Научная статья на тему 'Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования: достижения и перспективы'

Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования: достижения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования: достижения и перспективы»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л. А. Богданова, канд. пед. наук, доцент, декан ФПКиПРПО ГОУ «КРИРПО»

Во время работы над статьей почему-то всегда приходили в голову строки «а годы летят, наши годы летят». И действительно - только было 5-летие института, а уже на пороге - 10-летие. Многое сделано, а еще больше предстоит. Но в канун юбилея подводятся итоги. Чем мы были интересны педагогическим работникам учреждений профессионального образования в повышении квалификации?

В организации дополнительного образования взрослых в современных условиях происходит коренное переосмысление роли, функций и места дополнительного образования в образовательном пространстве общества. В частности функции дополнительного педагогического образования наполняются новым содержанием: повышение квалификации понимается не как дополнение, обновление имеющихся компетенций, а как перевооружение в новых профессиональных позициях, методическая работа - не как ликвидация пробелов и затруднений, а как перевод в новую профессиональную позицию для выявления кризиса компетенций и формулирование запроса на повышение квалификации.

Профессиональное обучение взрослых имеет свою специфику и особенности. Ученые, занимающиеся проблемами профессиональной деятельности педагога, отмечают, что с возрастом происходит все большая дифференциация и специализация запроса по отношению к различным источникам знаний. Ведущая роль в этом образовательном процессе принадлежит самому взрослому, его жизненному опыту, мотивации, запросам и потребностям. Взрослые избирательно реагируют на педагогические воздействия, они осознанно подходят к содержанию и способам своего обучения и могут взять за это на себя от-

ветственность. Для взрослого человека обучение не является основной деятельностью, оно рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем. Следовательно, в системе дополнительного профессионального образования нужно учитывать возрастную специфику. Были выработаны принципы к организации образовательного процесса, которые неукоснительно соблюдаются профессорско-преподавательским составом института в обучении слушателей: контекстность обучения; актуализация результатов обучения; принцип гуманизма; принцип демократизма; принцип мобильности; принцип опережения; принцип открытости; принцип непрерывности образования. Это позволило определить условия повышения квалификации: мобильность, открытость образования, междисциплинарность, дифференцирован-ность, использование новых педагогических технологий, создание условий для вариативного обучения. Поэтому когда была принята в Российской Федерации в 2008 году «Концепция развития системы непрерывного образования в РФ до 2012 года», в нашем институте были созданы условия для ее реализации. Сущностными характеристиками концепции непрерывного образования являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, и мы предоставляли педагогам различные виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировки, профессиональная переподготовка.

Непрерывное образование осуществляется с самостоятельно выбранной траекторией педагогом, поэтому наряду с уже зарекомендовавшими себя курсами, стажировками, обучением по программам профессиональной переподготовки, работники факультета повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования совместно с преподавателями кафедр в этот период стали разрабатывать и новые формы повышения квалификации.

При составлении дополнительных профессиональных образовательных программ был взят за основу модульный принцип. Каждый модуль представляет собой завершенный курс.

Это позволяет педагогу из различных курсов выбрать модули, которые ему интересны и помогают разрешить возникшие затруднения в профессиональной деятельности (таб. 1).

Таблица 1 Количество модульных курсов повышения квалификации

2007/ 2008/ 2009/ 2010/ 2011/

2008 2009 2010 2011 2012

уч. год уч. год уч. год уч. год уч. год

8 13 14 14 17

Однако это способствовало разработке другого направления - накопительной системы повышения квалификации, которая дает возможность педагогу самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут, используя образовательные ресурсы института: курсы, консультации, семинары, а также опыт педагогического сообщества региона: конференции, тренинги и др.

В системе непрерывного образования особое место занимает самостоятельная работа педагога. Мы предлагаем индивидуальные программы повышения квалификации: данные программы для педагогов, которые желают самостоятельно освоить курс повышения квалификации. Для осуществления полноценной работы по курсу назначается научный руководитель из числа профессорско-преподавательского состава кафедр, определяются дни консультаций по возникшим затруднениям. По окончании курса педагог очно защищает итоговую работу.

С развитием информационно-коммуникационных технологий сотрудники института стали разрабатывать подходы к организации дистанционного обучения в системе повышения квалификации, которые были определены в ходе работы временных научно-исследовательских коллективов (ВНИКов): «Организация дистанционного обучения в системе повышения квалификации» - была решена задача организационно-методической деятельности преподавателей по управлению образовательным процессом с использованием информационных и коммуникационных технологий. Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения - база учебных материалов, система управления этой базой, методики дистанционного обучения, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов. Основу такого обеспечения составляет учебно-методический комплекс (УМК). Поэтому логичным продолжением работы стала

организация деятельности по созданию образовательных учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную учебную деятельность слушателей. Для решения данной задачи был создан ВНИК по теме «Разработка учебно-методического комплекса для обеспечения дистанционных курсов повышения квалификации профессионально-педагогических работников». Курс дистанционного обучения разрабатывался на модульной основе: каждый модуль - это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, а качество работы фиксировалось тестовыми, контрольными работами. Методические материалы составлялись таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем: подробное описание рациональных приемов, видов деятельности, критериев правильности решений. УМК зарегистрированы в "ФГУП НТЦ Информре-гистр".

Сегодня дистанционное обучение организуется на основе реализации различных моделей обучения:

- модель интеграции очных и дистанционных форм работы;

- модель сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения;

- модель сетевого обучения и кейс-технологий.

Для реализации данных моделей используются ресурсы образовательного портала, центра дистанционного обучения ГОУ «КРИРПО» (программа «Прометей»), ведется работа по индивидуальным планам с использованием технологий «портфолио», функционирует дистанционная библиотека и медиатека, форум и чат-комнаты, проводятся тематические очные и дистанционные методические консультации, телеконференции в режиме on-line и off-line, вебинары (таб. 2).

Таблица 2

Дистанционное обучение

2007/ 2008/ 2009/ 2010/ 2011/

Курсы 2008 2009 2010 2011 2012

уч. год уч. год уч. год уч. год. уч. год

Дис-

танционное обуче- 9 чел. 15 чел. 71 чел. 109 чел. 156 чел.

ние

При разработке дополнительных профессиональных образовательных программ учитываются современность и актуальность тематики курсов, подходы к развитию индивидуальных ресурсов педагога, использование современных технологий и методов обучения, командный подход, привлечение инновационных образовательных учреждений (ресурсных центров), предприятий к участию в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Содержание образовательных программ курсов направлено:

- на формирование системного видения педагогической реальности;

- расширение знаний в предметной области;

- овладение современными педагогическими технологиями;

- . развитие способности к интеграции с педагогическим опытом других;

- развитие креативных качеств личности педагога (способности к самодиагностике, самоизучению, способности к видению перспективы, к профессиональному самоопределению и профессиональному изменению, способности к концептуальному мышлению и поведению и др.);

- формирование рефлексивной культуры педагога (саморефлексия, совместная рефлексия).

В программах дополнительного профессионального образования реализуются направления:

- модернизация российского образования;

- управление современным качеством образования;

- система оценки качества образования;

- компетентностный подход в профессиональном образовании;

- федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

- аттестация профессионально-педагогических работников;

- профессиональные конкурсы;

- мониторинг здоровья, здоровьесберегаю-щие технологии, профилактика профессионально - обусловленных заболеваний;

- медиаобразование, педагогические и информационно-коммуникативные технологии.

Программы курсов ежегодно обновляются, разрабатываются новые, более современные. Предусматривается изменение (до 25 %) содержания программы в зависимости от результатов входной диагностики, запросов участников, появления новых интересных подходов к работе со взрослыми.

Планирование в дополнительных образовательных программах инвариантной и вариативной частей способствует расширению круга тем,

по запросам слушателей, по которым формируются спецкурсы по выбору.

Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки реализуется профессорско-преподавательским составом кафедр института педагогики и психологии профессионального образования, менеджмента и экономики, сотрудниками лабораторий; ведущих вузов Кемеровской области: Кемеровского государственного университета, Кузбасского государственного технического университета, Российского государственного торгово-экономического университета (Кемеровский филиал), Кемеровского государственного университета культуры и искусств, Кемеровской государственной медицинской академии и др., - а также педагогическими работниками УПО, частно-государственными партнерами. Для знакомства с новыми технологиями, сырьем, материалами проводятся выездные тематические занятия на предприятиях области по отраслям производства. Преподаватели оперативно реагируют на запросы профессионально-педагогических работников и выстраивают образовательный процесс с использованием разнообразных форм обучения, новых педагогических технологий в сочетании с информационными технологиями, что ведет к изменениям в содержании, организационных формах и методах работы со взрослыми, а также повышает качество образовательного процесса. Поэтому в организации образовательного процесса института произошли изменения - переход от информационной направленности на применение интерактивных методов обучения, которые наиболее продуктивны в образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт: тренинги (коммуникативные, сенситивные, личностного роста), педагогические студии; встречи с приглашенными специалистами; педагогические мастерские, мо-дерация; дискуссионные методы: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, «мозговой штурм», метод круглого стола, эвристическая беседа и др.; игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); ролевые, организа-ционно-деятельностные игры; проектирование различных программ; коллективный способ обучения, кейс-метод, метод проектов и др.

Занятия проводятся с использованием активизирующих методов и приемов: проблемная лекция, лекция «пресс-конференция», лекция-визуализация и др. При этом активность преподавателя уступает место активности обучающихся (слушателей), а задачей педагога становится

создание условий для проявления и реализации образовательной инициативы и способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Преподаватель и слушатель как субъекты образовательного процесса развиваются и обучаются во взаимном общении и логично, что в образовательном процессе особое место занимает групповое взаимодействие: работа в парах, в микрогруппах (3-4 чел.), малых группах (4-7 чел.). Это позволяет активизировать продуктивную совместную деятельность взрослых людей с различным жизненным и профессиональным опытом, с различными психологическими особенностями и образовательными запросами. В конце каждого занятия проводится рефлексия дня. Рефлексия проводится по поводу занятия в целом, отдельного этапа и эпизода, по поводу деятельности микрогруппы. Рефлексия процесса образовательной деятельности и продукта (полученного результата) помогает: каждому участнику - определить его личный уровень продвижения; группе - путем рефлексии улучшить процесс повышения квалификации, сделать совместную деятельность более комфортной и продуктивной; команде преподавателей - лучше организовать собственную работу.

Занятия для слушателей проходят с использованием мультимедийных средств обучения: интерактивной доски, ноутбука, проектора, программного обеспечения. Имеются компьютерный и мобильный компьютерные классы. Все преподаватели используют мультимедийные средства (презентации, видеолекции и др.)

В институте созданы условия для внеаудиторной работы слушателей. В читальном зале слушателям обеспечен доступ к внешним полнотекстовым электронным ресурсам в сети Интернет - федеральным порталам «Российское образование», «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов», «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» и пр. Услугами абонемента и читального зала слушатели имеют возможность пользоваться как во время курсовой подготовки, так и в межкурсовой период. В 2011 году в библиотеке института начал работать электронный читальный зал с выходом в Интернет и возможностью работы с удаленными ресурсами.

Слушатели имеют возможность получить оперативную информацию о новинках в разделе сайта «Виртуальные книжные выставки».

Для знакомства с образовательной средой кураторы курсов продумывают культурно-познавательную программу: экскурсии, встречи, концерты. Кроме того, профессионально-педагогические работники, находящиеся на курсах повышения

квалификации и профессиональной переподготовки, могут не только получать информацию о профессиональных факторах риска для здоровья, обучиться методам профилактики профессионально обусловленных заболеваний, но самое главное - реально поддерживать свое здоровье, пройдя курс эффективной профилактики и оздоровления по широкому спектру заболеваний, таких как остеохондроз шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, нервного и физического переутомления, синдрома хронической усталости. Лаборатория культуры здоровья ГОУ «КРИРПО» оснащена современным оборудованием: многофункциональная кровать-массажер Nuga Best, массажные очки и подушка, массажер для ног, настольный галоин-галятор «Галонеб», ингалятор компрессорный и система светотерапии «Биоптрон».

В институте разработаны и апробированы формы межкурсового обучения профессионально-педагогических работников: непрерывно действующий практикум по инновационным формам обучения и воспитания; занятия в школах педагога-исследователя; работа над индивидуальными образовательными проектами; научно-консультационное сопровождение профессиональной деятельности педагога сотрудниками кафедр и лабораторий; конкурсы; экспериментальная работа; педагогические форумы; августовские консультации, мастер-классы; тренинги.

Повышение квалификации планируется для различных категорий работников учреждений профессионального образования: мастеров производственного обучения, преподавателей общеобразовательных и спецдисциплин, работников методической службы, комендантов общежитий и др. С 2010 года реализуется проект по социально-психологической поддержке людей третьего возраста с целью выведения данной категории населения из общественной изоляции и побуждения к активному участию в общественной жизни посредством образовательных мероприятий. Областной образовательный проект реализован на основании соглашения о сотрудничестве с областным Советом ветеранов Кемеровской области.

Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в институте, по мнению слушателей, отличаются применением новых методов и технологий в обучении, четкостью и логичностью организации обучения, высоким уровнем интенсивности обучения, новизной материала, технической оснащенностью занятий, высоким уровнем формирования новых профессиональных (педагогических) умений, доброжелательностью преподавателей в отношениях со слушате-

Таблица 3

Виды дополнительного профессионального образования (чел.)

Учебный год 2007 / 2008 2008 / 2009 2009 / 2010 2010 / 2011 2011 / 2012

Виды дополнительного профессионального образования

Повышение квалификации: 1231 1495 1118 1150 1200

краткосрочное 671 923 595 567 974

длительное 560 572 523 583 226

Стажировка 10 12 30 22 52

Переподготовка по программам: - 56 62 - -

Менеджмент в образовании - 30 24 - -

Преподаватель - 26 26 - -

Педагог-психолог - - 12 - -

Итого: 1697 1563 1210 1172 1252

лями. Около 80 % слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам, оценивают высоко и выше среднего качество учебного процесса.

Однако быстрое и динамичное развитие системы профессионального образования, рынка образовательных услуг, меняющиеся требования со стороны работодателей и запросов педагогов учреждений профессионального образования требуют от института расширения спектра образовательных услуг. В 2011 г. институтом получена

лицензия на осуществление образовательной деятельности по 83 дополнительным профессиональным образовательным программам (лицензия Серия ААА №002194 от 28.10.11 г.).

А это значит «покой нам только снится»!

Мы благодарны, уважаемые коллеги, что вы выбираете наш Кузбасский региональный институт развития профессионального образования и надеемся на наше дальнейшее сотрудничество, результатом которого станет качественная подготовка рабочих и специалистов для Кузбасса!

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРОВ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Т. Н. Повесина, методист лаборатории социального партнерства ГОУ «КРИРПО»

З. И. Черноусова, методист лаборатории ГОС ПО И. В. Корнеева, руководитель ресурсного центра новых строительных технологий ГОУ СПО ««Новокузнецкий строительный техникум»

Т. Н. Повесина

Развитие системы образования РФ напрямую связано с основными направлениями социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу, в которой одним из приоритетов выступает заинтересованность работодателей в качестве подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях

современного рынка труда на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает эффективное кадровое сопровождение инновационного развития страны, что предполагает обеспечение доступности качественных услуг образования, создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников, «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.