Научная статья на тему 'Переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность'

Переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ / КРИЗИС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / ВОЗРАСТНАЯ ИНЕРТНОСТЬ / КАРЬЕРА / REDIRECTION / CRISIS / VOCATIONAL ACTIVITY / FUNCTION / MENTAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL / AGE INACTIVITY / CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласкин А. А., Подвойский В. П.

В данной статье представлены научный анализ и результаты исследования особенностей по педагогическому регулированию и профессиональной переориентации высвобожденных специалистов для работы в социокультурной сфере деятельности, и продолжающих профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан анализ исследования профессионализма высвобожденного специалиста и профессиональное развитие на конкретном этапе жизнедеятельности, устойчивости его психики, умением противостоять стрессам и трудностям жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность»

ческого овладения профессией. Во-вторых, возникает необходимость самостоятельного «доучивания» молодых специалистов в процессе несения службы, что недопустимо, так как несет в себе опасность и для охраняемых законом правоотношений, и для граждан, и для самого «недоученного» сотрудника.

(Продолжение следует.)

Литература

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1947.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М., 1991.

3. Кузьмин А.Н. Механистический детерминизм системы

оперативно-боевой подготовки и трансцендентность психологии противоборства: Моногр. Ставрополь, 2004.

4. Кузьмин А.Н. Процесс формирования личности мастера боевого контакта: Моногр. Ставрополь, 2005.

5. Кузьмин А.Н. Инновационная технология подготовки к стрессоустойчивой оперативно-боевой деятельности противоборства: Моногр. Ставрополь, 2006. Ч. 1.

6. Кузьмин А.Н. Проблема состояния подготовленности сотрудников нарядов ГЗ СПМ (НТ) к активно-двигательному решению задач стрелкового противоборства и пути ее повышения: Мат-лы НИР-2008 НИЦ «Охрана» МВД России. М., 2008.

ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ ВЫСВОБОЖДЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А.А. ЛАСКИН, кандидат педагогических наук

Научный консультант - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета

В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. В данной статье представлены научный анализ и результаты исследования особенностей по педагогическому регулированию и профессиональной переориентации высвобожденных специалистов для работы в социокультурной сфере деятельности, и продолжающих профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан анализ исследования профессионализма высвобожденного специалиста и профессиональное развитие на конкретном этапе жизнедеятельности, устойчивости его психики, умением противостоять стрессам и трудностям жизни.

Ключевые слова: переориентация, кризис, профессиональная активность, функционирование, психическое развитие, профессиональная деятельность, профессионал, возрастная инертность, карьера.

А.А. LASKIN, candidate of pedagogical sciences

Annotation. This article presents the results of scientific analysis and research on the characteristics of teacher management and professional reorientation released specialists to work in sociocultural area, and continuing professing career. Reviewed and analyzed studies of professionalism available by the specialist and professional development at a specific stage of life by, the stability of his psyche, the ability to antivostoyat stress and difficulties of life.

Key words: redirection, crisis, vocational activity, function, mental development, professional activities, professional, age inactivity, career.

Особенностью российской экономики является то, что наряду с увольнением малоквалифицированных работников высвобождаются также и высококвалифицированные специалисты и руководители.

Развитие рыночной экономики, как показывает опыт развитых стран и отечественный опыт, не может ограничиваться только процессом изменения экономической структуры российского общества.

Поддержка высвобожденных специалистов является важнейшим показателем экономического благосостояния общества и средством социальной защиты людей. Сегодня, например, срочно востребованы взрослые люди — специалисты, которые должны заниматься досугом и отдыхом молодежи и школьников (секции, студии, кружки). Так, в ЗАО г. Москвы потребность составляет 400 (четыреста) человек, осо-

бенно это актуально в социально-культурной сфере, на уровне муниципальных образований и районных управ.

Также актуальным становится изучение изменений, происходящих со специалистом в процессе смены профессиональной и служебной сферы деятельности, в том числе на кризисных этапах его профессиональной деятельности. К числу таких кризисов относится высвобождение специалистов, находящихся на этапе профессиональной и личной зрелости. Данные специалисты попадают в ситуацию профессионального и жизненного кризиса, выход из которого не всегда способны найти [1].

В работах известных отечественных педагогов и психологов А.К. Марковой, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова, Л.Г. Бочаровой, В.П. Подвойского большое внимание уделено изучению особенностей становления и развития личности высвобожденных специалистов, особенно в аспекте профессионального развития. Ими было выделено, что процесс профессиональной переориентации складывается из нескольких значимых составляющих, таких, как: особенности учебно-воспитательного процесса, педагогическая среда, дидактическая составляющая, роль преподавателей, особенности конкретного социума, взаимосвязи теоретического изучения с практической подготовкой и мн. др.

Необходимо при этом подчеркнуть, что в большинстве работ, посвященных исследованиям в области профессионального образования взрослых, профессиональная переподготовка высвобожденных специалистов в условиях экономического кризиса практически не рассматривается как субъект профессионального образования.

В то же время при изучении такого многомерного явления, как профессиональная переподготовка взрослых, опытных специалистов и руководителей, необходимо уделить внимание взаимосвязи различных факторов, влияющих на успешность в профессиональной деятельности и профессиональном образовании. Следует отметить, что специалист, которому не удалось найти себя в новой профессиональной деятельности, не удалось «встроиться» в нее в соответствии с собственными ожиданиями и возможностями, становится социально незащищенным, максимально открытым для негативных воздействий, и прежде всего таких пороков, как наркомания и алкоголизм. Развитие профессионального образования с учетом особенностей новой профессиональной деятельности позволяет в максимальной степени подготовить специалиста к профессиональной переориентации в социально-культурную деятельность [2].

Изучение опытного специалиста, его мотивов, ограничений и возможностей в аспекте позитивного профессионального развития является актуальной задачей педагогической науки. Специалист уникален, и именно поэтому в системе педагогического регулирования его профессиональной переподготовки и переориентации с неизбежностью должен применяться личностно-ориентированный подход.

Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных ка-

честв личности, но и от умения верно применять эти качества, в том числе и в педагогическом процессе.

Педагогическое взаимодействие — это процесс межличностного общения, сотрудничество, порождаемое потребностями в совместном участии в процессе обучения. Проблемы взаимодействия педагогов и обучаемых непосредственно связаны с психолого-педагогической подготовкой педагогических кадров, с выбором выверенной гуманистической стратегии профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов, с диалогизацией педагогического общения.

Вместе с тем современные системы дополнительного профессионального образования высвобождаемых специалистов лишь в незначительной степени соответствуют задачам профессионального развития высвобождаемых специалистов, используя лишь минимум современных педагогических технологий и недостаточно уделяя внимания самому процессу педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобожденных специалистов.

Профессиональные функции специалистов в сфере социально-культурной деятельности должны осуществляться в принципиально новой социальной, экономической, политической и культурной ситуации России XXI в. Эта ситуация характеризуется большой динамичностью, высокой степенью независимости и ответственности специалистов, необходимостью осуществлять различные виды проектной деятельности, устанавливать конструктивные связи в многочисленных контактных средах. Все это востребует, в первую очередь, достаточный личный профессиональный и жизненный опыт специалиста, в связи с чем переквалифицировавшиеся на социально-культурную деятельность профессионалы оказываются более эффективными, чем молодые выпускники вузов.

Актуальность исследования определяется также и противоречиями между потребностью современной практики социально-культурной работы в опытных специалистах и отсутствием развитой системы профессиональной переориентации высвободившихся опытных специалистов на социально-культурную деятельность.

Кроме того, приходится констатировать, что современные подходы к формированию и развитию системы профессиональной переориентации высвобожденных специалистов не имеют целостной методологической концепции, тем более связанной с личностно-ориентированным подходом. Все сильнее проявляется противоречие между необходимостью иметь эффективную систему профессиональной переподготовки высвобождаемых специалистов и ее реальным состоянием. Совокупность данных и многих, связанных с ними проблем, стала основой для выбора темы исследования: «Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность: личностно-ориентированный подход».

Объектом исследования является процесс педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов.

Предметом исследования является применение личностно-ориентированного подхода в педагогическом регулировании профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов, мотивированных на социально-культурную деятельность.

Цель исследования: выявить и обосновать социально-педагогические условия регулирования процесса профессиональной переориентации высвобожденных специалистов, мотивированных на социально-культурную деятельность, на основе лич-ностно-ориентированного подхода.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1) теоретически обосновать основные концептуальные подходы к проблеме профессиональной переориентации высвобожденных специалистов;

2) определить современную теоретическую специфику педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобожденных специалистов;

3) обобщить важнейшие основания личностно-ориентированного подхода в педагогике;

4) выявить теоретические основы изучения профессионального развития высвобожденных специалистов в научной литературе;

5) определить теоретические и практические подходы к изучению кризисных периодов в профессиональном развитии специалиста;

6) сформировать теоретическое представление о специфике профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы;

7) определить влияние объективных факторов на процесс профессиональной переориентации высвобожденных специалистов;

8) выявить влияние субъективных факторов на процесс профессиональной переориентации высвобожденных специалистов;

9) сформировать интегральную концепцию педагогического регулирования переориентации высвобожденных специалистов из смежных областей деятельности;

10) определить типологические особенности высвобожденных специалистов смежных областей, мотивированных на социально-культурную сферу деятельности;

11) обобщить организационно-педагогические условия личностно-ориентированного подхода к процессам педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобожденных специалистов;

12) сформировать систему требований педагогической модели регулирования процессов профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на основе личностно-ориентированного подхода;

13) разработать модель педагогического регулирования профессионального развития высвобожденных специалистов в системе дополнительного профессионального образования и экспериментально обосновать ее.

В соответствии с гипотезой исследования педагогическое регулирование профессиональной пе-

реориентации высвобождаемых специалистов на социально-культурную деятельность может быть эффективным, если включает в себя:

Ф блоки личностного и профессионального развития специалиста в их единстве как основы жизнедеятельности специалиста;

Ф признание индивидуальности и своеобразия жизненного пути каждого человека, ценности индивидуальных установок и оценок;

Ф прогнозирование кризисных этапов профессионального развития специалиста как составляющих его профессионального и личного опыта;

Ф использование современных педагогических технологий дополнительного профессионального образования в процессе преодоления кризисного этапа в жизни специалиста.

В положениях по профессиональной переориентации высвобожденных специалистов предполагаем организацию педагогического регулирования профессионального развития высвобожденных специалистов в системе дополнительного профессионального образования, что является необходимым условием успешности как самого процесса обучения, так и дальнейшей профессионализации специалистов.

Целью педагогического регулирования выступает создание специальных условий для продолжения профессионального развития высвобождаемого специалиста в кризисной ситуации его жизнедеятельности.

Важнейшим условием эффективности педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов является личностно-ориентированный подход, предусматривающий:

Ф выделение ценности и важности профессионального развития для специалиста;

Ф признание целостности профессионального и личностного развития специалиста;

Ф гибкое изменение социально-педагогических целей, если их достижение разрушает некий «императив» высвобожденного специалиста и противоречит его опыту и сущностным ориентациям;

Ф признание и формирование индивидуальной стратегии профессионального развития специалиста;

Ф создание условий для самостоятельного выбора специалистом стратегии дальнейшего профессионального развития [3].

Эффективность педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность достигается в результате учета в педагогической деятельности возрастных особенностей специалиста, его ценностных ориентаций, предыдущего опыта профессиональной деятельности и использования педагогических технологий, ориентированных на обучение взрослых людей, предполагающих: вариативность в обучении, свободу выбора специалиста, использование технологий тренинг-семинара, педагогического проектирования, игротехнологий, педагогической импровизации и моделирования проблемных и конфликтных ситуаций.

Литература но-психологической поддержки. М., 2002. С. 35.

1. КлимовЕ.А. Психология профессионала. М., 1996. С. 210. 3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация ру-

2. Липский И.А.. Социальная адаптация военнослужащих: ководителей социально-культурных учреждений: Пси-Учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Вопросы обучения и социаль- холого-педагогический подход. М., 2006. С. 132.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ВИДА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЫПУСКНИКАМ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

И.А. МАЛАШИХИНА, доктор педагогических наук, профессор Ставропольского государственного университета;

Л.И. МАКАДЕЙ, кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета

Аннотация. В статье авторы представили результаты психологической помощи в виде психологического сопровождения выпускников классов коррекционно-развивающего обучения; обоснованы механизмы защиты у подростков-выпускников в социальной образовательной среде.

Ключевые слова: специализированная психологическая помощь в виде психологического сопровождения, конституционально-типологические механизмы защиты, психотип.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN SENSE

OF A SPECIALIZED PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO THE GRADUATES OF THE CLASSES OF THE CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL EDUCATION

I.A. MALASHIHINA,

the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Stavropol state university;

L.I. MAKADEJ,

the candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article authors have presented results of the psychological help in the form of psychological support of graduates of classes of korrektsionno-developing training; mechanisms of protection at teenagers-graduates in the social educational environment are proved.

Keywords: the specialised psychological help in the form of psychological support, konstitutsionalno-typological mechanisms of protection, psychotype.

Специализированная психологическая помощь в При определении целей конституционально-ориен-

виде психологического сопровождения представля- тированной психологической коррекции подростков

ет собой комбинированные, комплексные техники выпускников классов коррекционно-развивающего

психотерапии, психокоррекции, применяемые спе- обучения мы исходили из ее направленности на коррек-

циалистами (психологами, клиническими психоло- цию неадекватных реакций, стереотипов поведения, т.е.

гами, социальными педагогами). Методики и тех- межличностного поведения. Однако неадекватные реак-ники психологического сопровождения основаны ции и формы поведения представляют собой следствие

на концепции сотрудничества в психологическом более глубоких личностных нарушений, обусловленных

консультировании, принципах лечебной педагогики, типом ЗПР, а это означает, что конституционально ори-

патогенетической психотерапии, с использованием ентированная психологическая коррекция должна быть

модифицированного варианта оригинальных психо- направлена на личностные особенности подростков с

коррекционных и психотерапевтических технологий учетом психотипологических особенностей.

для групповых занятий с подростками, характеризу- После завершения психокоррекции и спустя две

ющимися разными вариантами задержки психичес- недели была проведена повторная психологическая

кого развития (ЗПР) и конституционально-типоло- диагностика подростков с разными типами ЗПР. Для

гической предиспозиции личности. эффективности программы специализированной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.