Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая деятельность в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области: проблемы и перспективы'

Здоровьесберегающая деятельность в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая деятельность в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области: проблемы и перспективы»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е. В. Васина, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

Состояние здоровья молодежи является одной из наиболее острых медико-социальных проблем. По данным НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН, значительное ухудшение состояния здоровья происходит у обучающихся от 1-го к 9-11-м классам. Среди учащихся старшей школы распространенность функциональных отклонений увеличилась на 73,8 %, хронических болезней — на 39,6 °%. При выборе профессии значительные ограничения по медицинским показаниям имеют до 80 °% выпускников школ.

Известно, что среди факторов, оказывающих влияние на здоровье и развитие детей и подростков, значительную роль играет образовательная среда с присущими ей «факторами риска», к числу которых относят высокую интенсификацию образовательного процесса, ограничение времени, недостаток физической активности, нерациональное питание, несоблюдение гигиенических требований к условиям и организации процесса обучения, стрес-согенность, низкий уровень культуры здоровья и мотивации на здоровый образ жизни участников воспитательно-образовательного процесса. Профессиональные образовательные организации (ПОО) должны стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья обучающихся.

Этот вопрос в настоящее время получил государственную поддержку в виде целого ряда нормативно-правовых документов (Феде-

ральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г.; Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» от 1 июня 2012 г. и др.), согласно которым актуальными задачами являются сохранение здоровья молодежи, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.

Данные мониторинга здоровьесберегающей деятельности в ПОО Кемеровской области, проведенного лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИРПО» в 2012/13 учебном году, показали, что почти во всех исследуемых организациях велась активная работа в этом направлении, были созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование здорового образа жизни обучающихся. Так, 62 °% ПОО Кемеровской области реализовывали 125 программ по здоровьесберегающей деятельности, которые включали проведение оздоровительных мероприятий в рамках учебного процесса, внеурочную деятельность, волонтерскую работу, работу агитбригад по формированию культуры здоровья обучающихся; проводили работа по профилактике курения, наркомании, алкоголизма, суицида 88 °% ПОО и 75 °% — по предупреждению социально значимых заболеваний (туберкулеза, инфекций, передающиеся половым путем, ВИЧ-инфекции и др.). Основными формами работы были лекции, беседы, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, психологические

тренинги, волонтерское движение, плановые медицинские осмотры.

Спортивно-оздоровительная работа (дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, походы выходного дня и т. п.) регулярно проводилась во всех участвующих в опросе ПОО, в 54 °% из них были организованы дополнительные занятия обучающихся в секциях и тренажерных залах, в 5 организациях действовали службы здоровья (социально-психологические центры, центры здоровья).

Однако практика показывает, что ПОО испытывают затруднения в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Одна из основных проблем — это недостаточная компетентность педагогических работников в вопросах здоровьесбережения. Педагог является ведущим звеном в механизме модернизации российского образования, поскольку именно он организует образовательную деятельность обучающегося, следовательно, на него ложиться основная функция по охране его здоровья. Неслучайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других основополагающих документах акцентируется внимание на том, что педагог должен учитывать индивидуальные и возрастные физические и психологические особенности, уровень здоровья обучающегося при выборе методик и технологий обучения; укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся; формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни. Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности.

Реализация таких профессиональных задач требует от педагога знания методики формирования здорового образа жизни, владения здоровьесберегающими технологиями и методами, а главное — принятия значимости здоровья в системе ценностей человека и общества. Однако педагогические работники недостаточно эффективно справляются с этими функциями и испытывают ряд профессиональных затруднений.

Как правило, преподаватели используют ограниченный, ставший стереотипным набор здоровьесберегающих приемов, который не обеспечивает в полной мере сохранение здоровья обучающихся и не формирует отношение к здоровому образу жизни как к ценности. Здоровьесберегающее образование за-

частую разобщено с общеобразовательными дисциплинами, существует отдельно в виде спецкурсов, классных часов, спортивно-оздоровительных мероприятий. Ресурсы самих дисциплин остаются невостребованными для формирования здоровьесберегающей компетенции, содержательные компоненты которой рассредоточены по дисциплинам и профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы. Особую важность приобретает практический аспект интеграции здоровьесберегающих технологий в пространство современного урока.

Педагог, вне зависимости от своей специальности, должен воспитывать в подростках стойкую мотивацию на здоровье. А это возможно, только если он на собственном опыте познал ценность здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем. Тогда он сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду. Данное положение находит подтверждение в федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, где сформулированы признаки культуры здоровья самих педагогических работников: наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения и образ жизни и ответственное отношение к собственному здоровью.

Практика показывает, что педагогические работники и мастера производственного обучения ПОО не готовы к реализации данных положений. Результаты анкетирования 450 педагогических работников ПОО Кемеровской области по вопросам здоровья, образа жизни и физической активности показали, что большинство из опрошенных оценивают состояние своего здоровья удовлетворительно и нуждаются в дополнительных занятиях по укреплению и сохранению здоровья. У 51 % педагогов имеются хронические заболевания, диагностируемые врачами, 23 °% — точно не знают, какие заболевания у них есть и еще 26 °% — затрудняются сказать. Своевременно обращаются к врачу лишь 19 °% опрошенных. 46 °% педагогических работников во время обострения хронического заболевания предпочитают не брать больничный лист, не обращаться к врачу. Санаторно-курортное лечение проходят и посещают профилакторий ежегодно лишь 6 °% из них, а 33 % — не проходят вообще.

43 % респондентов не занимаются физической культурой, регулярно занимаются — лишь

16 °%, при этом у 53 °% — есть желание заниматься физкультурой постоянно, а состояние гиподинамии испытывают около 30 °% педагогических работников. Наиболее популярными формами физической активности среди них являются ходьба, фитнес, плаванье и лыжи.

Большинство педагогов не владеют приемами саморегуляции, самоменеджмента, способствующими сохранению психического и физического здоровья. Приемами снятия психоэмоционального перенапряжения владеет лишь треть (33 °%) опрошенных.

Таким образом, проведенный нами мониторинг позволил выявить недостаточную сфор-мированность культуры здоровья и готовность к здоровьесберегающей деятельности в процессе подготовки молодежи в системе профессионального образования.

Следовательно, определившийся ряд первоочередных задач неразрывно связан с кадровым обеспечением, подготовкой педагогических работников профессионального образования, осознающих, что здоровье молодежи — это государственное богатство и что каждый педагог несет ответственность не только за качество знаний, но и за безопасность образовательного процесса и здоровье обучающихся.

Для решения обозначенных проблем в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования проводится повышение квалификации работников профессионального образования по программе здоровьесберегающго сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Программа является модульной и включает ряд спецкурсов, таких как «Формирование здорового образа жизни обучающихся», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Оказание первой доврачебной помощи», «Гигиена труда», «Профилактика профессионально обусловленных заболеваний субъектов образовательного процесса» и др. Спецкурсы при необходимости и по запросу слушателей могут изучаться в рамках других программ.

Кроме курсовой подготовки, институт регулярно проводит семинары, вебинары, тематические консультации для педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования по вопросам сохранения и укрепления здоровья педагогов и обучающихся, реализует новые методологические подходы к изучению профессиональных и профессионально обусловленных забо-

леваний, выявлению педагогических условий внедрения здоровьесберегающих технологий в современный образовательный процесс.

Педагоги — представители стрессогенной профессии. Характер педагогической деятельности предполагает высокие эмоциональные нагрузки, которые сказываются на здоровье преподавателя, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний. Между тем главным условием эффективной, полноценной, успешной и обеспечивающей качественную подготовку будущих специалистов деятельности является профессиональное здоровье педагогов.

Во многих образовательных учреждениях профессионального образования области в этом направлении регулярно проводится диспансеризация педагогических работников (93 % образовательных организаций), соблюдается график прививок (87 °% ОО). 74 °% образовательных организаций, участвующих в опросе, для педагогических работников организуют досуговые, спортивно-оздоровительные мероприятия (дни здоровья, спортивные праздники, соревнования), при этом всего 38 °% учреждений проводят мероприятия по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

Как показал опрос педагогических работников ПОО области, представленных мероприятий недостаточно для сохранения профессионального здоровья педагогов. Так, 35 °% педагогических работников профессиональных образовательных организаций считают, что у них не проводится работа по сохранению и укреплению здоровья сотрудников. 34 °% педагогов ухудшение состояния своего здоровья связывают в первую очередь с условиями профессиональной деятельности, 32 °% — с образом жизни, 22 °% — с экологией и 12 °% — с наследственностью. 36 °% педагогических работников отметили, что их профессиональная деятельность оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья, о положительном влиянии сказали 18 % опрошенных.

Поэтому содействие сохранению, укреплению, а в некоторых случаях восстановлению профессионального здоровья преподавателя через систему специальных мероприятий и здоровый образ жизни должно стать одним из приоритетных направлений деятельности в сфере повышения качества образования. С этой целью Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования разработана система профилакти-

ческих и оздоровительных мероприятий, которые проводятся в рамках курсовой подготовки и являются неотъемлемой частью процесса повышения квалификации. За два последних года более 2 тыс. профессионально-педагогических работников в период обучения прошли курс профилактики и оздоровления по широкому спектру заболеваний.

Проблема внедрения и разработки технологий здоровьесбережения, новых методологических подходов к изучению профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, выявление педагогических условий ее развития в современной профессиональной школе и обучение им участников образовательного процесса является актуальной, требующей дальнейшего изучения и внедрения в педагогический процесс.

Один из способов решения данного вопроса — вовлечение педагогов и обучающихся в научно-исследовательскую деятельность по вопросам сохранения и укрепления здоровья участников образовательного пространства, проведение конференций, форумов, сайтов, организация экспериментальных площадок на базе учреждений профессионального образования.

С целью разработки и внедрения инновационных методологических подходов к изучению профессионально обусловленных заболеваний и формированию здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях профессионального образования специалистами ГОУ «КРИРПО» с сентября 2010 по сентябрь 2013 г. на базе Ленинск-Кузнецкого технологического техникума было проведено научно-прикладное исследование по проблеме «Формирование готовности обучающихся к профилактике профессионально обусловленных заболеваний по профессии «повар».

В ходе исследования были выявлены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся, разработано и внедрено методическое обеспечение формирования готовности обучающихся к профилактике профессионально обусловленных заболеваний. По результатам исследования разработана комплексная программа профилактики профессионально обусловленных заболеваний, которая является универсальной и может быть использована в любом учреждении профессионального образования с учетом специфики его профиля.

Проведенная экспериментальная работа, опрос педагогических работников и анкетирование ПОО Кемеровской области по вопросам организации здоровьесберегающей деятельности позволили выявить наиболее проблемные аспекты по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса и наметить пути дальнейшей работы в этом направлении.

Так, наименее разработанным на сегодняшний день в ПОО являются вопросы диагностики функциональных резервов организма, психофизиологических особенностей и профессионально важных качеств обучающихся и их соответствия требованиям, предъявляемым в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, определяющими успешность обучения и эффективность трудовой деятельности в конкретной профессии. А также организация образовательного процесса с учетом индивидуально-личностного подхода на основе выявленных особенностей, формирование адаптивно-развивающей среды через реализацию индивидуальной программы обучения. Реализация такого подхода способствует оптимальной адаптации обучающегося к требованиям выбранной профессии и специальности и повышению конкурентоспособности на рынке труда.

Для решения данной задачи лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в СПО ГОУ «КРИРПО» разработан спецкурс «Комплексный мониторинг показателей здоровья, адаптации и развития субъектов образовательного пространства», проводятся вебинары и семинары по вопросам организации мониторинга и индивидуального подхода к обучению, организации образовательного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся для педагогических работников, психологов, специалистов образовательных учреждений, осуществляющих здоровьесберегающую деятельность и психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, изданы методические рекомендации «Индивидуализация профессионального обучения: психофизиологический аспект».

Проведенный анализ здоровьесберегающей деятельности в ПОО области показал, что некоторые ее аспекты недостаточно разработаны и требуют планомерной работы. Это такие вопросы, как здоровьесбережение педагогов, стрессменеджмент, разработка методик и приемов по сохранению и укреплению здо-

ровья; создание адаптивной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; внедрение культуры применения средств индивидуальной защиты; диагностика функционального состояния организма обучающихся и педагогов, индивидуальный подход и создание адаптивно-развивающей образовательной среды.

Здоровьесберегающая деятельность в ПОО по описанным аспектам должна про-

водиться целостно и системно, охватывая всех субъектов образовательного процесса, всех сотрудников ПОО, только в этом случае можно добиться высокой эффективности проводимых мероприятий, минимизации факторов риска образовательной среды, что позволит не только существенно повысить качество профессионального образования, но и сохранить здоровье обучающихся и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.