СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Профессиональный колледж г. Новокузнецка
Риски и меры реагирования (SWOT-анализ)
Сильные стороны Слабые стороны
Организационная поддержка создания СЦК со стороны ДОиН КО и РКЦ Сжатые сроки подготовки документов для аккредитации СЦК
Активное привлечение социальных партнеров для организации и проведения чемпионатов, обучения Недостаток финансовых ресурсов для подготовки инфраструктуры тренировочного центра
Опыт разработки регламентирующих документов РЧ, организация и проведение их Недостаточный опыт участия в создании СЦК
Опыт разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ, дополнительных профессиональных программ, использования современных технологий обучения Отсутствие реализации мер материального стимулирования студентов и преподавателей
Возможности Угрозы
Активное взаимодействие с социальными партнерами по привлечению их для проведения занятий на базе СЦК (приглашение высококвалифицированных специалистов из других регионов) Риск изменения порядка проведения аккредитации со стороны Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
Возможность повышения квалификации преподавателей колледжа Недостаточный уровень мотивации некоторых преподавателей колледжа к реализации проекта
Популяризация участия студентов в мероприятиях ведущих ОО, продвижение опыта студентов-призеров и победителей чемпионатов. Повышение престижа профессии «педагог» Риск неэффективной работы в процессе подготовки к аккредитации СЦК
Аннотация
Одним из направлений современной государственной образовательной политики в России выступает повышение доступности и качества образования для всех категорий граждан. Организация дистанционного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование».
Благодаря технологиям дистанционного обучения возможно включение студентов с ограничениями в передвижении в систему профессионального образования. Удаленное обучение позволяет получить не только образование, а также дает возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Естественно, это содействует интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в социум.
Профессиональные образовательные организации, обучающие студентов с ограничениями в передвижении, решают проблемы:
• снабжения участников комплектами компьютерного и цифрового учебного оборудования, оргтехникой, программным обеспечением;
• подключения рабочих мест обучающихся к высокоскоростным каналам сети Интернет;
• технического обслуживания оборудования и оплаты за пользование чужими информационными образовательными ресурсами;
• адаптации образовательного процесса под потребности инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для решения вышеперечисленных проблем необходима концентрация ресурсов. Такой инфраструктурой может стать ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, организованный на базе Профессионального колледжа г. Новокузнецка.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (59) 2018
73
Цель проекта
Комплексное информационно-технологическое обеспечение доступности профессионального образования инвалидам и лицам с ОВЗ через использование облачной системы электронного обучения «Академия-Медиа 3.0».
Задачи проекта
1. Обеспечить работу облачной системы электронного обучения «Академия-Медиа 3.0» с ее специализированными подсистемами.
2. Организовать обучение персонала колледжа и других профессиональных образовательных организаций по освоению и внедрению облачной системы электронного обучения.
3. Создать силами педагогов дополнительные электронные учебно-методические комплексы по профессиям и специальностям (ориентированные на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ).
4. Обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся колледжа и других профессиональных образовательных организаций (инвалидов и лиц с ОВЗ) и их участие в сетевых формах реализации образовательных программ.
5. Передать опыт организации инновационной доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ коллегам из других профессиональных образовательных организаций региона и других регионов (конференции, семинары, консультации).
Характеристика продукта проекта
(результаты проекта)
Облачная система электронного обучения «Академия-Медиа 3.0» с ее специализированными
- управленческие команды -
подсистемами станет образовательным ресурсом, обеспечивающим комплексный (образовательный, управленческий, информационный и коммуникативный) функционал дистанционного профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
На базе РУМЦ будет организовано повышение квалификации педагогических работников и социальных партнеров по вопросам инклюзивного образования.
Ресурсным центром будет создан (сетевой) банк учебно-методических материалов (программы дисциплин и модулей, фонды оценочных средств, методические рекомендации по подготовке обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ, том числе для конкурса «Абилимпикс» и др.). Банк будет совместно использоваться образовательными организациями для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Создание РУМЦ обеспечит прозрачность информационно-аналитической деятельности образовательных организаций, реализующих программы СПО для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, и маркетинговое продвижение образовательных услуг для выпускников школ с инвалидностью и ОВЗ.
Развитие социально-партнерских отношений между РУМЦ, предприятиями и организациями, центром занятости населения, местными органами власти. В перспективе — участие и проведение консультаций, профессиональных стажировок, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др. Предполагаемые итоги, демонстрация передовых методов обучения будут представлены на научно-практических конференциях и в публикациях.
Содержание работ
Наименование мероприятий Сроки начала и окончания (мес.,год ) Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей)
Круглый стол, посвященный созданию РУМЦ, с приглашением представителей администрации и общественности Кемеровской области, родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, общественных организаций, занимающихся вопросами реабилитации и образования инвалидов и просвещением их родителей, СМИ Январь, 2018 В заседании круглого стола примет участие не менее 40 человек: по 1-2 представителю из органов образования, социальной защиты, муниципальной и областной администрации; не менее 3 представителей от СМИ; не менее 10 волонтеров из городской Ассоциации «Доброе дело» и др., заинтересованных в решении проблем профессионального обучения граждан-инвалидов
Семинар по обучению профессионально-педагогических работников освоению и внедрению информационно-технологической платформы для РУМЦ инклюзивного образования Февраль, 2018 Обучение пройдут не менее 10 педагогов. В основной состав команды будет отобрано 10 человек, которые будут заняты непосредственно в обеспечении функционирования информационно-технологической платформы
управленческие команды
Адаптация сайта в специализированный интернет-портал для доступа инвалидов и лиц с различными группами ОВЗ и нозологиями Март, 2018 Адаптированный сайт для доступа инвалидов и лиц с различными группами ОВЗ и нозологиями (работа команды проекта из 10 педагогов)
Семинар-тренинг «Мир равных возможностей» (особенности работы с инвалидами лицами с ОВЗ). Методика и организация занятий с использованием информационно-технологической платформы электронного обучения Май, 2018 Обучение пройдут не менее 40 педагогов образовательных организаций
Разработка учебно-методического обеспечения РУМЦ с использованием информационно-технологической платформы электронного обучения Разработка кейсов по подготовке к «Абилимпикс» Июнь - декабрь, 2018-2019 Подготовка учебно-методических материалов по направлению «Информатика» для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
Проведение обучающих инструктажей с преподавателями по работе с новыми методическими материалами В течение всего периода Работа команды проекта из 10 педагогов
Проведение семинаров, мастер- классов, консультаций с педагогами профессиональных образовательных организаций, занимающимися реализацией инклюзивного образования, с целью обмена опытом и создания банка учебно-методических материалов 2018-2019 Не менее 3 семинаров и мастер-классов. Количество участников не менее 100 человек — волонтеры, педагоги, психологи, родители обучающихся с ОВЗ
Проведение мониторинга целевой группы обучающихся, их удовлетворенности от реализации программы создания РУМЦ и заполнение карт сформированности умений и навыков у обучающихся с особенностями в развитии и динамики их развития Октябрь, 2019 В опросе примет участие не менее 100 человек — обучающихся и их родителей, социальных тьюторов. Будут заполнены карты сформированности умений и навыков у обучающихся с особенностями в развитии и динамики их развития при обучении с использованием информационно-технологической платформы
Сроки реализации проекта
I этап — подготовительный (сентябрь — декабрь 2017 г.)
II этап — основной, или практический (январь 2018 г. — сентябрь 2019 г.)
III этап — заключительный, или итоговый (октябрь — декабрь 2019 г.)
Ресурсы проекта
Колледж имеет современную учебно-материальную базу в области IT-технологий (компьютеры последнего поколения, современное программное обеспечение к ним) и развивает ее. Колледж оснащен специальными техническими средствами и программным обеспечением для обучения студентов-инвалидов различных нозо-логий, в частности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются виртуальные экранные клавиатуры, головные и ножные компьютерные мыши, выносные компьютерные кнопки и джойстики. На образовательном портале колледжа установлена облачная система электронного обучения «Академия-Медиа 3.0».
Колледж обеспечен высококвалифицированными кадрами, владеющими IT-технологиями, прошедшими профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющими опыт по разработке электронных учебно-методических комплексов, виртуальных практикумов и контрольно-оценочных средств, организации семинаров, курсов повышения квалификации, мастер-классов, круглых столов, консультаций, в том числе в онлайн-режиме. Педагоги колледжа одновременно с педагогической деятельностью сочетают работу в качестве экспертов национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилим-пикс» (Abilympics).
Профессиональный колледж г. Новокузнецка является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Кемеровской области.
СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО САДА-ПИТОМНИКА «ГОРТЕНЗИЯ»
Тяжинский агропромышленный техникум
Риски и меры реагирования
Риск Вероятность Возможные последствия Мероприятия по минимизации
Рост конкуренции на рынке образовательных услуг Ниже среднего Уменьшение количества обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ Постоянный мониторинг потенциально перспективных мест набора обучающихся, реклама специальностей и ОУ
Несвоевременная поставка информационно-технологической платформы, предназначенной для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ Ниже среднего Невозможность системной организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ Заключение договоров с поставщиками облачной системы электронного обучения «Академия-Медиа» с четкой фиксацией обязательств сторон
Низкая активность профессиональных образовательных организаций в работе РУМЦ Средняя Нежелание заключения договоров о сетевом взаимодействии Мотивация профессиональных образовательных организаций региона к участию в сетевых формах реализации образовательных программ
Рост инфляции Средняя Увеличение стоимости услуги Заключение договоров с поставщиками с четкой фиксацией цен
Аннотация проекта
Проект направлен на развитие материально-технической базы как необходимого условия для успешного формирования профессиональных компетенций по отдельным видам профессиональной деятельности, осваиваемых в рамках программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена, в первую очередь сельскохозяйственного профиля, а также разработку методического сопровождения по использованию этого ресурса. Проектом предусматривается создание учебного питомника плодовых и декоративных культур на базе учебно-производственного хозяйства техникума, подготовка методических указаний и рекомендаций по проведению практических занятий и учебной практики. Учебный сад-питомник позволит проводить комплекс практических работ с многолетними древесными и кустарниковыми растениями на базе техникума, что соответствует требованиям к результатам освоения ОПОП, в то время как специализированных хозяйств или их отделений, где можно провести данные работы, в Тяжинском районе нет. Предусматривается также возможность реализации части продукции учебного питомника населению с целью выведения проекта на самоокупаемость.
Цель проекта
Создание учебного сада-питомника для формирования профессиональных компетенций, осваиваемых в рамках видов профессиональной деятельности: «Производство и первичная обработка продукции растениеводства», «Эксплуатация сельскохозяйственной техники», «Производство сертифицированных семян и посадочного материала», «Благоустройство и озеленение придомовых территорий».
Задачи проекта
1. На основе результатов анализа сложив -шейся практики подготовки квалифицированных рабочих, специалистов и потребностей работодателей разработать план мероприятий по ее усовершенствованию.
2. Провести модернизацию материально-технической базы техникума посредством создания на базе учебно-производственного хозяйства учебного сада-питомника плодовых, ягодных и декоративных культур.
3. Скорректировать основные профессиональные образовательные программы «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Механизация сельского хозяйства», «Сервис домашнего и комму-