Научная статья на тему 'Проект «Педагогическая стигма»: происхождение, влияние, управление'

Проект «Педагогическая стигма»: происхождение, влияние, управление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИГМА / СТИГМАТИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗМЫ / ДЕВИАЦИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / МОББИНГ / БУЛЛИНГ / БОССИНГ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕЗИСТЕНСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Марина Васильевна

Феномен педагогической стигмы повсеместно распространенное явление. Критерием стигматизации выступают сакрализированные педагогические ценности. Педагогическая стигматизация определяет поведение обучающихся, принявших стигму, разделяет учебный микросоциум на группы, облегчает управление им, делая поведение стигматизированных предсказуемым, часто вызывает девиацию поведения и в редких случаях позитивно, а чаще деструктивно влияет на процесс и результаты образования. Управление педагогической стигмой, перевод ее в «нейтральное положение» работа для преподавателя и студента в равной степени. Для эволюции педагогической стигмы необходимо знание и осознание феномена стигматизации, выработка не специфической резистентности к стигме, постоянный поиск верных траекторий, использование эффективных методов управления стигмой в нужное время, в нужном месте, толерантное отношение к девиантам и инакомыслящим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Педагогическая стигма»: происхождение, влияние, управление»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПРОЕКТ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТИГМА»: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ

Полякова Марина Васильевна, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

E-mail: akvamarin1110@mail.ru

Аннотация. Феномен педагогической стигмы - повсеместно распространенное явление. Критерием стигматизации выступают сакрализированные педагогические ценности. Педагогическая стигматизация определяет поведение обучающихся, принявших стигму, разделяет учебный микросоциум на группы, облегчает управление им, делая поведение стигматизированных предсказуемым, часто вызывает девиацию поведения и в редких случаях позитивно, а чаще деструктивно влияет на процесс и результаты образования. Управление педагогической стигмой, перевод ее в «нейтральное положение» - работа для преподавателя и студента в равной степени. Для эволюции педагогической стигмы необходимо знание и осознание феномена стигматизации, выработка неспецифической резистентности к стигме, постоянный поиск верных траекторий, использование эффективных методов управления стигмой в нужное время, в нужном месте, толерантное отношение к девиантам и инакомыслящим.

Ключевые слова: стигма, стигматизация, автоматизмы, девиация, дискриминация, дифференциация, депривация, моббинг, буллинг, боссинг, когнитивные процессы, резистенстность.

Феномен стигмы и процессы социальной стигматизации сегодня находятся в тренде научных исследований. Гоффман И. (1963, 2000), Пламмер К. (1975), Липп В. (1985), Клейберг Ю.А. (2001), Липай Т.П. (2004, 2013) Мамедов А.К. (2013) и другие ученые активно изучают проблемы социальной стигматизации.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Кратко их выводы можно сформулировать так: стигма (др.-греч. апу^а — «знак, клеймо») - это многоплановый социально-культурный феномен (греч. фагуо^еуоу — «являющееся», «явление»). Стигматизация представляет собой, одновременно процесс и результат ценностно-нормативных отношений [2]. Любой социум насыщен стигмами, хотя стигматизация осуждается культурой [4].

Студенческая группа представляет собой учебный микросоциум (модель социальных отношений) с характерными для него, педагогическими стигмами. Поэтому объектом данного исследования стал процесс педагогической стигматизации в учебном микросоциуме. Проблема исследования была сформулирована следующим образом. Педагогическая стигматизация является облигатным (лат. оЬ^а^ - обязательный, непременный) и перманентным (лат. регтапео - остаюсь, продолжаюсь) явлением учебного микросоциума. Сама стигма обладает сильным чаще всего негативным воздействием на учебный процесс и его результаты. Следовательно, если невозможно избавиться от феномена педагогической стигмы, то необходимо научиться управлять им, нивелируя его отрицательное влияние. •

Для осуществления исследования был создан проект «Педагогической стигма: происхождение, функции, управление». Миссия проекта: Оптимизировать изучение педагогики в ВУЗе путем управления педагогической стигмой в учебном микросоциуме. Цель проекта: Найти эффективные варианты управления педагогической стигмой в учебном микросоциуме. В проекте участвовало 87 студентов II курса Института гуманитарного и социально-экономического образования (ГСЭО), Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, РФ, в 20152016 учебном году. Проект состоит из 6-ти этапов:

1-й этап - «База данных». Цель: Определить объем и качество имеющейся информации о феномене педагогической стигмы в учебном микросоциуме.

2-й этап - «Теоретические исследования». Цель: Собрать и обработать информацию о причинах, вариантах, процессах, последствиях педагогической стигмы.

3-й этап - «Форсайт-сессия «Управление педагогической стигмой». Цель: Моделирование стратегии и тактики управления педагогической стигмой на стыке педагогических трендов и личного потенциала каждого обучающегося в виде «дорожной карты».

4-й этап - «Исследовательские проекты». Цель: Индивидуальный подбор дополнительных методов управления педагогической стигмой.

5-й этап - «Проверка эффективности дорожной карты» - презентация результатов исследовательских проектов. Цель: Оптимизация управления

212

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стигмой способом повышения самооценки.

6-й этап - Контрольное определение базы данных «Как управлять педагогической стигмой» - сочинение-рассуждение. Цель этапа: Определить эффективность проекта (совпадение цели и результатов).

Описание содержания и результатов каждого этапа проекта.

Содержание 1-го этапа. Аудитории были заданы вопросы и задания: 1. Что такое стигма? 2. Приведите собственный пример стигмы. 3. Влияет ли стигма на учебу, на место человека в учебном микросоциуме? 4. Можно ли управлять стигмой? Материалы были получены от 86 участников. Ниже приводится анализ собранной информации и часть ответов в виде анонимного цитирования.

1-й вопрос - определения понятия стигма аккуратно взяты из справочных электронных ресурсов (ссылки сохранены).

2-й вопрос - пример стигмы чаще приводится свой: «Моя стигма «отличник»»; «Меня называли задротом...»

3-й вопрос - влияние стигмы описывалось в 2-х вариантах: «.стигма «умника» может заставить человека поверить в себя и совершенствоваться»; «... из-за стигмы «любимчик препов» я сильно переживаю из-за самых мелких • промахов.» ...»

4-й вопрос - проблема управления стигмой решалась чаще негативно:

«Я считаю, что избавиться от стигмы «отличник» нельзя, это клеймо на всю жизнь».

«... у меня статус старосты группы. Эта стигма вызывает у моих одногруппников синдром выученной беспомощности. Они не хотят самостоятельно делать даже очень простые вещи. Я не могу их заставить, хотя мне тяжело .»

Итоги 1-го этапа: Участники проекта (78%) являются носителями педагогических стигм разного характера. Признают отрицательное влияние стигмы 73%. 12% считают, что управление стигмой затруднено, но возможно.

Содержание 2-й этапа - «Теоретические исследования: причины, варианты, процессы, последствия педагогической стигмы». Цель: Собрать и обработать информацию о причинах, вариантах, процессах, последствиях педагогической стигмы.

На этом этапе использована педагогическая технология Дальтон-план, разработанная Хелен Паркхёрст (Parkhurst, Helen) - крупным американским ученым, педагогом, автором масштабного международного педагогического проекта «Dalton Plan», основателем инновационного педагогического кластера The Dalton School, магистром Йельского университета (Yale University) практически 100 лет тому назад [6]. Обучение по Дальтон-плану основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность,

213

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

сотрудничество [5], что создает необходимые условия для нивелирования значения педагогической стигмы, за счет снижения ее эмоционального давления.

Итоги 2-го этапа: Выполнено 14 индивидуальных и групповых исследований - проектов, исследующих причины, варианты, процессы, последствия педагогической стигмы. Собранные материалы были использованы для теоретической части 4-го этапа и приводятся в описании его содержания.

Содержание 3-го этапа - «Форсайт-сессия «Управление педагогической стигмой». Цель: Моделирование стратегии и тактики управления педагогической стигмой на стыке трендов учебного процесса и личного потенциала каждого -создание «дорожной карты».

Форсайт-сессия состояла из двух частей:

1-я часть «Педагогическая стигма»: анализ трендов учебного процесса

Приведем «свернутую» информацию - результат исследований студентов в виде докладов и презентаций.

Педагогическая стигма - знак, которым маркируется обучающийся. Нанесение стигмы (педагогическая стигматизация) всегда происходит в конкретном пространстве - в учебном микросоциуме во время учебного • процесса. Педагогическая стигма наносится очень просто. Выбирается какое-либо девиантное «учебное» качество человека, например, ярко выраженный темперамент, усидчивость, память малого или уникально большого объема. Этому качеству придается отрицательное значение - «флегма - тормоз», «заучка», «недоумок», «яйцеголовый».

Далее учебный микросоциум принуждает стигматизируемого с помощью различных вариантов давления («дразнилок», например) принять стигму, навязывая ему определенное поведение, подавляя его истинную индивидуальность. Принимающий стигму начинает верить в нее, вести себя соответствующим (девиантным) образом («...нет ничего плохого, что я не хожу на все пары, итак все знают, что я «прогульщик»), сам себя лишает социальной идентичности (самостоятельности), становится аутсайдером (англ. outsider -посторонний), и стигма осуществляется. Она становится неотъемлемой характеристикой обучающегося, определяет его статус в микрогруппе, закрепляется как педагогическая девиация. «.Если ты долгие годы был изгоем, трудно потом в студенческой жизни выйти из этого состояния. И ты все также остаешься в числе отвергнутых.» Результат: замкнутый круг, своего рода, «драматизация зла».

Кроме этого, педагогическая стигма имеет способность к распространению и переносу. В случае распространения обучающемуся приписываются какие-то еще дополнительные особенности, чаще недостатки («медлительный, значит тугодум»). «Обобщение» стигматизированного качества с отдельного

214

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

представителя какого-либо микросоциума на всех его членов («сидящие за первыми столами в аудитории - отличники») это - перенос. Так образуются аут-группы (англ. out-group - объект оппозиции).

«Ушлые» стигматизированные могут и умеют использовать свою стигму и получать от неё т. н. «вторичные выгоды» в учебе. Приведем примеры. Педагогическая стигма «двоечник» оберегает ее носителя от интеллектуальных нагрузок («он все-равно ничего не поймет»), дополнительных полномочий («он никогда ничего не сделает толком»). А стигма «отличник» увеличивает его шансы на красный диплом. Преподаватель вполне может повысить балл, что не «портить» зачетку или диплом. «Мне иногда добавляют баллы потому, что я «ботаник». Это очень стыдно, потому что я знаю, как много работают другие, чтобы получить «отлично».»

В современных научных исследованиях выделены позитивная, нейтральная и негативная виды стигмы. Все названные варианты, кроме нейтральной, влекут дискриминацию (социальное отторжение индивида от общества), подавляют когнитивные функции, сопровождаются эмоциональными травмами. Нейтральная стигма означает, что позитивное отношение к • своеобразию индивида носит латентный (от лат. latentis - скрытый, невидимый) характер [2].

Гораздо интереснее в рамках нашего проекта то, что существует горизонтальная и вертикальная педагогическая стигматизация. Первая осуществляется обычно членами учебного микросоциума. Причины горизонтальной стигматизации обычно просты и безнравственны. Назовем их:

- управление страхом (раздающий стигмы, очень чего-то или кого-то боится. Чаще всего, сам стигматизатор страдает дидактогенным неврозом, у него большие пробелы в знаниях, малая работоспособность и пр. С помощью педагогических стигм, которые раздает окружающим, он отвлекает от себя внимание, пытается защититься);

- управление самооценкой (человек, наносящий стигму, повышает собственную самооценку малой ценой, за счет дискриминации других);

- оправдание установившейся иерархии микросоциума (стигма легитимизирует (лат. lex - закон) низкий статус аутсайдера или аут-группы);

- оправдание дискриминации (негативных действий) аутсайдера или аут-группы.

По вертикали стигматизация осуществляется доминантной группой внешней по отношению к учебному микросоциуму [1]. Это - преподаватели, кураторы, методисты. Они выступают в роли арбитров и маркируют неприемлемые для них формы поведения как девиации («Опаздывающий», «Фантазер», «Растяпа»). Для этого существуют отработанные техники,

215

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

называемые боссинг (англ. bossing), - психологическое давление со стороны доминантной группы. Так, например, принято

- публичное подчеркивание личных психологических особенностей («Какой медлительный. »),

- неудач («Все посмотрите, у NN опять ничего не получилось!»),

- оскорбительный тон («Конечно, чего ждать от прогульщика!»),

- угрозы («Еще посмотрим, как вы получите зачет!...»),

- постоянная негативная оценка деятельности («Здесь можно было бы поставить четыре, но это же - SS, она ничего не понимает, поэтому - три. »),

- отказ в доверии и делегировании полномочий («.были общественные дела, которые моему другу хотелось выполнить, но ему не разрешали, потому что «разгильдяй»).

Причина вертикальной педагогической стигматизации проста и прагматична. Это - дифференциация (лат. differentia — разность, различие) учебного микросоциума. В нее входит ограничение поведения обучающихся заранее заданной схемой. Затем селекция (от лат. selectio - выбор, отбор) этих групп по «знаку» стигмы и управление ими по классическому принципу • «разделяй и властвуй». Так легче справляться с разнообразием учебного микросоциума, потому что действия стигматизированных предсказуемы. Нет необходимости анализировать возникающие ситуации, можно просто стандартно реагировать на них. Собственно, вертикальная стигматизация - признак низких управленческих качеств педагога.

Стигма определяет отношение к сигматизированному в учебном микросоциуме. Континуум (лат. continuum — непрерывное, сплошное) действий по отношению к нему обширен. Перечислим их: молчание, дискриминация (лат. discriminatio - ущемление) фрустрация (лат. frustratio — расстройство замыслов), депривация (лат. deprivatio —лишение), остракизм (др.-греч. то OaxpaKov — черепок, скорлупа) - изгнание. Сюда же входят акты насилия: моббинг (от англ. mob — толпа) - «горизонтальная» травля, с инициированием конфликтов; буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование (террор) беззащитной жертвы всем микросоциумом, боссинг (англ. bossing) [2].

В крайних случаях следствием таких действий является маргинализация (лат. marginalis — находящийся на краю) - выход стигматизированных из учебного микросоциума - отчисление.

Все эти действия задают невозможность и обеспечивают, в конечном итоге, неспособность к полноценной учебе из-за подавления когнитивных функций, лишения стимулов развития личности, права на общественное признание, закрепляют отрицательную стигму и провоцируют проявление негативных сторон. Но не сама роль отверженного, а соответствующее ей поведение

216

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

приводит к стигматизации.

Выводы теоретического этапа форсайт-сессии: Педагогическая стигматизация - тренд учебного процесса, она осуществляется в конкретных условиях учебного микросоциума и отрицательно влияет на процесс обучения и его результаты.

2-я часть форсайт-сессии: «Составление «дорожной карты» носила сугубо прикладной характер. Цель: моделирование стратегии и тактики управления педагогической стигмой на стыке трендов учебного процесса и личного потенциала каждого.

«Принцип построения «дорожной карты» - эволюция педагогической стигмы. Иными словами, не существует единообразного метода, нужен постоянный поиск верных «траекторий» управления стигмой.

Итоги практического этапа форсайт-сессии - «заготовка» личной дорожной карты для каждого участника учебного микросоциума.

В «дорожной карте» обозначены стратегические направления управления педагогической стигмой:

- знание в феномене педагогической стигмы; •

- знание и понимание о механизме стигматизации в условиях учебного микросоциума;

- понимание функций (влияния) педагогической стигмы на процесс и результат образования;

- осознание собственной стигмы;

- рефлексия (позднелат. гейехю — обращение назад) - анализ собственного поведения;

- анализ континуума действий учебного микросоциума;

- полагание цели - нивелирование агрессивного влияния педагогической стигмы;

- синтез индивидуального трека (координация стратегии и тактики) управления стигмой. (Дополнительные методы подбираются индивидуально, учитывая локальные задачи и особенности обучающихся) [7].

1. Формирование «неспецифической резистентности» (лат. resistentia — сопротивление, противодействие).

2. Толерантное отношение к девиантам и инакомыслящим.

Результат 3-го этапа проекта:

- создание общего ясного мотивирующего видения феномена педагогической стигмы;

- создание основы для принятия эффективных решений управления ею;

- появление свежих, простых в реализации идей, которые могут серьезно повысить эффективность управления педагогической стигмой;

217

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- заряд энергии и уверенности в будущем [7].

Содержание 4-го этапа - «Исследовательские проекты». Цель: Индивидуальный подбор дополнительных методов управления педагогической стигмой (для ее нивелирования).

Учебный процесс в ВУЗе предоставляет достаточно возможностей и поводов для накопления опыта управления педагогической стигмой. Изучение педагогики организуется в виде проектной деятельности студентов и презентаций результатов личных и групповых проектов на межфакультетских семинарах, коллоквиумах, межинститутских конференциях, педагогических чтениях и универсиадах. Используется технология проектной деятельности, разработанная более 100 лет назад и успешно внедренная в практику зарубежного образования. Основной прием - сотрудничество преподавателя и студента [5]. С успехом применяется методика делегирования полномочий. Это означает, что студенты сами определяют темы проектов, число исполнителей, способы и сроки их выполнения, время и характер презентаций. Здесь важны регулярные консультации с преподавателем, предзащиты проектов в группах, «прогоны» пред большими мероприятиями. •

Результаты 4-го этапа: число выполненных проектов - 32. Приведем некоторые темы проектов: «Педагогические принципы Мери Поппинс», «Патриотическое воспитание путем изучения «Бажовских мест», «Я хочу в НОЦ!», «Традиции воспитания на Руси - Домострой», «Синдром «Умной Эльзы» в педагогике, «Абсолютная ценность детства - Я. Корчак» ... и т.п.

5-й этап - «Презентация результатов исследовательских проектов» -педагогические чтения. Цель: Оптимизация управления стигмой способом повышения самооценки.

Важно не пожалеть по итогам педагогических чтений номинаций, мест внутри номинаций, сертификатов, дипломов, почетных грамот, благодарностей (за подписями референтных личностей - проректоров, заведующих кафедрами, научных руководителей), специальных призов («приз зрительских симпатий» или «специальный приз жюри», например) всем участникам. Каждого найдется за что похвалить. Вручается все это публично, торжественно с аплодисментами и позитивными комментариями. Не меньшее значение для оптимизации статуса студента в учебном микросоциуме, нивелирования отрицательной и снижения напряженности положительной стигмы, активизации когнитивных функций, личной актуализации имеют элекронные журналы: фото, видео, отзывы в социальных сетях.

6-й этап - Сочинение-рассуждение «Умею ли я управлять педагогической стигмой», состоящее традиционных тезиса, аргументов и вывода. Цель: Определить эффективность проекта (совпадение цели и результатов). Было

218

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

получено 87 текстов, каждый на лист А 4. У 43% студентов обнаружена эволюция методов управления педагогической стигмой. Приведем выдержки из некоторых работ:

«Моя стигма - «отличница». На контрольных меня многие просили помочь, иногда бывало, что я свое не успевала сделать. Теперь же я поняла, что не обязана все знать и все уметь, как считают в группе, что я должна заботиться о себе. Теперь я говорю: «Пока свое задание не сделаю, меня не трогать!» Я научилась говорить: «Нет». Теперь я управляю стигмой, а не она мной».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Стигма не является барьером для самореализации, если человек, игнорирует чужое мнение, которое является следствием стигматизации».

«Управлять стигмой можно и даже нужно. Иногда стоит просто быть более внимательным к человеку, чтобы понять, что он не просто, к примеру, «только шутить умеет и больше ничего», а еще он может быть очень глубоким человеком, с которым можно поговорить об очень серьезных вещах».

«Мой папа в школе занимался легкой атлетикой, носил стигму «спортсмен». Он много тренировался, участвовал в соревнованиях, занимал призовые места. Все видели в нем только мышцы. Его это обижало. Он любил • учиться, и был отличником. И он сохранял спокойствие, жил своей жизнью и «сломал» стигму. И я теперь понимаю как мне сломать свою. »

«... стигмой можно управлять. Не нужно «опускать руки», а добиваться расположения к себе, и преподаватели изменят свое мнение о тебе...»

Итоги 6-го этапа и результаты проекта: в ходе выполнения всех этапов проекта получены следующие результаты:

Выполнено 36 исследовательских проектов. Из них теоретических 18, практических - 18, составлена дорожная карта управления педагогической стигмой.

Организованы педагогические чтения с целью презентации выполненных проектов с участием 87 студентов.

Участники оценили этапы проекта как эффективную технология накопления личного опыта управления педагогической стигмой.

Наблюдается статистически достоверная эволюция педагогической стигмы. 43% студентов используют составленные ими дорожные карты и управляют своей стигмой.

Заключение исследования

Феномен педагогической стигмы - повсеместно распространенное явление. Критерием ее выступают сакрализированные педагогические ценности. Педагогическая стигматизация определяет поведение обучающихся, принявших стигму, разделяет учебный микросоциум на группы, облегчает

219

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

управление им, делая поведение стигматизированных предсказуемым, часто вызывает девиацию поведения и в редких случаях позитивно, а чаще деструктивно влияет на процесс и результаты образования. Управление педагогической стигмой, перевод ее в «нейтральное положение» - работа для преподавателя и студента в равной степени. Для эволюции педагогической стигмы необходимо знание и осознание феномена стигматизации, выработка неспецифической резистентности к стигме (за счет повышения самооценки и самостоятельности), постоянный поиск верных траекторий, использование правильных методов в нужное время [6], толерантное отношение к девиантам и инакомыслящим.

Литература:

1. Богомаз С. Л., Комлёнок Н. М. Изучение психологических детерминант процесса стигматизации у старшеклассников методом интегративной эклектики // Социальные науки: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - № 4-5.

2. Гофман И. Представление себя другими в повседневной жизни / И. Гофман; пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалёва. - М., 2000.

3. Липай Т. П. О проявлении стигматизации в процессе образования / Т. П. Липай // Социологические исследования. — 2004. — № 10.

4. Мамедов А. К. Липай Т. П. Стигматизация: социально-психологические аспекты (Часть 1) - Психология и право - 2013. - № 3.

. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Е.Паркхерст; пер. с англ. Р. Ландсберг. - 2-е изд. - М.: Новая Москва, 1925. - 248 с.

6. Полякова М.В. Женский гений в педагогике: Parkhurst, Helen // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 7 (7). С. 237-244.

7. Форсайт-сессия [Электронный ресурс]. - URL: http://integral-projects.com/ forsight-session/

8. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М., 2001. — 454 с.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.