Научная статья на тему 'Педагогические условия управления качеством образования в вузе по критерию паритета образованности и здоровья обучающихся'

Педагогические условия управления качеством образования в вузе по критерию паритета образованности и здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / EDUCATIONAL EFFICIENCY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / HEALTH SAVING EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Наталья Владимировна

Раскрыта необходимость оценивания качества образования в контексте формирования здоровьесберегающей среды в высшей школе, выявлены и описаны группы условий, способствующие обеспечению паритета образованности и здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL EFFICIENCY MANAGEMENT IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION IN TERMS OF STUDENTS' SCHOLARSHIP AND HEALTH PARITY CRITERIA

The necessity of educational efficiency evaluation in the context of health saving environment in a higher school is revealed. The author describes the groups of conditions which provide parity of scholarship and health.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия управления качеством образования в вузе по критерию паритета образованности и здоровья обучающихся»

УДК 378.172+378.02+378.037.1 ББК 4484.43+4481.2+4481.00

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ПО КРИТЕРИЮ ПАРИТЕТА ОБРАЗОВАННОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

H.B. Богдан Уральский государственный университет физической культуры

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL EFFICIENCY MANAGEMENT IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION IN TERMS OF STUDENTS’ SCHOLARSHIP AND HEALTH PARITY CRITERIA

N.V. Bogdan Ural State University of Physical Education

Раскрыта необходимость оценивания качества образования в контексте формирования здоровьесберегающей среды в высшей школе, выявлены и описаны группы условий, способствующие обеспечению паритета образованности и здоровья.

Ключевые слова: качество образования, педагогические условия, здоровьесберегающие образовательные процессы.

The necessity of educational efficiency evaluation in the context of health saying environment in a higher school is revealed. The author describes the groups of conditions which provide parity of scholarship and health.

Keywords: educational efficiency, pedagogical conditions, health saving educational process.

Современной тенденцией развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата, то есть присвоенной студентами образованности, на основании тестирования [6]. Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат [1, 2]. Это является принципиально новым подходом. Но при решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, вне поля внимания остается вопрос о том, являются ли педагогические условия в образовательном пространстве

оптимальными с точки зрения биологических критериев. Особое внимание в оценке качества высшего профессионального образования должны привлекать те индивидуальные особенности студентов, которые связаны с механизмами регуляции состояний организма и влияют на развитие неоптимальных его состояний и стресса, то есть необходимо соотносить педагогические и другие возбуждения с возможностями здоровья конкретных студентов.

В настоящее время качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью человека. Сегодня основными факторами риска считаются усложнение образовательного стандарта высшего профессионального образования, отсутствие повсеместного мониторинга здоровья студентов, несоблюдение элементарных физиологиче-

ских и гигиенических требований к организации учебного процесса, социально-экономические условия жизни. Поэтому на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, кроме образовательных задач, задача сохранения здоровья студенческой молодежи [4]. Таким образом, направления по формированию здоровьесберегающей среды высшей школы наиболее актуальны.

В нашем исследовании речь идет об условиях, способствующих обеспечению паритета образованности и здоровья. В этом аспекте их следует соотносить со средой, от которой зависит процесс присвоения необходимого уровня образованности и сохранения состояния здоровья студенческой молодежи. Развитие человека происходит в среде, которая может положительно или отрицательно влиять на этот процесс. Образовательная система, как и человек, обитает в определенной специфической среде, которая носит название образовательное пространство. Образовательное пространство - это специальным образом организованная совокупность образовательных систем, форма осуществления образования. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: профессорско-преподавательского

состава, административно-управленческого аппарата и вспомогательных служб вуза, а также самих студентов.

Пространство развития образовательного учреждения включает взаимосвязанные субъекты: педагоги, студенты, заказчики образовательных услуг (работодатели). Основной структурной единицей в процессе развития образовательного учреждения высшего профессионального образования выступает взаимодействие участников образовательного процесса в системе «преподаватель - студент -работодатель». Посредством описания специфики функционирования данной системы определяется направленность и назначение развития всех субъектов: работодатели формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, педагоги являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, студенты выступают как потребители оказываемых образовательным учреждением образовательных услуг по присвоению необходимого уровня образованности [3]. Однако общеизвестно, что гармоничное развитие личности предполагает не

только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Таким образом, здоровье студентов является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении ими заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту.

В соответствии с положениями гуманного образования, главная цель здоровьесбережения в образовательных процессах состоит в создании педагогических условий, способствующих паритетности образованности и сохранения здоровья у обучащихся. Г.Н. Сериков, выделяя одно из основных направлений в педагогике, которое опирается на естественное развитие человека, считает, что «роль педагога в данном случае сводится к созданию условий, в которых человек, получающий образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности» [6, с. 12].

Специфика условий образовательного пространства заключается в том, что они создаются намеренно. Для создания таких условий следует учитывать внутренние потенциалы сферы образования, а именно организацию образовательного пространства. Образовательное пространство характеризуется четырьмя составляющими (координатами): нормативно-регламентирующей, перспективно-ориенти-рующей, деятельностно-стимулирующей, информационно-коммуникативной [6]. Опираясь на координаты образовательного пространства, строятся нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая и коммуникативно-информа-ционная системы условий, способствующих обеспечению паритета образованности и здоровья обучающихся [7]. В процессе выявления необходимых условий формирования здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы мы придерживаемся принципов интегративности, комплексности и многомерности.

Создание соответствующих условий в процессе образования студентов можно рассматривать как один из элементов педагогического содействия развитию их образованности без ущерба для здоровья. Рассмотрим вышеназванные группы условий.

Условия нормативно-регламентирующей группы. Эту группу объединяют условия, соз-

Теория и практика управления образованием

дающие правовые предпосылки поддержки здорового образа жизни в процессе присвоения образованности. Условия данной группы составляют своеобразную систему правовых документов, с различных сторон гарантирующих субъектам образования возможности охраны здоровья и самореализации в образовании. Опираясь на законодательные акты, можно создавать правовые предпосылки обеспечения паритета образованности и здоровья студентов. Эти разработанные правовые предпосылки составляют необходимое условие реализации на практике охраны здоровья студентов в образовательном процессе.

Но нормативно-регламентирующий аспект составляют не только правовые основы и законодательные акты, но и общественные нормы морали. В этом плане особую роль играют условия, обеспечивающие положительный настрой в коллективе, подготавливающие сознание педагогов к значимости осуществления здоровьесберегающей деятельности и обязательности ее обеспечения всеми участниками образования. Вместе с этими условиями существуют и нормативные требования к общей нагрузке (аудиторной и внеаудиторной), гигиенические требования к организации образовательного процесса.

Таким образом, в нормативно-регламен-тирующих условиях можно выделить правовые основы, законодательную базу обеспечения паритета образованности и здоровья, моральные нормы, благоприятное отношение к здоровьесберегающей деятельности, готовность педагогов к осуществлению здоровьес-бережения как аспект их профессиональнопедагогической квалификации, нормирование учебной и профессиональной нагрузок. Данные условия реализуются:

- через составление расписаний занятий в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности;

- соблюдение гигиенических норм при определении аудиторий для поточных и групповых занятий;

-обеспечение контроля за выполнением санитарно-гигиенических норм учебно-воспи-тательного процесса;

- обеспечение рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени, летнего отдыха, стимулирование самоактуализации студенческой молодежи;

- осуществление организации учебного процесса на основе ценностного отношения к здоровьесбережению, как отражения гумани-

стических идей системы образования;

- организацию физкультурно-оздоровительной работы.

Условия перспективно-ориентирующей группы. Условия этой группы должны служить ориентиром в определении ожидаемых результатов функционирования образовательных систем. Эти условия определяют перспективы деятельности по осуществлению здорового образа жизни студентов в сфере образования. Для этого в программах развития вузов предусматриваются ведущие направления обеспечения паритета образованности и здоровья обучающихся как ориентиры управления образованием.

Таким образом, перспективно-ориенти-рующая группа условий обеспечивается путем составления программы развития образовательного учреждения, которая базируется на диагностике начального состояния здоровья и уровня образованности студентов и педагогов, а также в обозначении перспектив развития условий осуществления здоровьесберегающего образования и активизации педагогов и студентов в этом направлении. Данные условия реализуются:

-через изучение тенденций в развитии интересов и потребностей студенчества, состояния средовых характеристик, их комплексную оценку;

- педагогический контроль студентов, своевременное выявление неблагоприятных условий развития, отслеживание динамики работоспособности;

-обеспечение диспансеризации, определение состояния физического и психического развития;

- реализацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья студентов, создание условий для их гармоничного развития;

-развитие системы спортивных сооружений;

- создание системы секций и спортивных клубов.

Условия деятелъностно-стимулирующей группы. Условия этой группы можно рассматривать как систему мер, которая поощряет здоровый образ жизнедеятельности не только студентов, но и педагогов, стимулирует их личные потенциалы на осуществление паритета образованности и здоровья. Стимулирование же окажется эффективным в плане приобщения студентов и педагогов к деятельности по здоровьесбережению, если они будут внутренне ориентированы на это. Последнее

означает, что для обеспечения паритета образованности и здоровья студентов важна психологическая готовность, то есть все участники образования индивидуально ориентированы на это. Необходимым условием является и достаточная квалификация педагогов (готовность к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса).

Таким образом, деятельностно-стимули-рующие условия создаются для того, чтобы привлечь педагогов и обучающихся к здоровьесберегающей деятельности и обеспечить возможность ее благоприятного протекания. Данная система условий реализуется:

- через применение различных методов и форм обучения для профилактики психического утомления студентов;

-активное использование в обучении современных психолого-педагогических технологий;

- содействие развитию адаптационных способностей личности и ее стрессоустойчи-вости;

- формирование устойчивых интересов и мотивов к здоровьесбережению;

- формирование гражданско-правовой культуры студенчества;

-развитие духовно-нравственной сферы жизнедеятельности студенческой молодежи;

-формирование ценностного подхода к здоровьесбережению.

Условия коммуникативно-информационной группы. Создание условий этой группы состоит в обеспечении возможности своевременного информирования всех участников образования о достигнутых успехах в образовании, здоровом образе жизнедеятельности, а также о тех мерах, которые создаются для внедрения его в образовательное пространство. Информация о негативных и опасных явлениях для здоровья, различных злоупотреблениях является когнитивным условием для самоопределения всех участников образования. Но обилие информации может оказаться фактором увеличения нагрузок на организм, поэтому целесообразно принимать специальные меры, которые исключают негативные последствия от избытка информации. В этом случае речь идет о необходимой координации программы обеспечения паритета образованности и здоровья студентов. В рамках когнитивной деятельности педагоги, осваивая определенные аспекты научного опыта, который имеет отношение к осуществлению здоровье-сбережения, совершенствуют свою готов-

ность к обеспечению развития образованности и сохранению здоровья студентов. В это же время в когнитивной деятельности участвуют и сами студенты, познавая особенности человеческого организма и способы защиты его от вредных влияний, тем самым достигая определенного уровня образованности. Информационный обмен знакомит с достижениями коллег, являясь стимулирующим фактором. Педагоги могут получать информацию и об особенностях каждого обучающегося, его способностях и потребностях, достигнутом уровне образованности. Педагоги могут извлекать информацию и от самих обучающихся, применяя методы исследования и диагностирования. Данная группа условий реализуется:

- через формирование знаний о факторах здоровьесбережения и факторах, блокирующих сохранение и укрепление здоровья;

- обогащение знаниями личностноориентированных технологий;

-использование адаптивных технологий обучения;

-обеспечение профилактики и реабилитации утомления и переутомления;

- развитие коммуникативной культуры межличностного взаимодействия.

Между системами этих условий будут существовать в образовательном пространстве определенные взаимосвязи. Нормативно-регламентирующие условия составляют правовые предпосылки для создания как перспек-тивно-ориентирующих, так и деятельностно-стимулирующих, и коммуникативно-инфор-мационных. Деятельностно-стимулирующие же условия направлены на активизацию исполнения нормативно-регламентирующих документов, отраженных в программе развития здоровьесберегающего образования. Комму-никативно-информационные условия направлены, в свою очередь, на стимулирование деятельности как педагогов, так и студентов на перспективы развития образованности и здоровья [7].

Следовательно, можно утверждать, что взаимосвязей между различными системами условий существует много. Данные условия в соответствии с системно-синергетическим подходом должны быть специальным образом организованы и сконструированы, так как каждое из них способствует достижению одной определенной цели, а совместная организация (т.е. системная организация) описанных групп условий способствует достижению единой

Теория и практика управления образованием

цели - педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья в образовательном процессе.

Эффективность реализации комплексного подхода предусматривает создание системы активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья молодежи для успешного обучения, ведения активной производственной, социальной и личной жизни, направленной на снижение заболеваемости, индивидуализации, улучшения качества жизни, повышения адаптационных механизмов, реализацию внутреннего состояния человека с экологической и социальной средой.

Таким образом, основными направлениями комплексного подхода к сохранению здоровья студентов будет заключаться в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, усилении интеграции, системности, целостности системы здоровьесбережения в его реализации, развитии системы инфраструктуры вуза для активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья студенческой молодежи, улучшении качества жизни, стимулировании развития адаптационных механизмов.

Литература

1. Глебова, Л.Н. Модернизация образования в России / Л.Н. Глебова // Aima mater. — 2008.-№9.-С. 2-5.

2. Громова, Л.А. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение / Л.А. Громова, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2006 - С. 27-28.

3. Исаев, В.А. О концептуальной модели системы анализа качества информационно-образовательной среды (ИОС) системы открытого образования / В.А. Исаев // Материалы X симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - Кн. 1. -С. 173-183.

4. Круглова, Т.Э. Менеджмент здоровья как функция успешного бизнеса / Т.Э. Круглова // Менеджмент XXI века: образование и бизнес: сб. науч. ст. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - С. 76-79.

5. Сенашенко, B.C. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / B.C. Сенашенко // Aima mater. - 2008. -№ 9.- С. 11-19.

6. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.

7. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: монография / С.Г. Сериков. -Челябинск: ЧГНОЦ УрОРАО, 2002. - 226 с.

Поступила в редакцию 3 августа 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.