Научная статья на тему 'Современные аспекты врачебного профессионального консультирования подростков'

Современные аспекты врачебного профессионального консультирования подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
523
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ADOLESCENTS / CAREER CHOICE / HEALTH STATUS / MEDICAL PROFESSIONAL ADVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казаева О. В., Сучкова О. Н.

Помощь подростку в рациональном выборе сферы деятельности, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии один из путей сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности. В статье рассматриваются современные аспекты проведения врачебной профессиональной консультации с гигиенических и медико-физиологических позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казаева О. В., Сучкова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF MEDICAL PROFESSIONAL ADOLESCENT COUNSELING

Help the teenager in the rational choice scope to determine its suitability to the chosen profession is one of the ways of preservation and strengthening of health, harmonious development of personality. The article considers the modern aspects of conducting a medical consultation with professional hygienic and medico-psychological.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты врачебного профессионального консультирования подростков»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Казаева О.В., Сучкова О.Н., 2016 УДК 613.956

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВРАЧЕБНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

О.В. КАЗАЕВА, О Н. СУЧКОВА

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Помощь подростку в рациональном выборе сферы деятельности, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии - один из путей сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности. В статье рассматриваются современные аспекты проведения врачебной профессиональной консультации с гигиенических и медико-физиологических позиций.

Ключевые слова: подростки, выбор профессии, состояние здоровья, врачебная профессиональная консультация.

MODERN ASPECTS OF MEDICAL PROFESSIONAL ADOLESCENT COUNSELING

О.У. KAZAEVA, O.N. SUCHKOVA

Ryazan state medical university named after academician I.P. Pavlov, Visocovoltnaya str., 9, 390026, Ryazan, Russian Federation

Help the teenager in the rational choice scope to determine its suitability to the chosen profession is one of the ways of preservation and strengthening of health, harmonious development of personality. The article considers the modern aspects of conducting a medical consultation with professional hygienic and medico-psychological.

Keywords: adolescents, career choice, health status, medical professional advice.

Подростки представляют собой ближайший трудовой резерв современного общества. Новые социально-экономические условия в нашей стране создали предпосылки к появлению открытой и скрытой безработицы, возникновению конкуренции на рынке труда, повышению интенсивности производственной деятельности и возрастанию требований к состоянию здоровья. Эти явления напрямую коснулись жизни подростков и молодежи

как в процессе получения общего и профессионального образования, так и на этапе начала трудовой деятельности. В настоящее время при выборе профессиональной деятельности подростком не принимаются во внимание потребности общества в кадрах различной квалификации, чему в большей мере способствуют психологические особенности возраста (неустойчивость интересов, недостаточная общественная сознательность, неуме-

ние правильно сочетать личное с общественным) [1, 2]. Вместе с тем, научные данные свидетельствуют, что подростки и молодежь не учитывают имеющиеся у них заболевания при выборе профессии и специальности, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве, тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья [3]. Внимание медиков должно быть направлено не только на охрану здоровья, но и на определение возможностей учащегося заниматься освоением избранной специальности и в дальнейшем работать в ней без вреда для своего здоровья. Профессиональные интересы обычно формируются в школьные годы. Источники информированности о профессии разнообразны: пример родителей, родственников и знакомых; интересы сверстников, средства массовой информации, литература, посещение предприятий и учреждений. Тем не менее, к окончанию школы стойко определяют интересы менее половины подростков. Учащиеся средней школы, как правило, не информированы в должной мере о состоянии своего здоровья и не связывают его уровень с возможностями выбора профессии. Между тем, состояние здоровья подростка - решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства [3]. В интересах общества необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья подростка. Иначе, затратив время и силы на освоение избранной специальности, молодой человек не сможет вообще эффективно работать в ней, а обществу будет нанесен как материальный, так и кадровый ущерб. Из этого вытекает важность и обязательность своевременной квалифицированной врачебной профессиональной консультации, грамотное проведение которой позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие производственных условий на здоровье учащегося.

Врачебное профессиональное консультирование, как правило, осуществляется в двух формах: информационное

обеспечение - ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями, и индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.

Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения [4].

На каждом этапе врач решает задачи, соответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям данного этапа. Условно выделяются следующие этапы проведения врачебной профессиональной консультации: начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения;этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс); этап профессионального обучения.

В ходе проведения врачебно-профес-сионального консультирования в зависимости от выявленных нарушений состояния здоровья подростка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, профессиям и видам деятельности.

Под профессиональной пригодностью (по медицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессиями, как в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, так и в плане преимущественного использования наиболее развитых функций. Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.

На ранних этапах врачебного профессионального консультирования по результатам профилактических осмотров детей, проводимых в 10 и 12 лет, задачей врача является выявление патологических отклонений и назначение лечебных и коррекционных мероприятий, направленных на их устранение и профилактику прогрессирования.

В этом возрасте работа по индивидуальному врачебно-профессиональному консультированию проводится с детьми, имеющими выраженные анатомические дефекты, неустранимые хронические заболевания или необратимые расстройства функции. Родители таких детей должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребенка и наличии нарушений, обуславливающих ограниченный выбор видов деятельности, профессий и специальностей. Этот факт должен учитываться родителями, педагогами, психологами и школьным врачом в процессе формирования профессиональных намерений подростка. Таких учащихся необходимо своевременно ориентировать на профессии и специальности, не противопоказанные им по состоянию здоровья, тактично отвлекая их внимание от противопоказанных видов трудовой деятельности.

Наиболее ответственными этапами врачебно-профессионального консультирования являются периоды окончательного формирования профессиональной направленности и завершения неполного общего среднего образования (9 класс) и полного общего среднего образования (10, 11 классы). В эти периоды важно его своевременное проведение и чрезвычайно

значима индивидуальная работа врача по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков, что особенно существенно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Квалифицированный совет врача и подбор соответствующих профессий или специальностей должен предшествовать окончательному профессиональному выбору подростка. В противном случае у юношей и девушек, страдающих хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами, возникает психологическая травма при необходимости изменения своего решения в связи с медицинскими противопоказаниями.

Для полноценного осуществления врачебной профессиональной консультации врач должен знать: морфофункциональные особенности подросткового возраста, обуславливающие своеобразие реакций организма подростка на различные профессионально-производственные факторы; особенности течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте; объем медицинского освидетельствования подростка, необходимый для вынесения заключения о профессиональной пригодности; условия труда и основные профессионально-производственные факторы, характерные для массовых профессий, и их влияние на организм; законодательство по труду подростков; основные регламентирующие и методические документы по проведению врачебного -профессионального консультирования.

Одним из условий полноценного осуществления профессиональной консультации является хорошее знание характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все выше перечисленные сведения содержатся в так называемых профессиограммах - санитарно-гигиенических характеристиках профессий - и включают в себя описание трудового процесса, характеристику материалов, оборудования, инструментов, рабочей позы, особые условия труда, указание о наличие требований к центральной нервной систе-

ме, анализаторам, органам и функциональным системам с учетом степени их напряженности, статокинетической устойчивости, возможности производственного травматизма, возможности и уровнях воздействия производственных факторов.

Правильный выбор профессии требует учета не только состояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических расстройств, заболеваний соматического характера. Такое несоответствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2-3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую профориентацию подростков эффективным средством профилактики, позволяющим значительно снизить отрицательные социально-биологические последствия ошибочного выбора профессии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивидуально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.) [5]. Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профессиональной ориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и др.) [6].

Актуальность этого раздела проф-консультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Часто профессиональные требования приобретают резко выраженный специфический характер и предполагают наличие у работника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на освоение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специфическим ус-

ловиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т.д.).

Врачебная профессиональная консультация призвана выбрать для подростка из многих профессий те, которые являются более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомендовать профессии, максимально соответствующие функциональным возможностям целостного организма, состоянию физического и психического развития. Подростки только вступают в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессиональных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультацией очевидны: при первом - человек подбирается для профессии, при второй - профессия для человека.

Литература

1. Стунеева Г.И., Коновалов О.Е., Ка-заева О.В. Гигиенические аспекты профессионального обучения подростков в современных условиях // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2009. № 4. С. 51-56.

2. Казаева О.В. Гигиенические и медико-социальные аспекты профессионального обучения подростков: дис. ... канд. мед. наук. Рязань, 2010. 129 с.

3. Рапопорт И.К. Состояние здоровья школьников и проблема выбора профессии // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 36-38.

4. Казаева О.В., Кирюшин В.А., Стунее-ва Г.И. Оценка здоровья и адаптационного потенциала организма подростков, получающих начальное профессиональное образование // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2012. № 1. С. 155-157.

5. Уланова Н.Н. Подходы к пониманию здоровья // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2013. № 1. С. 54-58.

6. Казаева О.В. Медико-гигиенические аспекты профессиональной ориентации подростков в современных условиях // Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий: матер. IV Всеросс. конгр. по школьной и университетской медицине с между-нар. уч. СПб., 2014. С. 136-138.

Referenses

1. Stuneeva GI, Konovalov OE, Kazaeva OV. Gigienicheskie aspekty profession-al'nogo obucheniya podrostkov v sovre-mennyh usloviyah [Hygienic aspects of vocational training of teenagers in modern conditions]. Rossijskij mediko-biologi-cheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald], 2009; 4: 51-56. (in Russian)

2. Kazaeva OV. Gigienicheskie i mediko-social'nye aspekty professional'nogo obucheniya podrostkov [Hygiene and medical and social aspects of vocational training of teenagers]. Cand. Diss. (Med. Sci.). Ryazan'; 2010. 129 p. (in Russian)

3. Rapoport IK. Sostoyanie zdorov'ya shkol'nikov i problema vybora professii [The health status of schoolchildren and the problem of choosing a profession]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 2009; 2: 36-38. (in Russian)

4. Kazaeva OV, Kiryushin VA, Stuneeva

GI. Ocenka zdorov'ya i adaptacionnogo potenciala organizma podrostkov, polu-chayushchih nachal'noe professional'noe obrazovanie [Assessment of health and adaptive capacity of the body of adolescents receiving initial vocational education]. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald], 2012; 1: 155-157. (in Russian)

5. Ulanova NN. Podhody k ponimaniyuz-dorov'ya [Approaches to understanding the health of young]. Nauka molodyh (Eruditio Juvenium) [Science of the young (Eruditio Juvenium)]. 2013; 1: 54-58. (in Russian)

6. Kazaeva OV. Mediko-gigienicheskie aspekty professional'noj orientacii po-drostkov v sovremennyh usloviyah [Medical and hygienic aspects of professional orientation of teenagers in modern conditions]. In: Ohrana zdorov'ya i be-zopasnost' zhiznedeyatel'nosti detej i podrostkov. Aktual'nye problemy, taktika i strategiya dejstvij: Mater. IV Vseross. kongr. poshkol'noj i universitetskoj medicine s mezhdunar. uch [Health and safety of life of children and adolescents. Actual problems of tactics and strategy for action: Proceedings of the V All-Russian Congress on school and university medicine with international participation]. SPb.; 2014: 136-138. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Казаева О.В. - к.м.н., ассистент кафедры профильных гигиенических дисциплин с курсом гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы ФДПО ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань. E-mail: [email protected]

Сучкова О.Н. - ассистент кафедры биологической химии с курсом КЛД ФДПО ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.