Научная статья на тему 'Психофизиологические аспекты профессиональной ориентации обучающихся'

Психофизиологические аспекты профессиональной ориентации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. В. Васина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические аспекты профессиональной ориентации обучающихся»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Е. В. Васина, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИРПО»,

г. Кемерово

В современных социально-экономических условиях резко увеличивается потребность в высококвалифицированных кадрах. Быстрая смена технологий приводит к необходимости в постоянном профессиональном совершенствовании, готовности человека ориентироваться в новых обстоятельствах. Современные профессии предъявляют к организму специфические и довольно жесткие профессиональные требования, предполагают развитие у него достаточного уровня определенных психофизиологических качеств, функционального состояния организма.

Физиологи (И. Д. Карцев и др.) разработали критерии профессиональной пригодности и непригодности подростков к обучению большому числу профессий. При этом большое внимание уделяется психофизиологическому отбору. Его основная задача - определить состояние, степень развития совокупности тех психофизиологических, психических и личностных качеств и способностей человека, которые в наибольшей мере отвечают требованиям выбранной профессии, благоприятствуют использованию профессиональных навыков в реальных условиях. Особенностью профессионального психофизиологического отбора, в отличие от отбора по медицинским показаниям, физической подготовленности, социальным данным, является не только повышение эффективности и надежности в опасных условиях труда, но и сокращение сроков обучения данной профессии, уменьшение отсева в процессе последующей работы по избранной специальности, снижение текучести кадров, производственного травматизма.

В идеале мониторинг индивидуальных особенностей, включая психофизиологические характеристики центральной нервной системы, должен проводиться на этапе школьного обуче-

ния, в процессе профессионального самоопределения в рамках профконсультации, перед которой стоят две основные задачи:

1. Профессиональный отбор (от профессии), на основании которого формируется заключение о возможности выполнения конкретной профессиональной деятельности, т. е. о соответствии индивидуальных особенностей организма требованиям профессии.

2. Профессиональная ориентация (от личности, возможностей индивида), в ходе которой подростку рекомендуются профессии, которые соответствуют его способностям и возможностям.

Как известно, по результатам профотбора выдаются четыре вида заключений. Первая группа профпригодности - профессионально пригодные в первую очередь (безусловно пригодные). К ним относятся работники, которые способны успешно овладеть данной специальностью в установленные сроки и успешно выполнять предписанные обязанности. У этих лиц имеется полное соответствие психофизиологических свойств и возможностей требованиям, предъявляемым к ним соответствующей профессией.

Вторая группа профпригодности - профессионально пригодные во вторую очередь. Лица, входящие в эту группу, в процессе работы по специальности могут допускать незначительные ошибки, не оказывающие существенного влияния на эффективность использования технических систем. Эти ошибки в основном могут быть связаны с изменением условий деятельности, появлением не предписанных ранее функций, усложнением обстановки. Для таких специалистов характерно некоторое снижение резервных возможностей организма.

Третья группа профпригодности - лица с неопределенным прогнозом профессиональной пригодности (условно пригодные). Для лиц этой группы необходимо увеличение сроков подготовки и обучения новой специальности. Назначение таких людей на соответствующие должности сопряжено с повышенной вероятностью совершения ими ошибок в процессе работы на технике и допускается при дефиците человече-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

ских ресурсов с осуществлением повторного психофизиологического контроля через год.

Четвертая группа профпригодности - профессионально непригодные лица. К ним относятся кандидаты, имеющие полное несоответствие психофизиологических характеристик требованиям данной профессии. Их обучение малопродуктивно даже при увеличении сроков подготовки.

При формировании заключений о профпригодности важным аспектом является учет медицинских противопоказаний, которые могут быть обусловлены двумя причинами:

1. Характер труда и условия могут оказать неблагоприятные влияния на течение какого-либо хронического заболевания, способствовать его обострению.

2. Имеющееся заболевание или дефект препятствует качественному выполнению работы.

Профессиональная пригодность обеспечивает успешное овладение профессиональными навыками за время обучения, благоприятную адаптацию к учебной, к трудовой деятельности, высокую эффективность работы, сохранение здоровья, профессиональное долголетие, удовлетворенность своей работой.

Однако большинство подростков, выбирая профессию, не учитывают возможного неблагоприятного влияния профессионально-производственных факторов на здоровье, не принимают во внимание состояние своего здоровья, не учитывают особенности психофизиологического статуса. Учитываются в основном психологические аспекты. В результате далеко не у всех обучающихся уровень здоровья и индивидуальные особенности соответствуют выбранной профессии. Так, в России всего 5-6 % подростков адекватно выбирают профессию. Причины кроются не только в нежелании учитывать свои особенности, но и в отсутствии данного блока в системе профориентации и отсутствии специалистов-психофизиологов.

В свою очередь этим обусловлен ряд других проблем: неудовлетворительная адаптация к обучению и профессиональной деятельности (дезадаптация); высокая физиологическая «цена» учебной деятельности; ухудшение состояния здоровья; неуспеваемость; нарушение социально-психологической адаптации, психологический дискомфорт, отсутствие интереса, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и как следствие - неконкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда, большая текучесть кадров среди молодых рабочих. В исследованиях показано, что у подростков,

чьи индивидуальные особенности не соответствуют профессиональным требованиям, уже в первый год самостоятельной работы заболеваемость была выше, чем у профпригодных.

Особый интерес представляют данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производственных факторов с индивидуально-типологическими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных условиях. В ряде отечественных исследований выявлена зависимость раннего возникновения последствий неблагоприятных профессиональных воздействий от индивидуальных особенностей организма. Установлено, что среди подростков, в течение 3 лет проходивших профессиональное обучение в условиях производственного шума, наиболее выраженное снижение слуха в процессе обучения произошло у лиц, имеющих более высокий уровень слуховой чувствительности и повышенную возбудимость ЦНС.

Становится очевидным необходимость создания условий для получения обучающимися и студентами образования с учетом их индивидуальных склонностей и потенциальных возможностей, а также создание условий для профессионального роста в определенной сфере с учетом потребностей общества и личных интересов.

Одним из эффективных способов решения обозначенных проблем является организация образовательного процесса с учетом индивидуально-личностного подхода, формирование адаптивно-развивающей среды через реализацию таких форм, как индивидуальные программы обучения и профессионального саморазвития.

Для осуществления такого подхода возникает необходимость в проведении мониторинга, который позволит определить степень развития и проявления индивидуальных особенностей обучающегося и его психофизиологических свойств, провести оценку их соответствия требованиям, предъявляемым к обучающемуся в процессе овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями, определяющими успешность обучения и эффективность трудовой деятельности в конкретной профессии.

Для этого прежде всего должны быть детально разработаны профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму работника.

Структура профессиограммы включает:

- содержание деятельности: физиологические и психофизиологические особенности труда;

- условия деятельности: санитарно-гигиенические условия деятельности;

- требования к профессионально важным качествам;

- квалификационные требования;

- медицинские противопоказания;

- характеристику средств деятельности;

- уровень образования.

Профессионально значимые психофизиологические функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными видами труда, представлены четырьмя основными комплексами:

1. Двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств.

2. Сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, вестибулярная устойчивость.

3. Мнемические свойства: память, внимание, интеллект.

4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.

Кроме того, важно учитывать показатели, характеризующие индивидуальные особенности подростка:

- функциональное состояние систем организма,

- психологические, личностные особенности;

- физическое развитие.

Особое внимание необходимо уделять методам диагностики. Они должны быть нетрудоемкими, валидными, информативными, апробированными. Такие методы имеются, они достаточно широко применяются при проведении комплексной оценки показателей здоровья и адаптации учащихся образовательных учреждений Кемеровской области (Э. М. Казин). Большое значение при формировании заключения имеет

НОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ _

правильная интерпретация полученных результатов.

Знание и учет индивидуально-типологических особенностей как самими обучающимися, так и педагогами позволят выявить возможные причины дезадаптации, неуспеваемости, осуществлять прогноз успешности обучения и профессиональной деятельности, выявить тех, кто ленится, имея достаточный потенциал, и тех, кто не соответствует. Мониторинг позволит определить группу риска по несоответствию возможностей требованиям профессии.

Таким образом, выявление проблем позволит организовать работу с обучающимися данной группы. Это прежде всего - индивидуальный подход, учет индивидуально-типологических особенностей как самими обучающимися, так и педагогами для повышения качества учебного процесса путем оптимизации умственной деятельности, учет особенностей в процессе профессионального образования. Эти мероприятия позволят повысить эффективность приспособительной деятельности в процессе профессионального обучения, помогут выработке индивидуального стиля деятельности обучающихся.

Организация мониторинга и мероприятий по оптимизации образовательного процесса осуществляется в рамках здоровьесберегающей деятельности с применением здоровьесберега-ющих технологий, которые могут быть введены в блок «Технологии, обеспечивающие профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников», включающий диагностику здоровья,развития, адаптации, психологические особенности, создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся.

Таким образом, психофизиологический мониторинг является основополагающим звеном здоровьесберегающей деятельности, необходимым условием повышения конкурентоспособности специалиста и качества профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.