ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 612:377
А. О. Пятибрат2, А. В. Балахонов1, Е. Д. Пятибрат2, В. Ф. Хусаинов2, А. А. Дергунов2
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Медицинский факультет
2 Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, Санкт-Петербург
Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, ее избравшему. Профессиональный отбор — проблема, актуальная как для Вооруженных сил, так и для гражданского общества. В настоящей статье рассмотрены вопросы профориентации молодежи, выбравшей в качестве будущей деятельности медицину, — абитуриентов и студентов медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВМедА). Исследование этапов становления профессиональной деятельности и ее влияния на личность представляет несомненный интерес. Эти вопросы приобретают особую значимость в одной из наиболее гуманных и нравственных профессий — клинической медицине.
Материал и методы. Выбор методов исследования определялся характером исследовательских задач. Теоретические методы включали в себя педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование, анализ результатов деятельности, профессиональные консультации и др.
Разработанные теоретические представления были подвергнуты экспериментальной проверке в Санкт-Петербургском государственном университете и Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.
Результаты и их обсуждение. Новые подходы к концепции высшего медицинского образования, обозначившиеся в конце 1990-х гг., требуют создания механизма целенаправленного поиска, профориентации и непрерывной подготовки кадров в области медико-биологических дисциплин в системе «школа — вуз» как условия фундаментализации образования [1]. Начавшаяся реформа школьного образования помимо прочего предусматривает раннюю специализацию преподавания с целью подготовки молодых людей к выбору будущей специальности. Правильность этого выбора и серьезность намерений должны быть осознаны абитуриентом не перед подачей документов в приемную комиссию того или иного высшего учебного заведения, но еще во время обучения в школе. Тем не менее, по оценкам В.А. Якунина [2], подавляющее большинство абитуриентов вузов — до 70-80 % — имеют слабое или вовсе не имеют адекватного представления о своей будущей работе и предъявляемых
© А. О. Пятибрат, А. В. Балахонов, Е. Д. Пятибрат, В. Ф. Хусаинов, А. А. Дергунов, 2008
профессиональных требованиях, а Н.Ш. Валеева и Н.М. Пейсахов [3] указывают на то, что только 5 % студентов оказались в состоянии отметить, какие именно качества личности, знания, умения и навыки должны быть сформированы у выпускника в процессе обучения в вузе. По данным С.Б. Пашкина и С.П. Шабалина [4] подобные представления о будущей профессии продолжают оставаться у студентов без изменения вплоть до 3 курса, когда обычно начинается преподавание специальных дисциплин.
Опрос студентов медицинского факультета СПбГУ 2-6 курсов показал весьма высокий уровень воздействия различных обстоятельств, повлиявших на выбор будущей профессии. Так, среди прочих вопросов, касающихся студенческой жизни, был задан следующий: «Поступая в СПбГУ, Вы выбрали медицинский факультет по призванию, под влиянием обстоятельств или по иным причинам?» Распределение ответов по курсам представлено в таблице.
Всего опрошено 170 студентов, что составляет более 80 % учащихся 2-6 курсов.
Разумеется, авторы далеки от мысли, что спонтанно или под влиянием обстоятельств принятое решение поступать в медицинский вуз обязательно приведет к нежелательному итогу, тем не менее вероятность такого итога при недостаточно продуманном выборе существенно выше. Поэтому формирование у выпускника средней школы активного, заинтересованного и действенного отношения к выбору будущей специальности, осознанию своих потребностей, объективной оценке желаний и возможностей становится по сути дела первым, но важнейшим этапом в становлении молодого человека как квалифицированного работника. Многочисленные исследования подтверждают, что осознанный выбор специальности в значительной степени определит и то, как будет складываться сам процесс обучения. Интересно, что при общей направленности молодежи на получение высшего образования наблюдается тенденция к недооценке возможностей, которое это образование дает [5].
Вместе с тем вряд ли оправдана и крайняя позиция в данном вопросе, занимаемая, например, ректором Высшей школы экономики Я.И. Кузьминовым [6]. Он, выстраивая систему, «которая провожала бы наверх талантливых детей», полагает, что школьник, желающий стать экономистом, политологом, менеджером высшего звена, должен начинать готовиться к поступлению за три года. По мнению Кузьминова, дети из слабых школ (читай — провинциальных) даже при отличной успеваемости не смогут попасть в хороший экономический вуз.
Здесь, во-первых, наблюдается смешение разных понятий — подготовленность к вступительному экзамену, представление о будущей профессии и талантливость, а во-вторых, трудно рассуждать о серьезности подхода к выбору профессии менеджера высшего звена 13 -14-летним подростком, если, конечно, не принимать за серьезный подход желание стать начальником (начальником вообще!) или зарабатывать как можно больше денег.
Кроме того, возражения вызывает не сам призыв к раннему выявлению направленности интересов школьника, а весьма жесткая позиция, занимаемая Кузьминовым в этом вопросе: или определись за три года до поступления в вуз, или шансов у тебя нет. Постановка столь однозначных целей перед 13 -14-летним школьником в большинстве случаев
Причины выбора профессии абитуриентами медицинского факультета СПбГУ
Выбор медицинского факультета произошел Частота ответов, %
2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс
По призванию 77,8 74,3 65,0 65,5 75,0
Под влиянием обстоятельств 3,7 17,1 25,0 24,1 18,8
Иное 18,5 8,6 10,0 10,4 6,2
приведет к обеднению его представлений об окружающем мире (следовательно, и о иных возможных профессиях) — три последних года обучения в школе он сознательно или подсознательно будет ограждать себя от изучения «ненужных» литературы, истории, физики, химии, биологии, географии, сосредоточившись лишь на математике, иностранных языках и основах экономических знаний (которые, заметим, в школе не преподают — их придется осваивать самостоятельно). Мало того что подобное раннее самоограничение отрицательно сказывается на полноценном развитии личности; дело еще и в том, что возможное разочарование в экономических науках к моменту окончания школы оставит выпускника недоучкой, поскольку подготовка по казавшимся «ненужными» дисциплинам, естественно, будет недостаточной как для определения новых целей, так и для поступления в какое-либо иное высшее учебное заведение.
Отметим и то, что желание стать экономистом или политологом за три года до окончания школы вряд ли вызвано осознанной и продуманной позицией. Скорее всего, основную роль здесь играет «модность» общественной потребности в тех или иных специалистах, желание родителей дать своему ребенку престижную и денежную профессию, стремление попасть в прославляемую средствами массовой информации «элиту» и т. п. Иначе говоря, мотивация навязывается школьнику извне, без попытки выявить его истинные наклонности.
Мотивация вообще составляет одну из центральных проблем психологии личности и психологии обучения. Она имеет своей функцией побуждение и направление деятельности и является результатом анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Пути оказания существенной помощи в прохождении этого этапа для школьников, ориентированных в области медико-биологических наук, можно искать в разных направлениях: совершенствование школьной подготовки по биологии (поскольку биология является основной естественнонаучной дисциплиной, на которой стоит здание медицины), создание специализированных «медицинских» школ и малых медицинских факультетов, привлечение школьников к исследованиям, проводимым в высших учебных заведениях или научно-исследовательских институтах. Для провинциальных школьников определенные возможности в этом направлении дают специализированные школы-интернаты — такие, например, как университетская Академическая гимназия или заочные подготовительные курсы при СПбГУ. Иными словами, независимо от различных форм профориентационной работы особое значение приобретают, во-первых, содержание естественнонаучного образования в школе и медицинском вузе, во-вторых, преемственность этого образования и, в-третьих, уровень естественнонаучной подготовки абитуриентов медицинских вузов.
Выбор профессии играет очень важную роль в процессе становления человека как личности. Как правило, он приходится на юношеский возраст, когда на базе качественного своеобразия, структуры и состава деятельности формируются основы сознательного поведения, общая направленность нравственных представлений и установок [7]. Выявить свои возможности и способности в области русского языка и литературы, математики, физики, биологии, химии, истории и т. д. школьнику обычно не представляет особой сложности по очевидным причинам — эти дисциплины являются стандартными в системе школьного обучения, хотя и тут очень часто увлечение учебным предметом в школе принимается за интерес к профессии.
Однако для медицинских вузов проблема еще серьезнее. Решение посвятить себя медицине обычно связано со сторонними по отношению к традиционному школьному образованию причинами: абстрактным желанием приносить людям пользу, влиянием
со стороны авторитетных для подростка взрослых людей (родственники, знакомые), тяжелой или неизлечимой болезнью близких родственников, вызывающей вполне объяснимое желание самому научиться преодолевать ее и хотя бы в отдаленном будущем помочь им, а то и вовсе курьезными поводами вроде понравившихся телевизионных сериалов. Иными словами, выбор профессии — социальная проблема.
Относительно высокий отсев студентов в ходе обучения в медицинских вузах и, в частности, на медицинском факультете СПбГУ свидетельствует, очевидно, не только об изначальной неспособности таких студентов к освоению учебной программы (во всяком случае, успешная сдача ими далеко не простых вступительных экзаменов и уровень оценок в их аттестатах о среднем образовании это не подтверждают). Неуспеваемость может быть вызвана и тем, что за год-два обучения на факультете студент приходит к выводу об ошибочности своего выбора и теряет интерес к обучению.
Расплывчатость представлений абитуриента медицинского вуза о том, что реально его ожидает в будущем, не осознанный по сути или же легковесный подход к выбору профессии чреваты в дальнейшем разочарованием, внутренним конфликтом, потерей значимых целей и, как следствие, в лучшем случае — отчислением или уходом по собственному желанию из университета, в худшем — превращением в посредственного специалиста, которому другие люди будут вынуждены доверять свое здоровье и жизнь [8].
Те же тенденции характерны и для военного медицинского вуза, где основной причиной снижения успеваемости и ухода из академии также является резкое снижение мотивации к учебно-служебной деятельности. Это происходит по тем же причинам, что и в гражданских вузах, но еще играет большую роль «непопулярность» военной службы, что в еще большей мере снижает мотивацию в сравнении со студентами университета.
В отличие от гражданских вузов для обучения в военно-медицинском вузе важным социально-психологическим условием успешности обучения является военно-профессиональная направленность (ВПН), под которой принято понимать побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Известно, что успешность профессиональной деятельности человека во многом определяется уровнем мотивации к ней. Работа, которую человек выполняет с желанием, формирует у него позитивные эмоции, не вызывает выраженного утомления даже после многочасовой деятельности. Более того, высокий уровень мотивации к деятельности может частично компенсировать недостаточную выраженность некоторых профессионально важных качеств и существенно повысить успеваемость. Напротив, отсутствие должной мотивации к конкретной деятельности делает этот труд малоэффективным даже при наличии у человека необходимых качеств. Неудовлетворенность профессиональной деятельностью приводит к понижению работоспособности специалиста, у него уменьшаются скоростные характеристики, снижается точность выполняемых действий, резко увеличивается число ошибочных действий, появляются повышенная утомляемость и эмоциональная напряженность. Они часто жалуются на раздражительность, нервозность, подавленное настроение, головную боль, плохой сон, повышенную сенситивность, склонность к конфликтам с окружающими.
Изучая влияние выраженности ВПН на успешность обучения в Военно-медицинской академии, М.М. Решетников [9, 10] отмечает, что курсанты с высоким уровнем ВПН отличаются от курсантов с недостаточной направленностью более высоким уровнем общего интеллектуального развития, способностью к длительному интеллектуальному напряжению. Одновременно этим курсантам свойственны дружелюбие и коммуникабельность,
они стараются придерживаться социально-желательных форм поведения. В то же время у курсантов с низким уровнем ВПН отмечаются признаки отклоняющегося поведения, снижения общих адаптивных способностей на фоне повышенного нервно-психического напряжения и измененной сенситивности. Указанные личностные качества не способствовали успешной профессиональной адаптации, что в ряде случаев служило причиной отчисления курсантов из академии. По причине нежелания учиться за период 1996 -1999 гг. было отчислено 29 % от общего количества отчисляемых лиц.
Рост отчисляемости во многом определяется различными социальными изменениями, происходящими в обществе. В частности, анализ социального происхождения отчисляемых курсантов факультета подготовки врачей для ВВС Военно-медицинской академии за 1996 -2004 гг. показал, что курсанты из семей служащих отчисляются значительно чаще, чем курсанты из семей рабочих и крестьян, а также из семей военнослужащих соответственно в 7 и 2 раза. Этот факт объясняется тем, что последние имеют более устойчивую ВПН к обучению в академии, они относительно легко адаптируются к новому коллективу и социально-психологическим условиям деятельности, меньше предъявляют различных жалоб соматического и социального характера на начальном этапе обучения, хотя зачастую испытывают значительные трудности. Основная причина для многих — это отсутствие необходимых психологических и психофизиологических качеств. Такие курсанты, сталкиваясь с некоторыми сложностями военно-профессионального обучения, ставят перед собой цель уйти в гражданские медицинские заведения или во время учебы, или сразу после окончания академии. Так же не последней причиной является неполное понимание условий предстоящей работы военного врача и непринятие принципов воинской дисциплины. Парадоксально то, что снижение ВПН имеют курсанты из семей военных врачей; вероятно, что основным обстоятельством, повлиявшем на выбор медицинской профессии, явилась возможность протекции родителей при поступлении в ВМедА.
В системе профессиональной ориентации молодежи большое внимание следует уделять оказанию помощи в выборе профессии в соответствии с состоянием здоровья и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Основой проведения медико-физиологической профконсультации является определение профессиональной пригодности подростка как наиболее полного соответствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии, с одной стороны, для охраны функционально неполноценного органа или системы — с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиологических систем [11-15]. Профессиональная пригодность обеспечивает успешное овладение профессией за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие без ущерба для здоровья.
Действительно, каждый юноша имеет право на свободный выбор профессии. Однако по опросам школьников установлено, что, как правило, подростки не осведомлены об условиях, характере и интенсивности предстоящего труда и не учитывают возможного неблагоприятного влияния профессиональных факторов. Они не принимают во внимание отклонения в состоянии своего здоровья, не учитывают особенности психофизиологического статуса, характера и личности [13, 14].
Несоответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии (профессиональная непригодность) может быть источником самых неблагоприятных последствий как для физического, так и для психического здоровья, в связи с чем профилактическое значение медико-физиологической профессиональной консультации на современном этапе приобретает особую актуальность.
В процессе проведения медико-физиологической профконсультации подростков должна быть установлена профессиональная пригодность к видам деятельности, группам профессий или к отдельной профессии.
В связи с тем, что задачей профконсультации является установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии в плане соответствия как состояния здоровья, так и психофизиологических особенностей, медицинская профконсультация имеет два раздела. Первый раздел — традиционно медицинский: врачебная профконсультация, выбор профессии с учетом состояния здоровья; второй раздел — сравнительно новый, развивающийся: медико-физиологическая профконсультация, выбор профессии с учетом индивидуальных физиологических и психофизиологических особенностей организма. Развитие каждого раздела медико-физиологической профконсультации строится на изучении требований профессии, предъявляемых к организму подростка, с одной стороны, и изучении соответствующих индивидуальных особенностей подростков — с другой. В случае врачебной профконсультации — это состояние здоровья в самом широком плане, в случае психофизиологической профконсультации — индивидуально-типологические особенности.
Врачебная профконсультация имеет два основных направления:
1) врачебный профессиональный отбор — медицинское заключение о возможности выполнения конкретной профессии; 2) врачебная профессиональная ориентация — рекомендация учащемуся, имеющему отклонения в состоянии здоровья, в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.
Цель врачебной профориентации — помочь учащимся выбрать профессию для работы на производстве, а при желании — получить образование в военно-учебных заведениях.
Медицинские противопоказания к выбору профессии обусловлены главным образом двумя причинами: первая и основная — характер труда или условия производственной среды, где осуществляется работа по какой-то конкретной профессии, могут оказать неблагоприятное влияние на течение хронического заболевания, способствовать частым обострениям и прогрессированию его; вторая — имеющееся заболевание или, что встречается чаще, анатомический дефект препятствует качественному выполнению работы. Например, при выборе медицинской профессии сосудистому хирургу, нейрохирургу требуется высокая острота зрения; терапевту, пульмонологу — хорошая острота слуха; патологоанатомам — полноценное цветоощущение и т. п.
В процессе осуществления психофизиологической профконсультации необходимо дать оценку степени развития у данного подростка «профессионально значимых», или «ключевых», психофизиологических функций и качеств, выявить слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса и в соответствии с этим рекомендовать выбор тех видов деятельности, которые отвечают этому статусу, и в то же время предостеречь от выбора тех профессий и специальностей, требования которых к организму работника не смогут быть выполнены в данном случае [16, 17].
Профессиональная пригодность по психофизиологическим показателям прежде всего обеспечивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освоения профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.
Особый интерес представляют полученные в последние годы данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производственных факторов
с индивидуально-типологическими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных условиях. В ряде работ [12, 14] прослежена зависимость раннего возникновения последствий неблагоприятных профессиональных воздействий от индивидуальных особенностей организма (возраст, степень биологической зрелости, индивидуально-типологические особенности), что открывает путь к выявлению лиц, по своим психофизиологическим особенностям подверженных неблагоприятным воздействиям, т. е. к проведению профессионального отбора, направленного на предотвращение профессиональной патологии.
Медицинская и психофизиологическая консультация должна быть дана задолго до окончания общеобразовательного учреждения, чтобы учащийся и его родители сознательно подготовились к тому, что некоторые профессии являются для него недопустимыми и поэтому следует ориентироваться на другие виды деятельности.
Доля патологии, в возникновении которой существенное место принадлежит психологическим факторам, лежащей в основе изменения категории годности к обучению в военно-медицинском вузе, составляет более 20 % и имеет тенденцию к увеличению в связи с ухудшением социально-демографической ситуации в стране.
Полученные результаты свидетельствуют о принципиальной возможности и целесообразности использования профориентационных мероприятий в профилактических целях и в целях сохранения здоровья как курсантов, так и студентов гражданских вузов в связи с тем, что существенный вклад в структуру заболеваемости вносит психосоматическая патология, а социальные факторы признаются одними из наиболее весомых компонентов, определяющих состояние здоровья [18, 19].
Соответствующим образом подобранный в ходе профориентационных мероприятий род деятельности будет способствовать снижению стрессовых воздействий в процессе адаптации к учебной и учебно-служебной деятельности курсантов и студентов и тем самым будет способствовать сохранению их здоровья [20].
Summary
Pyatibrat A. O., Balakhonov A. V., Pyatibrat E. D., Husainov V F., Dergunov A. A. Peculiarities of Vocational Orientation Measures in Civilian and Military Medical Higher Educational Institutions as Factor of Students Health Keeping.
Vocational orientation problems of youth who have chosen Civilian and Military Medical Higher Educational Institutions for their education are considered. Vocational orientation measures of helping them choose their future profession in accordance with their health state and individual psychophysiological parameters are discussed.
Key words: psychophysiology, medical-psychological aspects, vocational orientation.
Литература
1. Балахонов А.В. Преемственность обучения «школа-вуз» в системе медицинского образования // Вестн. Сев.-Зап. отделения РАО. 2003. Вып. 8. С. 268-276.
2. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. 140 с.
3. ВалееваН.Ш., Пейсахов Н.М. Психологическая модель высшей квалификации и ее роль в управлении учебным процессом // Психологическая служба в вузе. Казань, 1982. С. 44-48.
4. Пашкин С.Б., Шабалин С.П. Методики профессионального психолого-педагогического отбора курсантов групп целевой подготовки // Жизнь и безопасность. 2000. № 1-2. С. 99-105.
5. Байтингер О.Е. Отношение молодежи к высшему образованию // Ананьевские чтения: Образование и психология. СПб., 2001. С. 71-73.
6. КузьминовЯ.И. В экономисты — без репетиторов // Комсомольская правда. 2001. 25 мая.
7. Игнатов Ю.Д., Петрищев И.Н., Скворцов Н.Л., Соловьева С.Л. Психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе // Актуальные проблемы педагогики высшего медицинского образования. СПб., 2000. С. 15-20.
8. Балахонов А.В. Фундаментализация медицинского университетского образования. СПб., 2004. 232 с.
9. Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. СПб., 1992. С. 38-45.
10. Решетников М.М. Когнитивные стили индивидуальной деятельности как основа профессиональной адаптации у лиц с неструктурированным типом деятельности // Актуальные вопросы повышения работоспособности и восстановления здоровья военнослужащих и гражданского населения в условиях чрезвычайных ситуаций. СПб., 2006. С. 144-146.
11. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988. 269 с.
12. Рапопорт И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 55-59.
13. Сухарева Л.М. Гигиенические основы профессионального обучения и труда подростков: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. М., 1989. 40 с.
14. Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 48-52.
15. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 1999. 160 с.
16. Зуев Г.А. Военно-профессиональная ориентация // Воен. вестник. 1984. № 3. С. 69-71.
17. Карцев И.Д., ХалдееваЛ.Ф., Павлович К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977. 176 с.
18. Куликов В.В., Ядчук В.Р., Тарасов А.А. и др. Состояние здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, и меры по улучшению комплектования Вооруженных Сил РФ // Воен.-мед. журн. 1998. № 8. С. 18-20.
19. Хоженко В.А. К вопросу об оценке здоровья военнослужащих // Там же. 1999. № 8. С. 47-49.
20. МарищукВ.Л., БлудовЮ.Н., ПлахтиенкоВ.А., СероваЛ.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. 89 с.
Статья принята к печати 16 апреля 2008 г.