Научная статья на тему 'Совершенствуемся в профессии'

Совершенствуемся в профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствуемся в профессии»

СОВЕРШЕНСТВУЕМСЯ В ПРОФЕССИИ

Н. П. Максимова, преподаватель ГБОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна», г. Новокузнецк Е. В. Косолапова, мастер производственного обучения

Е. В. Косолапова

Так как любое начинание требует новых знаний и умений, то для педагога, внедряющего ФГОС, становится актуальным вопрос о выборе формы повышения квалификации, способной обеспечить его профессиональный рост в данном направлении. В век информационных технологий консультацию по интересующей теме можно получить дистанционно, не выходя за пределы своего ОУ. Например, на сайте издательства «Просвещение» проводятся вебина-ры методистов, авторов-разработчиков Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Не устраивает время проведения вебинара и видеолекции - есть возможность просмотреть их в записи. Дистанционная форма обучения - это один из удобных и эффективных способов повышения квалификации педагогических кадров. В качестве положительного момента при такой форме обучения можно отметить экономию финансовых средств и оперативность получения информации. Но нужно помнить, что дистанционное обучение может оказать влияние на профессиональный рост педагога при условии его активной позиции, самостоятельности, ответственности, организованности. Способствовать этому может методическая работа на уровне образовательного учреждения, а также созданная возможность онлайн-обуче-ния на базе площадки для проведения вебина-ров ГОУ «КРИРПО». Востребованными в течение этого учебного года у педагогов были веби-нары и круглые столы онлайн о свободном программном обеспечении, профориентационных мероприятиях, аттестации педработников, методическом обеспечении ФГОС, обучении взрослых, о развитии системы социального партнерства в системе ПО.

Все образовательные учреждения Кемеровской области с 2011 учебного года активно внедряют Федеральные государственные образовательные стандарты НПО, СПО нового поколения, которые обеспечивают единство

Н. П. Максимова

образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ. Наш техникум не исключение. Формирование методической и психологической готовности педработников к реализации ФГОС стало возможным благодаря участию педагогов техникума в семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации, тематических консультациях в базовых ОУ под руководством ГОУ «КРИРПО». Одновременно с обучением преподавательского состава решается не менее важная задача переподготовки и повышения квалификации руководителей учебных заведений. Знания, умения и практический опыт по разработке и экспертизе примерной основной профессиональной образовательной программы НПО\СПО и комплекта оценочных средств, полученные нашими руководителями Лабунской Н. Л. и Габьевой Н. В. на обучающем семинаре в ГОУ «КРИРПО» с участием ФГУ «Федеральный институт профессионального образования» ФИРО, позволили организовать с педколлективом КузТСиД работу по созданию и корректировке рабочих материалов на основе ФГОС нового поколения.

На базе Кузнецкого техникума сервиса и дизайна с 10 по 14 декабря 2012 г. проводились курсы повышения квалификации (второй модуль) по теме «Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании» (сфера услуг, профессия «парикмахер») по плану образовательных услуг ГОУ «КРИРПО». На курсах повышали свою квалификацию 20 педагогов различных образовательных учреждений НПО и СПО Кемеровской области.

Содержание курсов было продумано куратором Черноусовой З. И. таким образом, чтобы обеспечить освоение педагогическими работниками новых видов и способов профессиональной деятельности, связанных с реализацией приоритетных направлений развития профессионального образования. Особенно актуальны для

слушателей были темы, связанные с комплексно-методическим обеспечением ФГОС третьего поколения и организацией государственно-частного партнерства (ГЧП) как обязательным условием эффективности ВОП в современных условиях. Программа курсовой подготовки имела логическую взаимосвязь тем учебной программы, а также теоретических и практических занятий.

В ходе реализации программы курсов по -вышения квалификации директор техникума Наумова В. И. представила состояние и перспективы взаимодействия социальных партнеров с ОУ НПО, СПО, нормативно правовую и законодательную базу государственно-частного партнерства. Возможность его развития посредством работы студенческих бизнес-компаний (СБК), а также вопросы разработки научно-методического сопровождения СБК раскрыла преподаватель экономики, руководитель СБК «Отис» Филимонова О. Б.

Исходя из того, что одной из задач курсов повышения квалификации педагогов является обмен опытом, особо актуальными и востребованными темами курса, в ходе рефлексии, слушателями были отмечены «Практическое занятие по проектированию компетентностно ориентированного урока» и семинарское занятие «Новые подходы к оценке результатов обучения на основе ФГОС нового поколения в соответствии с требованиями работодателей», которые провела Лабунская Н. Л., заместитель директора по УМР. Слушатели практически освоили технологию разработки КОС на основе макета, утвержденного приказом Департамента образования и науки КО № 1123 от 23.05.2012 и изучили основные требования, предъявляемые к разработке КОС.

Наталья Леонидовна акцентировала внимание на том, что представители работодателей (социальные партнеры техникума) сейчас до-

статочно продуктивно участвуют в проектировании, разработке, экспертизе оценочных материалов, в определении критериев и показателей оценки компетенций студентов, отборе профессионально значимого содержания программ модулей, практик, в согласовании материалов итоговой аттестации выпускников и готовы к дальнейшей совместной деятельности.

Учитывая особенности обучения взрослых, для обеспечения доступности и наглядности материала были организованы выставка методических материалов по проведению практических занятий, созданных педагогами техникума (Балакина М. В., Бубнова Е. С.), презентация комплекта оценочных средств по профессиональному модулю по профессии «парикмахер» (мастер производственного обучения Косола-пова Е. В.).

С целью знакомства с новыми профессиональными технологиями и материалами была проведена экскурсия на специализированную выставку «Дни малого и среднего предпринимательства» и в лучшие парикмахерские салоны города Новокузнецка. Балакиной М. В., технологом компании «Астория-косметик» по бренду Hair company, мастером производственного обучения ГБОУ СПО КузТСиД, в учебных мастерских и лабораториях техникума проведены мастер-класс по теме «Инкрустация волос стволовыми клетками» и семинар-практикум по бренду OILIN с отработкой техники ШАТУШ.

В ходе презентаций итоговых работ слушателей из различных ОУ ПО области, представивших проекты (модели) совместной деятельности своих ОУ и партнеров, создана возможность обмена накопленным опытом по проблеме «Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании». Каждый доклад сопровождался активным обсуждением, что подтверждает не только актуальность темы курсов, но обеспечивает их эффективность.

Большое спасибо организаторам курсов Богдановой Л. А., Повесиной Т. Н, Черноусовой З. И., Казакову А. Ю. за хорошо организованную, интересную и качественную программу курсов. Слушатели курсов оценили актуальность, содержательность проведенных мероприятий. Все были единодушны, высказывая

своё мнение о курсах: профессионально, практично, результативно, наглядно, доступно, комплексно. Многие получили новую и в то же время важную для своей работы информацию, а также стимул к продолжению работы по внедрению ФГОС нового поколения, а значит -есть чем поделиться со своими коллегами.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С. В. Сапа, И. Н. Миронова, преподаватели спецдисциплин ГОУ СПО «Кузнецкий металлургический техникум», г. Новокузнецк

Постоянное обновление информационных технологий в образовательном процессе приобретает особое значение в подготовке выпускников техникума в области использования новых способов поиска знаний. Студент уже в процессе обучения в техникуме должен овладеть навыками использования информационных технологий в своей учебной и практической деятельности в области специальных дисциплин по организации перевозок грузов.

Таким образом, основная цель обучения -это подготовка квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, творческих, мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и способных работать как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен.

При освоении программного материала с применением информационных технологий формируются такие навыки, как способность к сотрудничеству, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности, умение взаимодействовать с педагогом и обучающимися, вести диалог, находить компромисс.

Обеспечить качественно новую профессиональную подготовку выпускников способны технологии личностно ориентированного обучения. Одной из таких технологий является технология модульно-компе-тентностного обучения с использованием информационных компьютерных техно- И. Н. Миронова логий.

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятельностной формы обучения.

На начальном этапе обучения в техникуме проводятся занятия с применением мультимедийного проектора с демонстрацией слайдов по теме. Затем в качестве иллюстрационного материала используются имеющиеся электронные учебники, компьютерные обучающие программы. Однако включение видеоматериалов в лекцию, построенную в традиционном стиле,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.