Научная статья на тему 'Профилактика профессиональной инертности специалистов'

Профилактика профессиональной инертности специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ИНЕРТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONAL / EXPERT / JOB DESTRUCTION / THE INERTIA OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов Н. И., Ласкин А. А., Мартынова А. Л.

В данной статье представлены научный анализ и результаты экспериментального исследования особенностей по изучению профессиональных, служебных, а также социально-психологических установок высвобождаемых специалистов, желающих продолжить профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма специалиста и его профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, по профилактике профессиональной деструктивности и профессиональной инертности высвобождаемых специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика профессиональной инертности специалистов»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНЕРТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н.И. КОЗЛОВ,

кандидат философских наук

A.A. ЛАСКИН,

кандидат педагогических наук

А.Л. МАРТЫНОВА,

кандидат педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета

В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. В данной статье представлены научный анализ и результаты экспериментального исследования особенностей по изучению профессиональных, служебных, а также социально-психологических установок высвобождаемых специалистов, желающих продолжить профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма специалиста и его профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, по профилактике профессиональной деструктивности и профессиональной инертности высвобождаемых специалистов.

Ключевые слова, профессиональная среда, профессиональная деятельность, специалист, профессионал, профессиональная деструктивность, инертность специалистов.

OCCUPATIONAL INERT SPECIALISTS

N.I. KOZLOV, PhD A.A. LASKIN,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of Psychology and Management Consulting, School of Social Management Consulting Institute

A.L. MARTINOVA candidate of pedagogics

Scientific supervisor Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. in Psychology, Professor of Psychology of Moscow State Pedagogical University V.P. PODVOYSKY

Annotation. This article presents a scientific analysis and the results of a pilot study to examine the characteristics of professional service as well as social and facilities available pshiologicheskih specialists wishing to pursue a professional career. A comparative analysis of data and professional research specialist and professional development at a particular stage of life, for the prevention of occupational and professional inertia destructiveness retrenched staff.

Key words, professional, professional, expert, professional, job destruction, the inertia of specialists.

Раскрытие природы эффективной профессиональной деятельности обусловлен прежде всего чрезвычайной сложностью и многообразием связей между профессионализмом, профессиональным и служебным опытом, характеристиками самой личности специалиста и социальной средой осуществления профессиональной деятельности. Профессиональное развитие, карьера специалиста нередко являются итоговым, интергральным проявлением всех

этих компонентов. В то же время приходится констатировать, что даже наличие всех этих компонентов еще не является достаточным условием эффективной профессиональной деятельности, что проявляется через профессиональные деструкции и профессиональную инертность специалиста.

Осложняет процесс изучения профессионального развития специалистов и то обстоятельство, что негативные явления профессио-

нальнои деятельности практически напрямую зависят от стажа и профессионального опыта специалиста. Приходится говорить о «возраст-ноИ» особенности профессиональной деструк-тивности и профессиональнои инертности специалистов.

Также существенное влияние на деятельность специалиста оказывают изменения про-фессиональноИ среды, усложнение или модификация профессиональныхзадач, изменение зон ответственности, что происходит в результате организационных реструктуризации или изменения профессионального статуса или профессио-нальнои сферы деятельности специалиста.

На наш взгляд, актуальным становится изучение изменении, происходящих со специалистом в процессе смены профессиональнои и служебноИ сферы деятельности, в том числе на кризисных этапах его профессиональной деятельности. Прежде всего, речь идет об изучении профессиональных, служебных, а также социально-псхиологических установок высвобождаемых сотрудников, желающих продолжить профессиональную карьеру. ДвижущеИ силоИ формирования готовности выступает собственная активность специалиста, его образование и профессиональная деятельность.

Процесс профессионализации в отечествен-ноИ психологическоИ науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью спо-собностеИ и интересов, формированием субъекта труда, проблемоИ жизненного пути и самоопределения, выявлением требованиИ, предъявляемых профессиеИ к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлениИ.

Данные моменты определяют направления исследования профессионализма специалиста и его профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности. В данную модель профессионализации, с учетом стоящих перед нами задач изучения профессионального развития, необходимо включить: жизненные и профессиональные планы (стратегии) и связанные с ними целевые ориентации.

Рассмотрение профессионализации как двухстороннего процесса, с одноИ стороны, вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другоИ — как процесса активноИ реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, позволило вы-

делить направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное.

«Специалист» — это подготовленный человек, обладающиИ определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собоИ становление комплекса профессионально важных качеств. Данная трактовка понятия «специалист» задает определенную структуру его деИствиИ — воспроизведение полученных, присвоенных умениИ и способов выполнения деятельности в любых ситуациях.

«Профессионал» — характеристика человека, выражающаяся в его способности выИти за пределы собственноИ деятельности для ее анализа, оценки и последующеИ организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становятся «рефлексия» и «деятельностныИ способ существования». Профессионал есть результат самоактивности человека.

«Профессионализация» отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектноИ активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функциИ познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути [1].

В процессе освоения конкретноИ деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности, уровнем развития отдельных личностных образованиИ и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основноИ движущеИ силоИ развития субъекта профессионально-педагогическоИ деятельности.

Таким образом, анализ подходов и теориИ профессионального развития субъекта деятельности, позволяет заключить:

• одним из наиболее плодотворных направлениИ изучения процесса инертности является его исследование в контексте развития человека в зрелом возрасте и привлечения категории развития как объяснительного принципа;

• успех преодоления инертности зависит от степени соответствия индивидуально-пси-

хологических особенностеИ личности требованиям профессии;

• процесс преодоления инертности рассматривается как способ самореализации человека, становления его субъектности;

• профессиональное развитие личности и преодоление инертности происходят неравномерно и гетерохронно, присутствует и кризисная составляющая отношения к профессии, ее освоение и профессионально-педагогическая деятельность детерминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими, медицинскими, социальными и другими факторами, определяющими особенности жиз-ненноИ и трудовоИ активности человека, его жизнедеятельности.

Разноречивость позициИ, теоретических конструктов, подходов к определению движущих сил профессионального развития, периодичности, целеИ, форм определяет необходимость создания концепции профессионализации специалиста и исследования преодоления инертности с учетом кризисных этапов развития человека.

Функция устоИчивости может быть рассмотрена в качестве определенного «фундамента» для формирования профессиональноИ инертности. ДеИствительно, в процессе прохождения профессионалом тех или иных этапов профессионального развития, которые могут являться и определенными кризисами, профессионал формирует механизм самозащиты — профессиональную устоИчивость «оборонительного» характера.

Таким образом, профессиональная устоИчи-вость стагнирует и превращается не в позитивное, а в негативное явление, сопровождающее профессиональную деятельность специалиста. Мы выделяем данныИ механизм в качестве ос-новоопределяющего механизма формирования профессиональноИ инертности.

Данная дихотомия «устоИчивость — неустоИ-чивость», на наш взгляд, является основноИ для обоснования понятия «инертность» в плане изучения профессионального развития высвобождаемых специалистов. Необходимо понимать продуцирующие механизмы явления, выделяя причинно-следственную связь и особенности преодоления профессиональноИ инертности [2].

Профессиональная инертность — это негативная позиция специалиста относительно вос-

приятия себя в профессии, которая характеризуется следующими моментами:

• стремление к сохранению имеющихся позициИ, нежелание перемен;

• стремление к сохранению образцов прошлого опыта, которое противопоставляется приобщению к новым образцам профессионального опыта;

• негативное отношение к любоИ другоИ про-фессиональноИ среде, кроме собственноИ;

• предпочтение служебных отношениИ перед профессиональными.

Включение субъекта в деятельность сопровождается соотнесением индивидуальных воз-можностеИ и способностеИ человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самоИ деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретноИ деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями возникают противоречия как между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образованиИ, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основноИ движущеИ силоИ развития профессиональноИ деятельности субъекта, в том числе при прохождении различных этапов профессионального развития.

Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности и сопровождаются различными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализациеИ функциИ вполне определенных совокупностеИ личностных своИств, однако особенности этих переходов, своеобразие личностных своИств на каждом из этапов кон-кретноИ деятельности, характер структурирования личностноИ сферы в динамике профессионализации — эти и многие другие вопросы вза-имодеИствия личности и деятельности в процессе профессионализации требуют специального изучения [3].

ОсновноИ возраст высвобождаемых специалистов (свыше 40 лет) можно охарактеризовать как «зрелость», которая предполагает активность субъекта в профессиональном развитии. Увольнение такого специалиста порождает оп-ределенныИ кризис в его жизни, так как происходит «смещение» реального состояния и самовосприятия специалиста в сторону «пожи-

лого возраста», тогда как в возрастном и профессиональном плане специалист находится на этапе «зрелости» и способен к активной профессиональной деятельности. Смысл жизни, с одной стороны, выражает стремления, с другой — является подтверждением реальных достижений. Это одновременно и оценка достигнутого, и планы на будущее.

На данный этап профессионального развития специалиста оказывают также важное влияние социальные стереотипы профессиональной деятельности. Исследуя особенности социальной среды высвобождающегося сотрудника, необходимо отметить, что увольнение является неким специфическим фактором, вызывающим изменение и самого социального статуса, и восприятия уволенным сотрудником себя и своего статуса. Данное состояние можно рассмотреть через дихотомию «объект — субъект», показывающую противоположные попытки рассматривать социокультурную реальность сквозь призму либо объекта, либо субъекта.

Ситуации, через которые проходит специалист, делят жизнь на отдельные этапы, внутри которых она течет спокойно, консервативно, распространяясь скорее в ширину, чем в глубину. Результат прохождения кризисной ситуации и инертность зависят от того, кто и когда принимает решение, и если это решение принадлежит сторонней силе, то на уровне сознания результаты могут быть как существенными, так и ничтожными. Если проблема разрешена благодаря личным усилиям человека, то происходят существенные изменения его самого, его личности, его жизненных потенций.

Изучая особенности профессионального мира, профессиональной среды специалистов правоохранительных органов, отмечаем, что речь идет о специфическом пространстве. С одной стороны, юридическая сфера предполагает необходимость больших знаний, которые могут быть получены исключительно благодаря профессиональному опыту. С другой стороны, наличие такого опыта в определенной степени гарантирует его обладателю успешность в данной профессиональной деятельности. Таким образом, специфичность данной профессиональной среды во многом предопределяет то, что большинство высвобождаемых специалистов правоохранительных органов стремятся продолжить профессиональную деятельность именно в данной сфере.

Среди негативных аспектов данной профессиональной среды — профессиональные деструкции и профессиональная инертность; отрицательные или негативные коммуникации как внутри, так и вовне. В ходе профессиональной деятельности в личности происходят, как правило, довольно быстрые и значительные изменения, которые могут быть и отрицательными, вызывающими так называемую профессиональную деформацию, которая, как и в любой профессии, проявляется через стереотипные действия.

В рамках анализа инертности высвобождаемых специалистов правоохранительных органов необходимо констатировать определенные изменения социального статуса специалиста: негативные — понижение статуса, ощущение «ненужности» и «невстроенности», отсутствие компенсаторных вариантов предыдущему статусу; позитивные — стремление сохранить статус, активность, поиск; возможность «изменить жизнь», реализовать несбывшиеся мечты и ожидания, «второй шанс» изменения в профессиональной деятельности.

В педагогическом сопровождении высвобождаемых специалистов учитывается прежде всего следующее: анализ кризисов профессионального развития в аспекте преодоления инертности охватывает не всю совокупность профессиональных функций и должностных обязанностей специалиста, особенностей его служебной деятельности, а сфокусирован только на тех моментах деятельности личности, которые характеризуются негативными проявлениями с выделением этапности преодоления кризисов профессионального развития и учета сложности, много-уровневости, ситуативности, личностной и социальной значимости этого явления.

Литература

1. Липский И.А. Социальная адаптация военнослужащих: Учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Вопросы обучения и социально-психологической поддержки. М., 2002.

2. Психология профессионала. М., 1996.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. С. 217.

4. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.