Научная статья на тему 'Профессиональное сотрудничество: КРИРПО и КИТ'

Профессиональное сотрудничество: КРИРПО и КИТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное сотрудничество: КРИРПО и КИТ»

НАШИ ДРУЗЬЯ"

Профессиональное сотрудничество: КРИРПО и КИТ

В. С. Егорова, методист ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»

Действительно велик тот, кто постоянно учится у других.

Пословица

Кузбасский региональный институт развития профессионального образования и Кузнецкий индустриальный техникум связывает долголетнее и плодотворное сотрудничество.

Все 10 лет, несмотря на то, что техникум был первоначально в федеральном подчинении, это взаимодействие осуществлялось по различным направлениям:

- организация повышения квалификации и переподготовки профессионально педагогических работников;

- ретрансляция передового педагогического опыта через участие представителей техникума во всероссийских и международных научно-практических конференциях, проводимых ежегодно на базе КРИРПО;

- участие в различных научно-методических мероприятиях: обучающих семинарах, тематических консультациях и др.;

- организация работы института с базовыми образовательными учреждениями профессионального образования.

Ежегодно институт предлагает самые различные виды образовательных услуг: повышение квалификации, переподготовка, стажировки и др. И что особенно удобно для специалистов учреждений профессионального образования - организованы различные формы обучения. Каждый педагог и специалист техникума имеет

* КИТ, ПЛ № 10, ПУ № 2, ЮТАиС, ЮТК, ПЛ № 21, ПУ №14, ПЛ №79.

право выбора: пройти модульное или дистанционное обучение, кроме того, может воспользоваться накопительной системой. Это даёт возможность каждому из нас без проблем откорректировать сроки прохождения повышения квалификации и сделать это без ущерба для своей основной профессиональной деятельности.

Специалисты КРИРПО уделяют серьёзное внимание современным формам организации повышения квалификации представителей ОУ ПО Кемеровской области.

Неудивительно, что при выборе места прохождения курсовой подготовки наши преподаватели отдают предпочтение, как правило, Кузбасскому региональному институту развития профессионального образования. Так, только за последние пять лет более 70 % преподавателей КИТ прошли курсы повышения квалификации на базе КРИРПО.

Необходимо отметить, что и тематика образовательных услуг отличается своей актуальностью и привлекает внимание профессионально-педагогических работников. Например: «Модульно-компетентностный подход в ПО. Технологии разработки образовательных программ», «Создание средств учебного назначения для работы на интерактивных комплексах», «Инновационная программа развития учреждения профессионального образования» и др. В настоящее время востребованы обучающие семинары и тематические консультации по внедрению ФГОС третьего поколения.

Особую благодарность хочется выразить руководству института, а также специалистам деканата ФПКиПРПО за предоставленную (неоднократно) возможность преподавателям нашего техникума пройти курсы повышения квалификации без отрыва от производства. Так, например, только в 2009 году были организованы курсы на базе Кузнецкого индустриального техникума по двум темам. На них более 50 человек повысили свой профессиональный уровень. Учебный процесс в техникуме не пришлось даже корректировать.

При оказании образовательных услуг специалисты института работают с различными категориями: мастерами производственного обуче-

ния, преподавателями различных дисциплин, психологами, методистами, руководителями.

Хочу подчеркнуть ещё один момент: при организации образовательных услуг декан ФПК Людмила Александровна Богданова большое внимание уделяет организации досуга иногородних слушателей: экскурсии (на Красную Горку, в Ботанический сад и пр.), выезды в театр и др. Это говорит о том, что в институте работают люди не безразличные, а заинтересованные в общем и профессиональном развитии специалистов ПО Кузбасса.

Ежегодно ГОУ «КРИРПО» организует всероссийскую или международную научно-практическую конференцию. Традиционно в ней принимают участие представители нашего техникума. Так, на Х Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования» в ноябре 2011 года на секциях представили свои исследовательские работы два преподавателя и педагог-психолог. Все они получили высокую оценку со стороны коллег разных образовательных учреждений России. А работа Н. В. Ананьиной по теме «Модель выпускника как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях ФГОС нового поколения» рекомендована к публикации в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом».

Содержательно организована работа института с базовыми образовательными учреждениями профессионального образования. Кузнецкий индустриальный техникум имеет богатый опыт работы в данном статусе: система НПО -с 2000 по 2011 год, система СПО - с 2009 по 2011 год.

Ежегодно по плану Кузбасского регионального института развития профессионального образования на базе техникума проводились тематические консультации и стажировки для ОУ среднего профессионального и начального профессионального образования, при этом лекторами выступали преподаватели КИТ.

Курировал данную работу в техникуме образовательный ресурсный центр (ОРЦ; имел статус федерального), который являлся по своей сути инновационной моделью центра по организации процесса развития профессиональной компетентности педагогических кадров. Основные структурные компоненты данной модели:

- целевой компонент, отражающий многообразие целей и задач центра;

- содержательный компонент, характеризующий различные направления деятельности центра;

- процессуальный компонент, определяющий целесообразное сочетание форм, методов и средств организационно-управленческого обеспечения центра;

- результативный компонент, отражающий ожидаемые результаты центра.

Какие же преимущества даёт статус базового образовательного учреждения техникуму в целом?

Во-первых, стимулирует коллектив техникума работать в инновационном режиме, находиться в творческом поиске. Ведь чтобы представить на тематической консультации, стажировке какую-либо идею или уже достаточно апробированный педагогический опыт, необходим постоянный анализ уже достигнутого (глубокая рефлексия) и поиск чего-то нового. Во-вторых, способствует вовлечению в эту инновационную деятельность всё большего числа преподавателей техникума. В-третьих, статус базового мотивирует на постоянное совершенствование форм и методов работы, обновление содержания методической работы. За несколько лет работы в статусе базового ОУ преподавателями техникума при методическом сопровождении ОРЦ апробированы коуч-прак-тики, мастер-классы, фестивали педагогических инноваций (идей), ток-шоу, брейн-ринги и многие другие активные формы. Например, во время стажировок при защите итоговых работ слушателями мы отказались от классической формы, а используем брейн-ринги. Таким образом защита проходит интереснее, увлекательнее, снимает психологический стресс у слушателей; они находятся в демократичной, раскрепощённой обстановке, а значит, и эффект работы гораздо выше. Кроме того, такие активные формы и их содержательная часть способствуют профессиональному росту педагогов техникума, развитию их компетентности.

В-четвёртых, проявляется больше возможностей по ретрансляции передового педагогического опыта как по формам, так и по охвату

слушателей из разных ОУ профессионального образования. В-пятых, постоянная совместная творческая деятельность по подготовке к областным консультациям влияет на установление тесного взаимодействия всех структурных подразделений, всех служб техникума. Например, психологическая и методическая службы, воспитательные отделы техникума, библиотека работают единой командой, дополняя друг друга, эффективно повышая уровень профессиональной компетентности. А это способствует движению вперёд, развитию всего коллектива в целом.

Приведу несколько примеров научно-методических мероприятий, проведённых КИТ в статусе базового ОУ:

2009 год:

- мастер-класс «Урок XXI века» по теме «Информационные образовательные технологии в воспитательно-образовательном процессе» (присутствовало 58 человек из ОУ ПО КО),

- мастер-класс «Фейерверк новаций» по теме «Организация педагогического процесса в ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода» (22 человека),

- тематическая консультация по теме «Интеграция теоретических и практических составляющих общепедагогической готовности молодого специалиста» (15 человек),

- коуч-практик по теме «Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в преподавании спецдисциплин» (42 человека),

- тематическая консультация по теме «Ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования» (32 человека).

2010 год:

- стажировка для заместителей директора, методистов, старших мастеров по теме «Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга» (20 человек),

- тематическая консультация по теме «Введение новых федеральных стандартов - шаг к повышению качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов (для металлургических профессий и специальностей) - 10 человек,

- тематическая консультация по теме «Алгоритм подготовки учреждений ПО к внедрению ФГОС нового поколения. Критерии и показатели готовности УПО к внедрению ФГОС нового поколения» (27 человек),

- тематическая консультация по теме «Особенности реализации модульно-компетентностного подхода как основы перехода на ФГОС нового поколения в учреждениях начального и среднего профессионального образования» (30 человек).

2011 год:

- тематическая консультация «Фестиваль педагогических инноваций» по теме «Работа методических объединений и групп по реализации межпредметных связей на весь период обучения по профессиям и специальностям» (38 человек),

- тематическая консультация по теме «Повышение качества профессионального обучения через рейтинговую оценку «Модель выпускника в рамках перехода на ФГОС нового поколения» (48 человек),

- стажировка для заместителей директора по учебно-воспитательной работе по теме «Организация и развитие студенческого самоуправления» (28 человек),

- тематическая консультация по теме «Разработка технологических карт деятельности профессионально-педагогических работников учреждений профобразования» (37 человек).

В научно-методических мероприятиях, проводимых на базе Кузнецкого индустриального техникума, принимали участие разные категории профессионально-педагогических работников ОУ ПО Кемеровской области - преподаватели разных дисциплин и предметов, заместители директора, методисты, мастера производственного обучения и др.

Все вышеперечисленные направления работы в техникуме входят в круг должностных обязанностей в основном специалистов методической службы. Особенно тесное сотрудничество института и нашей методслужбы установлено с А. Ю. Казаковым, Л. А. Богдановой, З. И. Черно-усовой, Н. А. Хайминой, Л. И. Ильченко, В. Е. Бы-цановой, Л. Н. Вавиловой, О. И. Малороссияно-вой и другими специалистами. Спасибо вам, коллеги, за понимание, профессионализм!

Большой коллектив Кузнецкого индустриального техникума поздравляет с юбилеем всех специалистов ГОУ «КРИРПО», желает новых профессиональных открытий и побед для дальнейшего развития профессионального образования Кузбасса и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.