Научная статья на тему 'Преодоление профессиональных деформаций у высвобождаемых специалистов'

Преодоление профессиональных деформаций у высвобождаемых специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / ВОЗРАСТНАЯ ИНЕРТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / DEFORMATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / FUNCTION-TION / MENTAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL / AGE / INACTIVITY / PSYCHOLOGICAL INSTALLATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ласкин А. А., Мартынова А. А.

Представлены научный анализ и результаты исследования особенностей изучения профессиональных, служебных, а также физических, андрологических и социально-психологических установок для высвобожденных специалистов различных возрастов, продолжающих и желающих продолжить профессиональную карьеру. Дан сравнительный анализ исследования профессионализма мужчин и профессиональное развитие на конкретном этапе жизнедеятельности, устойчивости психики специалистов, умение противостоять стрессам и трудностям жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming professional deformations have released specialized ists

This article presents the scientific analysis and the results of a pilot study to examine characteristics of professional service as well as physical, andrological and social attitudes in order to release specialists of different ages, and continue to want to continue their professional careers. A comparative analysis of research professionalism men and professional development at a particular stage of life, sustainability experts psyche, the ability to handle stress and difficulties of life.

Текст научной работы на тему «Преодоление профессиональных деформаций у высвобождаемых специалистов»

В специальной литературе известны модели интерактивного анализа, которые использовались прежде всего для нужд обучения иностранному языку. Это модели Фландерса, Бауерса. Среди них выделяется модель Дж. Синклера и М. Култарда как модель с высокой экспликативной стоимостью. Единица интерактивного анализа, по мнению Синклера и Култарда, — это действие (act), которое чаще всего реализуется с помощью высказывания или группы тематически связанных высказываний. На основе функций, которые периодично осуществляются в рамках занятия как дискурса, оба исследователя разграничивают двадцать один вид действий. Синклер и Култард формулируют допущение: модель эффективной помощи может описать больше половины реально протекающих словесных действий в рамках педагогического дискурса.

Представленный подход изучения интеракции в рамках занятий по иностранному языку был применен по отношению к двум типам занятий с методической точки зрения, а именно к занятиям для овладения:

® метаязыком или лингвистическими знаниями; ® языком или для формирования и усовершенствования коммуникативно-речевых умений.

Функциональные особенности первого типа занятий связаны, прежде всего, с реализацией когнитивных целей: овладение знаниями о литературных нор-

мах, об основных лингвистических понятиях и закономерностях. Второй тип уроков, как и подсказывает их название, ориентирован на усвоение способов, как используется язык в зависимости от целей и условий общения, т.е. овладения умениями результатного речевого общения.

Особенность обучения иностранному языку — активизация методов обучения: обучающимися следовало бы чаще практиковаться в языке, чтобы усовершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Именно использование интерактивных методов обучения, при которых ученики организуют сами взаимодействие, выбирают роли в речевом общении, учатся принимать решения, дискутировать на значимые проблемы, создают общие проекты и т.д., более предпочтительно; педагог при этом выполняет функцию консультанта.

Таким образом, использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку позволяет достичь высоких результатов, но на наш взгляд, требует от педагога реализации определенных условий в организации учебного процесса: готовности к использованию методов интерактивной педагогики; организации учебного процесса как многосторонней, партнерской, интенсивной коммуникации; благоприятной, позитивной психологической атмосферы в классе; специальной организации учебного пространства.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

А.А. ЛАСКИН,

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и управленческого консалтинга, Высшая Школа Социально Управленческого Консалтинга, институт (г. Москва)

t1455346@ye.ru А.А. МАРТЫНОВА, кандидат педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского Педагогического Государственного Университета,

В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. Представлены научный анализ и результаты исследования особенностей изучения профессиональных, служебных, а также физических, андрологических и социально-психологических установок для высвобожденных специалистов различных возрастов, продолжающих и желающих продолжить профессиональную карьеру. Дан сравнительный анализ исследования профессионализма мужчин и профессиональное развитие на конкретном этапе жизнедеятельности, устойчивости психики специалистов, умение противостоять стрессам и трудностям жизни.

Ключевые слова: деформация, профессиональная активность, функционирование, психическое развитие, профессиональная деятельность, профессионал, возрастная инертность, психологическая установка.

OVERCOMING PROFESSIONAL DEFORMATIONS HAVE RELEASED SPECIALIZED ISTS

A.A. LASKIN,

doctor of pedagogical sciences, professor Chairs of psychology and management consulting, Graduate School of Social and management consulting, Institute (Moscow)

A.A. MARTYNOVA, candidate of pedagogical sciences

The summary. This article presents the scientific analysis and the results of a pilot study to examine characteristics of professional service as well as physical, andrological and social attitudes in order to release specialists of different ages, and continue to want to continue their professional careers. A comparative analysis of research professionalism men and professional development at a particular stage of life, sustainability experts psyche, the ability to handle stress and difficulties of life.

Key words: deformation, professional activity, function-tion, mental development, professional activities, professional, age, inactivity, psychological installation.

Влияние объективных факторов на процесс профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов (социально-культурные, социально-экономические и социально-политические), а также особенности личности и профессионального поведения руководителей в настоящее время привлекают к себе внимание большого круга специалистов разного профиля. Интерес к профессиональной деформации руководителей и высвобождаемых специалистов объясняется, с одной стороны, целым комплексом психологических, педагогических, социальных задач, связанных с судьбой этих людей, с другой — про-блемностью и нерешенностью многих важнейших сторон этого явления: проблемы развития, существования, границ явления, методов и способов профилактики. Не разрешены проблемы, касающиеся социальной полноценности этих специалистов, их профессиональной адаптации, форм психологической поддержки и коррекции. Не имеется ответов на то, болезнь ли это или форма личной экзистенции, или некие не очень ясные варианты негативного развития личности. Однозначно не установлено — представляет ли профессиональная деформация только негативное изменение психики или она несет в себе черты, дающие людям, профессионалам в конкретной области, определенные преимущества перед другими специалистами.

Профессиональная деформация представляет одну из наиболее сложных и многоликих форм специфического личностного развития и личностной самореализации. Исследования, рассматривающие различные аспекты этой области знаний, достаточно многочисленны, но противоречивы: от признания специфичности, до полного отрицания наблюдаемых в рамках профессиональной деформации проявлений и возможностей адекватного их изучения.

Проблема нуждается как в осмыслении всех имеющихся подходов, так и в экспериментально-пси-

хологическом исследовании и новом теоретическом анализе.

Парадоксальное сочетание несовместимых для обычного человека особенностей регуляции своей деятельности, прежде всего служебной, специфической активности при взаимодействии с коллегами и подчиненными, позволяет выделить это явление из большого круга проблем деятельности.

При осуществлении настоящего исследования ставилась задача в какой-то мере восполнить пробел в этой области психолого-педагогических знаний и привлечь внимание к проблеме развития, динамики преодоления профессиональной деформации высвобождаемых специалистов.

Подход к преодолению профессиональной деформации как относительно самостоятельному психолого-педагогическому направлению концентрирует внимание на выяснении специфики именно этого процесса, его структуры, психологических механизмов, факторов, способствующих его функционированию, систем и методов.

Трудности раскрытия природы профессиональной деформации высвобождаемых специалистов, обусловлены прежде всего чрезвычайной сложностью и многообразием связей между основными проявлениями профессиональной деформации и их психологической сущностью. Проявления профессиональной деформации в виде специфических особенностей поведения высвобождаемых специалистов, поступков, идей, высказываний, системы взаимоотношений, типов межличностных взаимодействий, представляют собой итоговое интегративное выражение особенностей развития личности в ходе служебной деятельности.

Опосредованность связи между поведенческими феноменами и психологической сущностью деформации определяет тенденцию к междисциплинарному изучению явления, отражающую объективную необходимость анализировать все связи, определяющие это взаимодействие.

Рассматривая проблему специфических изменений при профессиональной деформации у высвобожденных специалистов, мы не стремимся охватить все возможные и наблюдаемые в процессе жизнедеятельности проявления указанного явления, а анализируем только те, которые отражаются в проявлениях, связанных со стойким, малообратимым изменением личности. Эти, достаточно очевидные для окружающих и самого руководителя в контексте его поведения, явления характеризуются стойкостью, стабильностью существования. Практически все исследователи, изучающие проблему профессиональной деформации, свидетельствуют о формировании своеобразно измененного психического опыта личности. В качестве основных характеристик выделяют, прежде всего, отгороженность руководителя от сотрудников, погруженность в самого себя, заметную потерю контакта с вышестоящими, эмоциональную обедненность, характерологические и поведенческие странности, страх к новому, непонимание новых идей, взглядов и многое другое.

Можно выделить четыре взаимосвязанные возможности, на которые ориентирован мир человека: ® уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я» и его предельной многозначности; ® традиция и культура личности, дающие ей многие ценности и идеи, которыми она пользуется для интерпретации своих переживаний и определения своего существования;

социальное окружение индивида, формирующее поле организационных отношений с другими людьми, и те сферы, где возникает понятие участия в группе и ролевой функции личности; ® восприятие других людей, с которыми человек может устанавливать отношения «Я» — «ТЫ», отношения, которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «МЫ».

В этой связи представляется необходимость понимания негативного развития человека в служебной деятельности. Здесь социальное, задавая определенное направление жизненной карьеры, выступает как «машина», «пресс», доводящий человека до нужной кондиции. Но по ряду причин эта работа социума может оказаться недостаточной, так как личность может не поддаться этому влиянию1.

Исследования психолого-педагогических условий преодоления профессиональной деформации предполагает понять следующее.

1. Все ли существующие механизмы психического отражения и регуляции, сложившиеся у личности, соответствуют образу жизни человека и обеспечивают его служебную деятельность. Необходимо проанализировать качественно новые механизмы негативного развития личности. В то же время, для психологии поиск негативных явлений в психике человека выступает не менее важным, как и поиск типичного, нормативного, стандартного.

2. Каким образом возникает профессиональная деформация у высвобождаемых специалистов? Применительно к онтогенезу известны основные позиции: созревания, обучения, творчества самого субъекта. Подобные доминанты можно обнаружить и при анализе источников развития человечества. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, выступая, по существу, продолжением личностного развития. Аналогом обучения становится направленное психологическое воздействие различных людей, прежде всего руководителей, в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в осознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию негативной личности. Создание новых аспектов психического опыта — процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых психических явлений, а также к возникновению негативных. Человек желает стать более «психологически сильными» в более «психологически слабом» социальном окружении. Это, как правило, общепринятый результат психологического творчества по совершенствованию. Указанный подход нарушается редко. Хотя именно его нарушение в данном случае представляет собой конструктивную альтернативу, продуктивную модель личностного самосовершенствования2.

Правило «желать другим тех изменений, которых не желаешь себе» — это, по существу, психологический рудимент, который выступает как основа проявления профессиональной деформации3.

В этой связи, весьма важно то, что понять иллюзорность сознающего мир человеческого духа не так-то просто, как это может показаться с первого взгляда. Слишком велик заслон на пути такого понимания, слишком прочны баррикады прошлого опыта и несбывшихся надежд на счастливое будущее.

Но, в том и вся проблема, что и в процессе действия есть и своя, неподвластная ни воображению, ни сознанию логика. Скорректированный ею замысел воплощается в нечто отличное от первоначального, а поведение другого — порой в нечто в корне отличное от цивилизованного. Общие связи между явлениями, в отличие от связей всеобщих, могут быть зафиксированы познающим субъектом в своем собственном, психологическом опыте.

Под профессиональной деформацией личности руководителя и высвобождаемых специалистов мы понимаем любую интенцию, рациональную или базирующуюся на комплексах, которая направлена не на реализацию личностной или социальной цели, необходимой для человека или группы, но скорее на разрешение взаимодействий и взаимоотношений участников ситуации. Важный момент профессио-

нальной деформации состоит в том, что целью воздействия может быть патологическая редукция одного из его элементов. Речь идет, прежде всего, о редукции, инициирующей некую ошибочную схему, хотя и продуктивную в своей отправной точке. Продуктивную в том понимании, что она позволяет личности действовать только для своего блага и позволяет ей развиваться соразмерно собственной позиции, идеи. Личность специалиста с четкой профессиональной деформацией нацелена на редукцию рациональности партнера по взаимодействию до типологии собственной личности и по существу направлена на развитие негативной психической деятельности.

В качестве существа профессиональной деформации выступает:

подавление руководителем активности другого (подчиненный, клиент и т.п.);

направленность на разрушение взаимодействия и взаимоотношений участников служебной ситуации;

патологическая редукция одного из элементов воздействия, прежде всего подавления; ® профессиональная деформация состоит в подавлении партнера по взаимодействию своей весьма развитой негативно психологической личностью;

профессиональная деформация означает подведение партнера к умственному раздвоению и поддержанию в нем антагонистической амбивалентности; ® утрата самого себя — продуцирование отчужденности, пустоты вокруг себя;

® воздействие при профессиональной деформации интенсифицируется не сутью вопроса, а только психологической силой партнера;

® проявление четкого желания заблокировать доступ к полезной информации и прежде всего к методам ее получения и анализа;

® оценка деятельности сдвигается на оценку личности; ® постоянный поиск образца, лекала; ® стремление к рецептурности во всякой деятельности.

Поскольку профессиональная деформация специалиста, как целое слагается из закономерно повторяющихся особенностей возникновения, развития, смены проявлений, постольку она отличается высоким уровнем интеграции. В связи с этим изучение профессиональной деформации специалистов должно строиться на сравнении, сопоставлении, идентификации, выявлении закономерностей последовательности формирования и смены проявлений, типизации вариантов данного явления, особенностей ее развития у разных людей, и на различных этапах жизнедеятельности у одного и того же человека.

Профессиональная деформация не может возникнуть в результате только психической травмы, усталости и т.п.; профессиональная деформация возникает в случае усвоения индивидуумом особых взглядов, убеждений, особых форм поведения, лично для него убедительных, естественных и удобных.

Проявления профессиональной деформации расцениваются как нежелательные только при оценке их с определенных социальных позиций, прежде всего лицами, придерживающимися иной системы взглядов.

Построение моделей профессиональной деформации дает сравнительную характеристику общей структуры по отдельным аспектам служебной деятельности, т.е. регистр признаков, присущих данной форме в обобщенном виде, что позволяет считать обоснованным понимание иерархически структурированной организации профессиональной деформации.

Анализ профессиональной деформации высвобождаемых специалистов состоит в попытке понять поливариантность решения проблемы личностного развития, в возможности проигрывания разных сценариев будущего и в выявлении возможных последствий при том или ином результате.

Существо диагностируемых различий данных моделей профессиональной деформации у специалистов не в наличии или отсутствии тех или иных показателей, признаков, так как диагностируются одни и те же явления, а в их «весовом» соотношении, структурном своеобразии и специфике личностного развития в служебной деятельности.

Профессиональную деформацию можно понять только в аспекте служебной деятельности. Это процесс целерациональной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека на рабочем месте. В их основе лежат органически включенные в структуру деятельности элементы, базирующиеся на предписанных и интернальных образцах, ценностях, нормах. Профессиональная деформация является также проекцией обобщенных социокультурных матриц, кодов, предписаний, доминирующих в определенной социальной среде.

Служебная деятельность как сложное социокультурное явление со своей историей, традициями, профессиональной этикой предстает перед отдельным человеком как внешнее условие, категорический императив. Вхождение в профессиональное пространство — это длительный процесс, требующий от человека значительных усилий и определенных жертв. Профессия способна овладеть человеком, делая его только проявлением профессиональных знаний, определяя жизнедеятельность личности, ее правового регламентирования деятельности именно на этой служебной должности.

1 Липский И.А. Социальная адаптация военнослужащих. Ч. 1. Учебно-методическое пособие. Вопросы обучения и социально-психологической поддержки. М., 2002. С. 95.

2 КлимовЕ.А. Психология профессионала. М.,1996. С. 217.

3 Кон И.С. Социальные факторы здоровья. // Доклад на 2-й Всероссийской конференции «Мужское здоровье» 19 октября 2005 г. М., 2005. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.