Научная статья на тему 'Исследования и теория педагогического сопровождения высвобождаемых специалистов правоохранительных органов'

Исследования и теория педагогического сопровождения высвобождаемых специалистов правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЫСВОБОЖДЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / A TECHNIQUE OF PEDAGOGICAL SUPPORT / THE PERSONAL APPROACH / CULTURAL-HISTORICAL DEVELOPMENT PERSONS / PEDAGOGICAL ASPECT / PEDAGOGICAL INTERACTION WITH THE LIBERATED EXPERT / SOCIAL REGULATION / WELFARE ACTIVITY OF THE EXPERT / IS INFORMATION-ANALYTICAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засыпкин И. В., Ласкин А. А.

Рассматриваются изменения, происходящие со специалистом в процессе смены профессиональной и служебной сферы деятельности, в том числе, на кризисных этапах его профессионального развития. Анализируются сложные процессы в условиях российской действительности, при высвобождении сотрудников правоохранительных органов, военных специалистов, находящихся на этапе профессиональной и личностной зрелости. Данные специалисты, составляя фонд профессионалов, необходимый государству и обществу, попадают в ситуацию профессионального и жизненного кризиса, выход из которого не всегда способны найти. Происходящее не только продуцирует деструктивные явления социально-психологического характера в деятельности данной категории специалистов, но и оказывает глубоко негативное влияние на структуру кадрового обеспечения и восполнения профессиональных кадров на рынка труда в масштабах всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHES AND THE THEORY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF LIBERATED SPECIALISTS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

In article the changes occurring to the expert in the course of change of a professional and office field of activity, including, at crisis stages of his professional development are considered. Difficult processes in the conditions of the Russian reality are considered, at liberation of law enforcement officers, the military experts being at a stage of a professional and personal maturity. These experts, making the fund of professionals necessary for the state and society, get to a situation of professional and vital crisis an exit from which aren't always capable to find. The events not only produce the destructive phenomena of social and psychological character in activity of this professional category, but also make deeply negative impact on structure of staffing and completion of professional shots on a labor market in scales of all country.

Текст научной работы на тему «Исследования и теория педагогического сопровождения высвобождаемых специалистов правоохранительных органов»

ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

И.В. ЗАСЫПКИН,

начальник управления организации научной иредакционно-издательской деятельности

Московского университета МВД России;

А.А. ЛАСКИН, доктор педагогических наук, профессор Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования;

13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности

E-mail: al.laskin@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются изменения, происходящие со специалистом в процессе смены профессиональной и служебной сферы деятельности, в том числе, на кризисных этапах его профессионального развития.

Анализируются сложные процессы в условиях российской действительности, при высвобождении сотрудников правоохранительных органов, военных специалистов, находящихся на этапе профессиональной и личностной зрелости. Данные специалисты, составляя фонд профессионалов, необходимый государству и обществу, попадают в ситуацию профессионального и жизненного кризиса, выход из которого не всегда способны найти. Происходящее не только продуцирует деструктивные явления социально-психологического характера в деятельности данной категории специалистов, но и оказывает глубоко негативное влияние на структуру кадрового обеспечения и восполнения профессиональных кадров на рынка труда в масштабах всей страны.

Ключевые слова: методика педагогического сопровождения, личностный подход, культурно-историческое развитие личности , педагогический аспект, педагогическое взаимодействие с высвобожденным специалистом, социальное регулирование, социально-культурная деятельность специалиста, информационно-аналитическая деятельность педагога.

RESEARCHES AND THE THEORY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF LIBERATED SPECIALISTS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

I.V. ZASYPKIN,

head of department of the organization of scientific and publishing activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia;

A. A. LASKIN, doctor of pedagogical sciences, professor

Annotation. In article the changes occurring to the expert in the course of change of a professional and office field of activity, including, at crisis stages of his professional development are considered.

Difficult processes in the conditions of the Russian reality are considered, at liberation of law enforcement officers, the military experts being at a stage of a professional and personal maturity. These experts, making the fund of professionals necessary for the state and society, get to a situation of professional and vital crisis an exit from which aren't always capable to find. The events not only produce the destructive phenomena of social and psychological character in activity of this professional category, but also make deeply negative impact on structure of staffing and completion of professional shots on a labor market in scales of all country.

Keywords: a technique of pedagogical support, the personal approach, cultural-historical development persons, pedagogical aspect, pedagogical interaction with the liberated expert, social regulation, welfare activity of the expert, is information-analytical activity of the teacher.

Современная социально-экономическая ситуация в России кардинально изменила положение на рынке труда и подготовки специалистов. В новых условиях формирования рыночной экономики, наряду с увольнением малоквалифицированных работников, высвобождаются и высококвалифицированные специалисты, в том числе и из правоохранительных органов.

Поддержка высвобождаемых специалистов, помощь в их профессиональном развитии—важнейший показатель экономического благосостояния общества и средство социальной защиты людей от безработицы. Сегодня в РФ одним из направлений формирования

активной политики занятости является разработка и развитие системы дополнительного профессионального образования высвобождаемых специалистов.

Важным становится изучение изменений, происходящих со специалистом в процессе смены профессиональной и служебной сферы деятельности, в том числе, на кризисных этапах его профессионального развития.

Одним из наиболее сложных процессов в условиях российской действительности, является высвобождение сотрудников правоохранительных органов, военных специалистов, находящихся на этапе профессио-

нальной и личностной зрелости. Данные специалисты, составляя фонд профессионалов, необходимый государству и обществу, попадают в ситуацию профессионального и жизненного кризиса, выход из которого не всегда способны найти. Происходящее не только продуцирует деструктивные явления социально-психологического характера в деятельности данной категории специалистов, но и оказывает глубоко негативное влияние на структуру кадрового обеспечения и восполнения рынка труда в масштабах всей страны [1].

Проблемы, с которыми сталкиваются высвобождаемые специалисты из правоохранительных органов в процессе своего вхождения в новый профессиональный социум, требуют своего решения. В этой связи особую значимость приобретает педагогическое сопровождение профессионального развития этих высвобождаемых специалистов.

В работах отечественных педагогов и психологов немалое внимание уделено изучению особенностей становления и развития личности высвобождаемых специалистов, особенно в аспекте профессионального развития. В большинстве научных работ и диссертаций профессиональная переподготовка высвобождаемых специалистов в правоохранительных органах практически не рассматривается.

Действующая система дополнительного профессионального образования высвобождаемых специалистов правоохранительных органов слабо влияет на профессиональное развитие этих специалистов. Современные подходы к формированию и развитию системы дополнительного профессионального образования высвобождаемых специалистов правоохранительных органов не имеют целостной педагогической концепции. Проявляется противоречие между необходимостью создания эффективной системы профессиональной переподготовки высвобождаемых специалистов и реальным состоянием профессиональной подготовленности этих категорий работников.

Определяя сущность и особенности профессионального развития специалиста в условиях высвобождения (смены сферы профессиональной деятельности), опираясь на законы социокультурного развития, рынок производства и законы педагогики, обосновываются теоретические подходы к формированию целостной концепции профессионального развития высвобождаемого специалиста (взаимное влияние индивидуальных особенностей высвобождаемого специалиста и новой социальной среды, зависимость личного и профессиональ-

ного развития, этапность и кризисность профессионального развития, негативное воздействие профессиональных деструкций на развитие высвобождаемых специалистов правоохранительных органов); выделяются интегральные характеристики профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов (карьера, профессиональная устойчивость, профессиональная инертность).

Рассматривая специфику и содержание понятия «профессиональная инертность высвобождаемого специалиста», определяются его детерминанты, условия формирования и особенности проявлений. Профессиональная инертность высвобождаемого специалиста выступает как негативное явление профессионального развития, представляющее собой устойчивые деструктивные установки высвобождаемого специалиста при оперировании прошлым профессиональным, служебным и личностным опытом в новых условиях профессиональной деятельности [2, с. 48].

Уточнение содержания понятий «педагогическое сопровождение профессионального развития высвобождаемых специалистов» в педагогическом сопровождении профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов предстает как помощь специалисту в формировании ориента-ционного поля развития и усиление его индивидуальной ответственности, с приоритетом опоры на внутренний потенциал субъекта, что позволяет создать условия для принятия специалистом оптимальных решений в ситуации профессионального и жизненного выбора.

Обоснованная концепция педагогического сопровождения профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов в системе ДПО как целостная система взаимодействия педагогов и обучаемого специалиста, направлена на поддержку специалиста в кризисный период его профессионального развития, с учетом индивидуальных, социально-профессиональных особенностей специалиста, особенностей профессиональной и образовательной среды, формирование позитивной субъектной позиции специалиста в аспекте собственного профессионального развития.

При этом обоснованная модель педагогического сопровождения профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов включает следующие компоненты: деятельность, направленную на преодоление кризисов профессионального развития специалиста (формирование готов-

ности к адекватному принятию изменений; формирование уверенности в профессиональной успешности и профессиональной целостности, позитивной самооценки); использование педагогических технологий по преодолению профессиональной инертности высвобождаемых специалистов.

При разработке базовых теоретических подходов (социализация; индивидуализация; открытость; интеграция ориентаций испытуемых; добровольность; единство обучения и практики) определяется содержание педагогической технологии преодоления профессиональной инертности высвобождаемых специалистов (выявление проявлений профессиональной инертности, анализ данных проявлений и выделение уровней профессиональной инертности специалистов; преодоление негативных проявлений профессиональной инертности).

Разработаны и апробированы технологии педагогического сопровождения профессионального развития специалистов в системе ДПО (формирование готовности у специалистов к принятию новой ситуации; формирование позитивного самоотношения, восприятия собственного профессионального развития).

Разработанные и исследованные педагогические технологии, материалы и рекомендации по преодолению кризисных этапов профессионального развития высвобождаемых сотрудников правоохранительных органов (изменение и корректировка отношения специалиста к кризису; формирование барьеров использования негативного психологического опыта специалиста; формирование позитивной самооценки специалиста), могут быть использованы в деятельности широкого круга учреждений образования, занимающихся дополнительным профессиональным образованием взрослых, обучением высвобождаемых специалистов военной сферы, сферы правоохранительных органов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными мировоззренческими и научно-педагогическими позициями, основанными на применении комплекса методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта; длительностью практической работы в данном направлении; сопоставлением выводов с ведущими положениями научно-исследовательских работ по проблемам профессионального развития специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования в педагогическую практику на всех этапах научного поиска докладывались и обсуждались на научных и научно-практических конференциях (II научно-прак-

тическая конференция «Философско-исторические и психолого-управленческие парадигмы современного российского образования», Высшая школа социально-управленческого консалтинга, 2008; VII и VIII Межвузовские ежегодные научно-практические конференции «Информационные технологии XXI века», Институт информационных технологий Московского государственного университета сервиса, 2007; I Межвузовская научно-практическая конференция «Консалтинговые технологии XXI века», Институт информационных технологий Московского государственного университета сервиса, 2007; Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы российской кооперации», Липецкий кооперативный институт Белгородского университета потребительской кооперации, 2007).

Основные тенденции педагогического сопровождения рассматриваются в следующих положениях:

1. Высвобождение из правоохранительных органов является кризисным этапом профессионального развития специалиста. В основе содержания профессионального развития специалиста и в условиях высвобождения лежит комплексная оценка карьеры как механизма реализации профессионального развития, профессиональная устойчивость и профессиональная инертность специалиста.

2. Профессиональная инертность высвобождаемого специалиста выступает как негативное явление профессионального развития, представляющее собой устойчивые деструктивные установки высвобождаемого специалиста при оперировании прошлым профессиональным, служебным и личностным опытом в новых условиях профессиональной деятельности. Преодоление профессиональной инертности является обязательным условием как в аспекте преодоления кризисов профессиональной деятельности, так и успешности педагогического сопровождения профессионального развития высвобождаемого специалиста в целом [3, с. 132].

3. Система педагогического сопровождения профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов в системе ДПО предстает как помощь специалисту в формировании ориентационного поля развития и усиление его индивидуальной ответственности, с приоритетом опоры на внутренний потенциал субъекта, что позволяет создать условия для принятия специалистом оптимальных решений в ситуации профессионального и жизненного выбора. Педагогическое сопровождение профессио-

нального развития является необходимым условием успешности как самого процесса обучения, так и дальнейшей профессионализации специалистов.

4. Условиями эффективности педагогического сопровождения профессионального развития высвобождаемых специалистов являются: учет ценностных ориентаций, предыдущего опыта профессиональной деятельности специалиста, его субъектной позиции, возрастных особенностей и ограничений; использование педагогических технологий, ориентированных на обучение взрослых людей и предполагающих: вариативность в обучении, свободу выбора специалистом дальнейшего профессионального развития, использование технологий тренинг-семинара, педагогического проектирования, игротехнологий, педагогической импровизации и моделирования проблемных и конфликтных ситуаций в новом рабочем коллективе.

Качество в профессиональной переподготовке высвобождаемых специалистов правоохранительных органов синтезируется в следующих показателях:

♦ в теоретической разработке идей и основных положений концепции преодоления кризисов профессионального развития;

♦ в качестве кадрового и научного потенциала, участвующего в процессе переподготовки высвобождаемых специалистов;

♦ в профессиональной подготовке обучаемого;

♦ в организации учебно-методического обеспечения и проведении опытно-экспериментальной работы, например на базе учреждений дополнительного профессионального образования Москвы и Московской области.

В педагогическом сопровождении высвобождаемых специалистов правоохранительных органов учитывается следующее: анализ кризисов профессионального развития в аспекте их преодоления, пусть он не охватывает всю совокупность профессиональных функций и должностных обязанностей высвобождаемого специалиста, особенностей его служебной деятельности, а сфокусирован только на тех моментах деятельности, которые характеризуются негативными проявлениями с выделением этапности преодоления кризисов профессионального развития и учета сложности, мно-гоуровневости, ситуативности, личностной и жизненно-социальной значимости этого явления.

Литература

1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб.,1999.

2. Липский И.А. Социальная адаптация военнослужащих. Ч. 2. Вопросы обучения и социально-психологической поддержки. М., 2002.

3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 1998.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМАХ РАЗВИТИЯ

В.В. ШОЛОХОВА,

аспирант Российской международной академии туризма, заведующая рекламно-информационным отделом

музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Е-таН:уа1епа@ОЫоу.ги

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней

Аннотация. Туристическая отрасль — одна из активно развивающихся в современном мире. Осваиваются новые территории, растет доля туризма в ВВП разных стран, появляется новая инфраструктура, увеличивается количество рабочих мест. Наряду с традиционными направлениями туризма появляются новые, один из которых — событийный туризм, позволяющий удовлетворить спектр интересов туристов, использовать инновационные формы развития.

Ключевые слова: инновация, событийный туризм, календарь туристских событий, туристская дестинация.

MODERN TRENDS OF THE EVENT TOURISM FOR THE INNOVATIVE FORMS OF DEVELOPMENT

V.V. SHOLOKHOVA,

post-graduate student of Russian International Academy for Tourism Annotation. Tourist branch — one of actively developing in the modern world. New territories accustom, the tourism share grows in gross national product of the different countries, there is a new infrastructure, the quantity of workplaces increases. Along with traditional directions of tourism appear new, one of which — the tourism, allowing to satisfy a spectrum of interests of tourists, to use innovative forms of development.

Keywords: innovation, event tourism, calendar of tourist events, tourist destination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.