Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в педагогическом регулировании профессиональной переориентации'

Личностно-ориентированный подход в педагогическом регулировании профессиональной переориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ИНЕРТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / EDUCATIONAL MANAGEMENT / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL REORIENTATION / PERSONALITY-DRIVEN APPROACH / A SPECIALIST / PROFESSIONAL / JOB DESTRUCTION / THE INERTIA OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласкин А. А.

В статье представлены результаты исследования особенностей изучения профессиональных, служебных, а также социально-психологических установок высвобожденных специалистов, желающих продолжить профессиональную карьеру с учетом личностно-ориентированного подхода в профессиональной переориентации. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма высвобожденных специалистов и их профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, по профилактике профессиональной деструктивности и профессиональной инертности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL-ORIENTED APPROACH TO THE REGULATION OF TEACHER PROFESSIONAL REORIENTATION

The article presents the results of a study to examine the characteristics of professional service as well as socio-psychological attitudes released professionals wishing to pursue a professional career in the light of personality-oriented approach in vocational reorientation. A comparative analysis of data and studies released by professional experts and their professional development at a particular stage of life, for the prevention of occupational destructiveness and professional inertia

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в педагогическом регулировании профессиональной переориентации»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ

А.А. ЛАСКИН,

кандидат педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, кандидат психологических наук

В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей изучения профессиональных, служебных, а также социально-психологических установок высвобожденных специалистов, желающих продолжить профессиональную карьеру с учетом личностно-ориентированного подхода в профессиональной переориентации. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма высвобожденных специалистов и их профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, по профилактике профессиональной деструктивности и профессиональной инертности.

Ключевые слова: педагогическое регулирование, профессиональная среда, профессиональная переориентация, личностно-ориентированный подход, специалист, профессионал, профессиональная де-структивность, инертность специалистов.

PERSONAL-ORIENTED APPROACH TO THE REGULATION OF TEACHER PROFESSIONAL REORIENTATION

A.A. LASKIN,

candidate of pedagogical sciences

The summary. The article presents the results of a study to examine the characteristics of professional service as well as socio-psychological attitudes released professionals wishing to pursue a professional career in the light of personality-oriented approach in vocational reorientation. A comparative analysis of data and studies released by professional experts and their professional development at a particular stage of life, for the prevention of occupational destructiveness and professional inertia.

Key words: educational management, professional environment, professional reorientation, personality-driven approach, a specialist, professional, job destruction, the inertia of specialists.

Психолого-педагогическая поддержка высвобождаемых специалистов, помощь в их профессиональном развитии является важнейшим показателем экономического благосостояния общества и средством социальной защиты людей от безработицы. Важным становится изучение изменений, происходящих со специалистом в процессе смены профессиональной и служебной сферы деятельности, в том числе на кризисных этапах его профессионального развития.

Одним из наиболее сложных процессов в условиях российской действительности является высвобождение сотрудников правоохранительных органов, военных специалистов, находящихся на этапе профессиональной и личностной зрелости. Данные специалисты, составляя фонд профессионалов, необходимый государству и обществу, попадают в ситуацию профессионального и жизненного кризиса, выход из которого не всегда способны найти. Происходящее не только продуцирует деструктивные явления социально-психологического характера в деятельности данной категории специалистов, но и оказывает

глубоко негативное влияние на структуру кадрового обеспечения и восполнения рынка труда в масштабах всей страны [1].

Проблемы, с которыми сталкиваются высвобожденные специалисты из правоохранительных органов в процессе своего вхождения в новый профессиональный социум, требуют своего решения. В этой связи особую значимость приобретает педагогическое регулирование профессионального развития этих высвобождаемых специалистов.

Сложность личностно-ориентированного подхода в педагогическом регулировании разработки программы исследования заключается в крайне неоднозначной и сложной сущности самого профессионального развития специалиста в условиях переходного периода жизненного и профессионального кризиса, и именно поэтому основой становится личностно-ориентированный подход.

Сущностная личностная характеристика профессионального развития специалиста в условиях кризиса складывается из следующих составляющих:

® характеристики индивидуального социально-психологического развития человека; ® анализа служебной деятельности; ® особенностей развития его профессионального опыта.

Профессиональное развитие рассматривается как образование, имеющее свою динамику и структуру. Поэтому одной из наиболее важных проблем исследования становится выявление сущности данного процесса для самих специалистов, определение его динамики и конкретизация (описание) настоящего этапа профессионального развития конкретных специалистов, что является первой задачей.

Второй задачей выступает изучение особенностей педагогического регулирования специалиста и его профессионализации в условиях кризиса (на базе повышения квалификации).

В качестве третьей задачи выделяем работу по преодолению профессиональной инертности у высвобожденных специалистов.

В настоящее время многие методы, используемые в социальных науках, являются междисциплинарными. Следует отметить, что практически отсутствуют социальные исследования профессиональной специфики личности, связанные с использованием метода «социальных биографий», репрезентативность и объективность, междисциплинарный характер в исследовании, анализе и решении социальных проблем.

Целенаправленное формирование самооценки является одной из важнейших задач подготовки в различных видах профессиональной деятельности, в том числе и управленческой. Задача формирования самооценки в деятельности включает в себя умение правильно оценивать свои возможности в деятельности и ее результаты, соотносить эту оценку с оценками окружающих, проявлять самокритичность, воспитывать правильную реакцию на критику руководства и сослуживцев, уметь видеть действительные причины неуспехов и срывов.

Пути развития личности в значительной степени зависят от того, как сложатся в процессе жизни отношения между самооценкой и реальными возможностями. В зависимости от степени адекватности самооценка может стимулировать или подавлять активность человека.

Развитие внутреннего интеллектуально-нравственного потенциала высвобожденного специалиста в первую очередь зависит от оценки личностью самой себя, своих возможностей. Под влиянием оценки окружающих у человека постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. От точности самооценки зависит многое в жизни:

взаимопонимание с другими людьми, успешность учебной и профессиональной деятельности. Недооценка себя связана с неуверенностью, излишней робостью, а переоценка — с недостаточной ответственностью и даже зазнайством [2].

В работах отечественных педагогов и психологов немалое внимание уделено изучению особенностей становления и развития личности высвобождаемых специалистов, особенно в аспекте профессионального развития. В большинстве научных работ и диссертаций профессиональная переподготовка высвобождаемых специалистов в правоохранительных органах практически не рассматривается.

Действующая система дополнительного профессионального образования высвобождаемых специалистов правоохранительных органов слабо влияет на профессиональное развитие этих специалистов. Современные подходы к формированию и развитию системы дополнительного профессионального образования высвобождаемых специалистов правоохранительных органов не имеют целостной педагогической концепции. Проявляется противоречие между необходимостью создания эффективной системы профессиональной переподготовки высвобождаемых специалистов и реальным состоянием профессиональной подготовленности этих категорий работников.

Определяя сущность и особенности профессионального развития специалиста в условиях высвобождения (смены сферы профессиональной деятельности), опираясь на законы социокультурного развития, рынок производства и законы педагогики, обосновываются теоретические подходы к формированию целостной концепции профессионального развития высвобождаемого специалиста (взаимное влияние индивидуальных особенностей высвобождаемого специалиста и новой социальной среды, зависимость личного и профессионального развития, этапность и кризисность профессионального развития, негативное воздействие профессиональных деструкций на развитие высвобождаемых специалистов правоохранительных органов); выделяются интегральные характеристики профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов (карьера, профессиональная устойчивость, профессиональная инертность).

Профессиональная инертность высвобождаемого специалиста выступает как негативное явление профессионального развития, представляющее собой устойчивые деструктивные установки высвобождаемого специалиста при оперировании прошлым профессиональным, служебным и личностным опытом в новых условиях профессиональной деятельности.

Уточнение содержания понятий «психолого-педагогическое регулирование профессионального развития высвобожденных специалистов» предстает как помощь специалисту в формировании ориента-ционного поля развития и усиление его индивидуаль-

ной ответственности, с приоритетом опоры на внутренний потенциал субъекта, что позволяет создать условия для принятия специалистом оптимальных решений в ситуации профессионального и жизненного выбора.

Обоснованная концепция психолого-педагогического регулирования профессионального развития высвобождаемых специалистов — это личностно-ориентированный подход как целостная система взаимодействия педагогов и обучаемого специалиста, направленная на поддержку специалиста в кризисный период его профессионального развития, с учетом индивидуальных, социально-профессиональных особенностей специалиста, особенностей профессиональной и образовательной среды, формирование позитивной субъектной позиции специалиста в аспекте собственного профессионального развития [3].

При этом обоснованная модель психолого-педагогического регулирования и личностно-ориентированного подхода в профессиональном развитии высвобождаемых специалистов включает следующие компоненты: деятельность, направленную на преодоление кризисов профессионального развития специалиста (формирование готовности к адекватному принятию изменений; формирование уверенности в профессиональной успешности и профессиональной целостности, позитивной самооценки); использование педагогических технологий по преодолению профессиональной инертности высвобожденных специалистов.

Основные тенденции педагогического регулирования с учетом личностно-ориентированного подхода рассматриваются в следующих положениях.

1. Высвобождение является кризисным этапом профессионального развития специалиста. В основе содержания и в условиях высвобождения лежит комплексная оценка карьеры как механизма реализации профессионального развития, профессиональная устойчивость и профессиональная инертность специалиста.

2. Профессиональная инертность высвобождаемого специалиста выступает как негативное явление профессионального развития, представляющее собой устойчивые деструктивные установки высвобождаемого специалиста при оперировании прошлым профессиональным, служебным и личностным опытом в новых условиях профессиональной деятельности. Преодоление профессиональной инертности является обязательным условием как в аспекте преодоления кризисов профессиональной деятельности, так и успешности педагогического сопровождения профессионального развития высвобождаемого специалиста в целом.

3. Система педагогического регулирования профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов в системе ДПО предстает как помощь специалисту в формировании ориентационного поля развития и усиление его ин-

дивидуальной ответственности, с приоритетом опоры на внутренний потенциал субъекта, что позволяет создать условия для принятия специалистом оптимальных решений в ситуации профессионального и жизненного выбора. Педагогическое регулирование профессионального развития является необходимым условием успешности как самого процесса обучения, так и дальнейшей профессионализации специалистов.

4. Условиями эффективности педагогического регулирования профессионального развития высвобождаемых специалистов являются: учет ценностных ориентаций, предыдущего опыта профессиональной деятельности специалиста, его субъектной позиции, возрастных особенностей и ограничений; использование педагогических технологий, ориентированных на обучение взрослых людей и предполагающих вариативность в обучении, свободу выбора специалистом дальнейшего профессионального развития, использование технологий тренинг-семинара, педагогического проектирования, игротехнологий, педагогической импровизации и моделирования проблемных и конфликтных ситуаций в новом рабочем коллективе.

Следовательно, качество в профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов синтезируется из следующих показателей:

теоретическая разработка идей и основных положений концепции преодоления кризисов профессионального развития;

качество кадрового и научного потенциала, участвующего в процессе переподготовки высвобождаемых специалистов;

# качество профессиональной подготовки обучаемого;

# непосредственная организация учебно-методического обеспечения.

В педагогическом регулировании высвобожденных специалистов прежде всего учитывается анализ кризисов профессионального развития в аспекте их преодоления, пусть он не охватывает всю совокупность профессиональных функций и должностных обязанностей высвобожденного специалиста, особенностей его служебной деятельности, а сфокусирован только на тех моментах деятельности и личности, которые характеризуются негативными проявлениями с выделением этапности преодоления кризисов профессионального развития и учета сложности, многоуровнево-сти, ситуативности, личностном подходе и жизненно-социальной значимости этого явления.

Литература

1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. — СПб., 1999. С. 105.

2. Липский И.А. Социальная адаптация военнослужащих. Часть 2. Вопросы обучения и социально-психологической поддержки. — М., 2002. С. 43.

3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. — М., 1998. С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.