Научная статья на тему 'Профессионализация и диструкции высвобождаемых специалистов'

Профессионализация и диструкции высвобождаемых специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНЕРТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONAL / EXPERT / JOB DESTRUCTION / THE INERTIA OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ласкин А. А., Мартынова А. А.

В данной статье представлены научный анализ и результаты экспериментального исследования особенностей по изучению профессиональных, служебных, а также социально-культурных установок высвобождаемых специалистов, желающих продолжить профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма специалиста и его профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, по профилактике профессиональной деструктивности и профессиональной инертности высвобождаемых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализация и диструкции высвобождаемых специалистов»

начали решать задачу создания русской религиозной педагогики — целостного воспитания человека. Они учили сочетать работу разума с православной верой, с общинно-соборной организацией жизни, удерживающей народные трудовые и нравственно-эстетические традиции, которые питают особенности русского национального характера. Они определили пути просвещения России на национальной культурной основе, краеугольным камнем которой было православие. Высшей ступенью просвещения они полагали «разум в вере», их взаимное соприкосновение, рождающее цельность познания. Они пришли к мысли о необходимости развивать святоотеческую традицию в современной философии образования, первые внесли существенный вклад в создание русской религиозной педагогики, возродили интерес к святоотеческой традиции воспитания, поставили в свое время задачу создания целостной системы воспитания человека, передачи ему подвижной, дина-

мичной системы «целостного знания» о внешнем и внутреннем мире.

1 Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики. — М., 2005. С. 20.

2 Цит. по: Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве (Ф.И. Тютчев и история России XIX века). — М., 2001. С. 63.

3 Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX—XX вв. — М., 1996. С. 89.

4 Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. — М., 1897. Приложения: Сборник материалов для истории просвещения в России. С. 152.

5 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т 1. Ч. 2. — Л., 1991. С. 14.

6 Там же. С. 15.

7 Кириевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Полн. собр. соч. Т 1. — М., 1911. С. 221—222.

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И ДИСТРУКЦИИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

A.A. ЛАСКИН,

кандидат педагогических наук;

А.А. МАРТЫНОВА,

кандидат педагогических наук

Аннотация. В данной статье представлены научный анализ и результаты экспериментального исследования особенностей по изучению профессиональных, служебных, а также социально-культурных установок высвобождаемых специалистов, желающих продолжить профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан сравнительный анализ исследования профессионализма специалиста и его профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности, по профилактике профессиональной деструктивности и профессиональной инертности высвобождаемых специалистов.

Ключевые слова: специалист, профессионал, профессиональная деструктивность, профессиональная среда, профессиональная деятельность, инертность специалистов.

The Summary. This article presents a scientific analysis and the results of a pilot study to examine the characteristics of professional service as well as social and facilities available pshiologicheskih specialists wishing to pursue a professional career. A comparative analysis of data and professional research specialist and professional development at a particular stage of life, for the prevention of occupational and professional inertia destructiveness retrenched staff.

Key words: professional, professional, expert, professional, job destruction, the inertia of specialists.

Процесс профессионализации исследуется в отечественной науке в связи с развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, со становлением профессионального сознания и самосознания в рамках разных школ и направлений.

В результате анализа представлений о процессе профессионализации можно выделить два подхода к определению его сущности. Первый связан с разви-

тием и саморазвитием личности, а второй — с адаптацией, т.е. с «вписыванием» человека в ту или иную систему профессиональной деятельности, или, другими словами, «овладением», «присвоением» данной системы деятельности. Объединяющим разные подходы к исследованию профессионализации является положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об этапности процесса перестройки профессиональных знаний и умений, о зависимости личностного развития и профессионального становления.

Наиболее плодотворным направлением изучения процесса профессионализации является его исследование в контексте развития человека в зрелом возрасте и привлечения категории развития как объяснительного принципа. Процесс становления профессионализма в течение всей жизни человека можно рассматривать как способ его самореализации, становления его субъектности.

Успех профессионализации зависит от степени соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональное развитие личности, ее операциональных и психологических качеств и структур происходит неравномерно, через прохождение кризисных этапов развития. Отношение к профессии, ее освоение детерминируется и корректируется профессиональными, психологическими, физиологическими, медицинскими, социальными и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека.

Разноплановость методологических позиций, теоретических конструкций, подходов к определению движущих сил, их периодичности, целей, форм вызывает необходимость создания концепции профессионализации специалиста и исследования социально-психологического содержания этого процесса, в том числе с учетом кризисных этапов развития человека.

Теоретический анализ позволил выделить следующие особенности профессионального развития:

карьеру как механизм реализации профессионального развития в профессиональной практике;

профессиональную устойчивость как позитивную индивидуальную характеристику специалиста в профессии;

® профессиональную инертность как негативную характеристику, препятствующую профессиональному развитию.

Карьера — это успешная профессиональная судьба, которая включает в себя совершенствование в профессии, повышение профессионального мастерства; продвижение по службе. В жизни человека происходит серьезная переоценка профессиональной карьеры. Переоценка может быть вызвана низкой привлекательностью работы (по сравнению с ожиданиями); более медленным (по сравнению с ожидаемым) продвижением по службе; кризисом середины жизни; профессиональным «выгоранием», эмоциональным истощением, сопровождаемым крайним цинизмом. Карьера является важнейшим показателем профессионального развития, причем показателем, имеющим равный «вес» в субъективном восприятии самого специалиста и в объективных оценках со стороны окружающих.

Профессиональная устойчивость может рассматриваться как свойство личности специалиста, заключающееся в положительном отношении к профессиональной деятельности, желании совершенствоваться

в ней; как качественный уровень деятельности, характеризующейся устойчивым интересом и любовью к профессии, ориентированной на успех в выполнении основных профессиональных функций и являющейся предпосылкой формирования мастерства; как система, включающая в себя совокупность мо-тивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-операциональной подсистем. Существенными признаками профессиональной устойчивости как интегрального качества выступают профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональная мобильность и готовность к самостоятельному творческому решению профессиональных задач.

В дихотомии «устойчивость — неустойчивость» профессиональной устойчивости противостоит профессиональная инертность. Ее можно выделить в качестве негативного явления, характерного для кризисных этапов профессионального развития специалиста. Устойчивость личности — это активность самоорганизации. Инертность же выступает в качестве элемента, характеризующего пассивность самоорганизации и деятельности.

В процессе прохождения взрослым человеком тех или иных этапов профессионального развития профессионал формирует механизм самозащиты — профессиональную устойчивость «оборонительного» характера. Профессиональная устойчивость стагнирует и превращается не в позитивное, а в негативное явление, сопровождающее профессиональную деятельность специалиста. Это механизм формирования профессиональной инертности.

Профессиональная инертность — это негативное состояние специалиста относительно восприятия себя в профессии. Оно характеризуется следующими моментами:

# стремлением к сохранению образцов прошлого опыта, которое противопоставляется приобщению к новым образцам профессионального опыта;

# негативным отношением к любой другой профессиональной среде, кроме собственной;

# предпочтением служебных отношений профессиональным.

Включение субъекта в деятельность сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями возникают противоречия как между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой

развития профессиональной деятельности субъекта, в том числе при прохождении разных этапов профессионального развития1.

Этапы профессионализации отражают особенности деятельности и сопровождаются разными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств. Однако особенности этих переходов, своеобразие личностных свойств на каждом из этапов конкретной деятельности, характер структурирования личностной сферы в динамике профессионализации — эти и многие другие вопросы взаимодействия личности и деятельности в процессе профессионализации требуют специального изучения.

Для проблемы генезиса профессионализации субъекта деятельности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека2. Профессиональное развитие является составляющим компонентом процесса развития личности. Утверждая себя в профессии, личность реализует свой потенциал. Критерий самореализации — удовлетворенность личности социальными условиями и удовлетворенность общества личностью. Эта уравновешенность образа «Я» и образа мира достигается через адекватное понимание человеком своего места в мире. Самореализация и определяет жизненный путь человека.

Из всех многоплановых и многоаспектных проявлений жизни человек выбирает одну линию — это и есть его жизненный путь, включающий в себя узловые моменты, поворотные пункты. Последовательность узловых моментов определяется самим человеком посредством принимаемых решений. Ход жизни человека определяется принятыми им самим решениями на каждом узловом этапе. Смысл жизни, с одной стороны, выражает стремления, а с другой — является подтверждением реальных достижений. Это одновременно и оценка достигнутого, и планы на будущее.

Основной возраст высвобождаемых сотрудников правоохранительных органов (свыше 40 лет) можно охарактеризовать как зрелость, которая предполагает активность субъекта в профессиональном развитии. Увольнение такого специалиста порождает кризис в его жизни, так как происходит «смещение» реального состояния и самовосприятия специалиста в сторону «пожилого возраста», тогда как в возрастном и профессиональном плане специалист находится на этапе зрелости и способен к активной профессиональной деятельности.

Этот момент мы проанализировали с точки зрения идеи «порядок — конфликт», отражающей двойственность подобной ситуации. Конфликтность ситуации порождена не объективными факторами (профессиональная непригодность или пенсионный возраст), а порядком определенного профессионально-

служебного сообщества. И этот «порядок», который длительный период являлся оплотом и основой эффективной и плодотворной профессиональной и служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов, вдруг оказывается причиной, порождающей специфическую негативную ситуацию — увольнение. Конфликт возникает как реакция на «несправедливость», причем природа конфликта двойственна: с одной стороны, это определенный конфликт с системой, «выбросившей» сотрудника, а с другой — это конфликт внутриличностный, порожденный переживанием и осозна-нием реальности как некой личной «вины» и «ограниченности», «неудачливости», «проигрыша».

На этот этап профессионального развития специалиста оказывают также большое влияние социальные стереотипы профессиональной деятельности. Увольнение является неким специфическим фактором, вызывающим изменение и самого социального статуса, и восприятия уволенным сотрудником себя и своего статуса. Такое состояние можно рассмотреть через дихотомию «объект — субъект», показывающую противоположные попытки рассматривать социокультурную реальность сквозь призму либо объекта, либо субъекта.

Ситуации, через которые проходит специалист, делит жизнь на этапы, внутри которых она течет спокойно, консервативно, распространяясь, скорее, в ширину, чем в глубину. Результат прохождения кризисной ситуации зависит от того, кто принимает решение, и, если решение принадлежит сторонней силе, на уровне сознания результаты могут быть как существенными, так и ничтожными. Если проблема разрешена благодаря личным усилиям человека, происходят существенные изменения его самого, его личности, жизненных потенций3.

Изучая особенности профессионального мира, профессиональной среды сотрудников правоохранительных органов, отмечаем, что речь идет о спецфи-ческом пространстве. Юридическая сфера предполагает необходимость больших знаний, которые могут быть получены благодаря профессиональному опыту. В то же время наличие такого опыта гарантирует его обладателю успешность в профессиональной деятельности. Таким образом, специфичность профессиональной среды во многом предопределяет то, что большинство увольняемых сотрудников правоохранительных органов стремятся продолжить профессиональную деятельность именно в этой сфере.

1 См.: Климов Е.А Психология профессионала. — М., 1996. С. 199.

2 См.: Липский И.А. Социальная адаптация военнослужащих. — М., 2002. Ч. 2. С. 194.

3 См.: Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений: Психолого-педагогический подход. — М., 1998. С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.