Научная статья на тему 'Педагогическое регулирование процесса профессиональной переориентации специалистов'

Педагогическое регулирование процесса профессиональной переориентации специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСВОБОЖДАЕМЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВОЗРАСТНАЯ ИНЕРТНОСТЬ / ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ / CRISIS / PROFESSIONAL ACTIVITY / PERFORMANCE / MENTAL STABILITY / PROFESSIONAL ACTIVITIES / RELEASED A SPECIALIST / AGE INACTIVITY / DIFFICULT SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ласкин А. А., Подвойский В. П., Laskin A.

Представлены научный анализ и результаты экспериментального исследования особенностей изучения профессиональных, служебных, а также физических, андрологических и социально-психологических установок для высвобождаемых специалистов разных возрастов продолжить профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма мужчин и профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, устойчивости его психики, умения противостоять стрессам и трудностям жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL REGULATION OF THE PROFESSIONAL REORIENTATION OF THE SPECIALISTS

This article presents a scientific analysis and the results of a pilot study to examine the characteristics of professional service as well as physical, andrological and psycho-social facilities available to professionals of different ages, to continue a professional career. A comparative analysis of data and research professional men and professional development at a particular stage of life, the sustainability of his psyche, the ability to resist the stresses and hardships of life.

Текст научной работы на тему «Педагогическое регулирование процесса профессиональной переориентации специалистов»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

А.А ЛАСКИН,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и управленческого консалтинга, Высшая школа социально-управленческого консалтинга, институт (г. Москва)

Научный консультант доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва)

В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. Представлены научный анализ и результаты экспериментального исследования особенностей изучения профессиональных, служебных, а также физических, андрологических и социально-психологических установок для высвобождаемых специалистов разных возрастов продолжить профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма мужчин и профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, устойчивости его психики, умения противостоять стрессам и трудностям жизни.

Ключевые слова: кризис, профессиональная активность, функционирование, психическая устойчивость, профессиональная деятельность, высвобождаемый специалист, возрастная инертность, трудная ситуация.

PEDAGOGICAL REGULATION OF THE PROFESSIONAL REORIENTATION

OF THE SPECIALISTS

A. LASKIN,

candidate of Pedagogical Sciences, Professor of Psychology and Management Consulting, School of Social

Management Consulting Institute (Moscow)

The summary. This article presents a scientific analysis and the results of a pilot study to examine the characteristics of professional service as well as physical, andrological and psycho-social facilities available to professionals of different ages, to continue a professional career. A comparative analysis of data and research professional men and professional development at a particular stage of life, the sustainability of his psyche, the ability to resist the stresses and hardships of life.

Key words: crisis, professional activity, performance, mental stability, professional activities, released a specialist, age inactivity, difficult situation.

В результате анализа представлений о процессе профессионализации можно выделить два подхода к определению его сущности. Первый связан с развитием и саморазвитием личности, а второй — с адаптацией, т.е. «вписыванием» человека в ту или иную систему профессиональной деятельности или, другими словами, овладением, присвоением этой системы деятельности.

Объединяющим разные подходы к исследованию профессионализации является положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об этапности процесса перестройки профессиональных знаний и умений, о зависимости личностного развития и профессионального становления.

Анализ теорий профессионального развития субъекта деятельности позволяет выделить следующие позиции:

$ одним из наиболее плодотворных направлений изучения процесса профессионализации является его исследование в контексте развития человека в зрелом возрасте и привлечения категории развития как объяснительного принципа;

$ процесс становления профессионализма в течение всей жизни человека можно рассматривать как способ его самореализации, становления его субъ-ектности;

успех профессионализации зависит от степени соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии;

профессиональное развитие личности, ее коммуникативных и психологических качеств и структур происходит неравномерно, через прохождение кризисных этапов развития;

$ отношение к профессии, ее освоение детерминируются и корректируются профессиональными, пси-

хологическими, физиологическими, медицинскими, социальными и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека;

® разноплановость методологических позиций, теоретических конструкций, подходов к определению движущих сил, их периодичности, целей, форм вызывает необходимость создания концепции профессионализации специалиста и исследования социально-психологического содержания этого процесса, в том числе с учетом кризисных этапов развития человека.

Теоретический анализ позволил выделить следующие особенности профессионального развития: карьеру как механизм реализации профессионального развития в профессиональной практике; профессиональную устойчивость как позитивную индивидуальную характеристику специалиста в профессии; профессиональную инертность как негативную характеристику, препятствующую профессиональному развитию.

Карьера — это успешная профессиональная судьба, которая включает в себя совершенствование в профессии, повышение профессионального мастерства, продвижение по службе. В жизни человека происходит серьезная переоценка профессиональной карьеры. Переоценка может быть вызвана низкой привлекательностью работы (по сравнению с ожиданиями), медленным (по сравнению с ожидаемым) продвижением по службе, кризисом середины жизни, профессиональным «выгоранием», эмоциональным истощением, сопровождаемым крайним цинизмом. Карьера является важнейшим показателем профессионального развития, причем имеющим равный вес в субъективном восприятии самого специалиста и в объективных оценках со стороны окружающих.

Профессиональная устойчивость может рассматриваться как свойство личности специалиста, заключающееся в положительном отношении к профессиональной деятельности, желании совершенствоваться в ней; как качественный уровень деятельности, характеризующейся устойчивым интересом и любовью к профессии, ориентированной на успех в выполнении основных профессиональных функций и являющейся предпосылкой формирования мастерства; как система, включающая в себя совокупность мо-тивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-операциональной подсистем. Существенными признаками профессиональной устойчивости как интегрального качества выступают профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональная мобильность и готовность к самостоятельному творческому решению профессиональных задач.

В процессе прохождения взрослым человеком тех или иных этапов профессионального развития профессионал формирует механизм самозащиты — профессиональную устойчивость «оборонительного»

характера. Именно в этом случае профессиональная устойчивость стагнирует и превращается не в позитивное, а в негативное явление, сопровождающее профессиональную деятельность специалиста. Этот механизм есть формирование профессиональной инертности.

Профессиональная инертность — это негативное состояние специалиста относительно восприятия себя в профессии, характеризующееся следующими моментами:

# стремлением к сохранению образцов прошлого опыта, которое противопоставляется приобщению к новым образцам профессионального опыта;

# негативным отношением к любой другой профессиональной среде, кроме собственной;

# предпочтением служебных отношений профессиональным.

Включение субъекта в деятельность сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями возникают противоречия как между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития профессиональной деятельности субъекта, в том числе при прохождении разных этапов профессионального развития.

Этапы профессионализации отражают особенности деятельности и сопровождаются разными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств. Однако особенности этих переходов, своеобразие личностных свойств на каждом из этапов конкретной деятельности, характер структурирования личностной сферы в динамике профессионализации — эти и многие другие вопросы взаимодействия личности и деятельности в процессе профессионализации требуют специального изучения.

Для проблемы генезиса профессионализации субъекта деятельности важно положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Профессиональное развитие является составляющим компонентом процесса развития личности. Утверждая себя в профессии, личность реализует свой потенциал. Критерий самореализации — удовлетворенность личности социальными условиями и удовлетворенность общества личностью. Эта уравновешенность образа «Я» и образа мира достигается через адекватное понимание человеком своего

места в мире. Самореализация, определяет жизненный путь человека.

Из всех многоплановых и многоаспектных проявлений реальной жизни человек выбирает одну линию. Это и есть его жизненный путь, включающий в себя узловые моменты, поворотные пункты. Последовательность узловых моментов определяется самим человеком посредством принимаемых решений. Ход жизни человека определяют принятые им самим решения на каждом узловом этапе. Смысл жизни, с одной стороны, выражает стремления, а с другой — является подтверждением реальных достижений. Это одновременно и оценка достигнутого, и планы на будущее.

Основной возраст высвобождаемых сотрудников правоохранительных органов (свыше 40 лет) можно охарактеризовать как зрелость, которая предполагает активность субъекта в профессиональном развитии. Увольнение такого специалиста порождает определенный кризис в его жизни, так как происходит смещение реального состояния и самовосприятия специалиста в сторону пожилого возраста, тогда как в возрастном и профессиональном плане специалист находится на этапе зрелости и способен к активной профессиональной деятельности.

На этапах профессионального развития специалиста оказывают большое влияние социальные стереотипы профессиональной деятельности. Увольнение является неким специфическим фактором, вызывающим изменение и самого социального статуса, и восприятия уволенным сотрудником себя и своего статуса. Это состояние можно рассмотреть через дихотомию «объект — субъект», показывающую противоположные попытки рассматривать социокультурную реальность сквозь призму либо объекта, либо субъекта.

Ситуации, через которые проходит специалист, делят жизнь на отдельные этапы, внутри которых она течет спокойно, консервативно, распространяясь скорее в ширину, чем в глубину. Результат прохождения кризисной ситуации зависит от того, кто принимает решение, и если это решение принадлежит сторонней силе, то на уровне сознания результаты могут быть как существенными, так и ничтожными. Если проблема разрешена благодаря личным усилиям человека, происходят существенные изменения его самого, его личности, жизненных потенций.

Юридическая сфера предполагает необходимость больших знаний, которые могут быть получены исключительно благодаря профессиональному опыту. Его наличие в определенной степени гарантирует обладателю успешность в профессиональной деятельности. Специфичность профессиональной среды во многом предопределяет то, что большинство увольняемых сотрудников правоохранительных органов стремятся продолжить профессиональную деятельность именно в этой сфере.

Позитивные аспекты этой среды правоохранительных органов следующие:

# среда выступает той структурой, которая детерминирует действие, т.е. юрист-профессионал выражает яркую приверженность и своей профессии, и своему профессиональному сообществу или профессиональному пространству;

# высокий профессионализм сотрудников правоохранительных органов, достигаемый благодаря высокому уровню их профессиональной подготовки и профессиональных требований к себе, формирует профессиональную компетентность этих специалистов.

Среди негативных аспектов профессиональной среды — профессиональные деструкции и профессиональная деформация; отрицательные или негативные коммуникации как внутри правоохранительных органов, так и вне их. В ходе профессиональной деятельности в личности происходят, как правило, быстрые и значительные изменения. Они могут быть отрицательными, вызывающими так называемую профессиональную деформацию, которая, как и в любой профессии, проявляется через стереотипные действия.

При кризисном этапе высвобождения в профессиональном развитии специалистов происходят определенные изменения социального статуса специалиста:

# негативные — понижение статуса, ощущение ненужности и неустроенности, отсутствие компенсаторных вариантов предыдущему статусу;

# позитивные — стремление сохранить статус, активность, поиск;

возможность изменить жизнь, реализовать несбывшиеся мечты и ожидания, второй шанс в профессиональной деятельности.

Профессиональный и жизненный кризис, через который проходит на этапе высвобождения бывший сотрудник правоохранительных органов, порождает неоднозначность его реакций и восприятия своего нового социального и профессионального статуса. Кризисами порождаются определенные позитивные или негативные механизмы реагирования и поведения специалистов в условиях тотального изменения задач и характера окружающей среды. Позитивные механизмы способствуют дальнейшему профессиональному развитию, негативные же (являясь прежде всего средством самозащиты) реализуются в форме защитной профессиональной инертности, которая представляет собой псевдоустойчивость специалиста и приводит его к социальной и профессиональной стагнации.

Литература

1. Липский И.А. Социальная адаптация военнослужащих. Ч. 1: Учебно-методическое пособие. Вопросы обучения и социально-психологической поддержки. М., 2002. С. 95.

2. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 2006. С. 147.

3. Урланис Б. Берегите мужчин! // Литературная газета. 1968. 26 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.