стигматизация в образовательной среде, оказывает влияние на подростков, их интеракцию, на их психологическое состояние, на самооценку, на профессиональную самоидентификацию и жизненные планы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Королева Илона Анатольевна, Дегтярева Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stigma has an effect on teenagers, their interaction, their psychological state, self-esteem, on the professional identity and life’s plans in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Векторы влияния стигматизации в школе»

ненных наций в XXI веке. Доклад генерального секретаря ООН на Ассамблее тысячелетия ООН (54 сессия, п. 49 повестки дня), 27

11. Крах мультикультурализма в Европе - Информационно ... sozidatel.org (дата обращения:25 сент. 2013 г.)

15. Лейбин В.М. Модели мира и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М.,1982.

16. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й., Беренс Ш. Пределы роста (The Limits to growth): Докл. по проекту Римского клуба Сложное положение человечества. 2-е изд. М., 1991.

10. Меркель заявила о провале мультикультурализ-ма [электронный ресурс] URL forum.rusbeseda.org/index. php?topic=8804.0%3Bwap2(дата обращения:).

25. На Земле началось шестое великое вымирание животного мира // Учредитель ЗАО «ИД АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ» [электронный ресурс] URL: http://argumenti.ru/ science/2014/07/355508 (дата обращения 27.06.2015).

9. Нас слишком много («Salon», США) Линдси Абрамс (Lindsay Abrams) [электронный ресурс] URL http://inosmi.ru/ world/20141104/224063097.html (дата обращения:). Оригинал публикации: Researchers: Not even a global pandemic can solve our overpopulation problem Опубликовано: 28/10/2014

2. "Норвегия - страна тотальной содомии, педофилии и ... [электронный ресурс] URL"www.k-istine.ru/sodom/sodom_ bergset.htm (дата обращения:).

17. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, Пангея, 1994.

21. Подземные воды по всей калифорнии заражены в результате фрекинга. [электрон-ный ресурс] URL: http:// russian.rt.com/article/53985#ixzz3FsipGWHa. (дата обращения:).

марта, 2000.geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy. html. (дата обращения:).

30. Послание президента Федеральному собранию в 2014 году. РИА Новости. [электронный ресурс] Url: http:// ria.ru/politics/20141204/1036492384.html#ixzz3q4uAj2Hy/ (дата обращения:).

24. Процесс деградации почв. [электронный ресурс] URL http://phakt.ru/?id=1428 (дата обращения: 15.11.2015).

7. Сколько населения Земли на 1 января 2014 года? [электронный ресурс] URL http://www.newsli.ru/news/world/ obschestvo/4159(дата обращения:).

3. "Соцслужбы Норвегии и Финляндии отобрали у .. [электронный ресурс] URL "www.rg.ru/2014/11/11/norvegia-site.html (дата обращения:).

28. Ткаченко А.В. Выходит ли Россия из демографического кризиса? // Социально-политический журнал. 1996.-№5, с. 36-41.

14. Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. Москва. 2002.

4. "Финская опека - молох, пожирающий детей - Правда. Ру[электронный ресурс] URL "www.pravda.ru (дата обращения:).

1. Численность населения в мире выросла до 7,2 млрд. к...[электронный ресурс] URL

www.finmarket.ru/news/3674324 (дата обращения:).

19. Laslo E. Goals for Mankind: a report to Club of Rome on new horizons of human sys-tem. N 4. 1975.

18. Laszlo E.J. Bierman Goals in Global Community. V. 1. Studies in the Conceptual Foun-dations. - Cambridge: Wright Allen Press, 1977.

13. www.wikipedia.org

ВЕКТОРЫ ВЛИЯНИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ В ШКОЛЕ

Королева Илона Анатольевна

кандидат филол. наук, доцент, ВГСПУ, г. Волгоград

Дегтярева Юлия Алексеевна

студентка 3 курса, специальность «Социология», ВФ РАНХиГС, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

Стигматизация в образовательной среде, оказывает влияние на подростков, их интеракцию, на их психологическое состояние, на самооценку, на профессиональную самоидентификацию и жизненные планы.

ABSTRACT

Stigma has an effect on teenagers, their interaction, their psychological state, self-esteem, on the professional identity and life's plans in the educational environment.

Ключевые слова: влияние, клеймо, прозвище, стигма, стигматизация, интеракция.

Keywords: effect, stigma, nickname, stigmatization, interaction.

Стигматизация - один из социокультурных феноменов, с основанный на стереотипах большинства членов общества. п Она порождается в процессе ин-теракции между членами а какого-либо коллектива (школьный класс, студенческая н группа, спортивная секция, воинская часть, рабочий коллектив и др.). В рамках исследования этой темы учены- м ми-социологами все чаще затрагивается проблема кризиса А идентичности современного человека (А.В.Кузьмин, М.В. п Заковоротная, Л.М.Путилова, А.В.Лукьянов). Стигматиза- с ция присутствует и в образовательной среде, оказывает вли- Т яние на становление и развитие личности, психологическое о

состояние учащихся в школе, на их жизненную позицию и планы. Поэтому необходимо наблюдать за этим процессом, анализировать особенности влияния стигмы в образовательном пространстве на разных этапах обучения.

В отечественной социологии различные аспекты стигматизации исследуют такие ученые как: В.С. Афанасьев, Н. А. Барановскй, Я.И. Гилинский, В.Н. Кудрявцев, Т.П. Ли-пай, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков и другие [5]. Проблеме стигматизации в образовательной среде посвящены работы Т.П. Липай и Л.П. Тушинцевой. В ходе исследований социологами, психологами, лингвистами было установлено, что

наклеивание ярлыков и стигматизация в подростковой среде явление стихийное, отклонение от нормы первоначально совершается не самим индивидом, а приписывается ему педагогом или членами ученического коллектива.

Причинами стигматизации могут стать: физические недостатки, недостатки характера, расовые, национальные, религиозные особенности. Стигматизация связана с проявлением девиантного поведения подростков, как реакция на стигму. Представление о закономерностях процесса стигматизации иозволитпрогнозщювать атмосферувкоштективе, что связано с нормализацией работы всей группы.

Социтмтредттсшушет собоИ втямосыязы языко, мымле-ния, исторического опыта людей, накопление ими ценностей. Еще с дфеоних времен обществоделились тт «свое») и «чужих». Последние награждались презрением, под-вергалиыьреейменрям, гонеииом, станоыилиьтизвоями, прокаженными, проклятым, блаженными, грешниками. Жизнелоые ыроцзссы формщюваеи в мировоззрении каждого человека понятия «стигма», как чего-то негативного: «черной меткиыы, «иеИм;и>[6], ыютывамией намндивы^ нарушающего общепринятые социальные нормы внешним видом,своим поведением или психическим состоянием

Схема 1. Понятие стигматизации

Стигматизация оказывает определенное влияние на объект стигматизации. А влияние - это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним [4].

Для выявления особенностей процесса влияния стигматизации в образовательной среде, было проведено социологическое исследование на базе средних общеобразовательных школ г. Волгограда, среди учащихся 10-11 классов.

(напр., слишком малый/высокий рост, горб, язвы на теле, зараженные вирусом СПИДа, психически больные). Также стигмами обозначаются некоторые группы меньшинств, отклонение которых заключается в их любви направленной на особь своего пола, лица, имеющие иное религиозное предпочтение, цвет кожи, калеки и др. В результате человек, который мог бы легко участвовать в обычном социальном взаимодействии, обладает некой особенностью, которая навязчиво привлекает к себе внимание и отвращает от него со-лиаотноков олеецжцио.

Согласно Э. Гоффману, стигматизация в социальном змысие ознаутев «тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом — ожидаемым отно-шеивемк неие', зыдаилций неслесобмость к птыноцевной социальной жизни из-за лишения права на общественное вр взмтвб«»[1].

Под стигматизацией понимается клеймение, нанесение стигмы. В нашей работе, в отличие от слова «клеймение», стигматизация означает навешивание социальных ярлыков.

Нтшв гфедзтовлсние о cвусмaгвзоцивмнжювзоBpозвть в виде схемы (Схема 1.):

Применялись различные методы сбора информации (интервью, опрос, анкетирование).

Объектом нашего исследования стали ответы учеников на вопросы анкеты. Генеральная совокупность составила -6818 человек. Размер выборочной совокупности составил 300 человек. В анкетировании приняло участие 239 человек. Желаемая выбраковка анкет составила не более 39 человек. Полученные в результате анкетирования данные, были введены в систему SPSS и зашифрованы.

В результате было выявлено, что можно определить процесс стигматизации, состоящий из субъекта и объекта, формы проявления и самой реакции на стигму, а также рез ль-тат стигматизации, который включает самоидентификацию и социальное взаимодействие (интеракцию). Векторами

влияния стигмы становятся: учеба, поведение, межличностные отношения, самооценка и жизненные планы учащихся, подвергшихся стигматизации. Схематично влияние стигматизации мы изобразили следующим образом (Схема 2.)

Схема 2. Влияние стигматизации

Образование и существования ярлыков в школьной среде 10, 11 классов СОШ г. Волгограда, явление закономерное, но не все учащиеся понимают правильно слово стигма и воспринимают его через синонимы - ярлык, прозвище/ кличка. Хотя на самом деле это разные понятия.

Так слово ярлык исторически имело значение «письменное повеление ха-на» (во времена Золотой Орды), поэтому гиперонимами выступают слова знак, документ. Постепенно ярлыком стали называть товарный знак в виде наклейки, этикетки или бирки на изделии. В речи носителей русского языка слово стало использоваться в составе фразеологического сочетания: навесить/наклеить ярлык. Стилистические пометы «переносное», «неодобрительное» передают значение чего-то формального, не отличающееся глубиной определение, характеристика чего-либо, как правило, отрицательная [6]. Синонимически, последнее значение близко к слову стереотип. Ярлык - явление константное (исторически сложившееся), служит единым понятием для группы, выделяя ее представителей из общей массы по причине каких-либо неподходящих с точки зрения социума «отклонений».

Прозвище - это наименование, которое иногда дается человеку (помимо настоящей фамилии и имени), указывает на какую-нибудь черту его характера, внешности, деятельности, привычек, рода занятий или по созвучно с подлинным именем или фамилией. Как правило, прозвища даются одному определённому человеку на непродолжительное время. Оно может рождаться в семье, в классе, или во дворе, в компании [6].

Слово кличка - произошло от гл. кликать в значении «звать». В других языках имело значение «взвизгнуть,

вскрикнуть», «пронзительно кричать», «покрикивать», «громко кричать», «говорить, сообщать», «приписывать кому-л. что-л.». В современном русском языке имеет значения: 1) название, имя, даваемое животному; 2) прозвище, даваемое человеку (в шутку, в насмешку, в целях конспирации и т. п.).

Количество респондентов, обладающих ярлыком (прозвищем, кличкой), составляет примерно треть (36%) опрошенных. При этом обладателями являются как юноши (44%), так и девушки (28%).

Табл.1.

Наличие ярлыка (прозвища, клички)

Вариант ответа пол Итого

мужской женский

да 44% 28% 36%

нет 56% 72% 64%

Если учитывать половозрастной критерий, то в 10 классе наличие ярлыка признало меньшее количество человек, по сравнению с 11 классом.

Табл. 2.

Соотношение признания наличие ярлыка

Класс

Пол 10 кл 11 кл

Мужской 45% 55%

Женский 43% 57%

Место, среда зарождения и существования ярлыка огра-

ничена тремя сферами, в которых человек вращается и проводит больше всего времени:

- дом (9%). Обычно (81%) это имена собственные (Алиса, Денис) или именования с маркировкой определенной социальной роли респондентов (сын/дочь) - 19%. Вариантом становятся уменьшительно-ласкательные формы этих именований (Анечка, Сашка, сынок, доченька).

- школа (26%). Это связано с тем, что в школе учащиеся старших классов мало взаимодействуют друг с другом, много времени уходит на подготовку к выпускным экзаменам и поступлению в вузы.

- компания (65%). В этой группе участники чувствуют себя расковано, объединены общими идеями, имеют схожими увлечение. Отношения между ребятами в компании непринужденные, панибратские, нередко грубоватые. Чтобы стать полноправным членом компании, нередко надо иметь

Таким образом, стигматизируются и физические недостатки, и недостатки характера, религиозная или национальная принадлежность.

Для измерения влияния стигматизации на респондентов, в анкету были включены вопросы: «Как вы относитесь к прозвищу, которым называют Вас друзья? и «Как одно-

Ученики либо не реагируют на то, что являются объектом стигматизации, либо воспринимают это как шутку. Смех и игнорирование - это своеобразная защитная реакция. Это позволяет им оставаться в тени и избегать новых активных воздействий со стороны окружающих, что связано с культурой общения.

свою стиг-му. В компании прозвища нередко отражают отношение участников группы друг к другу: могут быть добрыми, веселыми (Петунья, валькирия, Немо), или наоборот - злые, саркастические прозвища (малявка, пучеглазик, таракан).

Поэтому можно отметить, что ярлыки зарождаются в школе, где учителя эмоционально оценивают знания или поведения учащегося: «не будь тупицей, Иванов!» или в компании друзья дают «метку».

Чтобы установить источник появления ярлыка, необходимо было выяснить причины его появления, т.е. выявить - что становится объектом стигматизации, за что респонденты получают свои прозвища. Ответы на вопрос анкеты «Почему Вас так называют?» распределились следующим образом:

Табл.3

классники реагируют на свои прозвища?».

Отношение к наличию ярлыка носителями воспринимается либо индифферентно (31%), естественно, как нечто само собой разумеющееся (44%) и так же в шутку (19%), а со стороны это кажется в 42% смешным.

Табл. 4.

Табл.5.

Реакция на носителя ярлыка со стороны

Варианты ответов Процентное соотношение

смеются 42%

просят помощи 3%

игнорируют 25%

упрекают 1%

оскорбляют 3%

затрудняюсь ответить 16%

другое 9%

Причины появления ярлыков

Предмет/объект стигматизации Процентное соотношение

соответствует моему характеру 12%

соответствует моей внешности 8%

отражает мои увлечения 2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связано с моей расовой принадлежностью 2%

связано с моей религией 2%

сокращение от фамилии 10%

затрудняюсь ответить 16%

другое 8%

Отношение респондентов к своему ярлыку

Варианты ответов Процентное соотношение

принимаю (нормально, естественно) 44%

никак не реагирую 31%

считаю это шуткой 19%

стараюсь соответствовать 2%

другое 4%

щая личность. Чтобы выяснить отношение к этому феномену в состав анкеты был включен вопрос «Как Вы думаете, Несмотря на то, что ярлыки существуют, их явление не- навешивать ярлыки - это...». Ответы респондентов распре-желательно, потому что зачастую в них скрыта негативная делились следующим образом: коннотация, обидная, унижающая достоинство, подавляю-

Табл.6.

Реакция респондентов на феномен существования ярлыка

Реакция пол Итого

мужской женский

этично 12% 12% 12%

стоит так делать 0% 8% 4%

не стоит так делать 44% 16% 30%

неэтично 12% 36% 24%

затрудняюсь ответить 32% 28% 30%

Несмотря на то, что большинство респондентов согласно, что не стоит навешивать ярлыки, давать прозвища, но без этого прожить невозможно, потому что это явление неискоренимое, т.к. находится в глубинах социума, заложено в памяти того или иного народа исторически.

Социальная стигматизация явление постоянное, иногда необходимое, ко-гда целью становится позитивное управление развитием личности или общности. Положительным аспектом стигматизации становится процесс осмысленного формирования положительного имиджа человека, и развитие взаимоотношений внутри общности на гуманистических началах. Стигмы становятся стимулом для развития конкретных способностей и качеств личности, служат средством повышения социального статуса индивида [3]. Но для этого необходимо научиться регулировать данный процесс путем создания благоприятных условий для взаимоотношений людей; адекватно воспринимать ценность и значимость явления для социальной общности и для индивида, учитывая время и пространство их жизнедеятельности; научить кадровый состав культуре общения, моделируя поведение соучастников в условиях проблемы стигматизации.

Таким образом, стигматизация в образовательной среде нередко становится препятствием для личностного роста, возникают проблемы с социальным позиционированием, ограничением в проявлении, выражении себя, в будущем

наблюдаются проблемы социальной успешности, отмечается неспособность подняться на следующую более высокую ступень личного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of the Spoiled Identity. — N.J., Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963.

2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман; Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. — М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. — 323 с.

3. Мухина, В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде [Текст] / В.С.Мухина // Развитие Личности. 2000. №3-4. С.157-190.

4. Сайт «Glossary.ru» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RCro9tol (Дата обращения: 10.11.2015).

5. Соколова, Л.В. Деперсонализация и стигматизация личности в подростковой среде [Текст]: Дис. канд. психол. наук / Л.В.Соколова. М.: РГБ, 2003. - 90с.

6. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.