Научная статья на тему 'Компетентность и здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности'

Компетентность и здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ПАРИТЕТНОСТЬ / EDUCATION / HEALTH / PARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутакова Ольга Алексеевна

Проблема соотношения образования и здоровья одна из актуальных проблем современного образования. Наряду с компетентностным подходом к образованию, автор позиционирует паритетный подход к развитию образованности (компетентности) и сбережения здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутакова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence and Health Keeping in Education: Parity Principle

The problem of parity of education and health is one of the actual problems in modern education. Along with a competent approach to education, the author positions the parity approach to the development of erudition (competence) and health keeping.

Текст научной работы на тему «Компетентность и здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности»

УДК 38.901 ББК 74.200.55

Бутакова Ольга Алексеевна

кандидат педагогических наук г. Нижний Новгород Butakova Olga Alexeevna Candidate of Pedagogics Nizhni Novgorod Компетентность и здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности Competence and Health Keeping in Education: Parity Principle

Проблема соотношения образования и здоровья - одна из актуальных проблем современного образования. Наряду с компетентностным подходом к образованию, автор позиционирует паритетный подход к развитию образованности (компетентности) и сбережения здоровья.

The problem of parity of education and health is one of the actual problems in modern education. Along with a competent approach to education, the author positions the parity approach to the development of erudition (competence) and health keeping.

Ключевые слова: образование, здоровье, паритетность.

Key words: education, health, parity.

В последние 25-30 лет нарастают социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дезадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). Недостаточное внимание уделяется развитию физической культуры и спорта, образованию в области формирования культуры здоровья и здоровьесбереже-ния. Не вызывает сомнения, что здоровье населения определяет перспективу и будущность развития России. Развитие медицины требует, чтобы здоровье как фундаментальное и сущностное свойство всей живой материи получило наивысший приоритет среди знаний, которые будут определять будущее России, ее цивилизации.

Потребность в разработке новых концептуальных подходов к здравосози-данию и здоровьесбережению в образовательном пространстве вызвана низким уровнем здоровья и его культуры у населения, в том числе у субъектов образовательного пространства (педагогов, обучающихся, сотрудников), сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью, отсутствием личной ответственности за его сохранение и укрепление, недостаточными гигие-

ническими навыками. Идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за резервами здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения здоровьесберегающих технологий находится вне государственной политической доминанты .

Многочисленные физиолого-гигиенические и психо-физиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.

Образовательное пространство является одной из сред, наиболее активно воздействующих на сознание развивающейся личности. Кроме того, организация учебно-воспитательного процесса отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель

сохранения здоровья обучающихся, преподавателей, сотрудников образовательных учреждений всех типов.

Педагогическая здоровьесберегающая и здравосозидающая служба предназначена для обеспечения условий гармонического, прогрессивного психофизического развития обучающихся, сохранения, укрепления и профилактики возможных отклонений их здоровья.

Среди попыток реализовать здравосозидающий и здоровьесберегающий подход появляются системные исследования по созданию в образовательных учреждениях специальной службы здоровья, по введению курса здоровьесбе-режения в учебные планы, по формированию саногенного мышления обучающихся, преподавателей как основы здорового образа жизни.

Однако наряду с положительными тенденциями расширения форм и методов здоровьесберегающей деятельности следует отметить:

• незначительный процент образовательных учреждений, ведущих эту работу комплексно и системно;

• недостаточное внимание к тем формам и методам здоровьесберегающей деятельности, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения (обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения, нормализация и постоянный контроль за организацией учебного процесса, использование адекватных возрасту и возможностям обучающихся, научно обоснованных и апробированных педагогических методик, активация и рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы и т.п.;

• не всегда обоснованное и идущее под медицинским контролем использование комплекса физиотерапевтических процедур, использование биологически активных добавок, нетрадиционных методов оздоровления и закаливания, способных при неправильном применении принести значительный вред здоровью обучающихся.

В статье автор предлагает новый подход, связанный с процессом образования: паритетность образования и здоровьесбережения.

Говоря о паритете между названными феноменами, при рассмотрении основных результатов образования целесообразно руководствоваться не только достигнутым обучающимися уровнем образованности (компетентности), но и состоянием их здоровья. Такой подход обусловлен тем, что, помимо развития образованности, порождаются и некоторые своего рода побочные результаты приобретения компетенций. В связи с все возрастающими нагрузками на обучающихся, имеющими место в современном образовании, одним из наиболее серьезных нежелательных эффектов образования становится повышение энергозатратности образовательных процессов.

В связи с этим наблюдается общий рост утомляемости обучающихся в ходе выполнения ими деятельности в рамках освоения компетенций. Постоянно накапливающееся под действием повышенных нагрузок утомление ведет к развитию переутомления обучающихся. На его почве развиваются различные отклонения в состоянии их здоровья, вызванные неблагоприятными факторами образовательного процесса. Другими словами, участие в образовательных процессах при определенных условиях может сопровождаться возникновением угрозы для здоровья. Поэтому состояние здоровья обучающихся имеет смысл рассматривать как один из наиболее серьезных результатов образования [4].

Важнейшим условием приобретения компетенций и успешности в социуме представляется нам также паритетный подход к выбору профессии и индивидуальному физическому, психофизиологическому и духовному здоровью. Речь идет о соответствии уровня здоровья многочисленным требованиям, предъявляемым современным жестким рынком труда к общим и специальным компетенциям.

Основой определения такого соответствия и прогнозирования адаптации человека в образовательном процессе, профессии и социуме является проведение индивидуальной медико-физиологической диагностики и самодиагностики здоровья, условием которой является компетентность в здоровьесбере-жении и здравосозидании всех участников образования, а также компетентно-стная профконсультация. Задачей такого комплекса мер является определение

профессиональной идентификации обучающегося как наиболее полного соответствия индивидуальных особенностей его организма требованиям профессии, с одной стороны, и сохранение адаптационных возможностей функциональных систем с низким уровнем резервов здоровья — с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиологических систем. Профессиональная идентификация обеспечивает успешное овладение профессиональными компетенциями за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие без ущерба для здоровья.

В современных условиях неизбежны интенсификация промышленного производства, рост требований к количеству и качеству труда, к уровню компетентности, что, несомненно, вызывает ужесточение требований, предъявляемых в процессе трудовой деятельности к личности и состоянию здоровья работника. Поскольку общеизвестно, что несоответствие индивидуальных особенностей здоровья человека требованиям профессии (профессиональная непригодность) может быть источником самых неблагоприятных последствий как для физического, так и для психического здоровья, профилактическое значение медикофизиологической и экологической профессиональной консультации на современном этапе приобретает особую актуальность.

В связи с тем, что задачей профконсультации является установление оптимального соответствия обучающегося избираемой профессии в плане соответствия как состояния здоровья, так и психофизиологических особенностей, ме-дико-физиолого-экологическая профконсультация имеет два аспекта [1, 2].

Первый аспект — врачебная профконсультация по выбору вектора в овладении общими и специальными ключевыми компетенциями с учетом состояния резервов здоровья.

Второй аспект — сравнительно новый, развивающийся: психофизиологическая и экологическая профконсультация, ставящая цель провести соответствие индивидуально-типологических особенностей человека сфере применения полученных компетенций.

Задачей компетентностной профессиональной идентификации (самоидентификации) является рекомендация для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья такого комплекса профессиональных компетенций и дальнейшей профессиональной деятельности, которые бы не только не оказывали отрицательного воздействия на функциональное состояние организма в целом, но и способствовали бы коррекции имеющихся изменений, имели бы здравосо-зидающий эффект. Медико-эколого-физиологическая профессиональная идентификация имеет два основных направления:

- компетентный профессиональный отбор на основании комплексного медико-физиолого-экологического тестирования возможности выполнения конкретной профессиональной деятельности и овладения компетенциями;

- компетентная профессиональная ориентация — рекомендации обучающемуся с учетом его индивидуальных возможностей и резервов здоровья в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.

Необходимость проведения профессиональной идентификации по психофизиологическим показателям обусловлена тем, что современные профессии во многих случаях предъявляют в процессе труда к организму и личности работника специфические, часто жесткие профессиональные требования, предполагающие развитие у него достаточного, а подчас и очень высокого уровня определенных качеств.

В процессе осуществления психофизиологической диагностики необходимо дать оценку степени развития "профессионально значимых" или "ключевых" психофизиологических функций и качеств, выявить слабые и сильные стороны психофизиологического статуса и в соответствии с этим рекомендовать выбор тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу. Профессионально значимые психофизиологические функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными видами труда, в основном представлены четырьмя комплексами:

1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств;

2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость;

3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорковых взаимоотношений;

4) аттенционные и мнемические: свойства внимания и памяти.

Профессиональная пригодность по психофизиологическим показателям,

прежде всего, обеспечивает успешное освоение профессиональных компетенций. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освоения профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу образовательных и профессионально-производственных факторов.

Таким образом, своевременное компетентное осуществление всего комплекса профессиональной консультации является основой сохранения здоровья, возможности наиболее эффективного трудоустройства и морального удовлетворения в дальнейшем при работе по избранной профессии.

При этом социальную ценность представляют как здоровье, так и высокая компетентность. Поэтому, оценивая результаты образовательных процессов, обе эти характеристики следует считать ведущими критериями их качества. Обеспечение качества образовательных процессов требует единства педагогических мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся и рост их образованности (компетентности).

Исходя из выдвинутого положения о паритете между компетентностью и здоровьем обучающихся, важно еще раз подчеркнуть, что, в соответствии с потребностями общества, в образовательных процессах следует уделять серьезное внимание обеспечению совместного развития данных параметров. Оценивая результаты образования, необходимо иметь в виду не только достигнутый тем или иным обучающимся уровень компетентности, но и проявляющиеся

тенденции в состояния его здоровья. Другими словами, в современном образовании здоровье обучающихся в паритете с уровнем компетентности имеет смысл рассматривать как результат реализации образовательных процессов

[3].

Здоровьесбережение в образовании и следует понимать как единство психофизиологических, медико-экологических и педагогических условий, обеспечивающих здравосозидание и качество образованности. Поэтому здоровьесберегающее образование в широком смысле является эссенциальной основой формирования компетентности человека в современном высокотехнологичном, постоянно меняющемся мире.

Библиографический список

1. Бутакова О. А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовании. -Челябинск: Изд-во Челяб. академии культуры и искусства, 2007 . - 113 с.

2. Сериков С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. - Челябинск: Изд-во АПК и ПРО, 1998. - 187 с.

3. Стригин В.В., Петров А.Ю. Здоровьесбережение в современном образовательном учреждении. - Челябинск: Изд-во Челяб. академии культуры и искусства, 2004. - 171 с.

4. Щедрин А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 203 с.

Bibliography

1. Butakova, O.A. Innovative Health-Keeping Technologies in Education. - Chelyabinsk: Publishing House of Chel. Acad. of Culture and Art, 2007. - 113 p.

2. Serikov, S.G.Pedagogical Supporting of Health-Keeping. - Chelyabinsk: Publishing House of APK and PRO, 1998. - 187 p.

3. Strigin, V.V., Petrov, A.Yu. Health-Keeping at a Modern Educational Institution. - Chelyabinsk: Publishing House of Chel. Acad. of Culture and Art, 2004. - 171 p.

4. Shchedrin, A.G. Ontogenesis and Health Theory. - Novosibirsk: Science, 1989. - 203 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.