Научная статья на тему 'Открыта Федеральная экспериментальная площадка'

Открыта Федеральная экспериментальная площадка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открыта Федеральная экспериментальная площадка»

ОТКРЫТА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. лабораторией андрагогики Л. А. Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, декан О. С. Рапоцевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ «КРИРПО»

На основании решения ученого совета от 24.12.2009 г № 25/2009 ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» на базе ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» г. Кемерово открыта и работает экспериментальная площадка по теме «Модели подготовки специалистов начального и среднего специального образования в учреждениях ДПО».

Целью деятельности экспериментальной площадки является достижение нового качества профессионального образования на основе формирования и развития ключевых и профессиональных компетенций мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования.

Содержание образовательных программ, реализуемых в ГОУ «КРИРПО», отражает основные направления модернизации российского образования и развития профессиональной школы Кузбасса; характеризуется практической направленностью и ориентировано на достижение конкретных, востребованных обществом образовательных результатов.

План образовательных услуг на учебный год формируется на основе соответствующего задания департамента образования и науки Кемеровской области. При формировании плана изучаются образовательные потребности профессионально-педагогических работников, анализируются отзывы слушателей, учитываются рекомендации и предложения ведущих учёных и специалистов-практиков. Это позволяет выбирать наиболее актуальные, социально и личностно востребованные темы занятий; оптимальные формы организации и сопровождения учебного процесса, взаимодействия с предприятиями и организациями, предоставляющими собственную базу для проведения практических занятий и стажировок.

С целью обеспечения качества обучения ГОУ «КРИРПО» привлекает к проведению учебных занятий, осуществлению руководства итоговыми и дипломными работами слушателей и участию в работе Государ-

ственных аттестационных комиссий специалистов федеральных и региональных органов управления образованием, научно-педагогических работников ведущих вузов страны и региона, представителей организаций-работодателей и других государственно-частных партнёров в сфере профессионального образования.

Организация и содержание образовательного процесса в ГОУ «КРИРПО» подчинены задаче формирования у взрослых обучающихся способности и готовности к постоянному, самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, их творческому применению в профессиональной и иной социально значимой деятельности. Используемые в ходе обучения методы и приёмы ставят слушателей в позицию равноправных, активных и ответственных участников учебного процесса, что способствует их ускоренному профессиональному и личностному росту. Одним из основных показателей эффективности обучения, используемых при оценивании итоговой и дипломной работы, являются самостоятельно полученные, апробированные или внедрённые в образовательную практику результаты профессиональной деятельности слушателей: научно-исследовательской, учебно-методической, воспитательной, организационно-педагогической и иной.

С целью усиления практической направленности реализуемых ГОУ «КРИРПО» образовательных программ для мастеров и преподавателей специальных дисциплин с учётом происходящих и прогнозируемых изменений в сферах образования и занятости, науке и технике, отраслях экономики и социальной сферы региона в структуре курсов выделено две сессии. На первой изучаются теоретические вопросы педагогики, психологии, методики производственного обучения. На второй - отрабатываются практические умения и навыки по профессии на предприятиях. Базами стажировок являются предприятия, акционерные общества, строительные фирмы и др. На практических занятиях слушатели курсов повышения квалификации знакомятся с новыми технологиями производства, оборудованием, технологическим процессом.

Мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин могут пройти стажировку на про-

мышленных предприятиях, в базовых образовательных учреждениях, ведущих вузах, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях Кузбасса, с которыми ГОУ «КРИРПО» заключило договоры о государственно-частном партнёрстве в области профессионального образования.

В ГОУ «КРИРПО» реализуются различные виды и формы повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин: длительные и краткосрочные курсы; с отрывом, с частичным отрывом от производства, без отрыва от производства; индивидуальные программы повышения квалификации, накопительная система повышения квалификации.

Образовательные программы повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин направлены на решение следующих задач:

- повышение конкурентных преимуществ учреждений НПО, СПО;

- создание условий для непрерывного образования обучающихся через реализацию накопительной системы повышения квалификации;

- отработка дистанционного обучения как на базе ГОУ «КРИРПО», так и на базе образовательного учреждения с использованием программы «Прометей» на основе реализации различных моделей обучения:

- модель интеграции очных и дистанционных форм работы;

- модель сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения;

- модель сетевого обучения и кейс-технологий;

- модель на основе видеоконференций и интерактивного телевидения.

С учетом приоритетов развития ГОУ «КРИРПО» и региональной системы профессионального образования предполагается:

- ввести в рамках стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин учреждений НПО и СПО процедуру повышения рабочего разряда путём выполнения производственного задания с последующим представлением результата квалификационной комиссии внешней организации (предприятия);

- сформировать региональную сетевую модель дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования;

- подготовить и внедрить в образовательный процесс электронные учебно-методические комплексы (75 % на учебную дисциплину или элемент подготовки (модуль, блок));

- обеспечить приоритетность обучения педагогических команд учреждений профессионального образования при организации курсовой подготовки.

Формы экспериментальной деятельности:

- повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин (72 - 500 часов).

- переподготовка мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, не имеющих педагогического образования (подготовка к новому виду деятельности - свыше 500 часов);

План экспериментальной работы на 2010-2012 годы включает:

- реализацию различных форм повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин в ГОУ «КРИРПО»;

- реализацию дополнительной профессиональной образовательной программы переподготовки «Преподаватель».

- повышение уровня педагогического мастерства и формирование современных профессионально-педагогических компетенций мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений как основных субъектов инновационной образовательной практики;

- разработка комплекса учебно-методических материалов по содержанию и реализации образовательных программ переподготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин учреждений НПО, СПО.

В ходе эксперимента предполагается решить ряд проблем:

- интеграция педагогической и профессиональной (отраслевой) подготовки мастеров производственного обучения;

- взаимодействие с государственно-частными партнерами в переподготовке и повышении квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин;

- отработка механизмов дистанционного обучения и накопительной системы повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин;

- организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования при повышении квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин.

ГОУ «КРИРПО» осуществляет образовательную и научно-методическую деятельность в постоянном, тесном контакте с департаментом образования и науки Кемеровской области, областным департаментом труда и занятости населения, областными советами директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, областным координационным советом по профессиональной подготовке рабочих кадров для предприятий Кузбасса, ведущими учебными заведениями региона (КемГУ, КемТИПП, КемГСИ, КГТУ); более 70 предприятий, акционерных

бществ, фирм и др. принимают активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Для проведения выездных занятий осуществляется взаимодействие с Федеральным ресурсным центром по подготовке рабочих кадров металлургического профиля - Кузнецким индустриальным техникумом, г Новокузнецк; победителями федерального и областного конкурсов инновационных образовательных программ: ПУ № 78 (г Юрга), ПУ № 77, 48 (г Кемерово), ПУ № 17 (г Ленинск-Кузнецкий), Кемеровский горно-технический колледж и др.

На базе ГОУ «КРИРПО» работает Кузбасское региональное отделение Академии педагогических и социальных наук; созданы и действуют корпункты общероссийских журналов «Известия Российской академии образования», «Профессиональное образование. Столица», «Образование и общество».

Институт взаимодействует с Межгосударственной ассоциацией последипломного образования, Союзом руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей при Государственной академии инноваций, Межрегиональной ассоциацией институтов профес-

сионального образования, Сибирской ассоциацией образования взрослых.

Установлены партнёрские связи с научно-исследовательскими институтами Российской академии образования, Северо-Западным агентством меж-дународныхпрограмм(г.Санкт-Петербург),Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Институтом по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов (ПZ/DW).

Предложения по включению материалов эксперимента в федеральные планы дополнительного педагогического образования:

- использование учебно-методической документации по всем видам учебных занятий по программам дополнительного профессионального образования;

- создание банка методических пособий и рекомендаций по видам работ, предусмотренных учебным планом;

- функционирование сетевого сообщества профессионально-педагогических работников;

- достижение нового качества профессионального образования на основе формирования ключевых ком-петентностей мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин.

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Г. Н. Жуков, доктор педагогических наук, профессор, директор Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа,

заслуженный учитель РФ

В решении проблем экономики роль учреждений среднего профессионального образования (СПО) достаточно значима. Это связано с тем, что рабочие и специалисты такого уровня образования в структуре кадрового потенциала различных отраслей экономики составляют от 40 до 80 % занятого населения.

В связи с этим в рамках современной социально-экономической ситуации требуется создание оптимальных условий для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, чтобы укрепить их положение на рынке труда.

Для обеспечения конкурентоспособности выпускников СПО на рынке труда недостаточно дать им некоторую сумму знаний и умений, необходимо формирование компетенций, а для этого нужны новые методологические подходы и в соответствии с ними новые принципы и технологии профессиональной подготовки. Причем сегодня не срабатывают моноподходы в образовании, и все чаще специалисты склоняются к интегрированным подходам, когда в комплексе можно повлиять на достижение целей

профобразования. Это в свою очередь определяет и диктует опережающий характер профессионального образования.

В профессиональном образовании сегодня реализуются различные тенденции и направления, которые повышают его эффективность. В условиях модернизации профессионального образования особое значение имеет реализация идеи опережающего профессионального образования, которая неоднократно озвучивалась в различных документах: Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и др.

При подготовке будущих специалистов среднего звена опережающая стратегия проявляется как расширение целей и задач, традиционно решаемых конкретным учреждением СПО за счет введения в модель выпускника знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для работы в условиях рынка труда с учетом современных социально-профессиональных и экономических прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.