УДК 343.34-057.87:004.738.5:378.4(571.63)
https://doi.org/10.24158/spp.2018.2.2
Ковтун Галина Степановна
Kovtun Galina Stepanovna
кандидат философских наук, доцент, профессор Департамента социальных и психологических наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
Котков Дмитрий Андреевич
магистрант Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
PhD, Associate Professor, Professor, Social and Psychological Sciences Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University
Kotkov Dmitry Andreevich
Master's Degree student, School of Humanities, Far Eastern Federal University
PREVENTION OF ONLINE EXTREMISM AMONG STUDENTS (BY A CASE STUDY OF FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY)
Аннотация:
В статье на основе процессуального и системного подходов предпринимается попытка раскрыть особенности и оценить актуальное состояние системы профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете на материале Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Система находится в стадии развития. Результаты экспертного опроса сотрудников ДВФУ, связанных с учебно-воспитательной деятельностью и контролем по обеспечению безопасности, относящихся к категории административно-управленческого аппарата, преподавателей, а также студентов, представителей студенческих объединений позволили установить, что экстремизм в интернете - это весьма опасное, негативное явление, которому общество должно противодействовать. В связи с этим весьма актуальна профилактика, которая не противостоит уже свершившимся фактам проявления экстремизма студентов в интернете, а направлена на предотвращение, предостережение, несовершение правонарушений и преступлений экстремистского характера студентами, а также на непопадание студентов под влияние вербовщиков в интернете. Опрошенные эксперты попытались выделить эффективные методы профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете, подчеркнув значимость профилактических методов (информационных и воспитательно-пропагандистских), направленных на предложение студентам альтернативной деятельности.
Summary:
The study reveals the features and assesses the current state of the system of preventing online extremism among students based on the process and system approach by a case study of Far Eastern Federal University. This system is being developed. The results of an expert survey conducted among administrative and management personnel engaged in teaching and educational area and security control, teaching staff as well as students and representatives of student associations identify that extremism on the Internet is a very dangerous, negative phenomenon which must be opposed by the society. In this regard, the society needs the preventive measures that do not counteract the accomplished extremist acts but are aimed at forestalling, warning, not committing extremist crimes and offences by students as well as avoiding influence of recruiters on the Internet. The interviewed experts tried to highlight the effective methods of preventing online extremism among the students. They emphasized the importance of informational, educational and promotional preventive approaches developed to offer alternative activities to students.
Ключевые слова:
студенты, университет, Дальневосточный федеральный университет, молодежь, интернет, профилактика экстремизма.
Keywords:
students, university, Far Eastern Federal University, youth, the Internet, prevention of extremism.
Постановка исследовательской задачи
Экстремизм в интернете характеризуется приверженностью к радикальным взглядам и установкам, которая осуществляется в формах, не разрешенных действующим законодательством. Профилактика проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете представляет собой такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на девиантогенные факторы, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению его структуры и к несовершению потенциальных экстремистских действий.
Актуальность профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете обусловлена особой остротой проблемы экстремизма и терроризма в современном мире. К сожалению,
интернет является пространством, в котором часто студенческой молодежи навязывается экстремистская идеология, производятся вербовка, побуждение к совершению преступлений. Преступлениям экстремистской направленности присущи демонстрация и распространение ненависти и вражды в обществе, поэтому при их совершении типичным становится использование сети Интернет, привлекающей экстремистов анонимностью, а также легкостью размещения и продолжительностью хранения информации, постоянно находящейся в свободном доступе для студенческой молодежи. Интернет удобен для экстремистов в плане расширения круга лиц, разделяющих экстремистские взгляды, убеждения и установки. Несмотря на активный социальный контроль, выраженный в блокировании информации экстремистского содержания, она снова появляется. В связи с этим огромное значение приобретает профилактика экстремизма в интернете на уровне не только институтов государственной власти, но и гражданского общества. Усиление профилактики экстремизма в интернете, ориентированной именно на студенческую молодежь, необходимо прежде всего потому, что экстремизм имеет особый статус в иерархии социальных проблем, а студенческая молодежь является наиболее уязвимой социальной группой. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходят накопление и реализация негативного потенциала [1, с. 1322].
Молодежный экстремизм является особой формой активности молодых людей, направленной на выход за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения, ориентированных на уничтожение социальной системы или ее части [2, с. 582]. Американский социолог С. Спитцер относил безработную молодежь к одному из типов девиантов. Он считал, что безработная молодежь, которая может представлять существенную опасность для общественного спокойствия и социального строя, является «социальным динамитом». Контролировать ее действия можно посредством юридических мер [3, p. 104].
Молодежный экстремизм - это явление, успех борьбы с которым зависит в первую очередь от грамотной системной психолого-педагогической и социально-психологической профилактики, нацеленной на формирование антиэкстремистского сознания [4, с. 29]. Очень важно расширять круг субъектов, осуществляющих профилактику экстремизма. В частности, вузы можно рассматривать в качестве полноценных субъектов профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете, потому что в вузах формируется не только профессиональное, но и культурное, социальное самоопределение учащихся. Вуз - это значимая среда для формирования полноценного развития молодого человека. Только создание единого коллектива и атмосферы взаимовыручки сможет саботировать работу вербовщиков [5, с. 317].
Молодежному экстремизму и его профилактике посвящены работы Ю.А. Акуниной, Р.М. Афанасьевой, В.И. Борисовского, Е.И. Васиной, Д.А. Ендовицкого, Е.О. Кубякина, А.В. Кузьмина, Н.В. Старикова, И.Ю. Сундиева, Д.В. Фетищева, С.Н. Фридинского, С.Н. Чируна, А.П. Шев-чика, М.А. Шендрика, Т.А. Юмашевой и др. Вопросы профилактики экстремизма в интернете рассматривают А.Х. Валеев, Д.С. Глухарев, Ю.Д. Денисов, А.С. Клементьев, Р.М. Лашин, Г.И. Уземба-ева, П.В. Шувалкин и др. Что касается работ, специально посвященных профилактике экстремизма студенческой молодежи в интернете, то их либо нет, либо они не имеют публичной известности.
Основная задача предпринятого нами исследования - выявление экспертных мнений по вопросу профилактики проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете на материале Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
Методы исследования
В качестве метода сбора эмпирических данных было использовано полуформализованное (экспертное) интервью, которое проводилось с декабря 2017-го по январь 2018 г. с сотрудниками ДВФУ, работающими в структурных подразделениях, которые связаны с деятельностью, влияющей на сдерживание экстремистской активности студентов в интернете. Основные вопросы, которые должны были осветить эксперты, следующие: «Сущность и значение профилактики экстремизма в интернете», «Методы профилактики проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете», «Проблемы профилактики проявлений экстремизма студенческой молодежи в вузе».
Отбор респондентов осуществлялся методом «снежного кома». Эксперты делились на следующие категории: 1) сотрудники службы проректора по учебной и воспитательной работе (N = 3); 2) сотрудники Департамента комплексной безопасности (далее - ДКБ ДВФУ) (N = 2); 3) преподаватели (N = 3); 4) представители молодежных студенческих организаций (N = 2). Показателем достаточности количества опрашиваемых стал факт повторения информации, получаемой от экспертов разных категорий.
Методологические подходы и логика исследования
Профилактика представляет собой технологию, а любая технология является совокупностью методов. Ключевая задача профилактики - это предотвращение, недопущение проявлений
любых форм экстремизма студенческой молодежи в интернете. В связи с этим профилактику будем трактовать исходя из двух подходов: процессуального и системного. Согласно первому, профилактика - это целенаправленно организованный, спланированный и систематически осуществляемый процесс проведения мероприятий, направленных на формирование антиэкстремистской среды в вузе. Исходя из данного понимания, нами будет осуществлен поиск ответов на вопросы о специфике проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете и возможных способах их профилактики. Согласно второму - системному подходу, будем рассматривать систему профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете, место и роль вуза в системе профилактики, его взаимодействие с другими субъектами профилактики, проблемы функционирования системы профилактики и пути ее развития. С учетом данного подхода будут определены приоритетные направления работы по профилактике экстремизма студенческой молодежи в интернете, а также факторы, позитивно и негативно влияющие на организацию и сопровождение этого процесса. Учитывая вышесказанное, интересен поиск ответов на вопросы, касающиеся развития правовых основ, специальных субъектов и технологий взаимодействия субъектов профилактики.
Некоторые результаты исследования
Сущность и значение профилактики экстремизма в интернете. Большое значение в контексте рассматриваемой проблемы имело то, как трактуют сущность экстремизма в интернете, основные формы его проявления опрошенные эксперты. Исследование показало, что значительная часть респондентов определяет экстремизм студенческой молодежи в интернете как социально опасные действия, связанные с отрицанием существующего государственного или социального порядка, приверженностью к радикальным взглядам, убеждениям и установкам, осуществляющиеся в формах, не разрешенных действующим законодательством, реализуемые с использованием сети Интернет. По мнению экспертов, он может находить выражение в бытовой, социально-протестной, политической, национально-этнической, религиозной форме, а также ксенофобии с использованием сети Интернет. В студенческой среде экстремизм может проявиться в увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями или иными религиозными доктринами, призывающими к свержению конституционного строя, а также в распространении связанных с ними материалов среди своих знакомых, в том числе с помощью социальных сетей в интернете, в осуществлении репостов экстремистского контента.
Все опрошенные сходятся во мнении, что студенты могут совершить подобные действия по незнанию. Именно недостаток правового просвещения в сфере студенческой активности в интернете может привести к возможным проявлениям экстремизма. Вместе с тем к вопросу организации информирования о нормах поведения в интернете нужно относиться очень серьезно: здесь важно участие всех субъектов профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете, например представителей ФСБ, МВД, органов прокуратуры, исполнительной власти, общественных объединений, СМИ, родителей студентов, а не только преподавателей и административно-управленческого персонала вуза. Однако при ответе на вопрос о том, кто же должен вести информационно-просветительскую работу среди студентов, мнения экспертов разделились. Большая часть экспертов считает, что эту работу должны вести все субъекты профилактики проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете, и даже шире - все агенты социализации. Однако ряд экспертов, в частности эксперты, работающие в Департаменте комплексной безопасности ДВФУ, отметили нежелательность проведения профилактических лекций, посвященных нормативно-правовому регулированию поведения в интернете, преподавателями учебных дисциплин. «Преподаватели ведут занятия по учебным дисциплинам, предусмотренным учебным планом, они мало осведомлены о специфике профилактических приемов, особенностях вербовки в интернете и путях противодействия этому процессу» (Э. 4, м., ДКБ ДВФУ).
Все опрошенные также сошлись во мнении, что профилактика экстремизма студенческой молодежи в интернете необходима и важна, потому как она приводит к несовершению потенциальных экстремистских действий, предотвращает правонарушения. Нельзя оценить степень достаточности профилактики, она должна вестись постоянно, профессионально и совместно всеми субъектами с интегрированным использованием профилактических методов.
Методы профилактики проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете. Опрошенные эксперты назвали различные методы профилактики, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными. Мнения экспертов о тех профилактических методах, которые уже реализуются в ДВФУ, разделились: «На сайте ДВФУ создан специальный раздел, посвященный профилактике экстремизма, происходит транслирование профилактической информации в официальных студенческих группах в социальных сетях» (Э. 2, м., служба проректора по учебной и воспитательной работе). «В университете проводятся мероприятия, направлен-
ные на формирование толерантной студенческой среды, дни межнационального студенческого единства, студенческие праздники» (Э. 1, ж., служба проректора по учебной и воспитательной работе). Эксперты отметили актуальность методов, направленных на предложение студентам альтернативной деятельности, а также методов информационной и воспитательно-пропагандистской группы. По мнению экспертов, важно, чтобы студенты были активны и во внеучеб-ной деятельности, меньше проводили времени в интернете, больше общались между собой, активно участвовали в совместных мероприятиях, чтобы время расходовалось с пользой. «Интернет помимо пользы в поиске необходимой информации еще и очень вреден. Он обладает свойством затягивания, вовлечения, что приводит к трате большого количества времени впустую» (Э. 8, ж., преподаватель).
Помимо этого, следует акцентировать внимание на развитии патриотизма в студенческой среде. «В студентах нужно воспитывать дух патриотизма, формировать ценностные установки, убеждения на основе терпимости, взаимоуважения» (Э. 7, ж., преподаватель).
В контексте рассматриваемой проблемы весьма актуален вопрос о том, кто конкретно в университете занимается профилактикой экстремизма. Так, ряд экспертов высказали мнение о том, что этой деятельностью занимаются Департамент комплексной безопасности, Департамент внеучебной работы, Департамент внешних коммуникаций. Некоторые эксперты отметили, что эта работа реализуется преподавателями, а также в самой студенческой среде, ее ведут активисты студенческих объединений, т. е. сами студенты. По их мнению, студенты сами копируют друг у друга манеру общения в интернете, правила поведения.
Между тем в силу особенностей проявлений экстремизма в студенческой среде с использованием интернета эксперты из разных категорий пояснили, что профилактическая работа должна вестись не разово, а постоянно и желательно специалистами, которые специально подготовлены для этого. «Интернет-среда очень сложна и многогранна, ее правовая регламентация тоже имеет свою специфику. Сложность реализации профилактики заключается в отсутствии специальных знаний и опыта работы в данном направлении» (Э. 5, м., ДКБ ДВФУ). По мнению экспертов - представителей общественных студенческих объединений, в вузе есть структурные подразделения, деятельность которых связана с профилактикой экстремизма, но большего эффекта усилиями только сотрудников этих подразделений не достигнуть. «Повышение эффективности профилактики возможно, если объединить усилия всех профилактических субъектов. Координировать и направлять их усилия должна самостоятельная структура в университете, которая бы сосредоточивалась на профилактике экстремизма студенческой молодежи в интернете» (Э. 9, м., представитель молодежных студенческих организаций). Схожей позиции придерживаются эксперты из ДКБ ДВФУ. По их мнению, следует создать самостоятельное структурное подразделение, которое проводило бы тщательный мониторинг студенческой активности в социальных сетях, на страницах блогов, форумов, занималось внедрением специального комплекса компьютерных программ, позволяющих вовремя проанализировать и выявить попытки вербовки студентов ДВФУ в экстремистские организации, случаи распространения экстремистских материалов самими студентами. Опрошенные преподаватели указали на необходимость научных исследований проявлений экстремизма и способов их профилактики. «Если бы в университете работала структура, деятельность которой была бы сосредоточена на профилактике экстремизма, то она должна была бы тщательно исследовать этот вопрос с научной точки зрения» (Э. 6, ж., преподаватель).
Эксперты отметили значимость ведения комплексной социальной работы вузом совместно с другими субъектами профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете, акцентировали внимание на работе со студентами из групп риска, проведении профилактических бесед, консультаций, взаимодействии с преподавателями университета, а также научной разработке эффективных профилактических мероприятий. Помимо этих методов необходим курс профилактических лекций и обучающих семинаров, вебинаров, специальный курс для студентов по правовому поведению в интернете с применением новых образовательных технологий. Полезными будут разработка и ведение специального факультативного курса по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, а также проведение социальных акций, направленных на выработку порицания экстремизма, создание стендов антиэкстремистской направленности. Специалистами Департамента комплексной безопасности и Департамента внешних коммуникаций разрабатываются специальные видеоролики, которые в понятной для студентов форме объясняют вред курения, употребления алкоголя, правила поведения на кампусе. Возможно, в дальнейшем, по мнению опрошенных экспертов, можно будет снять видеоматериалы, посвященные профилактике экстремизма в интернете, способам противодействия различным технологиям вербовки студентов.
Проблемы профилактики проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете в вузе. Все опрошенные эксперты понимают необходимость профилактики экстремизма,
формирования в вузе антиэкстремистской среды на основе толерантности и культурного релятивизма. В ДВФУ имеются структурные подразделения, которые могут осуществлять профилактику этого социально опасного явления, но вместе с тем отсутствует специальное закрепление этих функций в самих структурных подразделениях, отдельные процессы, связанные с профилактикой, осуществляются разрозненно, система профилактики находится на стадии формирования. В связи с этим, по мнению экспертов, весьма актуальным представляется создание в вузе самостоятельного структурного подразделения, занимающегося профилактикой экстремизма и терроризма, которая охватывала бы не только ДВФУ, но была бы востребована на территории всего Дальнего Востока. Однако самой серьезной проблемой на пути к созданию такой службы является возможный риск отсутствия финансирования. Заключение
Таким образом, результаты экспертного опроса позволяют сделать вывод о том, что пока рано говорить о целостной и эффективной системе профилактики проявлений экстремизма студенческой молодежи в интернете, она находится в стадии становления. Профилактика должна вестись постоянно, профессионально и совместно всеми субъектами с интегрированным использованием профилактических методов по предложению студентам альтернативной деятельности, а также методов информационной и воспитательно-пропагандистской групп. По мнению экспертов, в силу серьезности данного направления в будущем можно задуматься о создании в ДВФУ специального профилактического структурного подразделения, которое возьмет на себя основную, координирующую роль в реализации системного комплекса профилактики экстремизма студенческой молодежи в интернете.
Ссылки:
1. Васина Е.И. Экстремизм в молодежной среде, СМИ и интернет [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1322-1325. URL: https://moluch.ru/archive/114/30144/ (дата обращения: 28.01.2018).
2. Юшков В.С. Молодежный экстремизм как результат развития информационных технологий [Электронный ресурс] // Там же. 2017. № 4 (138). С. 582-583. URL: https://moluch.ru/archive/138/38809/ (дата обращения: 28.01.2018).
3. Spitzer S. Marxist Perspectives in the Sociology of Law // Annual Review of Sociology. 1983. Vol. 9. P. 103-124.
4. Шевчик А.П. Место и роль вуза в формировании антиэкстремистского и антитеррористического сознания молодежи // Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.Е. Быданова. СПб., 2016. С. 27-31.
5. Шендрик М.А. Идеологическое противостояние и противодействие идеологии экстремизма и терроризма в вузе // Там же. С. 315-317.