• практико-ориентированное — проведение мероприятий, направленных на получение новых знаний, способствующих укреплению здоровья;
• прикладное — ориентировано на подготовку студентов к волонтерской деятельности;
• пропагандистское и просветительское — формирование потребности у обучающихся колледжа к знаниям о здоровом образе жизни (ЗОЖ), повышение их компетентности в соответствующей области. В рамках данного направления проводятся тематические семинары, занятия по повышению уровня знаний о ЗОЖ. Студенты участвуют в научно-практических конференциях города и региона. Студенческий актив привлекается к просветительской работе среди обучающихся. Информация о деятельности лаборатории здоровья освещается в СМИ.
В состав лаборатории здоровья вошли: заведующая отделением специальности «фармация», заведующая здравпунктом, психолог, социальный педагог, руководитель социологических исследований, преподаватели и обучающиеся.
Лаборатория здоровья играет важную роль в создании системы студенческого самооздоровления. Самооздоровление студентов — это система оздоровительных немедикаментозных мероприятий, осуществляемых силами обучающихся, способствующих укреплению здоровья и физической реабилитации ослабленных студентов, предрасположенных к заболеваниям или подверженных им. Тематику оздоровительных немедикаментозных мероприятий выбирают сами студенты. Так, в 2013 г. они выбрали тему «Анорексия». Задача лаборатории здоровья состоит именно в том, чтобы активизировать положительное влияние факторов, которые укрепляют здоровье, и нейтрализовать влияние тех факторов, которые его ухудшают.
Наше учебное заведение уже много лет реализует программу по созданию здоровьесбере-гающего образовательного пространства, но все еще остается большое поле деятельности для реализации задуманных планов по формированию компетентности в области здоровья всех участников образовательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «КРИРПО», Е. В. Васина, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — лиц с ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования, при этом особое внимание уделяется созданию адаптивной образовательной среды, включающей специальные условия для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: адаптацию программ обучения к психофизиологическим особенностям обучающихся, педагогическую коррекцию образовательного процесса, введение различных форм обучения, включая приспособление помещений, территорий, мебели, оборудования и т. п. В настоящее время в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО)
А. Г. Апухтина Е. В. Васина
Кемеровской области ведется активная работа, направленная на обеспечение доступности профессионального образования для данной категории обучающихся.
В 2014 году в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования проводился круглый стол по теме «Обеспечение доступности профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья». В работе круглого стола приняли участие 31 педагогический работник из 23 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, представитель департамента образования и науки Кемеровской области, старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
По итогам работы круглого стола были выявлены затруднения, возникающие при работе с лицами с ОВЗ, и определены направления методического сопровождения организации профессиональной подготовки и профессионального обучения данной категории лиц в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области. Эти задачи Кузбасский региональный институт развития профессионального образования планирует решать в 2015 году в рамках работы проблемно-творческой группы в составе региональной методической службы.
Одним из остро стоящих вопросов является вопрос об определении статуса обучающегося как лица с ОВЗ. Это затрудняет выявление и учет всех категорий лиц с ОВЗ в ПОО. Следовательно, возникает необходимость комплексного мониторинга количественного состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, что позволит провести анализ и обобщить имеющийся опыт профессионального обучения и профессиональной подготовки для представления лучших практик ПОО Кемеровской области широкой педагогической общественности. По результатам мониторинга целесообразно организовать открытый банк данных с перечнями профессий и специальностей, по которым в ПОО Кемеровской области ведется профессиональное обучение и профессиональная подготовка определенных категорий лиц с ОВЗ. Это позволило бы в двустороннем порядке решать проблему профориентации и подкреплять заключения психолого-медико-педагогических комиссий конкретными рекомендациями и конкретными адресами ПОО. Информация о возможностях получения профессионального образования обязательно должна быть отражена и на сайтах ПОО.
Профессиональные образовательные организации, осуществляющие или планирующие осуществлять профессиональное обучение и/или профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), сталкиваются с широким кругом проблем.
С целью совершенствования методического сопровождения деятельности педагогических работников профессиональных образовательных организаций и создания условий для получения профессионального образования лицами с ОВЗ Кузбасский региональный институт развития профессионального образования провел областной конкурс методических разработок по профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья для педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Конкурс проводился в рамках реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования лицам с ОВЗ (распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы»). Основные задачи конкурса: обобщение опыта работы специалистов профессиональных образовательных организаций Кемеровской области по профессиональной подготовке лиц с ОВЗ; обновление содержания и форм методического сопровождения профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ОВЗ в ПОО Кемеровской области; популяризация и внедрение в педагогическую практику наиболее эффективных программ и методических разработок, адаптированных к профессиональному обучению лиц с ОВЗ; привлечение внимания педагогических работников и общественности к проблеме обеспечения доступности профессионального образования лицам с ОВЗ в Кемеровской области.
Критерии оценки конкурсных работ:
- учет индивидуальных особенностей, возможностей и состояния здоровья обучающихся при подборе форм и методов;
- инновационный, творческий подходы, оригинальность идеи;
- практическая и социальная значимость;
- наличие критериев эффективности и результативности методических разработок;
- культура оформления работы (соответствие работы требованиям конкурса, научный
стиль изложения, последовательность, грамотность).
Ознакомившись с конкурсными материалами, жюри вынесло решение: присудить первое место Игорю Сергеевичу Колмогорцеву, преподавателю специальных дисциплин ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка», за методическую разработку «Организация дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья»; второе место — Николаю Юрьевичу Семиболому-ту, преподавателю физической культуры ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум», за методическую разработку «Физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; третье место — Роману Сергеевичу Казакову, руководителю научно-методического отдела ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум», за социально значимый проект «Качество жизни».
Представленные разработки содержат ценную и практическую информацию по организации профессионального обучения и профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ.
Методическая разработка победителя конкурса Игоря Сергеевича Колмогорцева «Организация дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья» чрезвычайно актуальна в настоящее время, поскольку использование технологий дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования Кузбасса еще не получило достаточного распространения, и опыт педагогической деятельности в этой области заслуживает особого внимания.
Работа направлена на создание в колледже равных условий для получения качественного образования лицами с ОВЗ в соответствии с их интересами и потребностями через развитие системы дистанционного образования с использованием интернет-технологий.
В рамках данной работы решаются следующие задачи:
- разработка пакета нормативных документов по организации дистанционного обучения для лиц с ОВЗ;
- повышение квалификации педагогов в аспекте технологии дистанционного обучения;
- создание адаптированных к дистанционному обучению программ и других учебно-методических материалов по различным дисциплинам и профессиональным модулям профессиональных образовательных программ, реализуемым в колледже;
- расширение социального партнерства с учреждениями дополнительного образования, вузами, государственными и бизнес-структурами;
- обобщение опыта по применению технологии дистанционного обучения для лиц с ОВЗ (практические рекомендации для педагогов по организации в колледже дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Организация дистанционного обучения для лиц с ОВЗ в Профессиональном колледже г. Новокузнецка осуществляется по следующим направлениям:
1. В рамках деятельности ресурсного центра по подготовке кадров в сфере информационных технологий создается структурное подразделение, ответственное за организацию дистанционного обучения для лиц с ОВЗ. В дальнейшем планируется организовать учет абитуриентов, обучающихся и выпускников с ОВЗ на этапах их поступления, обучения и трудоустройства.
Рекомендуется введение в штат организации должности тьютора, курирующего процесс обучения и работающего индивидуально с каждым обучающимся с ОВЗ, поскольку именно тьютор обеспечивает индивидуальную траекторию обучения, организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.
2. В рамках диагностической работы педагогами-психологами центра здоровья и развития личности (дополнительное структурное подразделение в колледже) осуществляется комплексный сбор сведений о подростке с ОВЗ на основании диагностической информации, изучение развития его эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, изучение адаптивных возможностей и уровня социализации.
3. В рамках коррекционно-развивающей работы педагоги-психологи центра и социальные педагоги обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ для обучения их по технологиям дистанционного обучения, осуществляют дополнительное обучение педагогов колледжа с целью получения ими знаний о психофизических особенностях лиц с ОВЗ и специфике приема-передачи учебной информации, применении специальных средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека. Психологи и социальные педагоги знакомят педагогов с результатами диагностик индивидуально, на методических объединениях; осуществляют индивидуально ориентированную психолого-педагогическую по-
мощь подросткам; выявляют причины социальной дезадаптации обучающихся; составляют и реализуют программы коррекции развития обучающихся на основе диагностических данных; консультируют педагогов, родителей по вопросам коррекции развития обучающихся; проводят тренинги для педагогов по работе с обучающимися.
4. В рамках сотрудничества с работодателями и учреждениями социокультурной среды города осуществляется работа с социальными службами по организации социальной защиты подростков с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи актуально социальное партнерство Профессионального колледжа г. Новокузнецка с Новокузнецким государственным гуманитарно-техническим колледжем-интернатом для лиц с ОВЗ по организации и проведению совместных семинаров преподавателей, студенческих конкурсов и олимпиад.
5. В рамках материально-технического обеспечения в настоящее время решается проблема создания в колледже мультимедиалабо-ратории с эргономичными рабочими местами, доступным специализированным программным и аппаратным обеспечением для использования его лицами с ОВЗ.
6. В рамках учебно-методического обеспечения в колледже разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие спецкурсы, направленные на адаптацию лиц с ОВЗ за счет часов вариативной части, а именно: дисциплины для подготовки к дальнейшему инклюзивному обучению, использованию специализированных средств и т. п.
7. Для организации обучения лиц с ОВЗ с применением дистанционных технологий колледжем используется информационная площадка (электронный ресурс сети Интернет) на которой формируется техническая поддержка процесса обучения, учебно-методический материал, проводятся индивидуальные контрольно-оценочные мероприятия (тестирование, выполнение и оценивание лабораторных и практических работ). В колледже такой площадкой является сайт, где созданы механизмы интерактивного общения обучающегося с преподавателями дисциплин и тьютором, возможность обмена информацией между пользователями сайта (обучающимися и преподавателями) посредством электронных писем, мгновенный обмен электронными сообщениями учеников с преподавателями.
На сайте размещен учебно-методический материал по различным дисциплинам в виде
конспектов лекций, заданий для самоконтроля, практических и лабораторных работ. Преподаватели колледжа формируют учебно-методический материал в электронном виде, что существенно упрощает его адаптацию для интеграции на интернет-сайт колледжа. Это позволяет наращивать банк учебно-методического материала, представленного на сайте. Материал разделен по темам и разделам для каждой из дисциплин.
Дистанционные технологии ориентированы на большую самостоятельность обучаемого: он самостоятельно планирует свое время и расписание изучения дисциплин.
Перед началом обучения организуются консультации по возможностям используемого программного обеспечения, методам работы с ним. Обращается особое внимание на специальные возможности используемого ПО и операционной системы в области настройки его для применения лицами с ОВЗ: возможности настройки цветовой гаммы (высококонтрастные цветовые схемы) и размеров шрифтов, аудиодублирова-ние текстовой информации (экранный диктор), экранная клавиатура, подключение и настройка специализированных устройства ввода-вывода (например, монитор Брайля) и т. п.
Обучающегося знакомят с учебными планами и программами, формами и методами контроля, электронными ресурсами (интернет-сайтом, средствами общения с преподавателями и тьютором), процедурами идентификации, картой электронного ресурса, структурой, формами и методами выдачи учебного материала. Проводится эта работа индивидуально, по возможности в очной форме или в интерактивном режиме.
На сайте колледжа организованы персональные онлайн-консультации, а также проводятся вебинары с возможностью интерактивного общения обучающихся с преподавателем непосредственно в процессе проведения урока. Составляется расписание персональных он-лайн-консультаций для каждого обучающегося с учетом его особенностей.
В зависимости от программы обучающийся и его родители получают рекомендации по работе со специализированным программным обеспечением, необходимым для выполнения лабораторных и практических работ.
Сайт дает возможность проводить электронное тестирование. Для повышения валидности процедур идентификации обучающегося при применении дистанционных форм обучения с использованием сети Интернет в колледже,
помимо стандартных процедур идентификации (имя пользователя и пароль), используется защищенное соединение (например, SSL) и индивидуальные электронные сертификаты для кодирования информации и наложения электронной цифровой подписи. Такой подход особенно актуален при осуществлении контроля усвоения учебного материала (электронное тестирование, выполнение и отправка на проверку лабораторных и практических работ).
Сайт колледжа может служить площадкой для осуществления процесса обучения с применением дистанционных технологий. Однако есть и проблемы, которые необходимо решить в ходе реализации технологий дистанционного обучения лиц с ОВЗ:
• адаптировать учебные планы, программы дисциплин и модулей к применению в процессе обучения лиц с ОВЗ;
• адаптировать учебно-методический материал к использованию обучающимися с ОВЗ в соответствии с существующими требованиями и рекомендациями;
• формировать материально-техническую базу и комплекс программного обеспечения для применения его в процессе обучения лиц с ОВЗ;
• готовить преподавательский состав колледжа для работы с обучающимися с ОВЗ.
В данной методической разработке представлены рекомендации по адаптации электронных учебных материалов для обучающихся с ОВЗ.
Также для реализации дистанционного обучения требуется создание в образовательной организации специального подразделения, отвечающего за организацию дистанционного обучения. Это подразделение должно иметь в штате тьюторов, отвечающих за организационный аспект обучения, и техников, отвечающих за работоспособность программно-аппаратного комплекса и его модификацию в процессе дистанционного обучения.
Современный уровень развития информационных технологий дает новые возможности для организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: пер-сонализация образования, интеграция педагогических и информационных технологий, переход к открытому содержанию образования в связи с развитием интернет-технологий и сетевых ресурсов. Обучающимся обеспечивается доступ к базе учебных материалов, которые они могут изучать в любое удобное время. Появляется возможность несколько раз повторять основные положения, широко использовать иллюстрированные материалы. В обязательном порядке дистанционное обучение предусматривает постоянный контакт с преподавателем: посредством видеосвязи, чат-семинаров, чат-консультаций или электронной почты всегда можно задать вопрос, получить консультацию. Использование дистанционного обучения позволяет решить проблемы, возникающие перед людьми с нарушениями зрения, слуха, ограничением двигательных функций, осуществить индивидуальный подход.