Научная статья на тему 'Профилактика профессионально обусловленных заболеваний в учреждениях профессионального образования'

Профилактика профессионально обусловленных заболеваний в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
435
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика профессионально обусловленных заболеваний в учреждениях профессионального образования»

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. Лысова, канд. мед. наук, заведующая лабораторией культуры здоровья ГОУ «КРИРПО»

В XXI веке проблема сохранения здоровья приобретает особую остроту. В Кузбассе остается высоким удельный вес объектов промышленности 3-й группы -наиболее неблагополучных для здоровья.

Для исследования ситуации сохранения здоровья в Кемеровской области на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования создан временный научно-исследовательский коллектив по теме «Профилактика профессионально обусловленных заболеваний профессионально-педагогических работников учреждений НПО строительного профиля». Деятельность ВНИКа осуществлялась в рамках реализация подпрограммы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008-2011 годы.

Целью исследования стали разработка и апробация комплекса научно-методического обеспечения по профилактике профессионально обусловленных заболеваний профессионально-педагогических работников строительного профиля в системе повышения квалификации и учреждениях начального профессионального образования.

Апробация научно-методического обеспечения проводилась на базе ГОУ НПО строительного профиля, «Профессиональное училище № 48», г Кемерово, «Профессиональное училище № 14», г. Ленинск-Кузнецкий, а также в процессе курсовой подготовки ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования».

Проблему профессионального здоровья обучающихся необходимо рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, согласно которой понятие «здоровье» далеко выходит за рамки медицинской ответственности.

Обучающиеся учреждений профессионального образования отличаются низкими показателями физического и психического здоровья, снижающимися по мере обучения. Поэтому важная задача, которая стоит перед профессионально-педагогическими работниками, - сохранить здоровье будущего трудового

потенциала. Речь идет о создании нового направления медико-психологической профилактики профессионально обусловленной патологии и охраны здоровья обучающихся.

Сегодня нужны образовательные учреждения, которые могли бы научить обучающихся сохранять свое здоровье, выработать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья и профилактики профессионально обусловленных заболеваний с учетом психофизиологических, типологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки региона и местности. Насущной валеологической и психолого-педагогической проблемой является восстановление статуса образовательных учреждений, призванных растить психически и физически здоровых граждан, сформировать у обучающихся потребность в хорошем здоровье, научить ответственности не только за собственное здоровье, но и здоровье окружающих, а также за сохранение среды обитания. Неправомерно и малоэффективно рассматривать здоровье обучающихся вне здоровья педагогов во всех его аспектах: физическом, психическом, психологическом, соматическом, экономическом и др.

Преподаватель, осознающий необходимость целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья, сумеет эффективно научить заботиться о физическом и психическом здоровье обучающихся. Педагог должен быть примером здорового образа жизни: без вредных привычек, поддерживать должную физическую форму, любить активный отдых и спорт.

Формирование ценностных ориентаций на здоро-вьесбережение в воспитательно-образовательном процессе в учреждениях профессионального образования и в повседневной практике возможно в результате применения педагогически обоснованных методов и средств оздоровления, а также медицинской поддержки, включающей мониторинг состояния здоровья, организацию рационального питания, двигательной активности, закаливания, использования санитарно-гигиенических мер и профилактики профессионально обусловленных заболеваний.

У обучающихся учреждений начального профессионального образования чаще всего во время прохождения производственно-технологической практики даже при кратковременном контакте с вредными факторами производственной среды наблюдается усиление функциональных расстройств, аллергических реакций, обострение хронических заболеваний, формирование необратимых специфических профессиональных и неспецифических патологических процессов. В процессе обучения количество обучающихя, имеющих медицинские противопоказания, увеличивается.

Неблагоприятные факторы производственной среды представляют собой острую социально-экономическую проблему, так как оказывают непосредственное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы: чем сложнее условия профессиональной деятельности, тем больше усилий и средств требуется для ее восстановления и сохранения.

Во всем мире строительство - одна из важнейших отраслей экономики. Несмотря на достижения механизации, строительство остается отраслью, где занято весьма значительное число работников, по Российской Федерации - от 4,5 до 12 % трудоспособного населения, по Кемеровской области эта цифра составляет 5,9 %. Условия труда в производственно-профессиональных группах строительной отрасли относятся к 3-му классу вредности (по гигиеническим нормам).

Профессиональная заболеваемость за период 2005-2009 гг. в строительной отрасли Кузбасса в среднем составила 5,3-5,9 случаев на 10 тысяч работающих, что соответствует среднему уровню профессионального риска по России (2,4-7,3 случаев). В 2005 г -26, в 2007 г - 14, и 2008-2009 гг. - 31 случай. Эти данные и прогноз Федерального Управления Роспотребнадзо-ра по Кемеровской области свидетельствуют о росте профессиональных заболеваний в строительной отрасли и о динамике этой проблемы, так как есть определенные трудности по их выявлению, диагностике и профилактике.

Динамика заболеваемости в строительной отрасли

При работах в строительстве организм работающего подвергается воздействию многочисленных неблагоприятных факторов: контакт с пылью (цемент,

известь, гипс, асбест, нерудные строительные материалы); воздействие химических факторов (лакокрасочные материалы, растворители, нефтепродукты, мастики, клеи, смолы); микроклиматические условия; нерациональное освещение, вентиляция, вынужденное положение тела и другие неблагоприятные условия труда. Таким образом, в структуре профессиональных заболеваний работающих в строительной отрасли развиваются болезни костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем и другие.

С производственным стажем увеличивается и вероятность нарушения здоровья в результате заболевания или травмы. У рабочего строительного профиля предполагаемая продолжительность жизни за год работы сокращается в среднем на 33 дня и предполагаемое увеличение биологического возраста составляет 3-5 лет, т. е. существует риск преждевременного старения.

Тяжесть труда связана с позой работника: 62 % рабочего времени работает стоя (в т. ч. 23 % - с наклоном корпуса), 17 % - на корточках, 12 % составляют переходы. Для работающих в строительной отрасли характерны также статико-динамические нагрузки на плечевой пояс, которые связаны с удерживанием в процессе работы оборудования и различного рода инструментов, производственный шум на площадке, вредные условия по микроклимату. Воздействие вредных факторов приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.

Основные возможные профессионально обусловленные и профессиональные заболевания, связанные со строительным профилем систематизированы и приведены в материалах ВНИКа.

Безусловно, профессиональный риск можно снизить. Но в любом случае возможность нарушения здоровья у работающих в строительной отрасли остается высокой. Поэтому необходимо начинать проводить комплекс профилактических мероприятий уже в учреждениях профессионального образования строительного профиля среди обучающихся и профессионально-педагогических работников.

Нами было предпринято исследование, направленное на изучение сформированности у профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования навыков саморегуляции здоровья и степени участия в укреплении здоровья обучающихся, в которое входило:

- изучение самооценки здоровья и образа жизни профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования;

- изучение представления профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования о состоянии здоровья, образе жизни обучающихся;

- изучение факторов производственной среды, влияющих на здоровье людей, работающих в строительстве;

- изучение представления профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования о профилактике профессионально обусловленных заболеваний.

Исследование было проведено методом одномоментного анонимного анкетного опроса в 2010 г. на базе ГОУ «КРИРПО». В ходе исследования было опрошено 136 профессионально-педагогических работников из 12 учреждений профессионального образования строительного профиля (женщины — 91 %). Мастера производственного обучения составили 91 %, преподаватели спецдисциплин - 9 %, 68 % опрошенных в возрастной категории более 45 лет, 18 % - в возрасте от 36 до 45 лет, 11 % - от 26 до 35 лет, 3 % - до 25 лет. 71 % респондентов состоят в браке, 29 % - не состоят либо разведены. Среднее специальное образование у 62 % респондентов, у 38 % - высшее. За последние 5 лет проходили курсы повышения квалификации в КРИРПО 65 % опрошенных, из них 6 % -дважды, 15 % - в других учебных центрах, 18 % - не проходили повышение квалификации.

Результаты самооценки здоровья свидетельствуют о высокой распространенности хронических заболеваний и функциональных отклонений среди педагогов. Среди наиболее важных факторов, оказывающих влияние на здоровье, большинство опрошенных отметили наследственные факторы (71 %), профессиональные факторы (53 %) и материально-бытовые условия (35 %).

Рейтинг наиболее важных факторов, определяющих, по мнению ППР, состояние их здоровья, в %

Экологическая обсановка в регионе Качество медицинского обслуживания Питание Отношение к здоровью Материально-бытовые условия Профессиональные факторы Наследственные факторы

Педагоги достаточно критично относятся к своему здоровью. Более половины преподавателей (62 %) оценивают свое здоровье по пятибалльной шкале на 3 балла, 26 % - на 4; 9 % - на 5 и один человек (3 %) - на 2.

Среди заболеваний и патологических состояний наиболее часто педагоги называли нарушение зрения, головные боли, боли в спине, болезни органов пищеварения, артериальную гипертонию и хронические заболевания суставов. На больничном по поводу хронического заболевания два и более раз в год находятся только 6 % опрошенных, один раз - 18 %, болеют, но не обращаются к врачу - 38 %; болеют не каждый год, но регулярно посещают врача - 29 % респондентов; остальные 9 % не указали либо не имеют хронических заболеваний. Простудными заболеваниями болеют реже одного раза в год 37 %, один раз - 21 %, два раза в год - 24 %, три раза и более - 18 % преподавателей.

Раз в год проходят профилактические медицинские осмотры 82 % опрошенных, остальные реже. Мы видим, что цифра охвата медицинскими осмотрами достаточна высока, однако при выявлении каких-либо заболеваний, только 1/3 респондентов в дальнейшем занимается лечением и профилактикой данной патологии. Курс санаторно-курортного лечения никогда не проходили 74 % опрошенных, по 6 % проходят курс один раз в три и в пять лет, 15 % - были однажды за последние 10-20 лет. Уровень медицинской активности как высокий отметили только 3 %, средний уровень - 62 %, низкий - 35 % опрошенных.

Из общего числа опрошенных только 39 % преподавателей считают, что имеющиеся у них знания и умения достаточны для формирования навыков здорового образа жизни обучающихся. Более половины преподавателей указывают на необходимость специальной подготовки по вопросам профилактики профессионально обусловленных и профессиональных заболеваний.

Для профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования характерна высокая распространенность хронических заболеваний, развитие которых они связывают с профессиональными факторами и условиями труда, недооценивая при этом роль собственного отношения к здоровью и низкую медицинскую и профилактическую активность, высокую распространенность индивидуальных поведенческих факторов риска: неправильное питание, низкую физическую активность, психоэмоциональный стресс и др.

Исследование показало, что профессионально-педагогические работники понимают необходимость формирования здорового образа жизни и личного участия в процессе гигиенического воспитания обучающихся, однако мало кто из них предпринимает какие-либо меры по профилактике уже имеющихся соматических заболеваний, и практически никто не про-

водит профилактику профессионально обусловленных заболеваний в строительной отрасли.

Характерная в целом для населения России «политика двойных стандартов» в отношении к здоровью на словах и в организации собственной жизни является типичной и для профессионально-педагогической среды.

Формирование культуры сохранения здоровья и профилактики профессионально обусловленных заболеваний рабочих строительных профессий должно начинаться с обучения в профессиональной школе. Личный пример мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин - одно из обязательных условий в решении задачи формирования культуры сохранения здоровья и профилактики профессионально обусловленных заболеваний.

Подавляющее большинство педагогов используют отдельные формы, методы и средства гигиенического воспитания, однако эти мероприятия не носят системного характера. Проблема профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний профессионально-педагогических работников требует поиска новых методологических подходов. Выявление педагогических условий развития заболеваний в современной профессиональной школе диктует необходимость разработки и внедрения комплексных образовательных программ по профилактике профессионально обусловленных заболеваний в учреждениях начального профессионального образования.

Мы предлагаем ряд мероприятий, которые можно включить в деятельность образовательных учреждений профессионального образования:

- внедрение в учебный процесс образовательных программ по реализации здорового образа жизни и профилактике профессионально обусловленных заболеваний;

- проведение социально гигиенического мониторинга в образовательныхъ учреждениях;

- обеспечение охраны труда и техники безопасности, сохранение здоровья работающих (включая вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда);

- соблюдение нормативных требований к состоянию производственной среды, выполнение мер по оптимизации трудового процесса;

- формирование здорового социально психологического микроклимата;

- проведение анализа и оценки коллективного и индивидуального профессионального риска для здоровья работника;

- обеспечение организации и проведение профессиональной ориентации, профотбора, предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- проведение оздоровительных мероприятий (особенно при условиях высокого профессионального риска) и создание мест для отдыха и занятий оздоровительной гимнастикой, спортом; обеспечение работающих рациональным, в том числе лечебным питанием.

В результате анализа анкетных данных участниками ВНИКа разработаны и внедрены мероприятия в рамках государственно-частного партнерства в области профессионального образования, способствующие решению выявленных проблем:

• Расширение взаимодействия структур института и учреждений НПО со специалистами департамента труда и занятости населения Кемеровской области, Федерального Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, Центра внедрения средств индивидуальной защиты, предприятий строительного профиля (выездные семинары, тренинги, мастер-классы, презентации с целью консультирования по вопросам здоровьесбережения, использования средств индивидуальной защиты и прочих профессиональных затруднений в области профилактики профессионально обусловленных заболеваний).

• Включение в планы образовательных услуг ГОУ «КРИРПО» и работы института на 2011 мероприятий, направленных на развитие психолого-педагогической компетентности и медико-биологических знаний (проведение психологических тренингов и спецкурсов, изучение вопросов гигиены труда, профилактики профессиональных и профессионально обусловленных забо-лееваний в строительной отрасли и т. д.).

Изучение литературы и собственный опыт позволили нам предположить, что профилактике профессионально обусловленных заболеваний профессионально-педагогических работников учреждений НПО строительного профиля в системе повышения квалификации будут способствовать:

• систематическое повышение квалификации профессионально-педагогических работников (не реже 1 раза в 5 лет);

• регулярное посещение консультаций, семинаров, мастер-классов, тренингов, специальных курсов и пр.;

• самообразование;

• дифференциация образовательного процесса повышения квалификации профессионально-педагогических работников по профилю образования посредством разработки вариативных спецкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.